Центральный Дом Знаний - Значение социального партнерства в решении проблем охраны труда

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Значение социального партнерства в решении проблем охраны труда

Скачать работу "Значение социального партнерства в решении проблем охраны труда"

Значение социального партнерства в решении проблем охраны труда

Введение

В настоящее время среда является не только необходимой средой обитания человека, но и носителем неблагоприятных для людей факторов. Человеку в процессе своей жизнедеятельности необходимо принимать какие-либо меры для своей защиты от этих неблагоприятных факторов. Функции таких мер разнообразны: они должны защищать человека в быту и на работе, должны соответствовать характеру деятельности человека, охранять его от травм и заболеваний. Таким образом, это должен быть комплекс специальных мероприятий, адекватный неблагоприятному воздействию окружающей среды. Степень безопасности жизнедеятельности человека в данных условиях окружающей среды зависит от того, насколько этот комплекс совершенен, насколько полно и эффективно он защищает человека.

Естественно, условия окружающей среды влияют на содержание такого комплекса защитных мер. Так, в быту на них оказывают существенное влияние климатические условия, в процессе труда — характер и условия трудовой деятельности человека.

Охраной труда называют разработку и использование мер, защищающих человека в процессе труда, составляющих содержание человеческой деятельности. Она является важнейшей составляющей безопасности жизнедеятельности человека.

Область человеческой деятельности, которая называется "безопасность жизнедеятельности”, включает три взаимосвязанных раздела: "охрана окружающей среды (экология)”, "охрана человека в быту”, "охрана человека в процессе труда”. В охране труда тоже можно выделить социально-экономические меры защиты человека, правовые, медико-биологические мероприятия, техники безопасности, которые являются основной частью охраны труда.

С другой стороны охрану труда можно рассматривать как систему обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей в процессе трудовой деятельности, в которую включены организационно-технические, правовые, лечебно-профилактические, социально-экономические, санитарно-гигиенические, реабилитационные мероприятия и т. д.

Отсюда следует, что охрана труда — это особый вид общественных отношений людей, в которые вступают они между собой для защиты себя от неблагоприятных производственных условий. Для этого требуется решение ряда проблем, которые содержатся в самом определении охраны труда.

Комплексность — вторая особенность охраны труда. Комплексность проблемы определяется ее сложностью. Отношения людей при решении проблем охраны труда имеют многообразный характер: юридические, социальные, технические и даже биологические особенности. Рассмотрим их.

Охрана человека в процессе труда требует изучения физических явлений, связанных с этой проблемой.

Охрана труда должна содержать определенные социальные действия: определение норм поведения в процессе труда, оценка экономических аспектов охраны труда, принятие законов и нормативных документов в области охраны труда и др.

Необходимы для охраны человека знания биологических особенностей, имеющих значение в процессе труда.

Человек должен быть в состоянии разработать соответствующие технические решения.

Данные действия должны представлять собой систему. Системный подход необходим в решении проблемы охраны труда и является следствием ее большой комплексности. Перечисленные действия людей должны находиться в тесной взаимосвязи, быть скоординированными и едиными в достижении поставленной цели, которой является защита труженика. Только при таком подходе будет достигнута высокая эффективность защиты человека.

Принятие законов об охране труда, в которых определяются основные правила взаимоотношений людей в процессе труда, является основной задачей общества в деле охраны труда. Одной из главных задач общества в них стоит задача охраны здоровья человека и определение основных путей ее решения, в том числе в условиях производства.

Одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период является обеспечение безопасности труда человека на производстве. Травмы и несчастные случаи на производстве влекут за собой огромные экономические потери, а порой означают физические страдания и зачастую смерть людей.

При сложившихся на сегодняшний день рыночных и социально-политических условиях увещевания и призывы состояние условий и охраны труда не могут изменить. Чтобы изменить уже сложившуюся в этой области ситуацию, нужно приложить немало усилий: необходимо юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом.

Создание системы стандартов по безопасности трудовой деятельности, ряда отраслевых нормативных документов (правил безопасности, инструкций по безопасному ведению работ и др.), правил по охране труда и межотраслевых норм является попыткой развития законодательных положений. Сюда можно отнести целый ряд документов, которые регулируют экономические и социальные аспекты охраны труда: проблемы трудовой дисциплины, обучения, реабилитации инвалидов труда, планирования и стимулирования работ по охране труда, финансирование работ по охране труда, их экономическая эффективность, труд женщин и подростков, социальное страхование и др.

Несомненно, законодательная и нормативная деятельность в сфере деятельности по охране труда должна иметь механизм своей реализации, включающий общегосударственные институты (органы власти, прокуратура и др.), специальные институты организации и управления охраной труда.

Координацию и направление основной деятельности в области охраны труда отраслевых министерств и ведомств осуществляет высший межотраслевой специальный институт — Министерство труда и социального развития РФ. Контроль административной деятельности в области охраны труда осуществляет ряд ведомств, наделенных правами государственного контроля: Госэнергонадзор, Госгортехнадзор, Госпожнадзор, Госатомнадзор. Осуществляется профсоюзный контроль. На предприятиях имеются службы охраны труда. В региональных комитетах по труду имеются отделы управления охраной труда.

Проблема обеспечения безопасности труда представляет собой сложную задачу. Процесс создания необходимых предпосылок в нашей стране для ее решения идет очень медленно, так как необходим комплексный подход. Поэтому большая роль отводится профсоюзам, которые на всех уровнях должны отстаивать декларированные в Конституции РФ права граждан на охрану труда и здоровье.

Сегодня работа профсоюзов по обеспечению охраны труда более чем актуальна, поскольку ее сердцевиной является человек на производстве. Улучшение условий охраны труда, экологической обстановки, укрепление здоровья трудящихся — основополагающие задачи для всех профсоюзов и их объединений, как на ближайший период, так и на долгосрочную перспективу.

Несмотря на то, что законотворчество в сфере охраны и условий труда в настоящее время осуществляется с учетом современных тенденций и в целом соответствует требованиям конвенций Международной Организации Труда, приходится констатировать, что вопрос об охране труда и обеспечении безопасности на производстве, гарантии трудовых и социальных прав работающих стоит очень и очень остро.

Для сегодняшней промышленности характерно массовое применение устаревших технологий, а также машин и оборудования с конструктивными недостатками.

Удельный вес предприятий с неудовлетворительными условиями труда на сегодняшний день достиг 45 %, а с крайне неудовлетворительными — 42,5 %. На этих предприятиях износ основных фондов составляет 50 – 80 %.

Физически и морально изношенное оборудование не может стабильно работать. Чем больше срок эксплуатации оборудования, тем больше вероятность аварий. Специалисты считают, что в России быстрыми темпами пошел процесс технического распада, страна становится фактором риска, как для самой себя, так и для других государств.

Состояние основных производственных фондов, трудовая дисциплина на производстве со всей очевидностью показывают, что становится реальной угроза техногенных аварий и катастроф, а с ними людских и экономических потерь.

Это значит, что техногенные катастрофы типа аварии на атомной подводной лодке "Курск” или пожара на Останкинской башне будут случаться все чаще и чаще.

Все это заставляет любого здравомыслящего человека содрогнуться и очень задуматься.

Цифры и факты свидетельствуют, что предприятия все больше и больше превращаются в "горячие точки”. Так, за последние пять лет на производстве погибли 27,4 тыс. человек, причем только в 2000 г. 5,7 тыс. человек и получили травму около 152,1 тыс. человек. Хотя по статистическим данным в России идет некоторое снижение общего травматизма, однако уровень травматизма остается прежним. По отношению к объему реального производства показатели травматизма, профессиональной заболеваемости, а также смертности растут. Темпы их роста в перерасчете на единицу выпускаемой продукции в последние годы составляют, по подсчетам специалистов, 15 – 20 % в год.

Потери рабочего времени из-за нетрудоспособности пострадавших на производстве составили в 2000 г., по официальным данным, 4,3 млн. человеко-дней. В целом в структуре трудопотерь от временной нетрудоспособности до 40 % обусловлено заболеваниями, прямо или косвенно связанными с неудовлетворительными условиями труда.

Даже по данным Госкомстата России, численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в основных отраслях экономики Российской Федерации за последние пять лет имеет устойчивую тенденцию к росту (1996 г. — 17.1 %, 2000 г. — 18,1 %).

Неудовлетворительные условия труда влекут стабильно высокий уровень профессиональной заболеваемости. За последние 5 лет зарегистрировано около 58 тыс. больных с впервые выявленным диагнозом профзаболевания, в 2000 г. — 9280 человек, или 1,78 человека на 10 тыс. работающих. При этом около 97 % от общего числа профзаболеваний (отравлений) проходится на хронические заболевания (отравления), приводящие к ограничению профессиональной пригодности и трудоспособности.

Работодатели не принимают эффективных мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, ограничиваясь выплатой льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда в промышленности. В настоящее время льготы и компенсации получают 39,7 % работающих.

По расчетам специалистов, затраты на льготные выплаты в связи с неблагоприятными условиями труда в 2 раза превышают средства, идущие на улучшение условий труда.

Иными словами, с помощью льготных выплат и пенсий работников в большинстве случаев вынуждают мириться с опасными и вредными условиями труда, которые приносят огромный ущерб, как здоровью человека, так и государству.

Вызывает озабоченность состояния охраны и условий труда женщин и подростков. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом смертельный травматизм среди женщин вырос на 14,5 %. За этот же период с 12,1 % до 12,5 % увеличилась доля женщин, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сейчас их более 1 млн. или 14,7 %.

На рабочих местах, не отвечающих требованиям санитарных норм и правил, трудится более 5 млн. женщин. Свыше 1 млн. человек занято тяжелым физическим трудом.

По данным обязательных медицинских осмотров, от трети до половины женщин страдают различными производственно — обусловленными заболеваниями, а доля женщин с впервые выявленным диагнозом профессиональное заболевание и отравление составляет 25 %.

Статистика свидетельствует, что в последние годы каждая пятая женщина, признанная инвалидом, утратила трудоспособность в возрасте моложе 45 лет.

Особенно остро стоит проблема улучшения труда беременных женщин. Практически ликвидирована система трудоустройства беременных женщин на работу с более легкими и безопасными условиями труда, прекращено снижение им норм выработки и обслуживания.

Кроме того, следует отметить такое обстоятельство как ухудшение в стране демографической ситуации, рост младенческой и материнской смертности.

Проведенные ФНПР исследования условий труда женщин — работниц, состояния их труда и здоровья дали довольно низкую социальную оценку уровня их жизни в современных условиях.

Еще одной серьезной проблемой в сфере охраны труда является ухудшение обеспечения работающих специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Проведенные технической инспекцией труда ФНПР целевые проверки показали, что за последние годы резко (в 4 раза) уменьшились объёмы производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Практически прекращено производство спецодежды для некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Неконтролируемый рост цен на средства индивидуальной защиты привел к тому, что предприятия прекращают их приобретение или покупают дешевую несертифицированную защитную продукцию. И как результат — возникновение многочисленных кустарных производств, выпускающих спецодежду, не отвечающую требованиям норм и не обеспечивающую защиту от вредных и опасных факторов.

Высокая стоимость спецодежды, а иногда и невозможность по экономическим и техническим причинам выполнять все предъявляемые нормативные требования охраны труда толкают работодателей на путь предоставления доплат, льгот и компенсаций.

Все перечисленные выше проблемы заставляют глубоко задуматься и искать механизмы и пути их решения.

На IV съезде ФНПР поднимались эти серьезные проблемы. В принятой Резолюции "О проблемах охраны труда и окружающей среды” отмечалось, что, несмотря на принимаемые меры, в том числе обновление и совершенствование нормативной правовой базы, заложение основ для создания механизма экономической заинтересованности работодателя в создании и обеспечении на производстве безопасных условий труда, состояние безопасности труда остается неудовлетворительным. Свидетельство тому — темпы роста травматизма и профзаболеваемости в перерасчете на единицу выпускаемой продукции составили 15 – 20 % в год, ежегодно с профессиональной патологией выявляется около 10 тыс. человек. Съезд отметил, что неудовлетворительные условия, охрана труда, экологическая обстановка обусловили ухудшение состояния здоровья населения, рост инвалидности трудоспособного возраста. IV съезд ФНПР призвал все членские организации сосредоточить внимание на реализации постановления Генерального Совета ФНПР от 26 сентября 2001 года "О работе ФНПР по обеспечению охраны труда и социальной защиты членов профсоюзов”. В принятой резолюции съезд потребовал от Правительства принять меры по вводу государственной системы управления охраной труда, созданию механизма экономического стимулирования деятельности по улучшению условий труда, усилению внимания к профилактике и устранению причин, порождающих травматизм и профзаболеваемость, созданию законодательной и нормативной правовой базы, соответствующей социально-экономической обстановке в стране.

Основной целью данного исследования является усиление роли социального партнерства в решении проблем в области охраны труда, создание механизма социальной защиты трудящихся в виде сбалансированной системы государственных и рыночных регуляторов и усиления роли профсоюзов в системе управления охраной труда.

А основными задачами работы являются: анализ законодательства в области охраны труда и практика его применения, анализ деятельности профсоюзных организаций по охране труда и её место и роль в системе социального партнерства на уровне субъекта РФ и отрасли.

2. Правовые основы охраны труда

2.1. МОТ о защите прав работников на безопасные условия труда

Международная Организация Труда (МОТ) была создана в 1919 году как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. МОТ объединяет представителей правительств, работодателей и работников.

Согласно Уставу МОТ, одной из основных задач, возложенных на эту организацию, является защита работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из более 300 конвенций и рекомендаций МОТ более трети прямо или косвенно связано с проблемами безопасности и гигиены труда, а более 40 документов посвящены этим вопросам.

Среди документов, непосредственно связанных с охраной труда, наиболее важную роль играет Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№ 155). В нашей стране конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 № 58-ФЗ. Конвенция определяет основные принципы национальной политики в области безопасности, гигиены и условий труда и предусматривает, что каждое государство в соответствии с национальными условиями и по согласованию с наиболее представительными объединениями работодателей и работников разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области безопасности и гигиены труда.

Цель этой политики — предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний путем минимизации производственных рисков.

Конвенция определяет основные направления такой политики. Она устанавливает и подробно описывает серию мероприятий на национальном уровне и уровне предприятия.

Дополняет Конвенцию Рекомендация 1961 года (№ 164) о безопасности и гигиене труда. Эта рекомендация расширяет перечень мероприятий по обеспечению охраны труда на национальном уровне. Так, в ней более подробно рассматриваются аспекты законотворческой работы, в том числе регулярный пересмотр законодательства в свете накопленного опыта и достижений научно-технического прогресса; предусматривается разработка специальных программ обучения и подготовки рабочих-мигрантов на их родном языке; разработка мер по предупреждению аварий, мероприятия для работающих инвалидов.

В рекомендации обращено внимание на необходимость координации деятельности в области безопасности и гигиены труда, осуществляемой на национальном, региональном и местном уровне государственными органами, работодателями и работниками, их объединениями, другими заинтересованными лицами.

Мероприятия на уровне предприятия, установленные Конвенцией № 155, дополнены такими пунктами, как учет требований охраны труда и гигиены труда в организации трудового процесса, снятие физической и психологической усталости работников. Подчеркивается, что средства индивидуальной защиты, спецодежда предоставляются работникам бесплатно.

А Рекомендация 1961 г. (№ 164) устанавливает возможность создания комитетов (или совместных комитетов) по безопасности и гигиене труда, рассматривает права их представителей получать необходимую информацию, консультации, иметь гарантии защиты от увольнения, обладать правом доступа ко всем рабочим местам, обращаться в инспекцию труда, участвовать в переговорах.

Ряд правовых норм охраны труда содержится в Конвенции 1977 года (№ 148), Рекомендации 1977 года (№ 156) о производственной среде (загрязнение воздуха, шум, вибрация), Конвенции 1985 года (№ 161) и Рекомендации 1985 года (№ 171) о службах гигиены труда, Конвенции 1990 года (№ 170) и Рекомендации 1990 года (№ 177) о безопасности при использовании химических веществ на производстве, Рекомендации 1929 года (№ 31) о предотвращении несчастных случаев на производстве, Конвенции и Рекомендации 1947 года (№ 81) об инспекции труда, Конвенции 1978 года (№ 150) о регулировании вопросов труда.

2.2. Федеральное законодательство в области охраны труда

Законодательную основу охраны труда в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ. Ряд вопросов, имеющих отношения к охране труда, регулируется Федеральным законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24 июля 1998 г. № 125-Ф.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена в Кодексе об административных правонарушениях.

Основополагающим источником отечественного права в целом, в том числе и области охраны труда, является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Являясь Основным Законом, она обладает высшей юридической силой. Все остальные законы и иные нормативные правовые акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства” (ст. 2).

Право каждого человека на безопасные и здоровые условия труда, на охрану труда гарантируется как международными правовыми нормами, закрепленными Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., так и статьями 7 и 37 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей. Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Конституция РФ утверждает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их размещения, включая право на забастовку, а также право на отдых (ст. 37).

Статья 46 Конституции гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод.

Конституция гласит, что сокрытие должностными лицами факторов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом (ст. 41).<.......>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24