Центральный Дом Знаний - Юмор и языковые средства его создания в произведениях Николая Носова

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Юмор и языковые средства его создания в произведениях Николая Носова

Этапы работы над учебно-исследовательским проектом

общее ознакомление с темой, просмотр литературных источников;

выборочное чтение, анализ содержания наиболее важного материала по теме работы;

составление плана учебного-исследовательского проекта (в пунктах плана отражение наиболее важных мыслей);

оформление выписок из прочитанного (полные и точные цитаты, указание их библиографических описаний);

сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками, выделение общего и отличительного в решении проблемы;

критическая оценка прочитанного и оформление замечаний;

работа над содержанием учебно-исследовательского проекта с учётом всех дополнений;

апробирование, учёт всех возможных замечаний и пожеланий.

Содержание.

1 .Художественные возможности жанров юмористического рассказа и юмористической повести в детской литературе.

2.Юмор для детей и языковые средства его создания в творчестве Н.Н.Носова.

A) Первый сборник для детей «Веселые рассказы» - цикл
маленьких произведений писателя;

Б) Мастерство писателя в создании комических ситуаций;

B) Комическое в рассказах неотделимо от эмоциональной сферы
героя.

З.Жанр повести, позволяющий изображать события в более длительный промежуток времени.

А) Понятие юмористических речевых деталей. Б) Роль диалога в юмористическом повествовании. 4. Юмор- правдивое отображение взаимоотношения героев, становление их характеров.


     Аннотация.

Юмор и языковые средства его создания в произведениях Николая Носова.

Рассказы и повести Носова для детей способствует нравственному и эстетическому воспитанию юных читателей. Автор призывает уйти в мир книги, читатель для себя, для удовольствия, и тогда, каждый почувствует, что улыбается. Хотя герой его произведений не весельчаки, не скоморохи, они деловиты, живут открыто, увлеченно. Естественно, что часто попадают в смешные ситуации, потому что хотят больше, чем могут, видят себя героями и в маленьком деле, незначительном поступке.

Писатель утверждает, что в детстве все значимо, все мило, все дорого, все приятно, то есть празднично, весело. Детство - это счастье. Задача взрослых понять это и сделать миг детства счастливым, помочь ей (этой беззаботной поре) перейти в отрочество, юность и подольше задержаться в жизни. Думаю, что Носов не старается рассмешить, он правдиво описывает мир детей, который богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором. Ведь юмор - это субъективная копия объективного комизма, предполагающая высокие эстетические идеалы, иначе он неизбежно девальвирует, теряет свой очищающий эффект, превращаясь в цинизм, пошлость, скабрезность.

Считаю, что нравственно-эстетические основы юмора писателя заключаются в следующем: за внешней комедий-ностью он видит и помогает нам увидеть прекрасное, доброе в любимых героях: Косте Шишкине, Мише и Коле, которым так и не удалась насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, Носов анализирует силу и богатство «волшебной страны детства», он исследует мир ребенка, уделяя особое внимание словам, произнесённым героем, его интонации, взгляду, улыбке. Смешное и серьёзное переплетаются, в смешном же преобладает позитивное начало и в поведении Мишки, и в реакции Коли, этим-то и определяется сочувственный комизм ситуации, юмористическая интонация повествования.

Думаю, что действительная причина смешного не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях, а коренится в самих людях, в человеческих характерах...

Так, избрав форму повествования от лица одного из героев, автор показывает мир детских переживаний и ощущений глазами ребёнка, тем самым достигает особой эмоциональности стилистического единства, то есть ощущения достоверности происходящего.

Следовательно, читатель может давать свою оценку литературному персонажу на основании его поступков. И в этом, на мой взгляд, заключается роль юмора, его жизнеутверждающая улыбка.

Особое место в произведениях отводится диалогу. В нем проявляются те смешные подробности, детали, побуждающие читателя по-доброму относиться к героям.

Работая над содержанием рассказов Носова, прихожу к выводу, что комическое в произведениях неотделимо от эмоциональной сферы героя: его чувств, настроений, реакций на явление, с которыми он сталкивается. Следовательно, юмор помогает писателю правдиво отображать взаимоотношения героев, становление их характеров.


В рассказах и повестях Н.Н.Носова нашли свое воплощение большие художественные возможности жанров юмористического жанра рассказа и юмористической повести в литературе для детей. Его поведение нравственно и эстетически воспитывают юных читателей, содержат богатый материал по развитию детской речи.

Первый сборник Носова "Тук-тук-тук! "(1945) имеет подзаголовок "Веселый рассказы". Здесь мы впервые встречаемся с мишкой - героем цикла маленьких произведений писателя. Этот мальчик всегда пытается сделать что - то хорошее, но не соразмеряет свои желания и стремления со своими силами и умениями! Писатель рассказывает о незамысловатых событиях: о том как ребята варили кашу на даче, как они играли в телефон, как испугались вороны и т. Д.. Казалось бы, ничего своеобразного , оригинального, нового. Почему же рассказы читаются и слушаются с таким увлечением? Да потому, что автор не подыгрывает детям, а как бы сам живет в мире детских интересов, мастерски передает живую интонацию детской речи, ясность и свежесть восприятия детьми всего, что их окружает, их радостное и увлеченное мироощущение. Избрав форму повествования от лица одного из своих героев, Носов показывает мир детских переживаний и ощущений глазами ребенка; этим он достигает особой эмоциональности, стилистического единства, вызывает у читателя ощущения достоверности происходящего. В то же время это ограничивает возможности непосредственной авторской оценки героев и событий, способствует более активному восприятию художественного произведения читателями, побуждая их самих судить о литературном персонаже на основании его поступков.

И вот здесь-то и проявляется действенная роль юмора. Думаю, что автор обратил внимание на особую целенаправленность, казалось бы, нелепых ситуаций в некоторых своих рассказах. Герой целого цикла его повествований Мишка, отправляясь за водой, утопил в колодце ведро. Когда он возвращается с пустыми руками, товарищ спрашивает его: "Где же вода?" - "Вода!.." Вода там, в колодце. " - "Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?" - "И ведро, - говорит, - в колодце. "Смешит здесь не буквальность ответа Мишки, а именно то, что читатель догадывается, почему Мишка так отвечает... Мишка медлит с ответом, переспрашивает, чтобы выиграть время, старается выкручиваться, отвечая не по существу.

Наблюдая, как герой ловчит, читатель домысливает, что стоит за его короткими фразами, становится понятен характер Мишки.

Писатель подчеркивает ту очевидную истину, что художество произведение воздействуя на чувства ребенка, способствует развитию го мышления. Поэтому очень важно, чтобы читатель понимал не только то, о чем говорят герои, но и то, как они говорят, произносят фразы, как в их речи проявляется особенности характера. Диалоги, в которых звучит живая интонация детской речи, занимают в большинстве рассказов значительное место; в них проявляются те смешные подробности, детали, которые и побуждают читателя именно так относиться к событиям и героям рассказа, как хотел бы этот автор. Интересно наблюдать за речью главного героя рассказа. На вопрос, адресованный мальчиком, сумеют ли они приготовить обед, Мишка отвечает: Сумеем чего там не суметь... Сварим и кашу Чего там не суметь... Обращает на себя внимание повторение слов чего там, в котором содержится намек на сам будь спокоен" быстро сменяются растерянностью, когда из затем мальчиков ничего не получается самоуверенность Мишки, его слова: "Кашу проще всего," "я уж сварю, будь спокоен" быстро сменяющийся рассеянностью, когда из затеи мальчиков ничего не получается.

Юмор вытекает из живой речи детей. Этому способствует и то, что герои увлечены интересной игрой. Они знакомятся с новыми явлениями, пытаются осмыслить их: "Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь..."

Н.Носов не только старается увлечь читателя забавными сюжетами, но и заботится о том, чтобы они ясно понимали причины юмористических ситуаций.

Так, в рассказе "Дружок" перечисление смешных подробностей поведения в поезде Мишки и его друга - не самоцель. Читателям понятна причина, побудившая героев рассказа заняться в вагоне бессвязной декламацией стихов и песен. Смех вызывает сам способ, который они избрали, чтобы незаметно провезти в поезде собаку. При этом юмор обусловлен контрастом между декларируемыми ребятами лирическими стихами и ироническими, снижено бытовыми ремарками рассказчика их пассажиров. Так, в ответ на песню "Голова ль ты моя удалая, долго ль я буду тебя носить?", один из пассажиров ворчит: "Нет, братец, если будешь так донимать всех своими стихами, то не сносить тебе головы!"

Образы Мишки и его друга проходят через многие рассказы Н. Носова. И писатель во всех своих рассказах сохраняет наиболее характерные элементы речи мальчиков: " Чего там не суметь!" ("Мишкина каша"), "Чего тут еще не понимать! "("Телефон"), "Ничего, мама всегда так делает" (" Мишкина каша") , " Ничего, мы его в чемодан спрячем" ("Дружок"), "Ничего, я сейчас соберу все, как было" ("Телефон"), "Ничего, я еще поднажму "("Огородники").

Эти примеры подтверждают, что речевая характеристика персонажа строится на основе закрепления за данным образом не только определенной лексики (тематическая характеристика), но и определенных экспрессивно-синтаксических и стилистико-фразеологических форм, индивидуальной системы мимического и пантомимического выражения. Таким образом, образ- это единство, которое связывает все реплики персонажа.

Комическое в рассказах Носова неотделимо от эмоциональной сферы героя: его чувств, настроения, реакций на явления, с которыми он сталкивается. В этом и заключена повышенная эмоциональность всего тона повествование в произведениях данного автора. Значительное место в них отведено диалогу, который сопровождается комментариями рассказчика или самого автора. Значительная место в них отведено диалогу , который сопровождается комментариями рассказчика или самого автора. Все это позволяет говорить о Носове как о мастере юмористического рассказа.

Жанр повести, позволяющий изображать события в более длительный, по сравнению с рассказом, промежуток времени, создает благоприятные условия для показа развития характера героя.

Эту возможность и используют в своем творчестве Н. Носов. Первая его повесть "Веселая семейка" (1949) рассказывает о том, как юные герои, решившие вырастить цыплят в самодельном инкубаторе, преодолевают различные препятствия, затруднения, чаще всего связанные с недостатком знаний и умений. Поэтому вновь возникают те смешные ситуации и недоразумения, которые придают повести юмористическую окраску. Например Мишка говорит о том, что в инкубаторе нужно все время поддерживать одинаковую температуру_39 градусов. "Потому что такая температура бывает у курицы, когда она сидит на яйцах. Разве у курицы бывает температура? Температура бывает у человека, когда он болеет."

Чтобы подчеркнуть характерные черты своих героев, Н.Носов часто использует и простые формы иронии. Так, например, рассказ ребят о том, как они увидели на рынке лошадь, жующую овес из мешка, и попросили немножко овса, вызывает у мишки удивление: "Как, у лошади попросили?» - Да не у лошади, голова! У колхозника"

Сам писатель так объясняет цель такого приема:"Фраза мишки, когда он вообразил, что овес попросили у лошади, смешна вовсе не потому, что абсурдна, а потому, что за этой фразой очень хорошо вдруг становится виден Мишка, увлеченный до самозабвенья, заработавшийся, озабоченный всеми сложившимися обстоятельствами до такой степени, что способен слушать собеседников только краем уха, то есть рассеянно.

Эмоциональное отношение героев повести Носова к своему занятию обусловлена их детской непосредственностью, комически проявляющейся в их восторженном отношении к цыплятам!» Вот они, орлы!". И в то же время эта комичность ничуть не нарочита: чрезмерный восторг оправдан не только возрастом ребят, но и теми бессонными ночами, теми переживаниями, которые предшествовали появлению цыплят.

Близка по замыслу к "Веселой семейке" повесть Н.Носова "Дневник Коли Синицына"(1950).В ней тоже повествуется о стремлении ребят заниматься полезным делом, на этот раз - пчеловодством. Диалог мальчиков в повести, воспроизведенный в дневнике одного из них, нередко состоит из вопросов и ответов, выражающих, с одной стороны, недоумение, с другой - раздражение, вызванное неудачами при первых же столкновениях с трудностями: «Эй! Вы уже вернулись? - Вернулись.- С пчелами или без пчел?- С пчелами... - Где же пчелы? - А их уже нет, говорим. - Улетели. - Куда улетели? - Ну, "куда", "куда! « - рассердился Павлик. - Будто они нам сказали куда!"

Вспомним, что в такой же манере отвечал Мишка из рассказа "Мишкина каша", когда приятель спрашивал его, принес ли он воды из колодца. И здесь разговор между ребятами смешон потому, что одни из них не подозревают о происходящем, а другие оттягивают признание в своей неловкости и, боясь, что над ними будут смеяться, заранее настроены сердить.

Юмористические речевые детали помогают читателям понять причины неудач героев повести, комичность ситуаций, вызванных неумелостью ребят, их вспыльчивостью, неспособностью надолго сосредоточить свое внимание на чем-то одном, главном, упорно преодолевать трудности, не растеряться при первой неудачи.

Повести "Веселая семейка" и "Дневник Коли Синицына" связаны с рассказами Носова деталями сюжета и разработкой характеров. Писатель поставил перед собой задачу показать, как развиваются характеры героев, как герои борются с трудностями, которые встречаются на их пути к знаниям, как постепенно ребята, преодолевая также недостатки, как слабоволие, неорганизованность, начинают сознавать чувство ответственности за свои поступки, за успеваемость; ответственность перед звеном, классом, школой.

Эти задачи успешно решаются автором в повести "Витя Малеев в школе и дома" (1951). В которой описываются два неразлучных товарища- Витя Малеев и Костя Мишкин. Повествование ведется от лица Вити. В первых главах мы видим, как мальчики пытаются скрыть или смягчить последствия своей лени и неорганизованности. Их рассуждения, поэтому поводу, хитроумные приемы, при помощи которых Костя учит своего приятеля обманывать родителей, вызываю смех у читателей. При этом в основе комизма здесь в еще большей мере, чем в предыдущих произведениях Носова, лежит стиль повествования.

Вот, например, как Костя воспроизводит разговор своего одноклассника с матерью мальчик, получив двойку, пытается избежать наказание и сообщает матери: " Знаешь, у нас Петров сегодня получил двойку", выслушав его резко отрицательное суждение по этому поводу, он добавляет: " И Иванов у нас сегодня получил двойку". И в таком духе он продолжает до тех пор, пока нравоучения матери не иссякли, лишь в конце признается, что он тоже получил двойку. Сначала о реакции матери говорится : " Вот мать и начнет этого Петрова пробирать", потом - "Вот мать и начнет отделывать ...", затем - "начнет отчитывать...", а в заключении, тогда дело коснется уже ее сына, только " только и скажет: " Болван!" , что вполне устраивает нашего героя, стремившегося избежать длинных нотаций в свой адрес.

Глаголы- синонимы пробирать, отделывать, отчитывать и, наконец, сказать выражают постепенное снижение эмоционального восприятии матери.

Юмористическая окраска повествования от лица школьника обусловлена, противоречим между тем, что мальчик внешними проявлениями своего поведения пытается приспособиться к требованиям взрослых, и тем, что он испытывает при этом на самом деле. С этой целью варьируется один и тот же глагол, который обозначает действие на самом деле не происходящее, поэтому в последнем варианте этот глагол- сказуемое употребляется со словом, будто или с отрицанием. Например, Витя рассказывает о том, как он решал задачу: " Я записал условие задачи на доске мелом и стал думать: Я только нарочно наморщил лоб, чтоб Ольга Николаевна видела, будто я думаю..." - теперь ты понял, как нужно решать такие задачи?- спросила Ольга Николаевна. Понял,- ответил я. На самом деле я, конечно, совсем ничего не понял..."

В диалоге героев повести очень естественны, словно бы выхвачены из самой жизни. Вот отец, увидев в Витином дневнике двойку, ругает его: "Неужели тебе перед товарищами не стыдно, а?", "Будто я один получаю двойки!"- оправдывается мальчик.

Слово будто, как видим, часто звучит в устах Вити. Оно характеризует его стремление обойти трудности, прекратить неприятный ему разговор, найти упрощенный подход к решению проблемы. В повести "Витя Малеев..." диалоги передают различие характера персонажа, специфику мышления героев, их переживания и настроение. Например, в разговоре, который происходит между Витей и Костей, переставшими посещать школу, ощущается и робость мальчика, пытающегося помочь своему товарищу деликатно, чтобы не обидеть его, и внешне агрессивность второго из них, стремящегося скрыть свое отчаяние. На предложении друга рассказать обо всем учительнице реагирует так:

-Нет, мне не стыдно говорить Ольге Николаевне

-Ну, если тебе стыдно, то, может быть, я расскажу ей

-Ты? Выдавать меня пойдешь? Знать тебя больше не хочу?

-Зачем, - говорю,- выдавать? Вовсе я не собираюсь тебя выдавать. Ты сам говоришь, что тебе будет стыдно, ну и бы и сказал, что тебе стыдно не было.

-Стыдно не было?- Передразнил меня Шишкин - да мне в двадцать раз стыдней будет, если ты скажешь. Молчал бы лучше, если нечего не можешь придумать умнее.

Думаю, не случайно в диалоге мальчиков неоднократно повторяются слова «стыдно» и «выдавать», как бы переходящие из одной реплики в другую. Именно эти слова наиболее точно характеризуют психологическое состояние мальчиков, особенно Кости. В его устах слово «выдавать» звучит обвинением в адрес друга. Замешательство Вити тонко выражено с помощью повторения слов «выдавать» и «стыдно» в его реплике, а гнев Кости - насмешливым и воспроизведением концовки только что произнесенный его товарищем фразы: Стыдно не было! Тонкие психологические нюансы выражены непосредственно в диалоге, реплики детей почти не комментируются рассказчиком.

Постепенно Витя Малеев, а вместе с ним и читатели книги, понимают, что настоящий товарищ должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Этот поучительный, моральный вывод звучит в повести ненавязчиво опять-таки благодаря юмору. Ложное представление о долге товарища разоблачено основательно, после того, как Витя на упрек учительницы, почему он ей неправду сказал, растерянно отвечает: «Это не я сказал. Это он сказал, чтоб я сказал. Я и сказал». В этом ответе и растерянность Вити, и чувство стыда, вызванное тем, что мальчик понял, как неправильно он поступал.

Таким образом, юмор помогает писателю правдиво отображать взаимоотношения героев, становление их характеров. Талант Николая Носова проявляется в его способности через конкретный, повседневные поступки детей воспроизводить мир их чувств. Причем, обыденные события в жизни детей изображены интересно, увлекательно. Это достигается благодаря широкому использованию диалога, умелому воспроизведению особенностей детской речи.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24