Центральный Дом Знаний - Энциклопедия русского романтизма

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Энциклопедия русского романтизма

Энциклопедия русского романтизма

(опыт создания энциклопедии)

Предисловие

На уроках литературы мы много говорим о романтизме, писателях – романтиках, романтическом герое, романтическом пейзаже. Мои одноклассники утверждают, что чтение романтических произведений им доставляет наибольшее удовольствие: они переносятся в другие страны, миры, бороздят морские просторы, преодолевают непроходимы горы, пустыни, джунгли. Дух захватывает, когда читаешь строки, где Мцыри борется с барсом, девушки «крещенским вечерком» гадают, Данко разрывает грудь и своим сердцем освещает дорогу людям, Лара мечется по степи, мечтая найти пристанище… Чем же привлекает произведение романтизма? Мы же понимаем, что таких необычных «сверхлюдей» в действительности не бывает.

Каждый человек мечтает о великой любви, дружбе, каждый в глубине души хочет стать героем, стремится совершить подвиг, но, к сожалению, многие осознают, что они не так красивы, не так сильны и мужественны, не так благородны и бескорыстны, как им бы хотелось. Произведения писателей – романтиков пробуждают в душах людей лучшие чувства, утверждают, «что в жизни всегда есть место подвигу» и совершить этот подвиг может каждый из нас, порой не выходя из дома, переносят в мир светлой мечты и поддерживают нас на пути осуществления этой мечты, потому что «сказки, в которые мы верим, живут на свете».

Цель создания энциклопедии – познакомить школьников с основными «терминами романтизма» и русскими писателями, в чьем творчестве это направление нашло наиболее яркое воплощение.

Энциклопедия состоит из двух частей: литературоведческого комментария, в котором можно найти определения основным понятиям, связанными с термином «романтизм»; и собственно энциклопедией, где собраны статьи, посвященные русским писателям – романтикам. Статьи о писателях расположены в алфавитном порядке. Каждая статья содержит биографическую справку, названия наиболее известных романтических произведений писателя, отражает особенности романтизма, проявившиеся в творчестве писатель, отсылает читателя к книге, которая поможет расширить представление читателя о художественном мире писателя – романтика.

Литературоведческий комментарий

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 века.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека».

Суть романтизма заключалась в аксиоматическом утверждении ошибочности отказа предшествующей эпохи от духовной составляющей, ее увлечении чистой материей, в ущерб чудесному, которое, по понятиям ранних романтиков, имеет не меньшее, если не большее, влияние на жизнь, как индивидуума, так и народа в целом. Изначально стиль романтизма нашел выражение в музыке, живописи, и лишь слегка в литературе. Возникший сперва, как поэтическое направление, вскоре романтизм охватил и прозу, выработав "классические" каноны литературного произведения данного стиля. Основным критерием, позволяющим определить жанр как романтический, является смешение бытового и мистического, это уже не народная сказка, целиком построенная на волшебстве, а, скорее, городская новелла с элементами сказочной фантастики. Конфликт произведения именно и состоит в противопоставлении "мещанского" фона действия и захватывающего вмешательства "потусторонних" сил в обыденную реальность, круто меняющих восприятие жизни главного героя.


1. Баратынский Евгений Абрамович-19 февраля 1800 года - 29 июня 1844 года.

Поэт - представитель пушкинской плеяды. Умер во время заграничного путешествия в Неаполе 44 лет от роду.

Первое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. Около этого же времени он сблизился с Дельвигом, высоко оценившим его Пушкиным и столичными литераторами. Печатался в многих журналах и альманахах; выпустил отдельными изданиями три поэмы (из них "Бал" выпущен в одной книжке с "Графом Нулиным" Пушкина) и три сборника стихов (в 1827, 1835 и 1842). Баратынский родился в "век элегий" - принадлежал к литературному поколению, возглавляемому Пушкиным, которое явилось выразителем настроений части дворянства первых десятилетий XIX в.

Современники видели в Баратынском талантливого поэта, но поэта прежде всего пушкинской школы; его позднее творчество критика не приняла. Литературоведение второй половины XIX века считало его второстепенным, чересчур рассудочным автором. На такую репутацию оказали влияние противоречивые (иногда одного и того же стихотворения) и одинаково безапелляционные оценки Белинского. ЭСБЕ (литературная редакция Семёна Венгерова) оценивает его так: «Как поэт, он почти совсем не поддаётся вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишён определённого, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания…». Единственное прозаическое сюжетное произведение Баратынского новелла «Перстень» написано в 1831 г.

Наиболее известны романтические произведения Баратынского:

«Бал», «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град порой сольется», «Цыганка», «Эда».

Эти произведения пронизаны душой писателя.

Баратынский продолжал традиции Пушкина.

Батюшков Константин Николаевич - известный поэт. Родился 18 мая 1787 года в Вологде.

Его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады "смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки. Батюшков писал свои произведения с такой душой, что когда он писал, он забывал всё обо всем. И погружался в этот мир, в мир романтики.

В наше время лучшие образцы лирики Батюшкова, прочно вошедшие в золотой фонд русского классического искусства слова, продолжают жить: произведения поэта систематически переиздаются и воспитывают в наших современниках благородство чувств и безупречный художественный вкус.

Батюшков придерживался традиции философского романтизма. Его традиции, на мой взгляд, продолжает Одоевский.

3. Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (1805—1827) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ. В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н.А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е.А. Маймин. "Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие". 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них,

особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова-- судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:


...Но в чистой жажде наслажденья

Не каждой арфе слух вверяй

Не много истинных пророков

С печатью власти на челе,

С дарами выспренних уроков,

С глаголом неба на земле.


Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:


...Душа сказала мне давно:

Ты в мире молнией промчишься!

Тебе всё чувствовать дано,

Но жизнью ты не насладишься.


Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

4. Макси́м Го́рький (при рождении Алексе́й Макси́мович Пешко́в; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа ("босяка"), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, находившийся в оппозиции царскому режиму, Горький быстро получил мировую известность. Первое время Горький скептически отнёсся к большевистской революции. После нескольких лет культурной работы в Петрограде (издательство "Всемирная литература", ходатайство перед большевиками за арестованных) и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто) Горький вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как "буревестник революции" и "великий пролетарский писатель", основатель социалистического реализма.

5. Алекса́ндр Грин (настоящие имя, отчество и фамилия: Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский, 23 августа 1880 — 8 июля 1932) — русский писатель, прозаик, представитель направления романтического реализма. Сам себя относил к символистам. С детства Грин любил книги о мореплавателях, путешествиях, мечтал уйти в море матросом. Движимый этой мечтой, делал попытки бежать из дома.

Грин написал хорошие романы, а именно:

-Блистающий мир

• Золотая цепь

• Бегущая по волнам

• Джесси и Моргиана

• Дорога никуда (1930)

• Недотрога (незакончен)

6. Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва — 22 апреля (4 мая) 1839) — поэт «Пушкинской плеяды», генерал-лейтенант, партизан.

Литературная деятельность Д. выразилась в целом ряде стихотворений и в нескольких прозаических статьях.

Успешные партизанские действия в войну 1812 прославили его, и с тех пор он создает себе репутацию «певца-воина», действующего в поэзии «наскоком», как на войне. Эта репутация поддерживалась и друзьями Давыдова, в том числе и Пушкиным. Однако «военная» поэзия Давыдова ни в какой мере не отражает войны: он воспевает быт тогдашнего гусарства. Вино, любовные интриги, буйный разгул, удалая жизнь — вот содержание их.

В таком духе написаны «Послание Бурцову», «Гусарский пир», «Песня», «Песня старого гусара». Важно заметить что именно в вышеперечисленных работах своих Давыдов проявил себя как новатор русской литературы, впервые использовав в рассчитанном на широкий круг читателей произведении профессионализмы (например в описании гусарского быта используются гусарские названия предметов одежды, личной гигиены, названия оружия). Это новаторство Давыдов напрямую повлияло на творчество А. Пушкина, который продолжил эту традицию.

Наряду со стихотворениями вакхического и эротического содержания у Давыдов были стихотворения в элегическом тоне, навеянные, с одной стороны, нежной страстью к дочери пензенского помещика Евгении Золотаревой, с другой — впечатлениями природы. Сюда относится большая часть лучших его произведений последнего периода, как-то: «Море», «Вальс», «Речка».

7. Анто́н Анто́нович Де́львиг (1798—1831) — барон, русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.Отец его служил в русской службе и был женат на русской. В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г., и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 г. был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел.

Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х гг.

В 1825 г. Дельвиг женился на С. М. Салтыковой, и у него начались литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825—1832 гг. вместе с О. М. Сомовым он выпустил 8 книжек альманаха «Северные цветы», в 1829—1830 г. — 2 книжки альманаха «Подснежник», а с 1830 г. предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.

продолжение

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24