|
Фантастический реализм А.Платонова. Гротеск как средство художественной выразительности 1И вот для заселения пустого города собирают пролетариат с окрестных дорог, "всех мучеников земли", самых несчастных людей, бездомных бродяг, "душевных бедняков", брошенных матерями и отцами в детстве, словом, людей, у которых нет ничего, кроме "друг друга". Прокофий Дванов окрестил их очень метко: "Прочие и есть прочие - никто. Это еще хуже пролетариата". В речи Чепурного по-новому звучит старый коммунистический лозунг: "Лучше буДет разрушить весь благоустроенный мир, но зато приобрести в голодном порядке друг друга, а посему пролетарии всех стран, соединяйтесь, скорее всего!" Во всем этом ощущается уродливая, причудливая деформация жизни, попытка подогнать ее раз и навсегда под определенную схему. Со смертью больного мальчика пришел конец чевенгурскому "коммунизму", который не сумел совершить чуда оживления. Нападение вражеского отряда довершает этот конец. Город разрушен, погибают Копенкин, Чепурной, кончает самоубийством Саша Дванов. На такой щемящей ноте заканчивается роман. Необычный, фантастичный мир странных людей перестал существовать. Принципиальность Платонова, художника и мыслителя, как раз в том, что, показывая этот нереальный мир, он ни на шаг не отступил от правды жизни, какой бы горькой она ни была. Стремясь понять жизнь и путь развития чевенгурской коммуны, Платонов пытается предсказать, каким будет социализм, возводимый на пустом месте в историческом одиночестве и руками самых обездоленных пролетариев. Повесть «Котлован» Повесть "Котлован" явилась как бы логическим продолжением романа "Чевенгур". Зачастую Платонов использует здесь те же художественные приемы. В повести "Котлован"(1929-1930) присутствует таже гротескно-абсурдная атмосфера. Уже на первой странице повести «Котлован» прозвучали два слова, в которых воплощен сам пафос времени — темп и план. Однако выполнение встречных планов — максималистских и оказавшихся явно нереальными (о чем неопровержимо свидетельствуют проведенные уже в наше время анализы экономистов ) — опиралось, по мысли их составителей и проводников, почти исключительно на энтузиазм масс, воплощавшийся во все нарастающий темп работы. Энтузиазм действительно был. («К бараку подошла музыка,— читаем мы в повести А. Платонова,— и заиграла особые жизненные звуки, в которых не было никакой мысли, но зато имелось ликующее предчувствие, приводившее тело Вощева в дребезжащее состояние радости».) Но рядом с понятиями темпа и плана — символами переустройства жизни страны — возникают в повести и иные ключевые понятия, вступающие с первыми в очень непростые взаимоотношения: смысл происходящего и сопряженные с постижением смысла раздумья о всеобщем счастье, Время действия в повести действительно переломное, в котором переплелись и осколки прошлого, дореволюционного, и уходящий нэп, и начало нового строительства. Героя повести Вощева еще могут уволить с производства в одном провинциальном городе, куда еще, видимо, не докатилась волна индустриализации, где еще безработица и биржа труда (о чем, в частности, свидетельствует обращение Вощева за помощью в профсоюз). Но совсем рядом, в другом таком же городе, уже развертывается строительство и ощущается острая нехватка рабсилы («Люди нынче дороги стали наравне с материалом»). И от каждого приходящего на стройку требуется только одно — его пролетарское или крестьянско-бедняцкое происхождение. Переломное время рождает новые отношения между людьми, внося существенные коррективы и в их характеры. Вся Россия стронулась с места, сдвинут с привычной колеи уклад жизни, каждый ощутил себя странником. Мотив дороги, мотив движения заполняет практически все пространство повести. Идет неизвестной ему дорогой в поисках истины Вощев, проходит мимо дома дорожного смотрителя и первое, что он встречает в новом для него городе, — «строй детей-пионеров с уставшей музыкой впереди». Направляет хоть куда-нибудь «действие своей тележки» инвалид Жачев — не только в поисках пищи и справедливости (как он ее понимает), но больше всего и потому, что ему невмоготу оставаться на од--ном месте. «Вот уже второй день ходит профуполномоченный по окрестностям города и пустым местам, чтобы встретить бесхозяйственных мужиков и образовать из них постоянных тружеников». Идут «в среду окружающего беднячества» звездным походом босые колхозники, уплывают в неизвестность насильственно посаженные на плот «кулацкие элементы», а вслед им из радиорупора звучит «музыка великого похода»... Безусловно, элементы сатиры, даже гротеска и антиутопии, очень сильны в повести «Котлован». Но все же это не сатира в прямом смысле слова, ибо в стилистике повести отсутствует, на мой взгляд, определяющий ее признак — ироническая отстраненность автора от своих героев, от предмета изображения. Взгляд автора — ни в коем случае не взгляд со стороны. А. Платонов не судит никого из персонажей произведения, он сопереживает свершающемуся. Писателя можно назвать своеобразным совестным судией своего времени, стремящимся не только разобраться в том, что происходит, но и донести в будущее время, идущим вслед, повесть о происходившем, приобщить их — почти физически! — к уже пережитому народом. (Идея непрерывности жизни, органической связи свершившегося и грядущего, реальной значимости жизни ушедших поколений среди пришедших им на смену — одна из генеральных идей всего творчества А. Платонова.) В "Котловане" и в "Чевенгуре" видно, как постепенно прибирают власть к своим рукам демагоги и бюрократы, советские чиновники, обладатели пайков и привилегий. Платонов сатирически сумел показать новый нарождающийся класс "руководящих", живущих припеваючи со своими "Клавдюшами" и "Ольгушами". Они глубоко равнодушны к народу, поскольку им важно только собственное благополучие. (Вспомним, как Пашкин фиксировал свое внимание к массам точкой в записной книжке). Так же, как и в романе "Чевенгур", в повести "Котлован" на чисто людских началах пытаются построить рай социализма на земле. В повести, написанной в годы коллективизации, нашли отражение все противоречия той трагической эпохи. Бесконечно долго строится дом пролетарского счастья. Правда, до стен дело никак не доходит. Все роется и роется котлован, все новые и новые жертвы бросают в костер классовой борьбы, чтобы было где "греться активному персоналу". Все быстрее сменяют друг друга события повести, сливаясь в одну фантастичную картину. Эпизод раскулачивания и отправки "кулацкого сектора" на плоту "в море и дальше" инквизиторами партии венчает эту фантасмагорию. Так выполнялась сталинская директива уничтожения кулачества как класса. Во многом символична смерть ребенка (как и в "Чевенгуре"), того воплощения грядущего, в которое так верили строители котлована. Безысходным тупиком заканчивается повесть. Чудесное здание никогда не будет построено. Предвидение будущего, как писал М.Е.Салтыков-Щедрин, - одна из функций приема гротеска. Используя прием гротеска, писатель Платонов предупреждает нас об опасности переделки мира без труда и без душевных затрат, извлечения сиюминутной пользы. Так, в романе "Чевенгур" преобразователи жизни, Дванов и Копенкин, мимоходом пишут приказ о вырубке леса только потому, что десятина ржи дает прибыли больше, чем десятина леса. Здесь мы видим не просто потерю леса, а появление еще одного голого места на земле. Ведь, по мысли Платонова, "сад требует заботы и долгого ожидания плодов, а злак поспевает враз и на его прощение не нужно ни труда, ни затраты души на терпение. И так будет идти долго, пока злак не съест всю почву, и люди не останутся на глине и на камне или пока отдохнувшие садовники не разведут снова прохладного сада на оскудевшей, иссушенной безлюдным ветром земле. Современными исследователями творчества Платонова «Котлован» и «Чевенгур» прочитываются в нескольких контекстах. Во-первых, они рассматриваются в плане политическом и идеологическом, в контексте той ситуации, которая сложилась в стране к концу 20-х - началу 30-х годов. Этот контекст достаточно хорошо изучен, и не остается сомнения, что в платоновских произведениях выражены откровенно оппозиционные взгляды, и не только в общем виде или иносказательно, но и в конкретной резкой критике положений сталинизма. Теория и практика преобразования страны представлялись Платонову жестокими и антигуманными. Во-вторых, «Чевенгур» и «Котлован» прочитываются как истинно философские произведения, в которых политическая сатира - только на поверхности текста, а главным является фундаментальная проблема - человек и мироздание, место человечества в космосе, проблема жизни и смерти, «живого» и «мертвого», беззащитности человеческой души и трагическое состояние духа. Парадоксально мнение, что философская проблематика «уводит Платонова от «магистрального» и преимущественно историко-политического направления советской литературы», но сближает его с Сартром, Рильке. Трагическое видение мира у Платонова заключается в антагонистичности души и тела, «личность («я») оказывается отчужденной от своей собственной обители». При таком подходе повесть «Котлован» представляется как одно из самых пессимистических произведений XX века. Несомненно, тексты Платонова предлагают нам несколько путей их прочтения, но нельзя отказаться от целостности художественного произведения, в котором тесно сочетаются разные планы и смыслы.Роман "Чевенгур" и повесть "Котлован" читаются ныне как предупреждения. "Котлован" говорит, что построить социализм рабским трудом не только невозможно - чудовищно. "Чевенгур" предупреждает: построение социализма без труда через одну идею тоже обречено. Повесть «Ювенильное море» Еще сильнее эти предупреждения звучат в повести "Ювенильное море (Море юности) (1934). Главный герой ее, инженер-электрик Николай Вермо, искатель и изобретатель, буквально одержим идеей переделки и приспособления к немедленной человеческой пользе всего, чего бы ни коснулся его физический и умственный взор: от ничтожных мелочей до всего земного шара. Он снес деревню Родительские Дворики, а на ее месте соорудил башню для хранения "электрического силоса" для скота и, заодно, для проживания всех обитателей деревни. Он построил ветряк и придумал добычу "ювенильной" воды из недр земли. Но при всех симпатиях к этому герою автор порою доводит этот образ до гротеска, а его неуемный прагматизм - до абсурда. Смешны мечты Вермо о бронтозаврах, "гигантах молока и масла". Чего стоят его мысли об использовании тяжести планеты для варки пищи, или мечта превращения излучающей силы глаз человека в электричество, или идея утилизации трупов. Для современного читателя последнее явно напоминает о немецком прагматизме фашистских концлагерей. Настораживают слова, которые сказал старушке Федератовне Умрищев в последних строках повести по поводу получения электричества из дневного света, изобретения инженера Вермо: "А что, Мавруша, когда... начнут из дневного света делать свое электричество..., не настанет ли на земле тогда сумрак?" Хотя мы знаем, что это изобретение Вермо так же реально, как и постройка ветряка, эти слова воспринимаются как предостережение людям, пытающимся извлечь немедленную пользу из чего-то, но не задумывающимся о дальних последствиях своих дел. В жизненном пространстве повести "Ювенильное море" также присутствуют элементы фантастики. Вспомним, как доярки и гуртоправы на дальних пастбищах вместо бытовок использовали для отдыха гигантские выдолбленные тыквы. Гротеск видится в образах многих героев повести. По-своему карикатурен образ непримиримой старушки Федератовны, в котором явственно проглядывают черты эпохи. Уже вовсю ведется поиск классовых врагов, а идейная вездесущая старушка держит под угрозой разоблачения в страхе всю округу. Это же предвосхищение психоза мы видим в пьесе «14 Красных Избушек», или "Герой нашего времени" (1933): "Классовый враг... необходим: превратим его в друга, а друга во врага - лишь бы игра не кончалась". В пьесе "14 Красных Избушек... " Платонов также создает свой странный, наполовину нереальный мир неистовых людей. Похоже, что счастье социализма никогда не придет на это побережье. У них, как всюду по стране, есть свой "тюремный кузов", куда сажают классовых врагов. "Классовый враг у нас вне закона по конституции. Его можно убивать", - говорит Суенита. Во многом содержание пьесы перекликается с содержанием повести "Ювенильное море". В пьесе тоже имеется свой изобретатель, Антон Концов, который придумал огородить тюрьму колючей ' проволокой и пропустить по ней электрический ток. Имеется и. всезнающий человек, столетний Хоз, который, как и Вермо, знает "вещество всего мира". Только эти персонажи представлены как бы с отрицательным знаком. Так, чтобы "придумать пищу", Хоз голыми руками душит Интергом. Смерть ребенка, как в "Котловане" и в "Чевенгуре", также выражает некий нравственный тупик показанной эпохи. Платонов очень чутко воспринимал свое время. Предельно экономя на слове, А. Платонов достигал необычайной глубины в мыслях, питая сознание и душу воюющего народа древними, простыми и великими истинами:’’наше дело правое — к нему взывает грядущее и взыскует прошедшее; жизнь — закон, и смерть его только подтверждает; дух вечен, и бренность тела это доказывает; зло бессильно, ибо ему приходится прибегать к уничтожению добра; народ непобедим, если во имя него погибают люди...’’ Думая о тайне бессмертия народа, А. Платонов придавал исключительное значение воспитанию человека в семье, коллективе и обществе, считая, что в добром взаимодействии этих трех звеньев скрыта сила непобедимости народа и «его устойчивости против смерти, против зла и разложениями семье, «начальном очаге национальной культуры», ребенок, через мать — отца, научается любви и верности, а через вещи, оставшиеся в наследство от предков, проникается священным чувством причастности к истории своего рода. Далее человек входит в более широкий круг жизни — начинает работать в коллективе: семейная школа любви и верности обогащается в труде чувствами чести и долга. И, наконец, третье звено — общество, все связи человека — семейные, производственные, дружеские, основанные на интересе к будущему народа, на любви к науке и культуре и т. п. За обществом, по Платонову, простирается «океан народа, общее отцовство, понятие которого для нас священно, потому что отсюда начинается наше служение». Служение не себе, не семейству, не группе людей, а всему народу и исторической истине, которую знает ум, сердце любит, а рука претворяет в жизнь. Заключение Когда мы слышим имя Андрея Платонова, в нашем сознании невольно возникает образ странника с «обнаженным сердцем», идущего дорогою людских несчастий и бедствий на встречу ветру, — этому «вестнику бесконечной вселенной» и открывающейся впереди дали, исполненной «живого исторического смысла» В творчестве А. Платонова нашла яркое отражение история социально-нравственных исканий русского человека первой половины XX века, свидетельствующая не только о духовной мощи, талантливости, трудовом подвижничестве и жизнестойкости народа, ни о его утопических заблуждениях и трагических состояниях. И здесь автор, как бы он ни был заинтересован в торжестве одних сил и в затенении и уничижении других, ничего поделать не может и не пытается, он остается мужественным и верным исторической правде и реализму и отдает должное тому раскладу сил в жизни, который в наибольшей степени соответствует их иерархии, значению и месту в исторической реальности. Но (и в этом принципиальная особенность А. Платонова как художника и мыслителя) писатель считает, что исторический прогресс обеспечивается не чиновничьими указаниями, а свободным движением и глубинными изменениями в самой народной жизни. Новое общество, начинающееся с нуля как фундамента, с голого человека на голой земле,— не прогресс, а возвращение человека вспять, к его исходному историческому рубежу. Платонов стремился материализовать в художественных образах саму метафизику духовного обмена между поколениями и генетическое движение истории; и то, и другое входило в его понимание народа как постоянно самосохраняющейся и саморазвивающейся целостности, схваченной кровным родством и общностью идеалов через матерей, отцов, дедов, детей, внуков, правнуков! «Свет жизни» и «память сердца»— эти платоновские мотивы ныне воспринимаются в их обращенности к его собственному творческому наследию. Книги Платонова несут «свет жизни», которая ушла, но не исчезла, став частью нашего сегодня. На мой взгляд, платоновское искусство формирует «память сердца», так необходимую человеку: без неё социальный опыт неполон и недостаточно зрел. Современный взгляд на литературное наследие Платонова несёт в себе трезвое понимание сложности его писательской индивидуальности и судьбы, бессмертие его творений. Художественный мир Андрея Платонова дарует читателю счастье прикосновения к подлинной Жизни и высокому Искусству, заставляет читателя задуматься над окружающей его действительностью. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Е. Краснощёкова «О художественном мире Андрея Платонова». Послесловие к сборнику рассказов. Москва «Правда» 1972 год; 5. М. Михеев «В мир Андрея Платонова через его язык. Предположения, факты, догадки». Москва 2002 год; 6. С. Семёнова «Идея жизни Андрея Платонова». Предисловие к роману «Чевенгур». Москва «художественная литература» 1988 год. |
Loading
|