Центральный Дом Знаний - Тайна текста

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тайна текста

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………….……………4.

II. Основная часть.

1. Многообразие тем лирики Л. Татьяничевой……………………….…….…………..5.

  • Тема материнского страдания. Стихотворения «Черёмуха», «Яблоня».

  • Гимн жизни. Стихотворение «Последний лист».

  • Тема детства. Стихотворение «У кустов пообстриженных», «Горный ручей».

  • Любовь к родной природе. Стихотворение «Снега, снега...».

2. Красота окружающего мира в лирике Н. Матвеевой…………….…….……………10.

  • Мечта о море и путешествиях. Стихотворения «Кораблик», «Ветер».

  • . Необычное в обычном. Стихотворения «Соседи», «Лопухи», «Ночь».

III. Заключение………………………………………………….…………………………….14.

IV. Список литературы……………………………………………………………………….15.

Введение.

Во все времена человека не переставало интересовать новое, всё, что было для него незнакомым или непонятным, не в полной мере ясным, но притягивало к себе и требовало разобраться.

Такой областью для меня стала литература, в частности анализ поэтического текста. Первое впечатление от прочитанного, как правило, бывает поверхностным. Читатель с первого прочтения может понять только тему, а сама идея, замысел художественного произведения ускользает.

Мне захотелось проникнуть в тайну текста, ведь поэтический язык своеобразен, индивидуален, понимание его с точки зрения общенародного языка затруднено. Возникает необходимость в переводе авторской мысли на общедоступный язык. Посредником между читателем и писателем служит поэтапный, вслед за автором анализ текста. Лирика более трудна для восприятия, в ней множество скрытых линий смысла.

Цель данной работы – попытаться проникнуть в этот скрытый смысл, стать творческим читателем, постараться приблизиться к такому понятию как культурное восприятие текста, доказать, насколько важно быть внимательным, вдумчивым читателем.

Чтобы узнать, что же в действительности стоит за тем или иным стихотворением, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Познакомиться с творчеством Людмилы Татьяничевой и Новеллы Матвеевой.

  2. Отобрать для анализа наиболее интересные стихотворения.

  3. Выбрать идейно-образный анализ художественного текста.

  4. В процессе анализа выделять особенности образности текста.

  5. Обобщить материал и сделать выводы.

Основная часть

1. Многообразие тем лирики Л. Татьяничевой

Поэзия уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой отличается многообразием чувств и переживаний. Её стихи – это поэтические эмоциональные раздумья о жизни. Зорким поэтическим взглядом она видит природу очеловеченной, любящей или страдающей.1

Образ-переживание утверждает жизненные идеалы автора, воссоздаёт его отношение к явлениям действительности.

В стихотворении «Черёмуха» запечатлено казалось бы обычное для наших мест явление – букеты цветущей черёмухи в руках людей. Но за этим явлением Л.Татьяничева увидела нечто большее. Центральный приём создания образа –

Олицетворение. И мы видим уже не просто черёмуху, а молоденькую женщину, которую, «если сплошь все гроздья оборвут, лишат её и материнской доли, душистых ягод холить не дадут!» Выражение холить не дадут в значении «нежить, ухаживать за ребёнком» усиливает трагичность происходящего. Взволнованность от трагичности увиденного передаётся автором с помощью восклицательного предложения. Поэтесса очеловечивает неодушевлённые предметы, силой своего воображения наделяет их способностью кричать, плакать, страдать. Страдания женщины, которая в результате жестокого и бездушного отношения не может стать матерью, столь велики, что её «горький аромат, на беззвучный плач похожий», заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем. В поэтическом тексте в словах возникает иной, философский смысл. Это уже не просто черёмуха, гроздья, ягоды, это символически обозначенные судьбы страдающих людей. В стихотворении использован приём контраста. Черёмуху «ломают ветками огромными, молоденьких деревьев не щадят». Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове молоденьких подчёркивает хрупкость и незащищённость черёмухи. С одной стороны – молоденькие деревья, с другой – бездумное уничтожение красоты, изувеченные деревца.

Контрастное изображение оттеняет реальность мира, выявляет глубину переживаний поэта.

Ключевой словообраз – искалеченная черёмуха. Этот образ приобретает глубокий смысл, становится символом погубленной красоты. «…всё дальше в глушь черёмуха уходит». Многоточие после восклицательного предложения как бы заставляет остановиться, перевести дух, задуматься о результатах сделанного. Стихотворение заканчивается многоточием. Хрупкий мир красоты несовместим с равнодушным и жестоким миром.

Так прячутся предания

В народе.

Так исчезают лебеди из глаз…

Чем-то близко по настроению стихотворение «Яблоня». В нём тоже звучит тема материнского страдания. «Прошла гроза и яблоню сломила». Татьяничева не описывает, какая была гроза, она просто констатирует факт. В центре её внимания – страдания матери. Поэтесса одушевляет яблоню, наделяет её человеческими качествами. Изувеченная яблоня, припав к земле,…молила «мольбой извечной матерей://мои побеги обогрей!»

Татьяничева рисует самоотверженность матери, которая «бесслёзно принимала муки», из последних сил устраивая судьбу своих детей.

Олицетворение «темнели потрясённые сады» распространяется не только на изображение яблони, но и на представление мира вообще, где ценится самоотверженный поступок матери, готовой ради спасения детей на любые страдания.

Суть лирики – не описание, а чувство, которым наполнено изображенное, новый взгляд поэта на обычное явление. И уже не столь важно увидеть израненный грозой кедр, в стихотворении «Последний лист», сколько передать чувство сострадания, желания помочь.

Строительный материал стихотворения разнообразен, содержит яркие метафоры и сравнения: «последний лист, как маленький флажок», метафорические эпитеты «сражённый наповал», «непоправимо одинок», «смертельная рана», «разбойной молнии клинок».Олицетворения и метафоры – любимый художественный приём Л.Татьяничевой. Нередко они совмещаются в одном образе. Стихотворение написано от первого лица, что придаёт характер сопричастности к изображаемому. И тогда природа наделяется свойствами живых существ. «Последний лист горит, как маленький флажок».

Олицетворяющий эпитет отважный подчёркивает значение важных для листка действий. Его задача – продержаться как можно дольше, своим ярким цветом привлечь к себе внимание. Он потому и «настойчиво позвал», чтоб показать «кедр, сражённый наповал», прийти на помощь. И чтобы этот символ красоты и величия природы не погиб безвозвратно, лирическая героиня говорит:

Я выну из смертельной раны

Разбойной молнии клинок.

Им землю зябкую разрою,

Взрыхлю защитную межу.

И предрассветною порою

Отводок кедра посажу.

Стихотворение пронизано любовью ко всему живому, воспринимается как гимн жизни. Пусть «сражённый наповал лежит тот кедр среди поляны», после него будет жить его отводок. Жизнь продолжится в нём.

Татьяничева ощущает себя частью природы, всякий раз мир открывается для неё словно впервые. Стихотворение «У кустов пообстриженных» представляет собой зарисовку уличной сценки. Поэтесса увидела, что «у кустов пообстриженных //вид мальчишек обиженных». Метафорические эпитеты делают текст эмоциональным и выразительным. Просторечная лексика «пообстриженных», «обкорнали», «голубчики», «чубчика», «чёлочки» и диалог придают стихотворному тексту образность и выразительность, делают стихотворение трогательным. Не меньшее значение в поэтическом слове имеет его состав. Уменьшительно-ласкательные суффиксы подчёркивают какое-то материнское отношение к увиденному, передают ощущение душевного комфорта, любви и нежности. Благодаря приставке по- в слове пообстриженных возникает иное значение слова. Кусты не острижены совсем, а только слегка пообстрижены, со временем это будет незаметно.

Двойная приставка в слове обесславили расширяет значение слова. Кусты изображены в образе мальчишек. Их подстригли, лишили пышной шевелюры, а вместе с ней и возможности нравиться девочкам. В юном возрасте невозможность нравиться девочке воспринимается как трагедия, поэтому в их словах звучит обида:

– Обкорнали нас,

Обесславили,

Даже чубчика

Не оставили!

Даже чубчика,

Даже чёлочки…

Многоточие придаёт предложению незаконченность, создаёт ощущение продолжения жалоб на свою судьбу.

С одной стороны – в стихотворении звучит грусть об утраченной красоте: «обкорнали нас, обесславили, даже чубчика не оставили», с другой – обещание новых ощущений счастья:

Утешают их сёстры-ёлочки:

– Не печальтесь-ка вы, голубчики,

Вам весна вернёт ваши чубчики!

Стихотворение звучит жизнеутверждающе, что подчёркивается восклицательным предложением.

Так же по-матерински наблюдает Л.Татьяничева за горным ручьём:

Ёжиком в рыжих хвоинках

Катится горный ручей.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах ёжиком, хвоинках помогают представить ручей в образе озорного мальчишки, который радуется жизни. Для создания образности большое значение имеет правильный выбор лексики. Слово лопочет имеет разговорную окраску. Как нельзя лучше подходит его значение «говорить быстро, неясно» для характеристики бойкого ребёнка. 2Инверсия усиливает действие, глаголы передают постоянное движение, непоседливость ручья:

Мчится он с ветром в обнимку

В тень вековых кедрачей.

Смеётся,

Лопочет,

Искрится…

И только когда наступят холода, он успокоится на время, превратившись в «хрупкое деревце льда». Метафоры придают тексту описательную яркость. Как любой мальчишка, он долго не может находиться в неподвижности, поэтому:

Весною он первым проснётся

И на заре молодой

Умоет румяное солнце

Своей родниковой водой.

Стихотворение покоряет искренностью и непринуждённостью, открывает новые возможности увидеть необычное в обычном.

В стихотворении «Снега, снега…» Татьяничева создаёт образ зимней природы. Природа одушевлена. Деревья в лесу тоже живые. Это передано не только олицетворениями, но и метафорами:

Пожалуй, я не видела ни разу,

Чтоб столько снега вьюги намели.

Бредут, согнувшись, молодые вязы,

На спинах тащат белые кули.

Им ветер обещал –

Весёлый мельник –

Зерно снегов перемолоть в муку.

Под снегом дремлет малолеток ельник

С пушистой белкой, с дятлом на суку.

В результате возникает сказочный образ леса. Но при этом его реальный облик не исчезает. Это и снега, наметённые вьюгами, и белка с дятлом на суку.

Важную роль играет стилистически эмоциональная окраска лексики. Поэтесса вводит в поэтический текст просторечные слова, что оживляет стихотворение, придаёт образную выразительность. Удачно использовано слово малолеток для характеристики ельника.

Малолеток – это «маленький ребёнок»,3 поэтому ему ничего не остаётся как дремать под снегом, как под одеялом. Слово бредут означает «идти с трудом»4, поэтому молодые вязы под тяжестью кулей согнулись. Весь образный строй стихотворения говорит о красоте зимней природы и о любви Л.Татьяничевой к родному краю:

Не разлюбить,

Не оторвать от сердца,

Не отемнить вас, русские снега!

Ничто не сможет заставить забыть родной край, никто не сможет плохо отзываться о том, что дорого. В этом предложении эмоции переданы с помощью восклицательного предложения.

2. Красота окружающего мира в лирике Н. Матвеевой.

Современная поэтесса Н.Матвеева говорит о себе:

Я зайчик солнечный, блестящий,

Я неба плоть, я солнца кровь!

Я не беру, не отнимаю,

Я отдаю, я отдаю!

Я всех люблю, всех понимаю,

Для всех танцую и пою!5

В этом стихотворении выражен взгляд человека, умеющего видеть в жизни красоту и добро. Поэзия – это великое чудо. Читая стихи, мы начинаем лучше понимать себя и других, учимся видеть красоту окружающего мира, становимся добрее. Волшебной палочкой в руках поэта становится слово. Обычное, оно в строках стихотворения делается ярким, необычным, окрашенным чувством поэта, его эмоциями.

У Новеллы Матвеевой богатое воображение, она умеет видеть необычное в обычном. Осень, падают листья. Грустно. А поэтесса создаёт прекрасную сказку:

Паук на тёплый ветер забросил невода.

Наверно, не заметил, что ветер – не вода.

А листик, пролетая и глядя, где бы сесть,

Как рыбка золотая, попался в эту сеть.

Олицетворение паучок, как рыбак, забросил невод-паутинку. И жёлтый листик, как живой, ищет, куда бы приземлиться, и действительно похож на золотую рыбку, попавшую в сеть.

Н.Матвеева – неутомимый человек. Её манят дороги, море, мечта, поэтому в её стихах много кораблей, ветра. В стихотворении «Кораблик» она рисует маленький весёлый кораблик в море. Она использует светлые, яркие краски, потому что настроение можно передать цветом.

Кораблик одушевлён, похож на маленького шаловливого и любознательного ребёнка, он независим, наблюдателен, что подчёркивают эпитеты и олицетворения: «весёлый и стройный», «шумел парусами», «корчил рожи», «всё записывал, всё проверял», «о чём-то мечтал». А выражение «всё, что видел, на мачты мотал», можно заменить фразеологизмом «мотать на ус», т.е. запоминать.

Старые вулканы, похожие на стариков, только «поводили седыми бровями», провожая его в путь. А вот другие суда при встрече с корабликом «постоят, посудачат минутку// и опять побегут кто куда».

В этом стихотворении просторечное слово посудачат более уместно, т.к. возникает игра слов (суда судачат). Слово употреблено в значении «разговаривать, занимаясь сплетнями». Слишком уж живой и деятельный этот жизнерадостный кораблик итак не похож на других, что невольно вызывает пересуды.

Немаловажную роль для раскрытия образа играет анафора.

Сам себя, говорят, он построил,

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб и металл,

Сам повёл себя в рейс.

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос

Капитан!

Анафора подчёркивает самостоятельность героя. В стихотворении много глаголов, показывающих кораблик в действии: он «повёл себя в рейс», « не боялся нигде никого», «всё записывал, всё проверял», «о чём-то мечтал». Кораблик взрослеет, познаёт мир и хочет сам отвечать за свои поступки, за себя, за жизнь. И это вызывает уважение к нему. И хотя он «корчил рожи», как ребёнок, в остальном, несмотря на мальчишеский задор, старается вести себя по-взрослому.

Н.Матвеева любит пошутить, её отличает весёлый взгляд на мир.

Какой большой ветер

Напал на наш остров!

… Сломал ветлу ветер,

В саду сровнял гряды –

Аж корешок редьки

Из почвы сам вылез

И, подкатясь боком

К соседнему саду,

В чужую врос грядку

И снова там вырос…

Поэтесса увидела ветер по-своему, описала его так, как соответствовало её настроению. Нашла интересные детали, вложила в стихотворение много хорошего, доброго юмора. И вот результат: невозможно сдержать улыбки, как будто оказался в сказке, где редька может под воздействием ветра не только перекатиться на новое место, но и снова вырасти на новом месте. Ветер в этом стихотворении – настоящий морской ветер уносит в море» десятка два шлюпок», но это не грозная стихия, а добрый ветер:

А рыбакам горе, –

Не раскурить трубок,

А раскурить надо…

Стихотворение проникнуто безудержной радостью, ощущением бодрости от свежего ветра, проказливого и доброго.6

Стихи Н.Матвеевой вырастают из простых вещей, привычных обычному человеку. И только поэт, наделённый особой чуткостью и зоркостью, способен разглядеть в обычных предметах красоту и таинственность. Чем проще предметы, окружающие поэтессу, тем богаче душевное состояние. Незатейливые детали: «колья забора», «пыль», «дорога», «канава» создают будничную, малопривлекательную картину, но эта простота обманчива. У Матвеевой в этой простоте много тайны. И пусть вместо яркой клумбы «лопухи», «подорожник – санитар испытанный, врачеватель ног», скромный «одуванчик», у которого «все пушинки набок съехали», за каждой подробностью целая гамма чувств лирической героини. Каждый предмет одушевлён, живёт своей жизнью. Всякая зорко увиденная примета окружающей действительности таит в себе скрытый смысл. Разговорная лексика повыбрались, пушинки набок съехали, облететь нацелился придают дружеский характер. О характере каждого героя можно сказать, что все они очень дружные, добрые, любознательные.

Подорожник – санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных,

Подошёл к дороге, приготовился:

Может, думает, кому понадоблюсь.

Любознательный одуванчик «облететь нацелился», но «остановился нерешительно: а куда лететь? В какую сторону?

В другом стихотворении изображены не просто лопухи, а семейство:

Лопух со своей лопухиней

В зелёной канаве подрос,

И пух тополиный, как нетающий иней,

Их толстые листья занёс.

А рядом шалун-лопушонок

Так сильно-пресильно шуршал,

Что маме и папе несносный ребёнок

Всё время работать мешал.

Всё как в обычной семье: родители заняты делом, а непоседа-сын отвлекают их.

Неологизмы лопухиня и лопушонок, образованные по законам русского языка, оживляют семейную картинку. Лопух с лопухиней выполняют на первый взгляд простую работу, а на самом деле они «строят прохладу» и рады «ещё бы не рады», что кому-то помогли. Семейство лопухов – символ бескорыстного служения делу. Окружающий мир в стихотворении наделён человеческими свойствами. Изобразительно-выразительные средства помогают понять главную мысль поэта –

поэзия требует от автора простоты и искренности.

А вот для создания картины тихой ночи достаточно звукового оформления стихотворения, где преобладают шипящие и глухие согласные. Такое стихотворение невозможно читать громко, иначе исчезнет ощущение тишины и покоя.

Было тихо, очень тихо,

Ночь на всей земле.

Лишь будильник робко тикал

На моём столе.

Было тихо, очень тихо, –

Тихий, тихий час...

Лишь будильник робко тикал,

Мышь в углу скреблась…

Можно сказать, что Матвеева сохранила в себе запас детства. Её поэзия – это пятнышки света, лучики солнца, несущие добро и радость.

Заключение

Что значит уметь читать? Н.В.Гоголь писал, что «прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его...»7

Это действительно сложно сделать. Уметь читать – это значит представить образный мир стихотворения.

В процессе работы я познакомилась с творчеством Л.Татьяничевой и Н. Матвеевой, отобрала наиболее интересные для меня стихотворения и попыталась проанализировать их на идейно-образном уровне. В результате я пришла к выводу, что для понимания текста художественного произведения важно знать все разделы языка. Стало очевидным, зачем изучать фонетику и словообразование, морфологию и синтаксис. Иногда идея стихотворения ускользала, оставалась неразгаданной, но при повторном чтении было интересно докопаться до истины. Я не ставила задачи сделать полный анализ стихотворений, просто в каждом отдельном случае обращала внимание на наиболее яркие художественные средства языка, помогающие понять тему и идею произведения.

Список литературы

  1. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта /М.: Просвещение, 1979.

  2. Гоголь Н. В. Повести М. : Детгиз 1982.

  3. Матвеева Н.Н. Лирика / М.: Молодая гвардия, 1981.

  4. Татьяничева Л.К. Область личного счастья / Свердловск: Средне-уральское издательство,1989.

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

  6. Ягодинцева Н. третий путь. Судьба и творчество Л.Татьяничевой, «Урал»№12, 2005.

  1. 1 Ягодинцева Н. третий путь. Судьба и творчество Л.Татьяничевой, «Урал»№12, 2005.

  1. 2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

  1. 3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

4 Там же.

  1. 5 Матвеева Н.Н. Лирика / М.: Молодая гвардия, 1981.

  1. 6 Вишневский К.Д. Мир глазами поэта /М.: Просвещение, 1979.

  1. 7 Гоголь Н. В. Повести М..: Детгиз 1982.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24