Центральный Дом Знаний - Цветовая гамма в поэме Лермонтова "Демон" и иллюстрациях Врубеля 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Цветовая гамма в поэме Лермонтова "Демон" и иллюстрациях Врубеля 1

Окрыленный любовью к Тамаре, Демон называет себя «новым ангелом в блеске новом». Демон рассказывает девушке о своей жизни после грехопадения, в основном, в темных красках: «мрак полночи глубокой», «бездна», «мрачные забавы», «могучий ураган», «камень»22. Но присутствуют в описании прошлого «лазурная вышина» и «след кровавый». Цветовой ряд «голубой – красный – черный» подразумевает резкую наступательную силу, несущую опасность. Демон коварен и опасен, и лишь любовь перед новым преступлением очищает его.

И вновь встречаются молния и туман. Сквозь занавес тайны в кратковременные моменты озарения от вспышек молнии видна настойчивая суть «изгнанника». До встречи с Тамарой жизнь Демона не имела смысла, теперь же «луч нежданный» озарил его сердце.

«Изгнанник» обещает девушке:

И для тебя с звезды восточной

Сорву венец я золотой;

Возьму с цветов росы полночной,

Его усыплю той росой;

Лучом румяного заката…

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря23…

Белый, золотой, розовый, красный, голубой, зеленый, оранжевый несут с собой свет, радость. И потому так неожиданна, исходя из цветовой гаммы, смерть Тамары от поцелуя Демона. И все же это можно было предвидеть, помня о столь частом упоминании пары «черный – красный», предвещающий опасность.

Девушку оплакивает и сама Природа, «одевшись» в темные тона: «доска чугунная», «роптанье листьев», «темный берег», «уныло шепталась река», «крест»24.

Напротив, лежащая в гробу княжна, ее похороны и могила описаны автором светлыми красками («белей и чище покрывала», «струя златая», «разноцветный наряд» Тамары, «цветы ущелья», «мрамор», «снега Кавказа», «вершина ледяная», «отлив румяный»25). Напрашивается вывод: душа Тамары осталась невинной, непорочной, светлой и чистой.

Демон не может смириться с потерей, не хочет принять своей вины и поэтому, озлобленный, не хочет отпустить «душу грешную от мира» в рай. «Она моя!» – говорит не любовь, не боязнь потерять возлюбленную, а чувство ревности и мщения. Но ангел все же забрал душу Тамары в рай.

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..26

Поэма заканчивается описанием природы Кавказа, в котором преобладают оттенки зеленого, серого, прозрачно-голубого и черного («памятник между деревьями чернеет», «земля цветет и зеленеет», «сквозь туманы блестит и пенится река», «седой паук», «зеленых ящериц семья», «темная щель», «плита старого крыльца», «водопады», «мороз», «метель», «черные граниты»27). Сочетание таких цветов характеризует пассивность, чистоту, ясность, нейтральность, холодность и удаленность – все, что осталось от печальной истории любви Демона и земной женщины. С этими ощущениями остался жить, а точнее существовать, сам «изгнанник небесной обители». Потребуется целая вечность, чтобы искупить вину…


Демон в изображении Врубеля


Врубель искал своего Демона на протяжении многих лет. Исследователь П. Суздалев проводит мысль о том, что «некий демонический образ жил в сознании Врубеля еще до того, как он приступил к работе непосредственно над Демоном»28.

Иллюстрации к «Демону» Лермонтова можно считать вершиной мастерства Врубеля. Листы эти создают впечатление богатой красочности, хотя фактически они монохромны – исполнены черной акварелью с добавлением белил. Иллюстрации Врубеля неоднозначны, различны по степени завершенности и настроению. Но стоит заметить, что, пожалуй, Врубель проник в душу произведений Лермонтова, пропустил их через себя и создал рисунки, самым тесным образом переплетающиеся с произведениями поэта.

Существует несколько иллюстраций Врубеля с изображением Демона, но все они обладают каким-то неземным очарованием. Например, глубокий синий цвет, загадочные цветы, мистический фон «Демона сидящего».

Все странно в «Демон сидящем», огромно красиво, но какой-то беспокойной красотой: и лиловые сумрачные небеса, и диковинные цветы-кристаллы, и одинокая фигура печального Демона, и сумеречная таинственность безбрежных миров. Сидящий Демон, печальный, тоскливый, мощный, в глубоком раздумье бессильно охватил руками колени. За ним простирается фантастически причудливый пейзаж с красными, золотистыми «мозаичными пятнами»: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы, гармонично сросшееся скопление кристаллических камней и слитков, которым уподобляются формы самого Демона. На картине Врубеля предстает как будто совсем иной, чужой нам план бытия – исполинский, почти устрашающий, на котором все земное углубляется в своем значении.

Окруженный скалами, горящими как самоцветы, Демон кажется слитым с ними, вырастающим из них и властвующим над миром. Но нет торжества в этой властной фигуре, неизгладимая тоска сковывает его силы – тоска и во взгляде, и в наклоне головы, и в заломленных руках.

Сидящий Демон («уныло-задумчивая фигура») молод, его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. «Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной»29. Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» – каменные облака и цветы – символизируют это чувство отторгнутости, чуждости. Но нет ни вызова, ни ненависти – только глубокая печаль.

Скала из разноцветных камней – элемент, заимствованный Врубелем из поэмы Лермонтова. Здесь можно видеть сочетание красного, лилового, бежевого, голубого, белого и черного. Несовместимые цвета создают огромный диссонанс (скорее, такое цветовое изобилие передает смятение в душе самого Демона), но это естественные краски Природы, и их сочетание встречается довольно часто.

М. Врубель сознательно выбирает «тесный» продолговатый формат холста, который неожиданно как бы придавливает, срезает сверху фигуру Демона и тем самым подчеркивает его скованность. Однако при этом художнику надо было подчеркнуть, что Демон для него – идеал прекрасного человека, и потому кристаллы граненых объемов оттеняют сверкание голубых и синих одеяний Демона, но в рисунке мускулов и жесте рук уже ощущается бессилие.

Акцентирующим на себе внимание в картине является именно синий. Голубо-сине-фиолетовые одеяния Демона, сидящего в центре, четко выделяются на фоне красного заката и разноцветных скал. В целом синие оттенки вызывают покой, тоску, печаль, но интересны цвета такого ряда и каждый сам по себе. Белый привносит в синий оттенок свежесть, одухотворенность и некоторую холодность. Это исключительно духовный, нечувственный цвет. Да и лицо Демона, хотя и отражает тревогу, волнение, достаточно одухотворено. Фиолетовый находится на стыке хроматического круга и поэтому являет собой смешение противоположностей – красного и синего цветов. Это свидетельствует о том, что в Демоне активное, энергичное, но бессознательное начало тесно переплетается с холодным, логичным, рациональным расчетом. Такая смесь порождает скрытое возбуждение, внутренне напряжение, воздержанность и тайну. Остающиеся от синего сдержанность и смирение позволяют протянуть ассоциативную цепочку к таким понятиям, как благородство, что изначально было присуще «изгнаннику рая». Под воздействием красного фиолетовый обнаруживает сознательное желание внушать и влиять в сочетании с бессознательным стремлением очаровывать. Достаточно вспомнить эпизод искушения Тамары.

Переливы теплых оттенков неба представляют собой сказочно красивый закат. Красный, как цвет активности и действия, служит символом силы и важности. Таким и предстает перед зрителем Демон, физически сильный, но лишенный духовности. Розовый же цвет (как цвет единения с миром, когда под влиянием белого красный утрачивает свою активность и напор) подчеркивает, что в данный момент Демон приобретает спокойствие и духовность. Оранжевый соединяет в себе черты красного и желтого. Это самый теплый цвет хроматического круга и, пожалуй, самый энергичный. Состояние, вызываемые желтым (радость, ясность, оптимизм, веселье), обычно связывается с солнцем. Это цвет открытости, желания, поэтому чувства, с которыми он ассоциируется, – стремление Демона к независимости. Желтый также считается цветом презираемых и отверженных. Смягчает ощущение обреченности лиловый, как цвет мягкости, нежности и слабости.

В целом краски неба характеризуют лучезарность, теплоту и в то же время резкое раздражение. Но Демон, погруженный в тоску и раздумье, не обращает на это никакого внимания, хотя в его глазах отражается закат. Само по себе сочетание красного неба и синих одежд несовместимо, цвета «отталкиваются» друг от друга. Цветовая пара «синий – коричневый» (одежды и камни) подчеркивает бескомпромиссность. Синий и черный создают впечатление удаленности, темноты. Демон, низвергнутый с небес, сидит около скалы, но мыслями далек от земли, в его воспоминаниях – рай.


Сама фигура «изгнанника» представляет собой сочетание светло-зеленого, синего и черного цветов. Такой цветовой ряд свидетельствует о пассивности, смирении Демона, неясности и неопределенности будущего. Лик «изгнанника» печален, но это печаль юности, он еще далек от отчаяния и полон гордой веры в мощь своих крыльев. Слеза, застывшая на щеке Демона, свидетельствует о сожалении и раскаянии героя. Примечательно, что это одно из малочисленных белых пятен на полотне.

Красота Демона не только в страдании, с каким он переживает свою судьбу изгоя, но и в тоске по истинному, когда-то отринутому им бытию. Он свободен, но он одинок, ибо покинут Богом и далек от людей. Однако этот страшный суд и мука от богооставленности не могут длиться вечно, и поэтому в позе и лице Демона нет ожесточения или отчаяния, а есть даже какое-то странное для богоборца смирение.

При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление мира фантастического, сказочно прекрасного, но вместе с тем какого-то неживого, как будто окаменевшего. Это впечатление помогает понять тоску Демона, его одиночество, его влечение в невидимую долину…

Какое горькое томленье…

Жить для себя, скучать собой!

В целом картина вызывает ощущение покоя, смирения и бесконечной, глубокой грусти.

Другое настроение создает иллюстрация «Демон поверженный». Производит тяжелое впечатление мрачный, неуютный пейзаж. Врубель пользовался красками не просто как материалом, он одухотворял их, как Лермонтов.

«Демон поверженный» – потерпевший крушение, но не сломленный и не убитый. Разбитое тело, жалкая и страшная гримаса потемневшего лица – вот финал героической схватки с Богом на фоне рассыпанных по скалам сказочных павлиньих перьев. В каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и неприступных гор слышатся отзвуки только что законченной битвы. И вместе с тем есть что-то бесконечно гордое, непримиримое и дерзкое в фантастично горящих глазах Демона, какое-то мрачное упоение стихией борьбы.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного – и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего ангела с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. Голубые, синие тона символизируют бесконечность. Демону потребуется целая вечность, чтобы искупить свою вину. Розовый как оттенок красного передает страсть и в то же время гнев и противостояние.

В картине преобладает золотой цвет сказочных павлиньих перьев. Темно-желтый в цветопсихологии – цвет ревности и недоверия, которыми полон Демон к Ангелу и самому Богу. Пара цветов «желтый – черный» означает разрыв, в данном случае «изгнанника» с душой Тамары, небом и Богом. Сочетание фиолетового, голубого, бежевого, серого, черного, красного, розового трудно не только найти в Природе, но и представить. Поэтому создается впечатление сказочного мира. Разбросанные павлиньи перья усиливают это ощущение. Врубель запечатлел то мгновение в жизни «злого духа», когда

…проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..3о

Врубель болезненно воспринимал критику «Поверженного». Самым верным находил толкование образа М. Судковским: «Демон – не злой дух, а радужно крылатый гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; но поверженный на горах, униженный – он остается могуч и верен своим чудным до ослепления мечтам».


Заключение

Думается, что ни Лермонтов, ни Врубель, наполняя мир героев определенными оттеками, не задумывались об их влиянии на состояние и действия героев. Скорее всего, это было на подсознательном уровне, так как многочисленные воздействия внешнего мира создали прочные ассоциации этих ощущений с определенными понятиями. Опираясь на положения работы Г. Э. Бреслава, мы убедились в том, что цветовая гамма окружающего мира влияет на характер и поведение героев художественных произведений.

В результате проведенных исследований было установлено, что цвет играет важную роль в раскрытии образа Демона: разное психологическое состояние героя отмечается различными цветовыми оттенками.

Так, в поэме Лермонтов через цветовую палитру передает настроение и чувства Демона и Тамары, их различное мировосприятие. В основе логики выбора того или иного цвета, несомненно, лежит авторское понимание душевного состояния героя и окружающей его действительности. Это позволяет говорить о своеобразной психологии цвета.

Что же связывает Демонов Врубеля и Лермонтова? Чем они отличаются друг от друга? Несомненно то, что Демон Лермонтова сильно повлиял на Врубеля. «Злой дух» близок лермонтовскому герою по настроению, по краскам, но он – не вспомогательное пособие к поэме, а самостоятельный образ, живущий своей жизнью и влияющий на развитие искусства. У Демонов при всей самостоятельности, больше сходств, чем различий. Поэтому справедливы слова П. Суздалева: «Рисунки Врубеля к "Демону” и поэма Лермонтова не только равновелики сами по себе – в совокупности они представляют собой новое художественное произведение, синтез поэзии и графики»31.

Демон Лермонтова способен испытывать различные чувства: любить, ревновать, ненавидеть… А врубелевский герой лишь полон отчаяния.

Оба Демона одинокие и всегда неудовлетворенные, что подтверждается использованием художниками темных тонов.

Демон Лермонтова и Врубеля – мечтатель, рвущийся к идеалу и терпящий поражение при столкновении с действительностью. Он вечно страдающий титан, в котором таится ураганная мощь, но эта сила остается неиспользованной, никому не нужной. Врубель гениально изобразил это: Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует, что особенно приметно на фоне пурпурного заката. А Демон Лермонтова летает где-то между небом и землей, не в состоянии воплотить свои возможности ни на «грешной земле», ни в «жилище света». Скорее всего, для передачи такого состояния поэт чаще использует контраст «черный - белый», «черный - золотой».

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы». Это объясняет изобилие в поэме зеленых тонов (в цветопсихологии зеленый – цвет сознания). У Врубеля он не царствен – в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия, что особенно подчеркивается преобладающим в центре иллюстрации синим цветом (одежда героя). Врубелю больше всего удался ожесточенный, скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Не случайно художник изображает Демона в окружении темных и холодных тонов.

Символична цветовая гамма демоновского мировосприятия. Глухая тоска, бездействие при наличии сил, скептицизм, когда где-то в самой глубине души светится искра надежды, тупиковость положения Демона подтверждается изобилием в поэме серого и зеленого цветов. Врубель невольно продемонстрировал таящуюся за притягательной и чарующе привлекательной натурой Демона опасность, знаменуемой парой «черный – красный». И мы видим, что гибель грозит не только вымышленной Тамаре.

Можно с уверенностью сказать, что у каждого свое восприятие образа Демона. Именно по этой причине трудно говорить о том, как видел Демона Лермонтов и каким представлял его себе Врубель. Ведь что бы ни вложил в своего Демона Лермонтов, мы воспринимаем его по-своему уже хотя бы потому, что живем в другую эпоху, и для нас могут открываться близкие нам грани этого образа. Но как бы ни менялись взгляды, остается одно – блуждание демонической натуры.

Конечно, выход есть для любого человека (и для Демона в том числе), но его нужно видеть и стремиться найти. Важно, что образ Демона заставляет нас задуматься о судьбе человеческой души.


Список литературы


1. Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. – М., 1987.

2. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб., 2000.

3. Ионина Н. А. Сто великих картин. – М., 2000.

4. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М., 2001.

5. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. – М., 1988.

6. Журнал «Литература в школе». 2001, №8.

7. Газета «Литература». 2002, № 24.

22 Там же. Ч. II, X. Стр. 313–314.

23 Там же. Ч. II, X. Стр. 317.

24 Там же. Ч. II, XII. Стр. 318.

25 Там же. Ч. II, XIIIXIV. Стр. 319–320.

26 Там же. Ч. II, XVI. Стр. 322.

27 Там же. Стр. 322–324.

28 Суздалев П. Врубель и Лермонтов. – М., 1980. Стр. 21.

29 Дмитриева Н. А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. – М., 1988. Стр. 31.

3о Там же. Ч. II, XVI. Стр. 322.

31 Суздалев П. Врубель и Лермонтов. – М., 1980. Стр. 28.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24