Литературно-музыкальная композиция "Звериных стихов моих грусть..."
Тезисы
Наблюдая за жестоким обращением человека по отношению к окружающему миру, появилась необходимость в создании прикладного проекта, связанного с воспитанием в человеке милосердия и разумного отношения к природе.
В композиции использованы все средства воздействия на разум и сердце человека: научная информация, прекрасная поэзия Э. Асадова, О. Сулейменова, С. Есенина, отрывки из фильмов и инсценировки из сказок Н.Д. Телешова и Р. Киплинга.
"Луна"
Такая малость в небесах,
А освещает всю природу.
Скажите, где еще найти
Такой светильник в тьме кромешной,
На вас он смотрит и молчит,-
Вот образ истинного друга!
Юн Сондо.
Ведущий: Люди Земли мечтают попасть на Луну, но ЛУННЫЙ ПЕЙЗАЖ У НАС НА ЗЕМЛЕ НИКОГО НЕ УСТРОИТ. Мы переживаем сейчас время, когда человек начинает понимать, что нельзя так бесконтрольно, как прежде, расточать природные ресурсы. Это приведет к печальному финалу. Все больше и больше энтузиастов вступает в ряды бойцов, решивших выиграть великую битву - спасти от уничтожения богатства природы.
Ведущий: Чтобы таких энтузиастов было больше среди людей, мы и решили Вам поведать о том, как по вине человека гибнет живая природа.
Помутились, пожелтели реки,
Загудело поле, пыль поднялась,
И сквозь пыли уж знамена плещут,
Ото всех сторон враги подходят,
И от Дона и от синя моря,
Обступают наших отовсюду!
Отовсюду бесовы исчадья
Понеслися с гиканьем и криком:
Молча, Русь, отпор кругом готовя,
Подняла щиты свои багряны.,
Ярый тур ты, Всеволод!
Стоишь ты Впереди с Курянами своими!
Прыщешь стрелами на вражьих воев,
О шеломы их гремишь мечами!
Где ты, буй- тур, ни поскачешь в битве,
Золотым посвечивая шлемом,-
Там валятся головы поганых,
Там трещат аварские шеломы
Вкруг тебя от сабель молодецких!
Не считает ран он уж на теле!
А.Н. Майков.
"Слово о полку Игореве".
Ведущий: Не случайно неизвестный автор "Слова о полку Игореве” называет князя Всеволода буй- туром. Буй- тур -это значит сильный, могучий, храбрый.
Ведущий: Еще Юлий Цезарь во время германских походов встречал туров. Ростом они мало уступают слону, но "обликом и мастью напоминают быков... велика их сила и быстрота". А турьи рога служат у местных воинов знаком особой доблести. "Их бережно хранят, на концы надевают серебряные наконечники и пьют из этих рогов на торжественных праздниках".
Ведущий: А чтобы увидеть тура, куда мне нужно отправиться в путешествие?
Ведущий: Никуда. Последний представитель турьего рода -дряхлая корова пала в 1627 году. А все это произошло потому, что пути человека и тура сошлись. И человек быстро истребил этого упрямого быка, уничтожая леса и устраивая ради забавы турьи состязания.
"Корова."С.Есенин.
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом свее.
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Снится ей белая роща
И травяные луга.
(Инсценировка отрывка из сказки Н. Д. Телешова "Белая цапля")
Вся комната была залита лунным светом, а у постели ее стояли две большие белые птицы, обратив свои длинные клювы к ее изголовью и смотря на Изольду большими печальными глазами. У одной из птиц на голове был пушистый убор из тонких белых стрелок; другая держала в клюве два красных цветка, звездообразные, с черными как уголь середками.
Изольда вздохнула, быстро поднялась и села на постели, глядя испуганными глазами на птиц.
Возьми эти цветы,
принцесса, - вдруг заговорила цапля,
роняя цветы на колени Изольде. - Возьми
их: они выросли из крови наших брат. Мы
принесли их тебе, принцесса!
В недоумении
и страхе Изольда молчала.
Мы жили свободно и счастливо, - продолжала цапля. – Мы жили бы так и теперь, если бы ты не приказала убить одну из нас, чтобы завладеть хохолком для твоего свадебного наряда. Этот хохолок вырастает у нас только весною, когда мы вьем наши гнезда. Он и для нас тоже свадебный наряд. Знала ли ты об этом, принцесса? Изольда опустила голову.
-Ты первая приказала достать хохолок для наряда. И с той поры начали к нам приходить охотники с больших городов, начали нас убивать сотнями, тысячами... Мы всюду искали спасения, но охотников каждую весну становилось все больше и больше, а нас оставалось все меньше. Знаешь ли ты это, принцесса?
Изольда дрожала и не могла вымолвить ни слова. Цапля между тем продолжала:
-Нас избивали
без жалости, без разбора. Нас избивали
в то время, когда мы вили гнезда, когда
кормили мы наших детей. Мы падали мертвыми
и ранеными, истекая кровью. Из головы у
нас вырывали убор, а наши птенцы умирала
от голода... Ты не думала об этом, принцесса?
И обе цапли пристально поглядели прямо
в глаза Изольде. Сегодня убиты все
остальные... Наш род истреблен... Мы
последняя пара из всех живых, и мы
прилетели к тебе, принцесса, прилетели
за тобой, чтобы взять тебя с нами и
показать, что ты сделала. Кровь наших
братьев еще не застыла, их трупы еще
лежат на земле... Полетим же взглянуть
на них, полетим скорее, принцесса… Мы
хотим, чтобы ты видела правду. Эти цветы,
выросшие из нашей
крови, имеют чудесную
силу. Возьми их в обе руки,
принцесса.
Повинуясь властному голосу, Изольда
взяла в руки один цветок и тотчас
почувствовала, как за спиной у нее
выросли крылья. Она взяла другой цветок
и стала невидима.
Ведущий: А ведь действительно, в основу сказки "Белая цапля" положены события, имевшие место в жизни живой природы и человека.
Ведущий: Белая цапля - одна из самых красивых птиц. Недаром у японских художников с их вкусом и чувством изящного, она- один из излюбленных мотивов.
В брачный период у белых цапель на спине появляются длинные и очень красивые перья. Бородки на этих перьях отстоят далеко друг от друга, поэтому перья кажутся какими- то воздушными, и создается впечатление, что на птице - легкая кружевная накидка.
Однако, украсив птицу такими перьями, природа оказала ей плохую услугу: именно из-за этих перьев (а они - брачный наряд цапли) и уничтожали ее.
Ведущий: В конце прошлого века - в начале нынешнего в Европе стали модны шляпки, украшенные птичьими перьями. И вот только в Лондон было привезено 400 тысяч шкурок колибри Из Западного полушария и 50 тысяч шкурок райских птиц с островов Полинезии. Невозможно подсчитать количество уничтоженных из- за красивого оперения птиц - такой учет никогда не велся, да и не мог вестись. Мы имеем лишь отдельные данные. Но и они очень красноречивы. До недавнего времени только в Венесуэле ежегодно убивали полтора миллиона белых цапель, которые в период гнездования надевали очень красивый "брачный наряд".
"Лебеди."Э.Асадов.
Гордые шеи изогнуты круто.
В гипсе, фарфоре молчат они хмуро.
Смотрят с открыток, глядят с абажуров,
Став украшеньем дурного уюта.
Если хозяйку- кокетку порой
"Лебедью" гость за столом назовет,
Птицы незримо качнут головой:
Что, мол., он знает и что он поймет?!
Солнце садилось меж бронзовых скал.
Лебедь на жесткой траве умирал.
Дробь браконьера иль когти орла?
Смерть - это смерть, оплошал - и нашла!
Дрогнул, прилег и застыл, недвижим.
Алая бусинка с клюва сползла...
Долго стояла подруга над ним
И наконец поняла!
Разума птицам немного дано,
Горе ж и птицу сражает, как гром.
Все кому в мире любить суждено,
Разве тоскуют умом?
Сердца однолюбов связаны туго:
Вместе навек судьба и полет.
И даже смерть, убивая друга,
Их дружбы не разорвет.
В лучах багровеет скальный гранит.
Лебедь на жесткой траве лежит.
А по спирали в зенит упруго
Кругами уходит его подруга.
Чуть слышно донесся гортанный крик,
Белый комок над бездной повис,
Затем он дрогнул, а через миг
Метнулся отвесно на скалы вниз.
Тонкие шеи изогнуты круто.
В гипсе, фарфоре молчат они хмуро.
Смотрят с открыток, глядят с абажуров,
Став украшеньем дурного уюта.
Но сквозь фокстроты, сквозь шторы из ситца
Слышу я крыльев стремительный свист,
Вижу красивую, гордую птицу,
Камнем на землю летящую вниз.
Ведущий: Если кто- нибудь мне говорит: "Я люблю людей, но не люблю животных", - я не очень доверяю такому человеку. Быть может, это только мое субъективное мнение, но я считаю, что тот, кто не любит животных, не может по-настоящему любить людей и быть до конца добрым человеком. Точно так же, как нельзя, по- моему, считать себя знатоком прекрасного и быть равнодушным к природе. Ведущий: Мне бы сейчас очень хотелось, чтобы в зале прозвучало стихотворение С. Есенина "Песнь о собаке".
Ведущий: Это стихотворение стало событием не только в есенинском творчестве, но во всей русской поэзии.
Ведущий: Великий знаток радного языка использует в стихотворении просторечное слово "поклал", которое не является литературной нормой. Ведущий: И самое интересное, что литературных эстетов это не шокирует, а считается вполне нормальным. А вы, сидящие в зале , как можете объяснить этот поэтический прием? (Беседа с залом)
Ведущий: Если бы все мы могли думать и чувствовать, как бессловесные герои Есенина, которые погибают по вине человека, то мы бы не ставили знак равенства между словами "зверь и жестокость".
"Собака плачет"
В садике, у оврага, Люди стоят, судачат:
Глядите,
Плачет собака!
Собака, собака плачет!- Я придвигаюсь ближе,
У глаз
По колючей шерстке
(Собака, а вот поди же!)
От слез пролегли бороздки.
Смотрит скулящим взглядом
Ушами поводит тяжко.
Катятся слезы градом,
Частые,
Как у ребенка.
Не позабудет,
Кто видел,
Как ребра ходят поджаро
Кто ее так обидел?
За что ей такая кара?
Собака нам не расскажет
Забудется, успокоясь.
Но горе собачье ляжет
Пятном на людскую совесть.
Л. Татьяничевобаку ударил"
Помнишь кошару?
Помнишь отару?
Помнишь, мы долго стреляли в ночь?
Ветер с волками,
темень, как камень,
ты, лицо закрывая, нашарил нож.
Страх твои руки скрутил арканом,
клыкастые лапы рвали чапан,
и в это мгновенье хриплый клубок
ударом на волчье горло лег.
Конь рванул, ты зарылся в снег.
Снег, вихрясь, на лету смотрел,
как кипели в одном котле
волк, собака и человек.
…Утром стихло.
Но небо серо.
Снега улеглись, лишь поземка метет.
У стенки кошары поземка присела,
чтобы взглянуть на нее,
на собаку худую, старую –
(приползла из степи домой,
кровь последнюю
в дверь кошарную
в борозде волоча за собой).
А когда мы ее добивали,
она руки пыталась лизать,
как щенят,
те, ворочаясь, ждали
в жестком сене теплую мать.
Ты пришел из степи за ней,
тебя след окровавленный спас,
ты добрел до своих саней
и тотчас же умчал от нас...
А сейчас
ты собаку ударил при мне,
чем собака тебя обидела?
Знай же -
не по моей вине
чабаны твой удар не видели.
Не положено бить детей
и собак - по закону степей.
Так поймешь ли,
за что тебе
я, как волку, в глаза гляжу?
О. Сулейменов.
Ведущий: Кто из нас в детстве не привязывался сердцем к дворовому псу, щеглу или кролику?! И разве не она, эта дружба, помогла проклюнуться во многих душах первым росткам доброты, справедливости, желанию защитить слабого! Я уверена в том, что тот, кто когда- то спас от гибели щенка или вылечил сломанное крыло птицы, первым потом придет на выручку к другу или просто незнакомому человеку.
(Фрагменты кинофильма "Белый Бим – черное ухо")
Ведущий: Зверей, птиц и нетронутых уголков природы остается все меньше и меньше. И человек должен, обязательно должен любить и беречь все живое и все прекрасное на земле. Ибо он сам является частью всего сущего в этом мире. Недаром нашим государством был поставлен на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос о запрещении военных испытаний, могущих причинить вред природе и животном)' миру на нашей планете. (Инсценировка отрывка из сказки: Р. Киплинга "Маугли")
-Детеныш человека есть детеныш человека, и ему надо знать все законы Джунглей.
-Но подумай какой
он маленький, - возразила Багира,
которая
избаловала бы Маугли, если бы дать ей
волю. - Разве может такая: маленькая
головка вместить все твои речи?
-А разве в джунглях довольно быть маленьким, чтобы тебя не убили? Нет! Потому я и учу его всем законам, потому и бью его, совсем легонько, когда он забывает урок.
"Легонько"! Что ты понимаешь в этом, Железная Лапа? - проворчала Багира. - Сегодня у него все лицо в синяках от твоего "легонько"! Уф!
Лучше ему быть
с ног до головы, чем погибнуть из- за
своего невежества, - очень серьезно
отвечал ей Балу. – Я теперь учу его
Заветным Словам Джунглей, которые будут
ему защитой против птиц, змей и против
всех, кто бегает на четырех лапах, кроме
его родной Стаи. Если он запомнит эти
слова, он может просить защиты у всех в
джунглях.
Разве это не стоит колотушек?
-Хорошо, только смотри не убей детеныша. Он не лесной пень, чтобы ты точил о него свои тупые когти. А какие же это Заветные Слова? Я лучше помогу сама, чем стану просить помощи, но все же мне хотелось бы знать. - И Багира, вытянув лапу, залюбовалась своими когтями, ,синими, как сталь, и острыми, как резцы.,
-Я позову Маугли, и он скажет тебе... если захочет. Поди сюда, Маленький Брат!
Голова у меня гудит, как пчелиное дупло, послышался недовольный детский голос над их головами, и Маугли соскользнув с дерева, прибавил сердито и негодующе: - я пришел ради Багиры, а не ради тебя, жирный старый Балу!
-А мне это все
равно, - ответил Балу, хотя был очень
огорчен
и обижен. - Так скажи Багире Заветные
слова
Джунглей, которым я учил тебя
сегодня.
- Заветные Слова какого народа? - спросил Маугли, очень довольный, что может похвастаться. – В джунглях много наречий. Я знаю их все.
-Кое- что ты
знаешь, но очень немного. Полюбуйся,
о
Батира, вот их благодарность учителю.
Ни один самый захудалый волчонок ни
разу не пришел поблагодарить старика
Балу за науку. Ну, так скажи Слово
Охотничьего Народа, ты, великий ученый.
-"Мы с вами
одной крови, вы и я", - сказал
Маугли,
произнося по- медвежьи те
слова, которые обычно говорит весь
Охотничий Народ.
Ведущий: Мы, самые разумные жители планеты Земля. Потому должны помнить; от наших действий зависит все живое на земле.
Ведущий: Многие народы в древности считали, что животные помогают им и передают свою положительную энергию. Индейцы и африканские племена до сих пор сохраняют эти тесные связи с животным миром и живут в гармонии с ним и со всей природой.
Ведущий: У тебя наверняка есть любимое животное. Возможно, даже такое, каким тебе хотелось бы стать. Это определенное родство душ. Если у тебя возникли трудности, твоя "родственная душа" может тебе помочь, дать подсказку.
Ведущий: Для предсказания тебе понадобятся два игральных кубика.
Ведущий: А как узнать предсказание? Брось два кубика, сосчитайте сумму выпавших очков и найди животное, чей номер равен этой сумме. Это животное и поможет тебе.
Литература:
1) Акимушкин И.” Трагедия диких животных”.М.,1995г.
2) Колвин Л. "Живой мир”. Энциклопедия.М.,2003г.
3) Асадов Э. "Песнь о бесславных друзьях”.М.,1994г.
4) Сулейменов О. Избранное стихи и поэмы.1999г.
5) Пинии О. "Слово о полку Игореве” в иллюстрациях и документах.М.,1887г.
6) Есенин С. Сочинения.М.,1966г.
7) Рубцов Н. Стихотворения.1985г.