Центральный Дом Знаний - Образ матери в рассказах А.Платонова

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образ матери в рассказах А.Платонова

Образ матери в рассказах А.Платонова

Оглавление:

  1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………4

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...15

  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...16

Введение

Проза А. Платонова – всегда работа, всегда постижение. Жизнь, по Платонову, обширна, невероятна до ирреальности, жестока и упоительна. Мир – «прекрасен и яростен», непреходящ и вечен одновременно. Человек – слаб и могуществен…

Герои Платонова мучительно пытаются найти истину в жизни: одни пасуют перед ней, другие вступают в борьбу и выигрывают. Целью данной работы является исследование образа матери в произведениях А.Платонова.

В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

1) определить роль образа матери в системе персонажей для понимания идеи произведений.

2) проанализировать и сравнить жизнь героев, отношения между матерью и детьми в произведениях А.Платонова.

Методы исследования - анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.

Объектом исследования являются герои рассказа «Такыр», «Мать», «Джан», «Третий сын».

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.

Имеется большое количество литературы, посвященной исследованию творчества А. Платонова. Это журнальные статьи, материалы Интернета, статьи известных лингвистов и литературоведов. Но литературы, отображающей исследования образа матери, существует не так много. Это позволило провести самостоятельное исследование и определить роль образа матери в структуре данных произведений.

Основная часть

1. Образ матери в произведении А. Платонова «Мать (взыскание погибших)».

О теме произведения можно судить уже по названию. Действительно, в рассказе говорится о матери – о сильной, волевой, но безумно несчастной и одинокой женщине. Но существует также и другое название – «Взыскание погибших». В этой части раскрывается уже другая тема – тема детей, которые погибли на войне, но остались живы в вечно любящем сердце старой матери. Эти два названия (так же, как и две темы) взаимосвязаны между собой и представляют единую законченную мысль.

В данном произведении образ матери является центральным. Мария Васильевна – главный герой, который проявляет себя о взаимодействии с другими персонажами (её дети, соседка Евдокия Петровна). Через второстепенных персонажей мы ещё больше раскрываем личностные качества, характеристики главного героя. Например, через общение соседки с матерью мы узнаем, что к Марии Васильевне относятся с уважением, даже с некоторой покорностью. «Садись со мной, Дуня, - сказала ей Мария Васильевна. Дуня с покорностью села рядом».

Это произведение написано в годы Великой Отечественной Войны. Соответственно, в нем говорится о военном времени, когда болезнь и голод одолели все человеческое существование. Ничем не отличилась и наша героиня, Мария Васильевна. У этой одинокой и безумно несчастной женщины не осталось ничего и никого. Ни дома, ни детей, ни жизни…

Да и как можно говорить о социальном положении человека во время войны, когда неизвестно – останется ли твоё имущество или через минуту его разбомбят танки?! Именно так и случилось с домом матери. «Родное место её теперь было пустым». Пустота является не только внешним фактором, но и душевным состоянием героини. Действительно, у матери нет ни дома, ни детей.

Марии Васильевне было всего лишь около пятидесяти лет, но тяготы войны, смерть детей и мужа заставили её постареть не меньше чем

на двадцать лет. Теперь она была седая, «усохшая», отчужденная старуха. Но все могло быть иначе – счастливая семья, дети, внуки… Если бы не война…

Единственные, для кого жила стареющая мать, были ее дети. Но теперь они умерли, и жизнь потеряла всякий смысл. Дети - это самое дорогое для сердца мамы. Для Марии Васильевны ее дети – это жизнь, любовь, счастье, забота, цель существования. После их смерти, она все это потеряла. И, прежде всего себя, свою душу. «Горе её было вечным и печаль неутолимой – мать утратила мертвыми всех своих детей».

Как уже известно, Мария Васильевна не была богата, не обладала красивой внешностью, но «ее сердце было добрым». Одновременно в её душе боролись добро и боль, страдания, тоска… Но люди к ней тянулись, несмотря на тяжелые душевные переживания. И даже враги «не тронули эту старую женщину».

С одной стороны, мать смирилась со своей судьбой, стала равнодушной. «Мне все равно! Я сама теперь как мертвая». Но в то же время у Платонова проскальзывает фраза «Она знала свою долю, знала, что ей пора умирать, но душа её не смирялась с этой долей». Мать хотела жить, но только со своими детьми.

Мария Васильевна всей своей страдающей душой любит умерших детей. «Сколько я (мать) сердца истратила на вас…». Она не может смириться с мыслью, что их больше нет в живых, и продолжает разговаривать с ними. Наверное, и умирает Мария Васильевна только после полного осознания, что ее дети умерли.

Заканчивается произведение фразой: «Чьей бы ты матерью ни была, а я (красноармеец) без тебя тоже остался сиротой». Платонов хотел обратить внимание на то, что в годы войны люди были едины и сплочены общим горем, все друг другу были сыновьями, братьями, детьми, матерями…

  1. Образ матери в произведении А.Платонова «Джан».

Повесть «Джан» (1933-1935) сложна для анализа и очень податлива на отвлеченные истолкования замысла писателя.

Назар Чагатаев, «молодой нерусский человек», выходец из племени джан, закончил московский экономический институт, взошел на «вершину ума» и теперь, по окончании образования, командировался в среднеазиатскую пустыню с тем, чтобы найти свой умирающий народ (где и жила его старая мать) и вывести его к более достойной жизни.

Образ Гюльчатай очень схож с образом Заррин-Тадж из «Такыра».

Туркменка Гюльчатай – бобылка - колтаманка, живущая в племени джан, была замужем за рабочим Кочматом из Туркмении, но родившая сына от русского солдата.

Вообще, в прозе Платонова мы не найдем ни одной страницы, на которой писатель в ранг высокого искусства возводил бы именно человеческое наслаждение: мать родила Назара не от страсти, а из нужды; пищевой «рацион» его героев не содержит ничего изысканного и роскошного: хлеб, соль, вода, картошка, изредка мясо; инстинкт еды у них не был «яростным или жестоким, как у обычного человека, а был невинным, способным остаться без удовлетворения и не ожесточиться»; одежда – в лучшем случае, как говорят в народе, - справная; разговоры – не пустые и светские, для праздного времяпрепровождения или блеска ума, но всегда из глубокой жизненной потребности о насущном; горе и страдание – велики, но не безысходны; радость и восхищение – тихие, не шальные.

Все это можно отнести и к нашей героине Гюльчатай.

Она – старуха с согнутой спиной, «с бледными глазами», с маленьким лицом, которое стало «хищным и злобным». Гюльчатай прогоняет своего сына из-за того, что в доме нечем было питаться, а не из-за ненависти, как могло показаться на первый взгляд. «Я уже так слаба, что любить тебя (Назар Чагатаев) не могу, живи теперь один. Я забуду тебя».

Но мать не забывает своего сына. Спустя пятнадцать лет они снова вместе, когда Назар спасает народ джан и свою мать.

Всех героинь Платонова объединяет одно- всепоглощающая любовь в детям. И когда матери не могут сделать жизнь детей счастливой, они (матери) вынуждены убегать, выгонять своих детей и даже умирать.

Душа Гюльчатай всегда существовала между жизнью и смертью. Жизнь для неё – это мучения, трудности, тяготы, горе, грусть, страх, пугающая вечность. «Мать боялась опять возвратиться в Сары - Камыш и снова там вечно жить». И это не зря, ведь на протяжении всей жизни Гюльчатай голод и страх всегда были рядом с ней. Счастье, удачу, веселье, добро она видела лишь в одном – в смерти. «Гюльчатай теперь веселая, хотя шла помирать».

Её имя означает – горный цветок. Как известно, горные цветы не требовательны к почве (т.к. они бедны гумусом); избыток удобрений ослабляет их цветение (№4, с.280). Все это можно отнести и к Гюльчатай. Она не прихотлива и её душа перестала «цвести», но все же она прекрасна, как сам горный цветок.

Финал произведения заканчивается тем, что Гюльчатай умирает. «В полночь встали все, кроме Гюльчатай. Она умерла». Но эта смерть является воплощением мечты самой матери. Она умирает счастливой, в кругу своих близких и друзей, которые тоже счастливы. Назар еще долгое время не может отойти от покойной матери и лежит рядом с ней. Только после смерти он смог обнять, прижать к себе и пожалеть Гюльчатай. «Чагатаев лег рядом с матерью и уснул».

  1. Образ матери в произведении А. Платонова «Такыр».

Так же, как и повесть «Джан», «Такыр» написан Платоновым, после удивительной поездки в Среднюю Азию.

Сюжет «Такыра» несложен. Персиянка Заррин – Тадж – рабыня, которая испытала тяжесть плена, голод, опустошение души, погибает под палящими лучами солнца. Её дочь Джумаль, стремясь избежать рабской участи матери, убивает купившего ее старого туркмена, выдает отряд басмачей красноармейцам и покидает родину, чтобы через много лет вернуться на покинутый ею такыр к могиле матери и развести сады в пустыне.

Жизнь Заррин – Тадж полна драматизма: рабство, страдания, голод, пустыня, палящее солнце, полное безразличие к жизни, тиф. Но умирает она от старости (...это в возрасте – то 26 лет!): «Заррин – Тадж лежала одна на каменном полу, черная и спокойная от сознания своей грустной смерти ... сердце было незаметно: оно больше не билось..., чувствовать что — либо счастливое старухе было уже нечем, ее силы могло хватить лишь для мучения. Рабыня умерла»

Слова «черная» и смерть тесно связаны между собой. Черный – цвет негативных сил и печальных событий. Он символизирует тьму смерти, отчаяние, горе, зловещие предсказания. Смерть – исход жизни, вознесение к бессмертию.

Линия жизни и смерти то сходятся, то расходятся на протяжении всего рассказа «Такыр». Остаться в мире живых помогает жизнестойкость человеческой души. Пленённая туркменами персиянка Заррин – Тадж, увезённая в чужую и непонятную ей землю, в пекло песков и «нищей глинистой земли» (такыр), давшая жизнь дочери Джумаль, бедствует, но спасается только благодаря своей душе.

Писатель проводит своих героев через испытания. И самым серьёзным (также как и в повести «Джан») является испытание пустыней, когда герои вынуждены голодать, бедствовать и умирать.

В тексте имеется развернутая параллель: чинара – Заррин – Тадж. На коротком привале, когда усталость свалила и самих туркменов, и весь их «полон», когда души так переутомились, что «перестали чувствовать свое существование» и горе «прекратилось от потери сознания», Заррин-Тадж видит старую чинару. Она кажется героине вечной, неуязвимой, бессмертной, хотя растет на краю пустыни, среди камней. Маленькая женщина Востока находит в себе силы жить под палящими лучами солнца, как чинара: «Персиянка посмотрела на старинную чинару – семь больших стволов разрастались из нее и ещё одна слабая ветвь: семь богатырей и одна сестра… кора его ( дерева) изболевшая, изъеденная зверями, обхватанная руками умиравших, но сберегшая под собой все соки, была тепла и добра на вид, как земная почва.. …дерево обжило, освоило все, выросло дальше, кротко подняв с собою то, что должно его погубить. Она тоже рабыня, как я! – подумала персиянка про чинару. Она держит камень, как я своё сердце и своего ребенка. Пусть горе моё врастет в меня, чтобы я его не чувствовала».

Обесчещенная, беременная от человека из чужого племени, проданная «замуж», она сопоставляет свою судьбу с судьбой «старинной» чинары. Для Заррин – Тадж чинара – дерево жизни «дерево обжило, освоило все, что должно его погубить», «кора его… была тепла и добра». Это и символ родства, семьи: «семь больших стволов разрастались из неё и еще одна ветвь… семь богатырей и одна сестра…». Но всего этого у нее не будет.

Образ чинары опирается на мифологические представления о древе жизни. Чинара – это и олицетворение Матери – земли, рождающей и питающей своих детей, и символ страданий: «кора его, изболевшая, изъеденная зверями, обхватанная руками умиравших». Чинара живет за счет соков земли, камень врастает в плоть дерева, причиняя ей страдания; ребенок растет, поглощая силы матери.

Со временем происходит отчуждение рабыни от самой себя, что приводит к обнищанию, оскудению жизни, растрачивающей себя на питание других: «С течением времени Заррин – Тадж начала отвыкать от своих интересов и от самой себя. Когда Атах – баба ел плов, а мясные остатки доставались только другим его женам, персиянка не мучилась от голода и зависти. Она всегда молчала и постоянно заботилась среди животных, не сознавая своей души, чтобы ни о чем не тосковать». В данном случае на интуитивном уровне происходит возврат к этимологическим корням слова «нищий», образованного от древнеиндийского nistyois – «чужой».

В рассказе Платонова «Такыр» слова «солнце», «пустыня» принадлежат к одному семантическому полю. «Пустота и свет окружали ее», «вот и все…больше ничего не будет». «Вот и все» – это и пустота и свет горячего такыра (пустыня), «вот и все» – это и пустота в душе Заррин – Тадж. Пустыня лишена для Заррин – Тадж каких – либо границ и ориентиров направления. Свет – это своеобразная метафора духа героини, он символизирует ее внутреннее просветление, явление беспредельного добра и правды, понимание бессмысленности ее существования.

Образ маленькой птички из сна Заррин – Тадж выступает олицетворением родины, воспоминание о которой дает героине силы жить в аду туркменской пустыни: «Персиянке представлялось в жарком, больном уме, что растет одинокое дерево где–то (символ жизни), а на его ветке сидит мелкая, ничтожная птичка надменно, медленно напевает свою песню. Мимо той птички идут караваны верблюдов, скачут всадники вдаль и гудит поезд в Туран. Но птичка поет все более умно и тихо, почти про себя: еще неизвестно, чья сила победит в жизни – птички или караванов и гудящих поездов. Заррин – Тадж проснулась и решила жить, как это птица, пропавшая в сновидении». Для Заррин – Тадж птичка из сна – символ ее души, но она слаба перед тем, что противостоит героине.

В кротости Заррин – Тадж, ее способности к безграничному терпению заключается большая сила, которая делает возможным существование добра и жизни, качеств, без которых человеческое общество, наверное, превратилось бы в стаю хищников, и было бы неизбежно обречено на распад и уничтожение.

Зарин-Тадж умирает от тифа, но есть ее дочь Джумаль, которой эта маленькая кроткая, но сильная женщина дала жизнь.

3. Образ матери в произведении А.Платонова «Третий сын».

Из анализируемых мною произведений, это единственное, где мать мертва уже в самом начале. Судить о внутреннем состоянии героини (во время жизни) можно только из отношения других действующих персонажей к матери.

В небольшом трехстраничном рассказе «Третий сын», в котором с наибольшей полнотой и законченностью выразилось не только понимание писателем природы народной нравственности, но и его, чисто народное, представление об идеальном гармоническом обществе.

В рассказе «Третий сын» А.Платонов вообще обходился без личных имен – ему важно сказать, что умерла мать, что ее съехались со всех концов страны хоронить шестеро сыновей, что одиноким остался отец. «После отправления телеграмм старый отец вернулся домой; он сел на табуретку около длинного стола, у холодных ног своей покойной жены, курил, шептал грустные слова, - старик ждал сыновей».

Присутствия именно шестерых человек требует народный обычай – необходимое по традиции количество людей для несения гроба. Но почему домовину с телом покойной матери несут, опускают в могилу и засыпают землей сыновья – это может показаться очень странным. Народный обряд похорон категорически запрещает родственникам заниматься такими делами: переступившие запрет, согласно поверью, недолго живут и отправляются на тот свет вслед за покойниками.

Удивительно то, что по-настоящему любил свою мать лишь один из шестерых сыновей – третий. Это становится очевидным после того, как прощаются дети с матерью. Все, кроме сына-физика плачут, страдают, переживают, но потом же, наоборот, веселятся, смеются и забывают про свою мать. Чего нельзя сказать о третьем сыне – он тоже переживает, но не показывает этого, оставив все свои эмоции внутри себя. Лишь один раз он дает волю чувствам, когда подходит к гробу матери. «Третий сын вдруг выпрямился, протянул руку во тьме и схватился за край гроба, но не удержался за него, а только сволок его немного в сторону, по столу, и упал на пол. Голова его ударилась, как чужая, о доски пола, но сын не произнес никакого звука,- закричала только его дочь».

Через отношение детей можно судить о характере матери. Наверняка, она баловала своих сыновей, отдавая им всю теплоту своей души, любовь и счастье, была доброй и заботливой.

Содержание «Третьего сына» не может быть исчерпано мыслью о сострадании к умершему и печали о нем; Платонов видел в образной концентрации не только прожитой человеком жизни, но и в художественном открытии пространства будущего. Образ третьего, или младшего, сына в сказке (фольклор) генетически восходит к разложению родового строя, утрате материнского начала в истории и к выделению патриархальной семьи, противостоящей роду.

Заключение

Проанализировав каждое произведение, я убедилась, что образ матери является чуть ли не важнейшим в структуре рассказа или повести. Героини произведений А. Платонова: Заррин-Тадж, Гюльчатай, Мария Васильевна и просто мать («Третий сын»), в той или иной ситуации похожи друг на друга. Всех их связывает безграничная любовь к детям, которую, умирая, так до конца они и не проявляют. Примечательно то, что в произведениях Платонова мать проходит через испытание, но рано или поздно погибает.

Лучшие произведения Платонова рождены народным миропониманием, исходят из него и возвращаются к нему в идеале – самая плазма платоновской прозы исполнена тайны и волшебства обыденного; первобытного родства человека траве и зверю и всеобщего людского семейного дружества, она как бы охватывает историю в ее истоках и цели, и эти качества придают произведениям писателя достоинство сказки, не неправды, а высшего идеального искусства, прозревающего дали народной судьбы.

Список использованной литературы

1. Бобылев Б.Г. «Луна восходит медленно, но закатывается скоро» – ж. «Русский язык в школе», № 2, 1994

2. Васильев В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. – М.:Современник, 1982. – 230 с. ( Б-ка «Любителям российской словесности»).

3. Ганичкина О.А. Энциклопедия дачника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

4. Платонов А.П. Повести и рассказы – М., «Художественная литература»,1983

5. Платонов Андрей Повести, рассказы. «Течение времени». – М.:Московский рабочий, 1971

6. Творчество А. Платонова. Исследования и материалы. Библиография/С – Петербург, Наука, 1995

7. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 1999. – 144 с. (Перечитывая классику)

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24