Центральный Дом Знаний - Александр Исаевич Солженицын - великий сын России

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Александр Исаевич Солженицын - великий сын России

ПЛАН

I. Введение

II. Основная часть

  1. Биография писателя

  2. Испытание войной

  3. Правда жизни в рассказах «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»:

а) «Матренин двор» – воплощение идеала русской женщины;

б) «Один день Ивана Денисовича» - воплощение судьбы всей

несчастной страны в эпоху тоталитаризма.

  1. Возвращение А.И.Солженицына на Родину.

III. Заключение.

Тема моей реферативной работы «Александр Исаевич Солженицын – великий сын России. Жить не по лжи…». В 9 классе, изучая историю России XX века, я впервые услышала об Александре Исаевиче Солженицыне. Тогда меня поразило то, что этот человек в такое страшное и беспросветное время осмелился и не побоялся в своих произведениях обличить тоталитарную систему советской власти, открыть людям глаза и рассказать жестокую правду о том государстве, в котором они живут. И уже тогда я заинтересовалась этим человеком и писателем, самой яркой и значительной фигурой того времени не только в литературе, но и в истории нашей страны.

Приступая к работе, я поставила перед собой цель: выяснить, как события из жизни отразились на творчестве писателя и определили тематику его произведений.

Чтобы достигнуть цели, мне необходимо было решить ряд задач:

  • изучить всю собранную литературу;

  • ознакомиться с биографией писателя;

  • выделить основные этапы жизненного пути;

  • изучить и проанализировать произведения;

  • выявить основные проблемы, поднятые в рассказах;

  • попытаться систематизировать и сопоставить события жизни и творчество писателя.

Жить не по лжи…

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Евангелие от Исаака

(гл. 1 ст. 5)

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй... Страдания, муки, голод и мор» нес он, а звезды оставались. Они зажигались на небосклоне, и появление одной из них возвестило о рождении нового человека. Кто он?

Он – младенец, нареченный Александром.

Он – сын земли ростовской.

Он – сын России.

Он тот, кто, выполняя свой сыновний долг, старался постичь многое.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. После трагической гибели отца, в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы искренне принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал «большой роман о революции» 1917 года.

В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. В университете учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Окончил университет в 1941 году с отличием.

Александр после окончания школы и полученного образования в Ростовском университете решил посвятить себя литературе и приехал для этого в столицу. Он хотел поступить в Московский университет, получить второе образование, стать учителем. Но началась Великая Отечественная война. … 1942 год.

С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Активно добивался призвания на фронт.

Добивался направления в офицерское училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск, где располагался запасной полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.

В действующей армии с февраля 1943 года.

И вот он, сын России, уже командир батареи звуковой разведки 794 Отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 2-ого Белорусского фронта, решительный, никогда не сдающийся, упорный и упрямый.

В этой должности непрерывно находился на фронте до февраля 1945 года. Боевой путь – от Орла до Восточной Пруссии. В ноябре 1943 года получил звание старшего лейтенанта, в июне 1944 года – капитана. На фронте вел военные дневники, много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии. Был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, но получить их уже не успел…

На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления так называемых «ленинских» норм. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 года Солженицын и Виткевич были арестованы…

«Черная «эмка» доставила капитана Солженицына в штаб, – по воспоминаниям Натальи Решетовской. – Вы арестованы…»

Москва. Лубянка. «Восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статьям 58-10 и 58-11, согласно постановлению ОСО НКВД от 7 июля 1945 года».

В июне 1946 года востребован в систему спецтюрем 4-го Спецотдела НКВД, в сентябре направлен в специнститут для заключённых («шарашку») при авиамоторном заводе в Рыбинске, через пять месяцев – на «шарашку» в Загорск, в июле 1947 года – в аналогичное заведение в Марфино (под Москвой). Работал по специальности – математиком.

В мае 1950 года Солженицын из-за размолвки с начальством «шарашки» был этапирован в Бутырки, в августе направлен в Степлаг – особый лагерь в Экибастузе. Почти треть своего тюремно-лагерного срока – с августа 1950 по февраль 1953 года – Александр Исаевич отсидел на севере Казахстана. В лагере был на «общих» работах, некоторое время – бригадиром, участвовал в забастовке.

Эти переживания сильно подрывают здоровье Александра. Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили рак, он был прооперирован в лагере. Но он не отчаивается, ведь скоро конец срока, конец мучений… Освобожден 13 февраля 1953 года.

И вот он, сын-мученик.

Господи, что за годы пришлось пережить Солженицыну! Все: и номер Щ-262, и мученические 3653 дня, и издевательства надзирателей, и презрение родных, и развод с любимой женой – ему не забыть никогда. В заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем поверил в Бога и склонился к православно-патриотическим идеям.

В августе 1956 года Солженицын возвращается из ссылки в Центральную Россию. Живет в деревне Мильцево (Курловского района Владимирской области), где в течение двух лет преподаёт математику в поселковой школе и живёт в доме крестьянки Матрены Захаровой, о которой позже написал знаменитый рассказ "Матренин двор".

Авторское название рассказа – «Не стоит село без праведника» – по русской пословице. Рассказ начат в конце июля – начале августа 1959 года в посёлке Черноморском на западе Крыма, куда Солженицын был приглашён друзьями по казахстанской ссылке. Рассказ был закончен в декабре того же года, а в 1963 году напечатан в журнале «Новый мир». Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством Солженицына – Исаевич.

«Основополагающей вещью» всей русской „деревенской" литературы назвал это произведение Андрей Синявский.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался назад – просто в Россию. Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила…» – так вспоминает Солженицын о своих самых долгожданных минутах в рассказе «Матренин двор».

Кому отдать себя? Чему посвятить себя? И вот нашлась такая «нутряная Россия» – это Матренин двор.

Солженицын пробыл здесь недолго – всего один учебный год, но смог увидеть всю жизнь Матрены Васильевны Захаровой, изуродованную и покалеченную властью. Смог постичь ту святость души, которая делает Матрену человеком будущего.

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду.

Матрена у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Она напоминает библейскую героиню Марию. Ее облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Ее дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьей и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской. Матрена – праведница. Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Матрена на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Однако смерть героини – горько-нелепая.

Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведенным порядкам.

Рассказ «Матренин двор» невозможно читать без слез. Эта грустная история праведницы-крестьянки – не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и ее творцу – Богу – больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались еще на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Анна Андреевна Ахматова отозвалась о «Матренином дворе» так:

«Да… Удивительная вещь… Удивительно, как могли напечатать… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги… Мелочи тоже удивительные… Помните – черные брови старика, как два моста друг другу навстречу?... Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мёртвые… А тараканы под обоями шуршат? Запомнили? Как далекий шум океана! и обои ходят волнами… А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрену молодой… И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения…».

Как и в рассказе «Матренин двор», в «Захаре-Калите» поднята важная проблема: люди не чувствуют себя хозяевами, система превращает человека в «винтик». Не надо никакой власти, только власть совести. И хотя Захар подчас ворчлив, недоверчив, в каждом встречном видит вредителя, но он делает честно свое дело, болеет душой за святое для русского человека место, память о котором каждое поколение должно передать своим потомкам.

А что он за это получает?

«Двадцать семь рублев», когда «минимальная – тридцать».

Надо же, до чего докатилась Россия!

А Солженицын все мучается, потому что не в силах открыть глаза людям на то, что происходит в России…

Эпоха сталинизма стала одним из самых страшных периодов в истории нашей страны. Тоталитарный режим подчинил себе волю, чувства, свободу и даже жизнь простого человека. Наша Родина была заключена в один большой лагерь, где томились и страдали безвинные люди. Система подавления человека делала из жителей великой страны винтики в беспощадной сталинской машине.

Всю сущность тоталитарной системы Солженицын раскрывает в рассказе «Один день Ивана Денисовича» о жизни ГУЛАГа. Он был задуман на общих работах в Экибастузском особом лагере зимой 1950-1951 гг. …

«Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а – рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959, через девять лет, сел и написал. … Писал я его недолго совсем, всего дней сорок, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое» – вспоминает Солженицын. Автор считает, что нужно показать один день одного ничем не примечательного зэка. «И будет все», – добавляет Солженицын.

Написан рассказ в 1959 году в Рязани, где он был тогда учителем физики и астрономии в школе и активно занимался творчеством.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока «пленников» и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

В своем произведении Солженицын раскрывает ужас тоталитарной системы на примере самого обычного лагеря, который ничем не выделяется среди других. Главный герой рассказа – Шухов – это тоже типичный лагерник; с такой же типичной судьбой. Но от этой простоты, обыденности изображенная Солженицыным картина становится предельно реалистичной и страшной. Рассказ воссоздает трагедию целой страны, все народы которой испытывают на себе жестокость тоталитаризма. В лагере сидят эстонские рыбаки, латышский каменщик, украинский крестьянин, житель российской глубинки Шухов. Солженицын стремится подчеркнуть, что эта трагедия затронула все слои общества. В одном бараке живут московский кинорежиссер Цезарь Маркович, капитан второго ранга Буйновский, директор крупного предприятия Фетюков, крестьянин Шухов, каменщик Кильдигс. Система безжалостна ко всем без исключения.

В ГУЛАГе работает изощренная система подавления в людях всего человеческого. Невозможно спокойно читать о том, сколько издевательств терпит каждый заключенный. Жизнь человека в условиях лагерного режима часто зависит только от настроения надзирателя. Зэки лишены самых элементарных прав, из них стремятся сделать безликую серую массу. Человек в лагере лишен права даже на собственные имя и фамилию. Вместо этого у каждого лагерника есть номер. Номер – это клеймо, которое имеет любой из попавших в сталинские лагеря. Заключенный здесь каждую секунду ждет чего-то страшного, гибельного для себя. Не все могут выдержать это, многие ломаются, но большинство пытается и в лагере сохранить человеческое лицо. Какие горькие, но мужественные слова говорит первый бригадир Ивана Денисовича: «Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут». Поэтому так ненавидят в лагере стукачей, которые покупают себе право на жизнь ценой чужих страданий. Презрением окружены такие, как Фетюков, вылизывающий миски в столовой. Людей сознательно превращают в стадо, но человек сопротивляется. Он знает, что никто еще не покидал лагерных стен. Когда у зэка заканчивается срок, ему давали новый. Однако люди не могут жить без надежды, без веры в себя.

Герои рассказа Солженицына не заслуживают и тысячной доли того, что творит с ними тоталитарный режим. Достаточно вспомнить, с каким азартом рабочего человека ведут кладку Иван Денисович и Кильдигс. Они просто не привыкли работать плохо, но сначала такие труженики по всей стране тянули проволоку, чтобы огородить место будущей работы. Именно так поступают зэки, которые в снежной тайге строят Соцгородок. Вот какой «социализм» приготовила тоталитарная система народу!

Иван Денисович Шухов прожил тот день счастливо. Такова судьба человека в государстве, где счастье – это лишняя порция баланды и немного табаку. Шухов вышел на работу больным, но не умер, он мог попасть в карцер, но не попал. Солженицын пишет: «Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач…» Удачи Ивана Денисовича нельзя понять, думая о том времени с позиции сегодняшних дней. Надо почувствовать страшный смысл фразы: «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Ничего страшного, жестокого с человеком не произошло, поэтому день можно назвать счастливым. Один день жизни Шухова – это воплощение судьбы всей несчастной страны в эпоху тоталитаризма.

Рассказ Солженицына глубоко правдив. Он написан человеком, хорошо знающим жизнь ГУЛАГа, разделившим общую трагедию всего народа. Бесчеловечная тоталитарная система раскрывается перед нами во всем своем варварстве.

Корней Иванович Чуковский назвал во внутренней рецензии «Ивана Денисовича» «литературным чудом»: «С этим рассказом в литературу вошёл очень сильный, оригинальный и зрелый писатель»; «чудесное изображение лагерной жизни при Сталине».

И действительно, это было не только Слово и Дело. Рассказ, напечатанный в журнале «Новый мир» в 1962 году, принес ему мировую известность, он имел сенсационный успех. Вскоре, после выхода в свет рассказа, Солженицына приняли в Союз писателей СССР. Во всех советских газетах несколько месяцев печатались хвалебные рецензии, сравнивая писателя с Достоевским и Толстым. И даже книгу его выдвинули на соискание Ленинской премии за 1964 год (в результате голосования Комитета по премиям предложение было отклонено). Но на том так стремительно было начавшийся официальный успех писателя и закончился. Увидев произведенный в народе «Иваном Денисовичем» эффект, власти стали срочно бить отбой. Опасность для властей была в масштабе таланта писателя, в моральном воздействии «Ивана Денисовича» на читателей. Образ деревенского русского мужика вставал со страниц повести обобщенным образом народа и, не отпуская от себя, взывал к совести людской, к ответу за великое злодеяние и к покаянию.

Анна Андреевна Ахматова, прочитав рассказ, сказала Лидии Корнеевне Чуковской: "Этот рассказ обязан прочитать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза". Да, этот рассказ – поистине великое литературное наследие!

Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. Это подчеркивали в то время многие, в том числе писатели и поэты.

Дело в том, что в России Солженицын не мог быть просто человеком со своим мировоззрением, жить по законам своего Бога. Нет, он обязан изгнать Его из своей души, а в образовавшуюся пустоту вселить, как в коммунальную квартиру, Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина и превратить их в свою религию. А он не мог сделать этого.

«Так круг – замкнулся? И выхода – действительно нет?» Но автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом начале упремся: пусть владеет не через меня».

Он верит, но с каждым шагом чувствует приближение дня исключения из Союза писателей. И он знает, что после этого наступит бесправие и беззащитность. Действительно, в 1969 году Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе. Премия была присуждена не ему, но вскоре после этого он был исключен из Союза писателей СССР. После исключения Солженицын стал открыто заявлять о своих православно-патриотических убеждениях и резко критиковать власть.

Вчитываясь в воспоминания Галины Вишневской: «Захожу в дом… на кровати в спальне узел какой-то лежит… Что же за узел такой? Оказывается, это старый черный ватник, стеганный, как лагерный, до дыр заношенный…»

Неужели так и возит Александр Исаевич свое драгоценное имущество с места на место, никогда с ним не расставаясь, и, пройдя свой каторжный путь, не позволяет себе его забыть?

Сразу отчетливо представился его прошлый путь, и щемящая жалость к этому великому человеку наполнила душу.

Дай Бог, даже как Солженицын, быть мучеником, но остаться стойким человеком, сыном не всегда справедливой России, ведь Александра Исаевича «можно… на колени поставить, как Ивана Денисовича, но унизить трудно».

Трудно, но ведь пытались же! Пытались «выдворить» из русской литературы, пытались закрыть ему рот, но он нашел выход. Выход, который помог Солженицыну продолжить свою деятельность. Он эмигрировал. А там – радушный прием, признание и … Нобелевская премия, которая была ему присуждена в 1970 году «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» (предложено Франсуа Мориаком).

Так же награжден Темплтоновской премией в 1983 году «за прогресс в развитии религии».

В апреле 1976 года он с семьей переехал в США и поселился в городке Кавендиш (штат Вермонт). Продолжал заниматься творчеством, с представителями прессы и общественности общался редко, из-за чего прослыл «вермонтским затворником».

Но обидно за Россию. За то, что его произведения появились впервые там, за границей.

Россия, зачем? Зачем ты так со своим сыном? Зачем? Он ведь пытался только открыть глаза людям. Пытался и смог. Смог, но вдали от Родины, вдали от нас. И сейчас доносятся до нас строки из его произведений «Архипелаг ГУЛаг», «В круге первом», «Раковый корпус», как строки из жизни:

Это что – стоять за правду!

Ты за правду посиди!

И наконец, Россия поняла свою ошибку, она осознала, что совершила глупость, отвергнув сына, великого сына России.

С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения.

18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства – «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения». Статья развивала давние мысли Солженицына, высказанные им ранее в «Письме вождям Советского Союза», статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», других прозаических и публицистических работах. Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС. Статья вызвала огромное количество откликов.

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве.

Вместе с семьей вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток, проехав на поезде через всю страну и закончив путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ. В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24