Центральный Дом Знаний - Фольклор в нашей жизни 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2666

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Фольклор в нашей жизни 1

Глава 2.3

Школьный фольклор

Как мы уже писали ранее, с фольклором мы знакомимся с рождения. Понятно, что носителем фольклорных жанров являются мама и бабушка. Но мы взрослеем и уже идём в школу. Новая встреча с устным народным творчеством происходит в пятом классе, на уроках литературы, где мы более детально знакомимся с определением фольклора и его жанрами, а именно: былинами, сказками, пословицами, поговорками, загадками, анекдотами, песнями, частушками.

Но помимо того, что мы изучаем фольклор на уроках, мы порой сами не замечаем, что ни один день ребёнка не обходится без фольклора. Давайте вспомним, сначала в садике, а далее и в школе, мы ссоримся, ругаемся и при этом дразним друг друга, то есть используем дразнилки, которые часто веселят и забавляют остальных детей. Дразнилки – комический жанр. В нём речь идёт об отклонении от нормы, подчёркивается несоответствие чего – то чему – то, нарушение обычного порядка вещей, образа действий или внешности.

Вот некоторые из дразнилок:

1) Веня – веник, съел вареник!

2) Ленка – пенка колбаса, на верёвочке оса!

3) Федя – бредя, съел медведя!

4) Юлька - шпулька!

5) Сашка - дурашка на пузе барабан, ходит, играет по всем городам!

6) Жадина – говядина, солёный огурец на полу валяется, никто его не ест!

„Цепи кованы”, „ Лапта”, „Салки”, „Гуси и волк” – всё это игры, которые знают все русские дети. Многие из них уже забыты, но всё же некоторые хоть и имеют другое название, но смысл в них остался тот же.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Игры делают жизнь ребят весёлой, помогают стать сильными, ловкими, меткими („В свинку”, „В орла”, „В холсты”), вырабатывают сообразительность и смекалку („В сто клеток”, „Угадай слова”, „Отгадай-ка”)

Многие игры начинаются с того, что надо выбрать действующих лиц, и вот тут могут помочь считалки. Для считалок необходимы ритм и рифма. Однако этот ритм нельзя наполнить «чем угодно», кажущаяся детская нелепица тем не менее имеет свою внутреннюю логику и порядок и призвана упорядочить действие.

1) Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

2) Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду-

Бульк!

3) Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон!

4) Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе голить.

5) На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кем ты будешь, выбирай поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

Придя в школу, дети становятся более взрослыми. И что, как не анекдоты разнообразят их длинные и скучные перемены. В основу анекдота, как правило, положена сценка, диалог, он не только пригоден для устного пересказа, но и требует его. Искусный рассказчик может оживить даже не очень удачный анекдот, неумелый – испортит и шедевр.

1) Внучка у бабушки спрашивает:

-Почему на свадьбе невеста вся в белом?

Бабуля отвечает ей:

-Это потому, что самый счастливый день в её жизни.

-А внучка опять спрашивает:

-А почему жених тогда в чёрном?


2)Гаишник тормозит машину

За рулём сидит его бывшая учительница.

-Здравствуйте, Марья Ивановна, доставайте ручку, бумагу и пишите сто раз:

„Я никогда не буду нарушать правила дорожного движения”

Конечно, самые любимые анекдоты школьников про Вовочку и учительницу Марь Ивану:

3) Сидит Вовочка на дереве напротив дома Марь Иванны

и подглядывает, как она переодевается. Марь Ивана

выглянула в окно и увидела там Вовочку с биноклем.

- Вова! Чтобы завтра же твой отец был в школе!

Вовочка подымает голову:

- Пап, ты хорошо слышал?

Многие жанры фольклора школьники придумывают сами, но об этом даже не догадываются. Почти каждый ребёнок хоть раз побывал в летнем оздоровительном лагере и прекрасно знает, как развлекаются дети после отбоя. Они рассказывают друг другу разные истории, чаще всего жуткие. А это ни что иное, как страшилка.

Вот известная всем страшилка:

В тёмном, тёмном лесу,

Стоит тёмный, тёмный дом

В этом тёмном, тёмном доме,

Есть тёмная, тёмная комната

В этой тёмной, тёмной комнате,

В самом тёмном, тёмном углу

Стоит тёмный, тёмный сундук,

Если ты откроешь этот тёмный, тёмный сундук

Ты увидишь там… отдай моё сердце!!!

Хоть эта страшилка придумана очень давно и неизвестно кем, но всё же она сильно нравится детям. Откуда берутся страшилки? Я не смогла найти точный ответ на данный вопрос, но думаю, что восходят они к быличками. Всё непознанное в природе, окружённое тайной, становилось для наших предков чудесным результатом действия непонятных, сверхъестественных сил. Природа населялась разными фантастическими существами – дружелюбными и враждебными. Некоторые из них хорошо известны и сейчас: лешие, русалки, водяные. Рассказы об этих существах носят название быличек. Увлекательная форма повествования сближает этот жанр с современными детскими страшилками, однако в них всегда даётся своеобразный «рецепт», как вести себя с нечистой силой.

Или вот ещё один новый вид детского фольклора - придуманная детьми игра под названием «камень, ножницы, бумага, ЦУ, Е, ФА». Смысл и правила этой игры простые. Играют два человека. После произношения фразы они показывают пальцами рук что-то из трёх предметов. Выигрывает тот, кто показал предмет, который не изменит своего состояния от воздействия на него другого предмета ( ножницы могут разрезать бумагу). Тот, кто проиграл, получает щелбан. Детям очень нравится эта игра!

Всё вышеназванное относится к более молодым жанрам фольклора, а я бы хотела рассказать ещё об одном из самых древних видов фольклора – заговоре, который сейчас становится всё более популярным. Моё отношение к этому жанру двояко. С одной стороны заговоры необходимы при лечении недугов, например, от детского испуга или сглаза. В заговоре от детского испуга обращались к чудесной щуке, заговаривая от болезни, посылали «хворь» в «тёмный лес», «под пень – колоду». Вот, например, заговор от сглаза, который моя мама использует, когда сестрёнка плохо спит.

Мышка – игрушка ты подшутила

Над рабом божьим младенцем (имя).

Я раба божья (имя мамы) отшучу над тобой.

На-ко топорок, да ножичек, да палочку,

И работай во всю ночь,

Не спи, не спи

И дай рабу божьему младенцу (имя) спать.

И будьте мои слова крепки и ёмки.

Во имя отца и сына, и святого духа. Аминь.

Но с другой стороны мир заговора очень опасен – в нём существуют различные и многообразные «порчи», «оговоры», «завидлости» и т.д. Цель таких заговоров – испортить жизнь человека, разлучить людей. К сожалению, всё чаще именно «чёрными» заговорами пользуются современные подростки.

Фольклор школьника представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нём существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти собственного сочинения. Есть и свой смеховой мир: дразнилки, анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для нас школьников естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым нам придётся жить в будущем.

Глава 2.4

Фольклор в среде учителей

Фольклор нужен и употребляется не только в детском и подростковом возрасте, но и в жизни взрослых людей. Взрослые порой сами не замечают, как используют тот или иной жанр фольклора. Самые распространённые жанры – пословицы и поговорки. Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица состоит из двух частей: из общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Поговорка, в отличие от пословицы, не несёт нравоучительного смысла и являются частью суждения. В.И.Даль определял поговорку как «одну первую половину пословицы». Поговорка, как правило, служит для характеристики лица ( «ни пава, ни ворона», «денег куры не клюют»), действия ( «убил двух зайцев», «на всех не угодишь»). Например, когда я делаю уроки, мама часто говорит: «Поспешишь – людей насмешишь», «Одна голова хорошо, а две лучше». А когда мы с мамой смотрим передачи о любви, то часто я слышу следующие пословицы «С милым и в шалаше рай» или «От судьбы не уйдёшь».

Мы провели небольшое анкетирование среди учителей и выяснили, что помимо учителей русского языка и литературы, учителя других предметов тоже знают и помнят про фольклор и, кроме того, употребляют фольклор в своей жизни. Всем из опрошенных нами учителей нравится такой жанр фольклора, как сказка. Но многие затрудняются ответить почему? А мне кажется, что ответ очевиден, именно сказка несёт добро, надежду, заставляет поверить в чудеса.

На уроках учителя часто используют пословицы и поговорки. Например, есть пословицы и поговорки, которые знают и используют на своих уроках учителя технологии:

1) Не котёл варит, а стряпуха.

2) Что изба, то стряпня.

3) Стряпает день до вечера, а поесть нечего.

4) Сильному работа впрок, а слабому дай срок.

5) Не руби выше головы: щепа глаза запорошит.

6) Семь раз отмерь, один отрежь.

Вот пословицы и поговорки, которые наверняка знает каждый учитель математики:

1) Счёт не обманет.

2) Вес да мера, то и вера.

3) Учёный водит, неучёный следом ходит.

4) Век живи – век учись.

Пословицы и поговорки, которые точно знает любой учитель русского языка и литературы:

1) Красна речь с пословицей.

2) Слово - не стрела, а к сердцу льнёт.

3) Слово – закон, сказал – держись.

4) Пишут не пером, а умом.

5) Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Во время написания работы, я прислушивалась к речи учителей и заметила, что в некоторых ситуациях учителя – предметники используют одинаковые пословицы и поговорки. Например, если кто-то из учащихся опоздал, то можно услышать следующую поговорку:

Лёгок на помине.

А вот когда на уроке, будь то математика или русский язык, из-за невнимательности приходится переделывать уже написанную работу, то слышишь пословицу:

Дураков работа любит.

Следует отметить, что использование пословиц на различных уроках, небессмысленно. Мы с помощью учителей определяем их смысл, подводим под ту или иную ситуацию. Кроме того, никто не любит, когда ему читают нравоучения, учат чему – то, да ещё в присутствии одноклассников, а метко подобранная пословица заставляет задуматься.

 Заключение

Фольклор – не только средство познания жизни, поэтический рассказ о ней, но и художественная народная педагогика. С первых же минут своего существования на земле ребёнок оказывался не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально – поэтической среде. С такими фольклорными произведениями, как колыбельные песни, пестушки, потешки, дети знакомились в самом раннем возрасте. Нерасторжимость понятий пользы и красоты свойственно детскому фольклору, как и многим видам творчества.

С одной стороны, детский фольклор связан с магической силой воздействия слова, с другой – это способ развития ребёнка (так, «Ладушки», например, связаны с координацией движения, скороговорки – с развитием речи), и, кроме того, это музыкально – поэтическая среда, в которой формировалось внимание к слову, умение владеть им.

Всю свою жизнь, каждый человек, начиная с рождения, слышит и употребляет разные жанры фольклора. Фольклор – источник правил разумного общежития, способствующих становлению, укреплению нравственного закона в думах подрастающего поколения. Фольклор нужен и есть в младенчестве, в школе, на работе, в обществе, то есть во всей нашей жизни! Фольклор помогает быть нам более весёлыми, жизнерадостными, активными, интересными людьми и делает нашу жизнь более разнообразной!

Список используемой литературы

1. Бабушкина кладовая [статья] // Мой ребёнок, апрель 2008.

2. Берёзовая карусель: Русские народные игры [текст] // Изд – во «Детская литература», М., 1988.

3. Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни [текст] // Изд – во «Детская литература», М., 1983.

4. Изучение фольклора в средней школе [статья] // Литераура, №17, 2005.

5. Изучение фольклора в средней школе [статья] // Литераура, №18, 2005.

6. Изучение фольклора в средней школе [статья] // Литераура, №19, 2005.

7. Изучение фольклора в средней школе [статья] // Литераура, №20, 2005.

8. Изучение фольклора в средней школе [статья] // Литераура, №21, 2005.

Loading

Календарь

«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24