|
Иуда Искариот: добро или зло?Иуда Искариот: добро или зло? Введение На протяжении многих веков образ Иуды используется авторами великих литературных произведений как имя нарицательное, обозначающее предательство. Личность Иуды неоднозначна, противоречива, даже таинственна, ведь в Библии о нем говорится совсем немного. Это является еще одной причиной популярности этого образа у писателей различных времен и народов. В своих произведениях они рассуждают над сутью поступка Предателя: одни осуждают, другие приписывают ему Божественные черты. Так кто же он на самом деле? Что он воплощает в себе: добро или зло? Целью данной исследовательской работы является поиск ответов на эти вопросы, реализация следующих задач:
Есть немало самостоятельных художественных «реконструкций» образа Иуды Искариота и интерпретаций мотивов его предательства, и их количество и разнообразие подтверждает тот факт, что Иуда давно уже перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись, подобно персонажам античной мифологии в знаковую фигуру, вечный образ мировой художественной культуры. Разумеется, положительная оценка Иуды, как «находящаяся в резком противоречии со всей христианской традицией», для верующего человека неприемлема по-прежнему. Представляется возможным рассматривать образ Иуды как литературного героя. Для сравнения и анализа возьмем следующие художественные произведения.
Проведем аналитическую работу по следующему алгоритму:
Иуда Искариот: добро или зло? Хо́рхе Луи́с Бо́рхес - выдающийся аргентинский писатель, автор самых фантастических вымыслов, замечательный эрудит, творец стихотворений, эссе, рассказов. «Три версии предательства Иуды» - произведение, вошедшее в книгу «Вымыслы». Здесь отсутствует портретная характеристика героя. Это связано с тем, что в данном тексте автор дает образ Иуды как тип, а не как конкретную историческую личность. Борхес не указывает на то, что Иуда был связан с деньгами. Автор ссылается на Евангелия и говорит лишь о том, что Предатель «был одним из апостолов, одним из избранных возвещать царство небесное, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять бесов (Матфей, 10, 7-8; Лука, 9, 1)». Три версии предательства Иуды в рассказе Х. Л. Борхеса – это словно цепочка предпѾложений, почему посూупок Искариота не грех, а подвиг䀠(иҷ борца за справедливость герой перераста萵т в Месси葎). Автор использует первоисточник как логическую головоломку, превращает его вࠠсмысловой лабҸринт, играет с первоначальными образами Борхес пытается доказать, что Иуда и есть Иисус Христос, они оба приносят жертву человечеству: Иисус лишается жизни, а Иуда чести. Андре́ев Леони́д Никола́евич – «известный ныне, но запрещенный в советские годы» (П. Басинский) писатель, размышляющий о зле и преступлении, о природе этих явлений. В своем рассказе «Иуда Искариот» Андреев наделяет Иуду страшной, противоречивой внешностью. Сразу же бросается в глаза его раздвоенный череп, изуродованное лицо: «за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв». Антитеза создана рядом эпитетов: черный глаз, мертвенно-гладкая сторона лица, живое и хитрое око. Образ Иуды у Андреева соотносится с традиционным представлением о бесе, нечистой силе, которых принято изображать в профиль, то есть одноглазыми («…и вдруг уходит внезапно, оставляя по себе неприятности и ссору - любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес»). В герое сочетается мертвое и живое, мутное и чистое, светлое и черное. Темная сторона Андреевркого Иуды – это притворное спокойствие, которое чаще всего проявлялось при общении с учениками, а «светлая» – это искренняя любовь к Иисусу. Интересная деталь: автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий цвет волос. В мифологии это часто означает избранность богом, близость к Солнцу, право на власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем коне. Многие вожди, известные личности имели этот огненный цвет волос. Определение «Рыжий» является эпитетом божественного. Цель Иуды - спасти учителя, помочь ему: он принимает на себя удары камней, готов с оружием в руках защищать Иисуса, но готескно-комическая внешность, горячечные порывы, наивная восторженность вычеркивают Иуду из списка учеников. Ведь каждый из них знает себе цену: каждый претендует на место рядом с Ним, каждый тщится заслужить милость. Возможно, этим в данном случае еще раз подчеркивается противоречивая природа главного персонажа. Андреев уже в начале текста сравнивает Иуду с Иисусом: «хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже», с другой стороны – подлый предатель «каждому умел сказать то, что ему особенно нравится». По мнению Андреева, красота и безобразие - две составляющие единого целого. Это отражает особое мировоззрение писателя, где одно без другого невозможно. Жители города так рассказывают о рыжем уроде: «Свою жену Иуда бросил давно…он много лет шатается бессмысленно в народе…и всюду лжет, кривляется…и вдруг уходит внезапно, оставляя о себе неприятности и ссору. Детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда - дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды» [2; 138]. Но автор заставляет нас увидеть смелость и дерзость Иудиных высказываний, пламенную и ревностную любовь к Христу. Это побудило героя принести огромную жертву – погубить свою душу предательством. «Церковная традиция приписывает авторство первого евангелия в Новом Завете ученику Иисуса мытарю Левию, прозванному Матфеем». Таким образом, можно предполагать, что Матфей был лично знаком с Иудой, слышал разговор, имевший место на тайной вечере. В Евангелии Иуда - грязный предатель: «тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, подошел к первосвященникам и сказал им: что вы дадите мне, и я предам вам Его?» Иисус предвидит предательство, упрекает учеников. «Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родится. При сем Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал». В писании говорится и о самом предательстве: «тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его, Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». Иуде приписывается связь с дьяволом, чертовщиной: «лукавая сущность Иуды, вероятнее всего, постепенно сформировалась к тому моменту, когда Сатана вошел в него и использовал для предательства нашего Господа Иисуса.» После всего случившегося он «Возрыдал с горечью, выбросил 30 серебряников, полученных за свое предательство» «потом пошел и удавился». «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда , предавший Его, увидев, что Он осужден и, раскаявшись, он возвратил 30 серебряников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену оцененного Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю, как сказал мне Господь!». Таким образом, в Евангелии от Матфея Иуда предстает перед нами предателем, которому нет и не будет прощения. Не допускается даже и мысль о том, что Искариота можно оправдать. Максимилиан Волошин – известный поэт Серебряного века, один из широчайше образованных людей своего времени. Его произведения пронзительны и волшебны, в них – скрытая философская глубина и точность. «Иуда-апостол» Волошина не имеет портрета, ибо важна не персона, а поступок, предательство. Это совершенно иная трактовка, нежели в Библии. Иуда Волошина - любимый ученик Божьего Сына, единственный, кто смог понять Христа и выполнить свою миссию. Искариот совершил предательство, которое приравнивается к подвигу. Он отдал себя в жертву правде. …Иуда - Твой самый старший и верный Ученик, что он на себя принял Бремя всех грехов и горя мира… Именно Иуда поплатился за все грехи человечества. Вывод: К сожалению, многие люди склонны оценивать какие- либо поступки однозначно. Иуда способствовал смерти Иисуса, значит, предал, совершил грех. У нас же была возможность убедиться в том, что то или иное действие не может быть трактовано одинаково. Сам Иисус сказал: не судите да не судимы будете. Философские вопросы всегда были наиболее интересными для человека мыслящего. Фигура Иуды является одной из самых противоречивых, загадочных и интересных. Размышляя над тем, что такое предательство, любовь, добро и зло, мы становимся ближе к истине. |
Loading
|