Центральный Дом Знаний - История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского. К 100-летию со дня рождения

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского. К 100-летию со дня рождения

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского. К 100-летию со дня рождения

Оглавление:

I. Введение

II. Основная часть

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского

III. Заключение

IV. Литература

Аннотация

Цель данной работы: дать обзор жизненного и творческого пути

А.Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности, понять истоки той силы, которая помогла поэту

А.Т. Твардовскому стать нравственной опорой для своих современников, проследить, как отразилась история страны в его произведениях.

Методы и приемы: анализ текстов поэм, стихотворений.

В работе, посвященной 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского, удалось проследить всю жизнь поэта – постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька эта правда». Эта работа может стать дополнительным материалом при подготовке к урокам литературы по творчеству А.Т. Твардовского, к урокам истории, а также при подготовке к экзамену по литературе в форме и по материалам ЕГЭ.

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского

I Введение

Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

Но так же, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы - революцию, коллективизацию, войну, сталинский террор. Пройдя через все эти трудные годы, Твардовский не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком. Поэтому до сих пор исследователи творчества поэта продолжают изучать его биографию, чтобы понять истоки той силы, которая помогла ему стать нравственной опорой для своих современников. Твардовский был не только автором всенародно известных поэм, но и главным редактором журнала "Новый мир", которым зачитывались несколько поколений читателей. Публикации в этом журнале означали признание и вместе с тем новый поворот в судьбе писателя.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В тридцатые годы его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни. Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не

имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего". Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника. А в 1925 году в газете "Смоленская деревня" появилось и первое стихотворение Твардовского - "Новая изба". Однако писать стихи начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким образом, стал первым критиком будущего поэта. Как впоследствии вспоминал сам Твардовский, учитель весьма неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах по той причине, что стихи очень понятны, тогда как современные литературные требования диктуют, чтобы "никакого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано". Мальчику очень хотелось соответствовать литературной моде, и он упорно старался писать так, чтобы было непонятно, о чем написано. К счастью, ему этого не удалось добиться, и он, в конце концов, решил писать так, как получалось. Первое опубликованное стихотворение Твардовского, конечно, было далеко от совершенства, однако в нем уже проявились

черты, которые характерны для всей поэзии Твардовского. Он писал просто и доходчиво том, что ему было близко. В двадцатые годы он находился под влиянием поэзии Некрасова, что как бы предопределило гражданский пафос его первых стихов.

Работать над темой автор начал в 8 классе. Сначала это было знакомство с отрывками из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», в ней понравился образ русского человека, русского характера. Позже пришло желание ближе познакомиться с жизнью и творчеством поэта, стихотворения которого очень любил и дедушка автора работы.

Автор не претендует на полное освещение темы. Это попытка разобраться в истории своей страны через поэтические свидетельства истории.

История страны в жизни и творчестве А.Т. Твардовского

II Основная часть

Важнейшие моменты жизни страны стали вехами творческого развития Твардовского. Он пришел к читателям в середине 30-х годов с близкой ему темой социалистических преобразований в деревне. Ей были посвящены ранние стихи и поэмы "Путь к социализму" (1931), "Вступление" (1932). Когда читаешь стихи, невольно думаешь, как много значили для Твардовского те семнадцать лет, которые он прожил на хуторе Загорье. «Оттуда, от земли» все: и взгляд поэта, близкий крестьянскому восприятию жизни, и естественное, гармоничное слияние с миром природы, и усвоенные им народные приметы, которые обозначили движение стихотворной строки в пейзажных этюдах Твардовского. С народного календаря, подчинявшего себе все работы и заботы крестьянской семьи, дававшего ощущение Времени, «там» начиналось постижение законов Бытия.

Рожь отволновалась.

Дым прошел.

Налило зерно до половины.

Колос мягок, но уже тяжел,

И уже в нем запах есть овинный…

Как поэтично сказано: «Дым прошел». А это всего лишь означало, что отошло цветение ржи, пыльца ее цветов напоминает дым.

Однако сам поэт вел отсчет своей творческой биографии с поэмы "Страна Муравия" (1936), за которую Твардовского наградили орденом Ленина.

Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие (влияние поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Крестьянин-единоличник Никита Моргунок едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Много приключений претерпевает он в пути, встречает и помощников, и врагов. Встречает и спасителя – самого Сталина, который

.. в одном краю,

В другом краю

Глядит, с людьми беседует

И пишет в книжечку свою

Подробно все, что следует.

Страну Муравию он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов.

Трудно сказать, кривил ли Твардовский душой, когда создавал этот свой миф о новой Деревне и возросшем благосостоянии крестьян, - ведь он не мог не видеть и отрицательное, что сопутствовало коллективизации. В жизни весна 1930 года рушила человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями. Однако в поэме все выглядит пристойно и благополучно. Моргунок попадает на колхозную свадьбу, где гуляют счастливые люди:

И над крыльцом невестиным,

Как первомайский знак,

Тревожно и торжественно

Похлопывает флаг.

В «Стране Муравии» (1934—1936) Твардовский изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Несмотря на то, что родители его были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию. Впоследствии поэт радикально пересмотрел свои взгляды на это явление.

В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого - в финской войне и, наконец, в Великой Отечественной войне. Когда в 1939 году началась советско-финская война, Александр Твардовский принимал в ней участие как военный корреспондент газеты "На страже Родины".

Непосредственные наблюдения участника той малой, «незнаменитой» войны вылились в стихотворные очерки. Если прислушаться к ритму, интонациям первых строф стихотворения «Наступление», то почувствуешь тревожное ожидание атаки, которая для молодого солдата может оказаться первой и последней.

В редакции работала целая группа писателей и художников. Они решили завести в газете коллективный еженедельник фельетон со стихами и картинками. Так родился литературный герой - боец Вася Теркин. «Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная. Когда завершилась война, казалось, что закончится и литературная жизнь солдата Теркина. Но впереди была другая война, более долгая и кровопролитная, - Великая Отечественная. Поэта на той войне ждали новые испытания: с редакцией он попал в самое пекло, в кромешный ад отступления.

Поэму «Василий Теркин», принесшую ему поистине всенародную славу, Твардовский писал на протяжении всей Второй мировой войны. Ее герой – рядовой боец Вася Теркин, вырастая до былинного богатыря, творит на фронте суперподвиги. Об этой поэме сказано великое множество теплых и восторженных слов. Не смог сдержать восторга и скупой на похвалы выдающийся русский мастер слова, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем, и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни одного фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

«Василий Теркин» был, по признанию самого автора, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. Можно сказать, что автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории. Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны. В поэме «Василий Теркин» и в своих задушевных лирических стихотворениях поэт воспел лучшие качества своих современников, ярко проявившиеся как на фронте, так и в трудовом тылу. Помимо прочего, "Василий Теркин" выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.

Во фронтовой лирике А.Т.Твардовского следует особо выделить баллады. Запомнилась «Баллада о товарище», в которой герой помогает тяжело раненному другу:

Он отставал, он кровь терял.

Он пулю нес в груди

И всю дорогу повторял:

- Ты брось меня. Иди.

Твардовский тонко передает психологическое состояние бойцов, раскрывает огромную нравственную силу солдатского братства.

Удивляют, потрясают лирические признания поэта, его размышления:

Июль сорок первого года,

Кипящее лето войны.

Нам памятна каждая пядь

И каждая наша примета Земли,

где пришлось отступать

В пыли сорок первого лета. («У славной могилы», 1943)

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит. («Зачем рассказывать о том», 1943)

Память трудной годины,

Память боли во мне.

Память горя сурова,

Память славы жива. («Москва», 1947)

Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью. Обращает на себя внимание лиризм воспоминаний, переданный в мягком, неторопливом, певучем звучании стиха. Но «жестокая память» — это и стихи, впитавшие в себя напряжение и драму истории, иные подробности и приметы времени: «окопная маскировка», «дым

воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины», «сражений грохочущий вал».

Трагизм хода истории был для Твардовского очевиден. И он сумел рассказать об этом по-своему, он был сам участником событий, когда «было все на кону», когда «решалась судьба Отечества».

Вершиной послевоенного творчества Твардовского стала поэма " Дом у дороги ” (1942-46), отразившая «оборотную» сторону войны: горечь отступления, ужасы оккупации и плена, трагедию возвращения солдата-победителя на пепелище родного дома.

Первое послевоенное десятилетие было трудным для поэта. Сказывалась усталость, нажитая на войне; ему пришлось пережить массированный удар критиков за книгу прозы «Родина и чужбина» (1948), в 1953 г. — снятие с поста главного редактора журнала «Новый мир» за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете» (она характеризовалась как «пасквиль на советскую действительность»). До 1956 года на Твардовском висело клеймо «кулацкий сынок». «Трудный мой год, — записывает поэт 20 сентября 1954 года. — Подводя грустные итоги, можно отметить, что я понес поражение «по всем трем» линиям: журнал, поэма, личное дело в райкоме. Целый этап жизни окончился решительно, и нужно начинать другой, а душевных сил мало». Поэт остро переживал свой творческий кризис. Он понимал, что ритм стиха «может одушевить только свежая поэтическая мысль». О горьких минутах своей творческой жизни Твардовский писал в главе «В дороге», сравнивая себя с «тем солдатом, что от полка отстал случайно на походе». Обращает на себя внимание и такое признание поэта: «Мне по природе моей — необходима свежесть впечатлений, невыдуманность картин, ситуации, встреча с новыми людьми, какого-то воздуха времени».

Не менее известным произведением послевоенного творчества Твардовского становится поэтическое полотно «За далью – даль» (1960 год), написанное в форме путевого дневника лирико-эпическая поэма о путешествии поэта из Москвы до Владивостока. В ее основе – попытка философского осмысления увиденного, а еще шире – проблем послесталинской России. Вместе с народом, с защитниками Родины поэт прошел по трудным дорогам испытаний, сквозь огонь войны, и поэтому ему особенно дорога память о тех, кто отдал жизнь за свободу и счастье нашего народа:

Я здесь, в пути, но я и там –

И в той дороге незабвенной,

У тех, у дорогих могил,

Где мой герой поры военной

С войсками фронта проходил.

Присущее Твардовскому чувство историзма находит выражение в образной форме. Образ Волги, Сибири и всей Советской России связан с думами о преемственности поколений и о судьбе народа.

Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966-1969). Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Поэма рассказывает о горьких, трагических уроках нашей истории, связанных с периодом культа личности Сталина; о трагедии тех, на кого тяжким грузом легко клеймо "сын врага народа".

Будучи глубоко личностной, исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого. Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-ые годы, но была опубликована только много лет спустя – в 1987. Долгие годы она находилась под запретом (понимая, что рассказать правду о прошлом ему не дадут, Твардовский прекратил работу над этой поэмой, а последние годы жизни он посвятил лирической поэзии). Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».

В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, - тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии. «Так это было» - эти слова можно отнести и к поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно.

Сын за отца не отвечает –

Пять по счету, ровно пять.

Но что они в себе вмещают.

Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале

Тот, кто для всех нас был одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нес в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет. Твардовский выступает свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тетки Дарьи, отца.

Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. Допустим, ты свое уже оттопал И позади - остался твой предел, Но при тебе и разум твой, и опыт, И некий срок еще для сдачи дел Отпущен - до погрузки и отправки... Нет, лучше рухнуть нам на полдороге, Коль не по силам новый был маршрут. Без нас отлично подведут итоги И, может, меньше нашего наврут. Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение поэта, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт, как мог, пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,

Где взять слова, чтоб рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага

И как встречает в шестьдесят восьмом.

Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: « Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». Это поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников от литературы, недругов поэта. Все попытки опубликовать поэму «По праву памяти» оказались тщетными. «Я почувствовал, - говорил Твардовский, - что я упираюсь в резиновую стенку». Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В Воронеже и Москве его именем названы улицы.

III Заключение

Вся жизнь поэта – постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька эта правда».

Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Его личность вызывает глубокое уважение, это был внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями писатель. Один из главных принципов поэта – народность.

Произведения Твардовского народны, потому что они являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация, Великая Отечественная война, «оттепель», разоблачение сталинизма.

Данная работа может стать дополнительным материалом при изучении творчества поэта и в 8-ом, и в 11-ом классах, а также темой занятий элективного курса по литературе.

Опыт исследовательской и аналитической работы пригодится автору для дальнейшего обучения в школе и в вузе, а также при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Список литературы:

1. Твардовский А. О литературе. — М., 1973.

2. Твардовский А. Из рабочих тетрадей. — Знамя. — 1989. — № 7, 8, 9.

3. Маршак С. Я. Воспитание словом. — М., 1961.

4. Воспоминания об А. Твардовском. — М., 1978.

5. Кондратович А. Александр Твардовский. — М., 1978.

6. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. — М., 1981.

7. Твардовский А.Т. Наброски неудавшейся повести (1932–1933) // Твардовский А.Т. Избранные произведения. В 3-х т. – М., 1990. – Т. 3. – С. 66–106.

8. Твардовский А. Поэмы. «Советский писатель». – М., 1957.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24