Центральный Дом Знаний - Биоритмы вокруг нас

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Биоритмы вокруг нас

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….3

2.Основная часть

2.1.Результаты исследования………………………………………….7

3.Заключения……………………………………………………………….8

4.Литература………………………………………………………………..9

Введение

В человеческом организме, как и во всем живом мире, постоянно повторяются определенные явления, связанные с жизнедеятельностью клеток, органов и систем. Бесчисленные наблюдения ученых, свидетельствуют о том, что растениям и животным свойственна ритмическая активность, четко связанная со временем.(4)

Наука биоритмология возникла более 50 лет назад, выделены и расшифровываются основные ритмы человеческого организма: от молекулярного уровня до общего ритма жизни.

Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена полярных функциональных состояний человека: сна и бодрствования, физической активности и покоя. Функции организма: кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др. закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями: необходимый энергетический уровень во время бодрствования и восстановительные процессы, и отдых во время сна.

Человек-животное с дневным типом физической активности. Во время световой фазы суточного цикла он бодрствует, а темновая фаза для сна. Около 5.00 часов утра в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию. Нарастает продукция «гормонов активности»- глюкокортиноидов и адреналина, серотонина и дофамина, начинает повышаться температура тела. Увеличивается продолжительность и частота фаз быстрого сна, повышается артериальное давление и пульс, растет тонус симпатической нервной системы. Все эти явления усиливаются под действием света. Свет-это самый сильный синхронизатор суточных ритмов, так как он является внешним задателем для внутренних биологических часов. (2)

Пробуждение. Дальнейший рост температуры тела, артериального давления, частоты и силы сокращений. Повышен уровень кислорода зависимого энергетического метаболизма. Уровень психической активности невысок, но на пике умственная активность, кратковременная память, чувствительность к боли.

Принцип соответствия режима трудовой деятельности биоритма с одной стороны, способствует сохранению здоровья, с другой позволяет увеличить производительность труда, достичь лучших результатов с наименьшими затратами.

В после полуденные часы. Наступает перелом в вегетативной нервной системе. В ЦНС усиливаются процессы торможения. Психологическая активность растет. Температура тела растет далее.

Между 14.00 и 15.00 часами. Наступает спад настроения и работоспособности. Наблюдается кратковременная сонливость, немного понижается температура тела. Минимально болевая чувствительность.

Около 16.00 часов дня. Возвращается бодрость и физическая работоспособность, повышается активность долговременной памяти.

С 17.00 до 18.00 часов. Максимальная координация зрения и двигательных рефлексов, реактивности, силы и собранности.

К 21.00 часу вечера. Температура тела достигает максимума, но постепенно снижается уровень «гормонов бодрствования». Показатели активности сердечнососудистой системы падают.

Первая половина ночи. Преобладает медленный сон, выделяется максимальное количество соматотропного гормона, стимулирующего процесса клеточного размножения и роста.

Около 3.00-4.00 часов утра. Самый глубокий сон. Минимальная температура тела. Резервные возможности сердечно-сосудистой системы снижены. Наибольшая частота инфарктов и инсультов приходится именно на предутренние часы.

К 5.00 часов утра. Растет температура тела, повышается уровень глюкокортиноидов и адреналина. Затем цикл начинается сначала.

Эти биоритмы изучил ученый Глыбин. Он доказал, что существует и внутрисуточная динамика физического и психического тонуса человека с пятью подъемами (около 5.00, 11.00, 16.00, 20.00 и 24.00) и пятью спадами (около 2.00, 9.00, 14.00,18.00,22.00.) Соответственно, предлагает и организацию режима труда и отдыха, сна и бодрствования в данном ритме. В центре, котором он руководит, применяется такая методика синхронизации биоритмов и дает хорошие результаты при лечении многих заболеваний-стенокардии, гипертонической болезни, язвы желудка, аллергии и др.(4,5,6)

СУТОЧНЫЕ БИОРИТМЫ И ВОЗРАСТ. Биоритмы не остаются неизменными в течение всей жизни человека. Периоды связаны с соответствующими этапами созревания центральных синхронизаторов. Новорожденный ребенок не имеет устойчивых суточных ритмов. В возрасте 6-12 лет самые устойчивые циклы сна-бодрствования, здоровый сон, высокий уровень дневной активности. Потребность во сне составляет около 10 часов. В подростковый период 9-10 часов сна в связи с активным ростом и развитием. В период полового созревания меняются гормональные биоритмы, работа «биологических часов». Они заставляют подростков позднее ложиться и позднее вставать. Самое сонное время около 10.00 часов утра, а пик бодрости в 15.00 часов. Долгий сон в выходные дни-это необходимая компенсация «недосыпа» за предшествующую неделю. С 20 до 70 лет количество сна практически не меняется и составляет в среднем 7-8 часов. Человек начинает раньше ложиться и раньше вставать. Вообще в пожилом и старческом возрасте амплитуда практически всех биологических ритмов уменьшается, приближается у маленьких детей.(2,6)

В растительном и животном мире мы видим четкое проявление годовой периодичности изменения физиологических функций. У человека сезонные изменения выражены не так ярко, но они при подробном рассмотрении проявляются практически во всех показателях его организма. Основной обмен веществ-повышен зимой, снижен летом; частота сердечных сокращений, температура тела-повышена зимой, снижена летом.

Теплоотдача - снижена зимой, повышена летом; естественный иммунитет - снижен весной; содержание витамина D-снижено с января по март, повышено с июля по сентябрь; физическая работоспособность - повышена летом, снижена зимой; рост и прибавка в весе у детей - повышена весной и в начале лета; заболевание и обострение заболеваний: а) язвенная болезнь - весной б) смертность от ишемической болезни сердца - осенью и зимой; вес новорожденных - повышен летом и осенью.(2,5,6)

От рождения до смерти каждый из нас подвержен влиянию трех внутренних циклов - физического, эмоционального и интеллектуального. Физический цикл завершается за 23 дня, и он оказывает влияние на широкий диапазон физических факторов, включая сопротивляемость болезням, силу, координацию, скорость, физиологию, другие основные функции тела и ощущение хорошего физического самочувствия. Эмоциональный цикл управляет творчеством, восприимчивостью, психическим здоровьем, мышлением, восприятием мира и самих себя и, в некоторой степени, возможностью зачатия детей в различных фазах этого цикла. Этот цикл имеет период 28 дней. И, наконец, интеллектуальный цикл, который имеет период 33 дня, регулирует память, бдитель­ность, восприимчивость к знаниям, а также логические и аналитические функции мышления. (2)

В день рождения человека каждый из циклов стартует от нулевой точки. Из нее он начинает возрастать в пози­тивной фазе, в течение которой энергии и способности; связанные с каждым циклом высоки. Циклы пересекают нулевую линию по истечении времени, равного половине их периода — через 11.5 дней для физического цикла, 14дней — для эмоционального цикла и через 16.5 дней для интеллектуального цикла. Каждый период имеет негативную фазу, в которой наши физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности низки, или снижены. Кажется, что биоритмы влияют на поведение индиви­дуальным образом. Наши слабые и уязви­мые моменты не являются негативными фазами. Скорее, они имеют место, когда каждый цикл пересекает ось координат, переключаясь с по­зитивного на негативный и наоборот, и в эти моменты мы, можем ожидать для себя наибольших опасностей. Это по­казывает, что эти точки управляют нашими жиз­нями — и от их регулярности мы зависим так же, как от стабильности сердечного ритма.

В физические критические дни велика вероятность того, что с нами могут случиться несчастные случаи, можем полу­чить все типы телесных повреждений, и даже умереть. Ссоры, драки, депрессии и беспричинные расстройства типичны для эмоциональных критических дней. Когда ин­теллектуальный ритм находится в критической точке, мы можем ожидать много трудностей в ясном выражении мыслей, общей сопротивляемости в обучении чему-либо новому или во вспоминании того, что уже известно. Вычисляя и исследуя наши, биоритмы на некоторое время вперед, мы можете узнать, что нас ожидает и мо­жем много сделать, чтобы избежать худшего.

Наибольшее значение для человека имеют три биоритма – физический, эмоциональный и интеллектуальный (умственный). Проведем расчет биоритмов по следующей методике.

Рассчитываем общее число прожитых дней. Со дня рождения по день расчета. Берем количество полных лет, умножаем на 365 дней в году плюс 2 дня (это день рождения и день расчета) т.е. это поправка на день рождения по долготе и на день расчета. Рассчитываем количество високосных годов и прибавляем на каждый год по 1 дню. Все это складываем и получаем, сколько всего прожито дней на день расчета. Для расчета физических биоритмов количество прожитых дней делим на 23 и находим остаток, т.е. с какого дня начался рост этого биоритма. Для эмоционального биоритма количество прожитых дней делим на 28 и находим остаток. Умственный биоритм рассчитывается делением прожитых дней на 33, и находим остаток. На точке ординат размещает каждый день каждого месяца, на который мы хотим узнать работу биоритмов. Остаток откладывается в левую сторону от дня расчета и вычерчивается амплитуда колебания биоритмов.

Полупериод физического биоритма – 11.5 дней.

Эмоционального биоритма – 14 дней.

Умственного биоритма – 16.5 дней.

Критические дни, т.е. которые выпадают на оси абцисс с отметкой даты, особенно опасны дни, когда пересекаются 2-3 биоритма. В эти дни болезненны уколы, вызываются аллергические реакции. Следует избегать в этот день операции, ужаливание пчелы дает большую реакцию, положительные фазы – это состояние бодрости и силы организма. Целесообразны всевозможные лечения, рентгенотерапия, массаж и т.д. Отрицательная фаза – пассивный период восстановления организма и накопления сил, рекомендуются укрепляющие и восстанавливающие средства.

Знание биоритмов поможет спланировать критические дни и избежать жизненных осложнений. Критические дни составляют 20% дней нашей жизни. Оставшиеся 80% дней являются смешанными, их характер. Можно регулировать будущее, составляя планы, которые гармонируют с нашим биоритмическим профилем для некритических дней. Нужно составить списки дней, когда все три цикла находятся вблизи их положительных пиков, и вы имеете максимально возможный запас энергии. И наоборот, зная, что все три цикла находятся вблизи минимумов их негативных фаз, показывает, мы не сможем проявить себя в эти дни должным образом.(1-6)

В настоящий момент скептическое отношение к биоритмам является нормальным. Хотя теория не является сверхъестественной и не требует слепой веры для ее восприятия, она поразительна.

В теории биоритмов нет ничего такого, чтобы противоречило бы научному знанию. Теория биоритмов полностью согласуется с фундаментальными тезисами биологии, которые предполагают, что вся жизнь состоит из поглощения и отдачи энергии или, в терминах биоритмов, в чередовании позитивных и негативных фаз. Мы являемся предметом малых, но, тем не менее, тонко регулируемых биологических ритмов, кажется разумным, что большие, длинные ритмы должны также играть свою роль. Эти ритмы могут зависеть от большого количества дискретных циклов, существование которых уже доказано наукой. Или они могут зависеть частично от внешних влияний, таких как геомагнетизм и свет, влияние которых на малые циклы известно. Мы будем основывать теорию биоритмов на чисто эмпирических исследованиях.

Европейские ученые, исследовали биоритмы в начале 1900-х годов, основывали свои заключения на тысячах индивидуальных случаев. В Швейцарии и Японии, применяют биоритмы с большой эффективностью, для уменьшения риска при операциях, предотвращения автомобильных аварий и промышленного риска. Проявили интерес к биоритмам страховые компании. Сопоставление статистики смертей, дат рождения жертвы и биоритмического профиля на день неудачи сделали очень много для поддержки теории биоритмов. На менее убедительном, но значащем уровне находятся свидетельства тысяч индивидуалов, которые использовали биоритмы для управления своей жизнью. (5)

Каждая клетка имеет некоторое количество биологических ритмов и ее «поведение» влияет на все остальные клетки, как и ритмы остальных клеток, влияют на каждую клетку. Сон, болезнь и чувственное восприятие также следует регулярным ритмам и, следовательно, предсказуемы. Не так давно ученые начали измерять биологические циклы человека с большой точностью в лабораторных условиях, высказывать гипотезы и предложить теории, которые могли бы объяснить наши ритмы. За последние 25 лет были опубликованы тысячи книг и статей о биоритмах. При обсуждении этих исследований важно помнить две вещи. Во-первых, хотя многие биологические циклы описаны в мельчайших деталях, существуют некоторые разногласия по поводу сил, регулирующих эти циклы. Во-вторых, надо помнить, что три главных биоритма – физический, эмоциональный и интеллектуальный – являются наименее изученными из всех человеческих циклов. Еще труднее проследить их корни через последовательность все меньших и меньших циклов.

Частью биоритмологии является дисциплина гелиобиология, исследующая влияние магнитных и гравитационных сил планет и Солнца, звезд и галактик.... всей Вселенной на земную жизнь и функционирование биосферы в целом(5).

В день рождения мы подключаемся к проблемам вселенной. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни. Чтобы не стать игрушкой в руках случая, мы должны держать руку на пульсе ритма.

Поэтому я заинтересовалась этой темой и решила ее изучать.

Цель моей работы: изучить влияние биоритмов на учебный процесс

учащихся старших классов.

Задачи:

  • изучить влияние биоритмов (физического, умственого и эмоционального) на успеваемость старшеклассников;

  • изучить влияние суточных биоритмов (совы, жаворонки, голуби) на жизнь учащихся;

  • влияние фаз Луны на здоровье человека.

Результаты исследований

Я заинтересовалась вопросом, влияют ли эти биоритмы на учебный процесс моих одноклассников, Я рассчитала биоритмы на учебный год, 3 учеников, которые учатся на 2,3 на 3,4 и на 4,5, Это Катаев, Жанин и Петровская. По опросу ребят я старалась узнать перед самостоятельными, контрольными, тестами, проверочными какое их самочувствие. Оказалось, что когда биоритмы вверху все чувствовали себя уверенно, хорошо, энергии, было много. Когда биоритмы находились в критической точке или в нижней, то у всех наблюдался упадок сил, нервозность, вялость перед предстоящей проверочной работой. Еще я исследовала, как биоритмы влияют на оценки. Оказалось, что у Кащаева все контрольные совпавшие с критическими точками или пониженными, оканчивались двойками по химии, биологии, алгебре, русскому языку, истории. Только в конце года или четверти у него в этот период встречались тройки, а то и четверки (вероятно учитель жалел или вытягивал его). У Жанина, который учится на 3,4, в начале четверти оценки совпадали с его биоритмами (т.е. при критической точке и внизу 3, вверху 4) и к концу четверти учитель ставил четыре по некоторым предметам. Хорошистка (Петровская) получала оценки 4,3 в критические моменты и при повышенных биоритмах 4,5. В конце четверти учителя старались вытянуть ее на более высокую оценку.

Биоритмы, составленные для двоечников, середнячков и хорошистов

подтверждались только вначале четверти. Ближе к концу четверти они начинали учить уроки лучше, поэтому получали хорошие оценки, не смотря на критические моменты.

Решив узнать, как работают суточные ритмы, я провела тесты на десятерых учащихся.

Я использовала следующие вопросы:

1) Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность вашего сна ничто не ограничивает. Сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и насколько?

2) В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

3)Если в течение долгого времени Вы будите ложиться в 11 часов вечера, а вставать в 7 часов утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

4) Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда бы Вы хотели, чтобы на Вашем острове свел ало?

5) В течение недели Вы ложились спать и вставали по собственному усмотрению. Завтра Вам надо проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснетесь?

6) Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание. Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?
7) Если Вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил
(вялость, сонливость)?

8) Когда Вы вольны спать сколько хотите, когда Вы просыпаетесь?

В результате исследования я выявила, что - 5% сов, 80% голубей, 15% жаворонков. Совы, те, кто ночью могут продуктивно заниматься, т.е. у них больше усвояемость нового материала ночью. Жаворонки больше усваивают в ранние часы с 5-6 часов утра. Голуби, те, кто хорошо усваивает материал до обеда. 50% сложных предметов у нас поставлены в расписании до 12 часов. Значит, голуби в это время материал усваивают лучше, а вот совам очень трудно дается сложный предмет для запоминания и понимания.

Древние люди считали, что семь планет солнечной системы тесно связаны с семью основными металлами, т.е. Солнце связано с золотом. Луна - с серебром, Венера - с медью, Марс - с железом, Юпитер - с оловом, Сатурн - со свинцом, а Меркурий - с ртутью. Люди настолько серьезно относились к связи металлов с планетами, что, узнав в XVI веке металлическую сурьму, долго не признавали ее самостоятельным металлом из-за отсутствия соответствующей планеты-напарника. Что же за «связь» имелась в виду нашими предками, в частности, между Луной и серебром?

Луна ближайшая к нам планета, и ее влияние на Землю так ощутимо и сильно, что в чем-то даже превышает силу Солнца. Именно от Луны зависят все изменения погоды и перемены нашего самочувствия. Из-за колебаний атмосферного давления, перепадов температуры и влажности мы чувствуем себя по-разному: то наполняемся энергией, то ее теряем. Луна движет циклонами и антициклонами, приливами и отливами, нашими настроениями и поступками. Под действием гравитационных сил Луны происходят приливы и отливы не только в океанах, но и внутри нас. Луна контролирует состояние и движение всех жидкостей в нашем теле - крови, лимфы, тканевой, спинномозговой жидкостей и т.д. Древние недаром называли Луну матерью, а солнце - отцом. Зная об особых силах Луны, великий Гиппократ наставлял своих учеников: «Глупец, кто, занимаясь медициной, не учитывает влияние звезд. Врач, не знающий астрологии, не имеет права даже подходить к больному!» Обратившись к классическому труду Чарльза Дарвина «Происхождение человека» мы найдем там следующее: «Подобно млекопитающим, птицам и даже насекомым, человек подчинен тому таинственному закону, согласно которому некоторые естественные процессы, такие как беременность. Рост растений и созревание плодов, а также продолжительность болезней, находятся в тесной связи с лунными периодами». Дарвин написал это не случайно. Многие календари прошлого были именно лунными, а не солнечными, потому что силы, определяемые положением Луны в зодиаке, гораздо больше значит для повседневной жизни человека, чем силы, зависящие от положения Солнца.

Я решила узнать влияние Луны на мои биоритмы. Менструальный цикл у меня идет на убывающую луну, т.е. совпадает с лунным циклом (28 дней) значит биологическое состояние у меня нормальное.

В течение 3 месяцев я на себе и родных (семье) проверила состояние здоровья по циклам луны, в результате моих данных получилось, что в полнолуние старшее поколение дедушки и бабушки плохо спят, наблюдается нервозность через 2-3 дня, они уравновешиваются, сон нормализуется, аналогичная картина наблюдается и в новолуние. Не очень резко эти биоритмы выразились у мамы с папой, вероятно., накладывается состояние их на работе и в семье. У меня (17 лет) и моего брата (15 лет) зависимость от фаз луны аналогично как у дедушек и бабушек.

Я выяснила, что Луна влияет на жизнедеятельность организма, на работоспособность, на физическое и психическое здоровье.

Выводы

1) Знание биоритмов помогают человеку. Биоритмы бывают годовые, суточные, биоритмы труда и отдыха, сна и бодрствования, физической активности и покоя, околомесячные и околонедельные ритмы, биоритмы состояния обмена веществ в организме, биоритмы функционирования пищеварительной системы.

2) Физические, умственные, эмоциональные биоритмы влияют на физическое состояние, в том числе на учебу, что подтверждается нашими исследованиями

3) Влияние биоритмов подтвердилось на успеваемости двоечников, троечников, хорошистов.

4) В нашем классе 80% голубей, 15% жаворонков, 5% сов, т.е. совы могут заниматься продуктивно только ночью, 80% учащихся хорошо усваивают материал до обеда.

5) 50% предметов (алгебра, русский язык, геометрия, химия, физика, история, биология, география) в расписании поставлены до 12 часов. Значит, голуби очень хорошо усваивают тему.

6) Луна влияет на жизнедеятельность организма, работоспособность, физическое и психическое здоровье. Влияние луны на биоритмы сильно влияет на менструальный период и мою работоспособность.

В полнолуние плохой сон наблюдается у людей старшего и младшего возраста.

Литература

1. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. -М.: Медицина.1990. -280с.

2. Дубов А.П.Основы биоритмологии, хроногигиены и

хронопрафилактики. -Новосибирск.: 2001.-320с.

3. Силл Х. Применение эндогенных биоритмов в апитерапии.-М.: Медицина. 1964.-48с.

4.Ужегов Г.Н. Биоритмы на каждый день. – М.: Издательство Торговый Дом «Грант»

Агентство «Фаир», 1997.-680с.

5.Ужегов Г.Н. Биоритмы. «Хорошие» и «плохие» дни в вашей жизни. – Ростов н\Д.:

Феникс, 2000.-540с.

6. Шапошникова В.И, Левин М.Я, Левин В.Р. Критические периоды в жизни человека(человек и среда) .-Л.: 1975.-240с.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24