Центральный Дом Знаний - Психофизиология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Психофизиология

Скачать работу "Психофизиология"

Психофизиология

Введение

Забота о психическом и физическом здоровье детей является одной из граж­данских обязанностей взрослых. Гарантом обеспечения здоровья детей выступает общество и государство. Общество осуществляет эту заботу через ее ячейку — семью. Государство декларирует эту заботу через конституцию. Независимо от государственного устройства каждому будущему гражданину гарантируются воз­можности приобретения психического и физического здоровья в системе госу­дарственного, негосударственного и семейного образования.

Актуальность данной темы обусловлена растущим беспокойством общества в связи с ухудшением здоровья, физического развития, работоспособ­ности населения в целом, детей в особенности. Поэтому работа на­правлена на открытие содержания двигательной деятельности детей как средства активного физического и личностного становления ребенка. Тем более что работ, изучающих специфические формы деятельности детей, исследования двигательной деятельности детей занимают не­значительное место. Наше теоретическое исследование предполагает рассмотреть развитие ребенка в процессе становления и развития его двигательной деятельности.

Двигательная деятельность ребенка выступает для нас одним из условий раз­вития его личности. Хотя личностное представляется как «погруженность чело­века в жизненные миры других людей», как «формы представленности человека в человеке», как «инобытие человека в других людях», оно не может, как мы полагаем, рассматриваться вне участия тела ребенка со всем арсеналом его двигательных действий, во всех формах его взаимодействия с физической и социальной средой. С одной стороны, субъектность самосознания ребенка обна­руживает себя в установлении «территории Я», а с другой — в стремлении выйти за пределы этой территории, чтобы обрести отраженность в других людях. Запаздывание становления субъектности ребенка в двигательной деятельности, из-за размытости границ «актуального пространства» двигательных действий, может проявляться в агрессии или в аутизме ребенка. Неразвитость субъектности ребенка в двигательной деятельности ведет к его обособлению, к отчуждению от социальной среды. Расширение области психологической практики за счет вклю­чения в нее проблемы становления и развития двигательной деятельности ребен­ка как его способности овладевать пространством собственных двигательных действий способствует развитию и сферы педагогической и коррекционной работы с детьми.

В свете изложенного, мы выдвигаем предметом двигательной деятельности ребенка — его (как конкретного субъекта) способность владеть пространст­вом определенным способом для реализации своих потребностей. Целью деятельности выступают конкретные задачи реализации двигательных действий (как способов владения пространством), а мотивом двигательной деятельности ребенка — способность применить усвоенный способ владения пространством к решению двигательной задачи. Владение пространством выступает для нас сред­ством раскрытия всех способностей и отношений ребенка. Выделение двигатель­ной деятельности ребенка в качестве специфической формы человеческой актив­ности позволяет нам относиться к этой деятельности ребенка как к его психоло­гической категории — чувствам, речи, руке, общению, нравственным нормам поведения и т.п.

Двигательная деятельность ребенка для нас выступает тем, в чем актуализи­руется личность, в чем раскрываются его физические и познавательные способ­ности. При этом в традиционных представлениях эта актуализация способностей не отрицается, но и не конструируется.

Цель работы: роль движения в развитии ребенка.

Задачи: - рассмотреть особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте:

- определить взаимосвязь двигательной активности и развитие младшего школьника.

Объект исследование: младший школьный возраст.

Предмет исследования: двигательная активность детей младшего школьного возраста.

1. Анализ представлений о двигательной деятель­ности человека

Психофизиологическое направление в психологии рассматривает движения человека в терминах рефлекторных актов, последовательно описывае­мых движение в виде комплекса рефлексов. С позиций данного направления движение существует в форме двигательного комплекса (навыка). Понятие «на­вык» понимается как моторный акт, жестко «завязанный» с условиями его прове­дения. Рефлекс является единицей анализа двигательных, моторных актов чело­века. Для Вундта В. движение становится «бессознательным умозаключени­ем», К.Д.Ушинский считает его «полурефлексом» (результатом воспита­ния), П.Ф.Лесгафт определяет человеческое движение «сознательной физи­ческой работой».

«Представители позитивистского направления, начиная с О.Конта, рас­сматривали движения человека в контексте его практической деятельности. Раз­вивая этот подход, А.Шопенгауэр рассматривал волюнтаризм поведения человека с опорой на природные свойства организма, которые «провоцируют» определенное поведение человека. Систематического изучения движений чело­века в психологическом плане представители данного направления не проводи­ли. Позитивистский подход в психологии движений вносит в систему знаний о движениях человека новые термины: «схема тела», «внутренняя среда» организ­ма, «гомеостазис», понятие «идеомоторный акт», понятие «отражение» и «реаль­ное действие», ощущения движений, «психическое устройство» организма, «пси­хическое действие» и «моторная установка», «установка сознания на сравнение образца с эталоном» тяжести, «преднастройка на двигательный опыт». В этих терминах отражались поиски психологов объяснить содержание рефлексии движений в сознании человека. Поиски позитивистов строились преимущественно на описании внешней картины движений, из кото­рой выводились перечисленные преднастроечные, предвосхищающие, устано­вочные, внутренние умозрительные схемы».

«Функциональный подход рассматривает движения человека как составную часть какой-либо функции организма. Движение утверждалось завершающей частью психического акта, как результирующую часть любой функции». Основа­тель функционализма У.Джеймс предложил категорию «действие» в каче­стве психологической категории; внес новое, более полное содержание в понятие «идеомоторный акт», посредством которого он описал механизм работы тела человека как «машины тела» с управляющей функцией мозга; ввел понятие «адаптивного двигательного акта», подчеркивая инструменталъность движений в приспособлении организма к условиям среды. К сожалению, эти понятия только обозначены. Несмотря на механистичность взглядов У.Джеймса, его отношение к проблемам действия человека вооружает нас исходными знаниями о единице деятельности человека — действии.

Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул — реакция», где в «моторные акты» привносится психологическое явление — мотивация в виде «стимула». Основатели бихевиоризма Дж. Б.Уотсон и Э.Торндайк вводят новые понятия: «стимул — реакция», «про­блемный ящик», «проблемная ситуация», ((кривая научения», «закон упражне­ния», «закон готовности», «закон ассоциативного сдвига и эффекта (подкрепле­ние)». Эти термины равнозначно применялись Э.Торндайком к анализу движе­ний, как животных, так и человека. Он рассматривал моторное обучение как процесс формирования движений путем проб и ошибок. Движение описывается как моторный акт, как исполнительная реакция.

В гештальт-психологии движения человека рассматриваются в «поле вос­приятия». В.Келер, К.Коффка, опираясь на представления о цело­стных образах движения, выдвинули принцип «единства сенсомоторного поля», где движение строится по линии образования «перцептивных структур», которые в свою очередь становятся результатом «непосредственного усмотрения», «озарения» субъектом отношений частей воспринимаемой ситуации. При этом К. Левин считал, что наличные потребности и воля человека создают соответствую­щую напряженность и динамичность этих перцептивных подвижных структур. Движения приобретают, по мнению К.Левина, импульсивность и управляемость только в «психологическом поле», в «динамическом поле» восприятия.

Своеобразное отношение к движениям демонстрирует психоанализ. Основа­телем психоанализа 3.Фрейдом было осуществлено описание механизмов моти­вации поведения человека. Психоаналитиками впервые показаны пути реабили­тации любых негативных состояний человека путем восстановления случавшихся ранее ситуаций. Воспроизведение сходных ситуаций обозначено ими как анализ настоящего через глубинное прошлое человека. Эго прошлое существует, по их мнению, в бессознательном. Иерархическое построение глубинных состояний человека предложено ими в модели ЭГО. Эти исследования породили множество различных направлений в психологии. Они принадлежат психологам, последова­телям З.Фрейда — К.Юнгу, А.Адлеру, Э.Фромму, К.Хорни, А.Фрейд, Э.Эриксону и др. Так, на основе психоанализа была разработана методика релаксации (Шульц В., 1929), успешно применяемая в практике спорта.

Фундаментальное исследование движений начинается с работ Н.А.Бернштейна, П.Я.Гальперина, К.Д.Гордеевой, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, В.А.Петровского, С.Д.Смирнова, А.А.Ухтомского.

А.А.Ухтомский, исследуя физиологические свойства мышечного сокращения, выделил «живой активный хронотип», индивидуально характерный для каждого человека. В этом понятии А.А.Ухтомский характеризует человеческие свойства движений со стороны задействованного в движение времени и пространства индивидуального характера. Кроме того, Ухтомский А.А. отметил образование нервно-мышечного субстрата как состояния мышечной ткани, характерной для данного движения («нервно-мышечные констелляции»). Эти констелляции соз­даются неоднократным повторением одного и того же движения, они становятся дополнительной опорой в необходимом ограничении избыточных инерциальных проявлений движения. А.А.Ухтомский показал, что образование констелляций позволяет работающей мышце приобрести дополнительную экономичность ее работы в данном движении. Вот почему выученное новичком движение сразу не позволяет реализовать его возможности: констелляции должны «созреть».

Н.А.Бернштейн показал сложность человеческих действий и назвал их «живым! движениями». «Живое» наполнение человеческих движений Н.А.Бернштейн видел в том, что, кроме внешних воздействий на тело человека, чело­веку приходится учитывать и внутренние колебания конструкции тела. Еще более усложняется картина «живого движения» по Н.А.Бернштейну, когда человек выделяет цели и мотивы собственных движений в виде «образа потребного будущего», стано­вящегося матрицей управления движениями. «В овладении движением Н.А.Бернштейн выделил три стадии: 1) стадия «излишнего закрепощения» движений, когда произво­дится иммобилизация избыточных степеней свободы системы, 2) стадия уточнения степени участия в движении отдельных мышечных групп и 3) стадия точного исполь­зования всех сопутствующих движению сил инерции, тяжести, реактивных сил и энергозатрат». На примере биодинамики ходьбы и бега Н.А.Бернштейн показал, что «текущая коррекция» движений, как «живого» движения, представляет собой «повто­рение без повторения» и этим обеспечивает надежность воспроизведения движений человека и ее вариативность.

В исследованиях движений Н.А.Бернштейн доказал, что уровни управления физиологическими структурами движений выступают уровнями построения дви­жения. В своей классификации структур построения движений Н.А.Бернштейн разделил их на:

1) познотонические (уровень «А»),

2) автоматизированные (уровень «В»),

3) сложные движения (уровень «С»),

4) «предметные действия» — действия с вещами (уровни «Д» и «Е»).

Такой подход давал возможность Н.А.Бернштейну утверждать, что разные стороны, свойства движения контролируются разными нервными структурами, своим специфическим способом и одновременно. Целеполагание всех движений контролируется сверху вниз. Высшим отделам мозга принадлежит и предвосхи­щение (антиципация) реализуемого движения, им строится, как считал Н.А.Бернштейн, «образ потребного будущего». Среднему мозгу Бернштейн отво­дил роль регулятора степени напряжения мышц, поддерживающего задаваемый темп и ритм движений, программирования последовательности включения и выключения задействованных мышц. Низшие отделы мозга принимают участие в каждом движении, обеспечивая определенный режим деятельности задейство­ванием сосудистых, тонических, эндокринных и Других систем организма чело­века.

Последующие исследования движений человека реализованы в спортивной биомеханике: Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, В.Б.Коренберг, В.Д.Мазннченко, А.Н.Мишин, В.Т.Назаров, В.Н.Тутевич и т.д. Все они опирались на результаты исследований Н.А.Бернштейна.

Наследие Н.А.Бернштейна разрабатывается и в трудах физиологов: А.С.Батуев, С.Г.Геллершгейн, В.С.Гурфинкель, Я.М.Коц, А.Н.Крестовников и др.

Заметное влияние на понимание проблем психологии движений оказали рабо­ты Б.Г.Ананьева. Он показал, что асимметрия восприятия левой и пра­вой половины тела человека несет определенные функции в анализе пространст­венных представлений действующего человека. Он доказал, что одна стороне тела «специализируется» в сенсорном направлении обеспечения движений, дру­гая — в реализации практических действий.

«В зарубежных исследованиях авторы описывают движение человека чисто прагматически. Чаще всего в анализе движений человека исследователи опира­ются на физиологическое знание рефлекторного акта или на его бихевиористическое понимание, где движения приравниваются к реакциям в системе «стимул — реакция». В этой диаде психологическое содержание несут стимулы, которые инициируют реакции. Анализ двигательной деятельности сводится к отысканий стимулов, которые реализуют соответствующие им реакции. Возникновение стимулов и содержание реакций обычно не рассматриваются, они как бы присутст­вуют изначально. Такой анализ не раскрывает содержания деятельности ни ее стороны стимула, ни со стороны реакции. В стимуле остается скрытым целеобразование и мотивация деятельности, а в реакциях за кадром у них остается про­странственно-временная и практическая сторона деятельности. Этих взглядов на движение придерживаются, в основном, американские психологи, которые опи­сывают эти проблемы в разрезе «моторного научения».

Анализ движений человека применяется в психологии труда (С.Г.Геллерштейн, Ф.Гильбрет. Е.В.Гурьянов, К.К.Платонов. Н.Н.Сачко, В.В.Суворова, Б.М.Теплов. В.В.Чебышева, Л.В.Шварц и др.). В этих работах движения челове­ка рассматриваются как состоящие из операций обслуживающего характера. Как конструктивная часть трудовой деятельности эти движения не описываются. В эргономике движения рассматриваются с точки зрения экономизации усилий работающего, в «правильное расположении сырья, рабочего инструмента, обо­рудования для исключения излишних движений. Исключением является работа Сачко Н.Н. по обучению учащихся пилению, где выделение ориентировоч­ной основы деятельности позволило обучаемым более точно и быстро освоить это движение.

Приоритеты развития понятия «деятельность» в психологии принадлежат оте­чественной психологии. Разрабатывая марксистскую философию, где понятие человеческой деятельности является ключевым, Л.С.Выготский показал возможности преодоления кризиса психологии начала века (как вариантов пси­хологии сознания без поведения или психологии поведения вне психики и т.д.) тем, что предложил в психологических исследованиях исходить из принципа развития и историзма и этим обратил внимание психологов на деятельность как движущую силу развития психического отражения. Его последователи А.Н. Леонтьев и С.Л.Рубинштейн претворили в жизнь так называемый деятельностный подход отечественной психологии. Они ввели в обиход психологии ка­тегорию деятельности в качестве объяснительного принципа, что позволило им вскрыть содержание различных областей психической реальности (познаватель­ных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности) и построить современные знания общей, социальной, детской, педагогической и других отраслей психоло­гии. Это способствовало изменению принципов анализа психики: принцип един­ства сознания и деятельности, принцип строения внешней и внутренней деятель­ности, принцип интериоризации — экстериоризации усвоения общественно-исторического опыта человеком и т.д. Категория деятельности была применена последователями деятельностного подхода в планомерном формировании умст­венных действий, в периодизации развития психики ребенка, в микроструктур-ном анализе познавательной и исполнительской деятельности, в описании опо-средования межличностных отношений человека в деятельности общения и т.д.

В своей докторской диссертации А.Леонтьев рассматривает генез деятельности, как животных, так и человека. Им последовательно представлено до­казательство развития психики допсихической жизни, развитие сенсорной и пер­цептивной психики животных в соответствии с развитием их деятельности и восприятия. Эти данные имеют прямое отношение к анализу психического раз­вития ребенка. Ребенок в младенчестве своей активностью и уровнем восприятия напоминает сенсорный уровень развития психики животных, а в раннем детстве его перцептивное поле сознания по структуре сходно с перцептивной психикой животных. В своей работе А.Н.Леонтъев выделяет развитие структурных компо­нентов деятельности человека, начиная с уровня перцептивной психики: деятель­ность, действие, операции, функциональный блок. Там же им дается психологи­ческое определение комплексу движений, навыку, как автоматизированному об­разованию, исполняемому на более низком уровне в сравнении с уровнем своего происхождения.

«К психологическому анализу движений человека понятие «двигательная дея­тельность» впервые была применена А.В.Запорожцем. А.В.Запорожец вы­полняет анализ на макроструктурном уровне. Он показал, что двигательная деятельность ребенка имеет предмет, мотивацию и реализуется в определенных условиях. Двигательная деятельность осуществляется как процесс, имеющий операционально-техническое и мотивационно-потребностное содержание. Двига­тельная деятельность ребенка осуществляется действиями, которые выделяются для достижения определенных; целей. Отдельные движения двигательной дея­тельности ребенка, выполняемые на автоматическом уровне владения, становят­ся операциями. С помощью операций (движений) и действий ребенок реализует свои потребности. Понятие «движение» смыкается с понятием «операция», когда оно берется в своем машинообразном применении». Работы А.В.Запорожца явля­ются продолжением исследований А.Н.Леонтъева и во многом имеют основопо­лагающее значение для современных психологов.

Существенный вклад в понимание движений человека внесли Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко. Они дали описание предметного содержания «действия». Н.Д.Гордеева и В.П.Зинченко функциональность действия предлагают рассмат­ривать, со ссылкой на Н.А.Бернштейна, как один из трех типов систем: жесткий, самонастраивающийся и саморегулирующийся. Продуктивность деятельности человека в этих системах меняется по содержанию и направленности: от жест­кого исполнения заданной программы до гибкого использования средств осуще­ствления деятельности в связи с меняющимися целями и условиями. Гордеева Н.Д. и Зинченко В.П. отмечают, что в развитии предметного действия последо­вательно выделяются моторный, когнитивный и оценочный компоненты дейст­вия. В этом процессе, как считают авторы, следует выделить предметную ситуа­цию и двигательную задачу, которые в модели выступают «образом ситуации» и «образом действия». Осуществление деятельности происходит по канве образа ситуации, в которой происходит построение программы действий. В самой же деятельности это происходит слитно. Разведение этих понятий может осуществ­ляться только в процессе анализа деятельности и в обучении. В этом анализе впервые конкретно разводятся в деятельности два плана: план идеальный и план реальный, по канве которого строится первый. Выделение двух планов деятель­ности конструктивно, на наш взгляд, и в применении к анализу двигательной деятельности.

Основополагающей работой для выделения психологии двигательной дея­тельности является исследование М.М.Богена «Обучение двигательным действи­ям». В предисловии к этой работе Гальперин П.Я. отметил: «Для нового дей­ствия в целом нет ни готовых механизмов внутри организма, ни готовых раздра­жителей во внешней среде. Его исполнение может опираться только на ориентировку обучаемого в тех объективных отношениях задачи, которые ведут от за­данных условий к заданной цели». П.Я.Гальперин показал, что движение, возможно, исследовать и со стороны изучения целеобразования, и со стороны задачи. Этот подход и был осуществлен М.М.Богеном. Он доказал в своих ис­следованиях, что «двигательное действие существует как способ решения двига­тельной задачи».

В своей работе М.М.Боген ставит и решает проблемы психологии движений. Он рассматривает проблемы двигательной деятельности в плане решения двига­тельных задач. М.М. Боген подробно описывает процедуру формулирования двигательных задач в соответствии с условиями реализации движения. Этим он впервые показал содержание построения двигательной задачи. Выполненная в полном объеме условий деятельности двигательная задача выступает «образом действия». Для нас, в плане овладения пространством движения, и «образ дейст­вия», и «двигательная задача» становятся содержанием развертывания действий в актуальном пространстве действующего ребенка.

В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов обозначают предмет двигательной дея­тельности, управляющий процессом деятельности, который инициирует и регу­лирует ее пространственно-временные характеристики. Предметность двига­тельной деятельности, отмечают авторы, выходит за пределы координат дейст­вующего тела в систему координат внешнего мира. Предметное действие удовле­творяет какую-нибудь потребность человека и строится по законам внешнего пространства, в котором реализуется. Авторы подчеркивают, что «...наиболее существенным признаком, отличающим «живое» движение от механического, является то, что оно представляет собой не только и не столько перемещение тела в пространстве и времени, сколько овладение (разрядка авторов) простран­ством и временем».

Расширяя традиционное понимание предмета двигательной деятельности, В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов вводят новое понимание цели, стоящую за дея­тельностью. Овладение целью ставится как проблема овладения средой, в кото­рой разворачивается деятельность вместе с его инструментом — телом человека.

Обозначая предметом деятельности, овладение пространством, авторы прибли­жаются к пониманию более полного анализа двигательной деятельности, как телесно-действующей в определенном пространстве, где выход за границы «ве­щи в себе» означает переход к «вещи для себя» и «вещи для других». В этом ав­торы видят методологичностъ взаимодействия действующего субъекта с окру­жающим пространством. Поэтому авторы, вслед за А.Н.Леонтъевым и Н.А.Бернштейном, предлагают в качестве единицы психологического анали­за любой деятельности выделить «живое» движение. Эта единица обладает, по их мнению, всеми свойствами, необходимыми для такого выделения. Она во­площает в себе единство деятельности и сознания, единство внешней и внутрен­ней деятельности, находится в непрерывном развитии, представляет собой диа­лектическое единство формы и содержания и т.д. На наш взгляд, если «живое движение», как разворачиваемое в пространстве своих отношений, может стать единицей психологического анализа любой деятельности, то в двигательной дея­тельности оно должно стать предметом деятельности, если раскрыть его со сто­роны «живого» содержания.

Зинченко В.П. и Смирнов С.Д., не претендуя на анализ двигательной деятель­ности, предлагают схему порождения любой деятельности с помощью модели «живого движения» как психологической категории, содержащей «психологиче­ский фактор» и преодоление пространства. Это, по мнению В.П.Зинченко и С.Д.Смирнова, позволяет вскрыть структуру взаимодействия внешнего и внут­реннего, материального и идеального в деятельности человека.

Особой проблемой для осуществления действия выступает предметность дей­ствия как соотнесенность перцептивного образа реальному объекту. Решение - проблемы предметности действия А.В.Запорожец и В.П.Зинченко видят в после­довательном анализе внешних свойств и их отношений с переходом на внутрен­ние, скрытые отношения частей и сторон действия. Этот процесс кольцевой: свойства внешней деятельности интериоризируются, а созданный образ экстериоризируется в виде перцептивного действия осуществляемого вовне. «Без уча­стия движения наши ощущения и восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира, что, собственно, только и делает их явлениями психическими».

Авторами отмечается связь между действием и движением и в то же время приводится различие, когда действие может быть без движения (например, умст­венное действие) или когда движение может быть без действия (например, при отсутствии целенаправленности движения). Со ссылкой на А.Н.Леонтьева «дей­ствие всегда предполагает известное целесообразное преобразование (реальное или мысленное) внешней предметной ситуации», процесс построения образа предполагает, по мнению А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, наличие мо­торного алфавита, который они назвали алфавитом викарных перцептивных действий.

А.В.Запорожец и В.П. Зинченко строят генезис восприятия путем выделения следующих операций: 1) обнаружения объекта. 2) выделения информативного содержания решения задачи. 3) ознакомления с выделенным перцептивным со­держанием. На основе построенного образа объекта авторы предлагают осущест­вление опознавательного (репродуктивного) действия, система ориентиров кото­рого отличается от ориентиров образа объекта. Это сказывается на развертыва­нии перцептивного действия, умении его двигательных компонентов, на выде­лении его адекватного предметного «держания. Опознавательное же действие в своем развитии свертывается и быстрее превращается в операцию. Авторы раз­личают сукцессивные (последовательные) и симультанные (параллельные как одновременные) опознавательные действия.


2. Двигательная деятельность и основы возрастной периодизации

Обращаясь в качестве методологической основы к учению П.К. Анохина о функциональной системе и системогенезе, с полным основанием, возможно, предположить, что одним из основных системообразуюпщх факторов физического состояния человека является его оптимальная двигательная деятельность.

Наряду с целым комплексом факторов (питание, социально-экономические условия, климато-географические условия), которые во многом определяют и саму двигательную деятельность, конечным результатом этой функциональной системы является оптимальный для данного конкретного человека на конкретном этапе его жизни физический статус.

Он, в конечном счете, обеспечивает оптимальную двигательную деятельность человека, как обыденную, так и организованную. Таким образом, физическое состояние является способностью к выполнению физической работы, занятиям физической культурой и спортом. С одной стороны, оптимальное физическое состояние обеспечивает оптимальную двигательную деятельность человека, с другой, сама двигательная деятельность является основным системообразующим фактором физического состояния. Эта замкнутая система саморегулируется и саморазвивается.

Наиболее существенным фактором, который обеспечивает глубокие преобразования организма ребенка в самых ранних стациях его возрастного развития, является мышечная деятельность.

«Деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием "внутреннюю" (психическую) и "внешнюю" (дви­гательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели. Двигательная деятельность - один из важнейших социально-био­логических факторов, формирующих организм человека, обеспечивающих равновесие между организмом и внешней средой и способствующих совер­шенствованию механизмов регуляции процессов метаболической адаптации».

Следует отличать обыденную или физическую активность, которая обусловлена жизненными условиями и окружающей внешней средой: перемещение в пространстве, физический труд, выполнение домашней работы, от специально программируемой двигательной активности, физкультурно-оздоровителъная, спортивная деятельность. В основе программируемой двигательной активности лежат физические упражнения.

Исследования И.А. Аршавского доказывают исключительную роль двигательной деятельности ребенка для развития его организма и формирования самой биологической основы, на которой в дальнейшем возникает все богатство нормальных поведенческих реакций человека.

Признание исключительного биологического значения движений нашло свое воплощение в представлении о кинаофилии - нейрофизиологическом механизме, который обеспечивает активность моторики как системной основы, стержня интеграции первостепенной биологической важности. Кинозофилия делает возможным несколько продленное по сравнению с животными, в какой - то мере отсроченное на период после рождения развитие двигательного аппарата и тесно связанных с ним внутренних органов.

Важно учитывать, что в период роста и развития индивидуума наиболее ярко проявляются те особенности организма, которые дают ему эволюционные преимущества по сравнению с другими индивидуумами. Это положение, признаваемое многими биологами, подтверждает особую целесообразность создания именно в детском возрасте благоприятных условий для развития двигательной функции, от которой в значительной мере зависит здоровое и гармоничное формирование растущего организма.

«Одним из общих методических принципов в физическом воспитании является принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания. Этот принцип обязывает последовательно изменять доминирующую направленность процесса физического воспитания в различных его стадиях соответственно тенденциям возрастного развития, то есть применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза, особенно периодам возраста физического развития».

В наиболее общей форме периодизация онтогенеза для млекопитающих предложена школой А.В. Нагорного. Приведенная периодизация онтогенеза опиралась на учет показателей скорости роста и дифференцирован тканей и органов, изменения соотношения морфофизиологических характеристик в процессе развития, на анализ изменений напряженности и характера обмена веществ, а также на учет изменений в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества в связи с меняющимися взаимоотношениями организма со средой на разных этапах онтогенеза.

«Согласно этой периодизации в жизненном цикле индивидуального развития различают два периода: пренатальный и постнатальный. Постнатальный в свою очередь делится на три больших периода: период роста, во время которого происходит постепенное увеличение веса тела и формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма, характеризующих представителей соответствующего вида; период зрелости, когда перечисленные особенности достигают полноценного расцвета и продолжают оставаться в основном однозначными; период старости, по преимуществу инволюционный пер кед, характеризующийся уменьшением размеров тела, постепенным ослаблением всех его физиологических отправлений и, наконец, затуханием жизненного процесса».

Среди всех факторов, обусловливающих мощность диссимиляторных процессов (гипоксия, низкая температура среды, питание, деятельность), И.А Аршавский выделяет двигательную активность. Он утверждает, что, начиная со второго года жизни напряженность диссимилядии, а соответственно и избыточный анаболизм, лежащий в основе роста и развития организма, определяются главным образом объемом двигательной активности.

Благодаря фазнотетанической деятельности скелетных мышц формируются Тормозные процессы, парасимпатический тонус, организуется отдых, экономизация деятельности, повышаются функциональные возможности не только скелетных мышц, но и всех органов и систем организма и стимулируются процессы роста.

Сравнительно-онтогенетические исследования И.А. Аршавского и сотрудников позволили прийти к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется особенностями развития у них скелетной мускулатуры, обу­словливаемыми соответствующими экологическими факторами. Данные исследований привели к формированию «энергетического правила скелетных мышц», позволяющего понять не только, специфические особенности физио­логических отправлений организма в различные возрастные периоды, но и причины неодинаковой продолжительности жизни у различных видов млекопитающих.

Сущность энергетического правила скелетных мышц состоит в том, что двигательная активность, стимулируемая эндогенно в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или экзогенно е связи с действием стрессовых раздражений, является фактором функциональной индукции анаболизма. Особенность последнего - не просто восстановление исходного состояния, а обязательное избыточное восстановление энергетических потенциалов, за счет которых в последующий момент может быть осуществлен больший объем функций.

Данные исследований (И.А. Аршавский; Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова) позволили прийти к заключению, что основным и существенным критерием, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдельные периоды, является способ взаимодействия организма с соот­ветствующими условиями среды в каждом из них.

Сущность онтогенеза отразил в своей концепции системогенеза П.К. Анохин. «Системогенез - это избирательное и ускоренное по темпам развитие в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, которые, консолидируясь в целом, интегрируют полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание».<.......>

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24