|
Характер человека и его особенности 2Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Это характерно для 7 % тестируемых. Низкие оценки по фактору отсутствуют. Фактор Н. Высокие оценки (у 53 %) свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами противоположного пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателя фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском. Личности с низкой оценкой по фактору характерна неустойчивость в поведения в стрессовых ситуациях. Имеют сверхчувствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, не уверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников. Фактор I. Высокие значения по фактору имеют 61 % тестируемых учащихся. Такая оценка является показателем чувствительности, мягкости, ментальности, утонченности, образцового, художественного восприятия мира. Эти люди не любят грубых людей и грубую работу. Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда – тревожности. Высокие оценки по фактору имеют художники, артисты, музыканты. Низкие оценки не характерны для тестируемых школьников. Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору (46 % испытуемых) с самого начала ко всем людям подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держаться обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношении с людьми настойчивы, раздражительны. Не терпят конкуренции. У них завышена самооценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Чаще всего не заботятся о других. Низкие оценки не свойственны испытуемым. Фактор М. Высокими оценками по фактору не один из испытуемых не обладает. 53 % тестируемых имеют низкие оценки. Им свойственны уравновешенность, здравомыслие. Они трезво оценивают обстоятельства и людей, следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору (46 % тестируемых) характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склоны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами. Низкие оценки отсутствуют у тестируемых учащихся. Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору (7 % испытуемых) неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрёкам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, звания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно. Низкие оценки не характерны испытуемым. Фактор Q1. Лица с высокими оценками по фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников. Низкие оценки (у 7 %) характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы. Фактор Q2. Лица с высокими оценками по данному фактору (15 % испытуемых) самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характера самодостаточность. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любимыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке. Низкие оценки (у 15 % тестируемых) свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения. Фактор Q3. Высокие оценки (у 53 % тестируемых) свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводят до конца. Хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнить. Заботятся о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору. Низкие оценки по фактору не характерны для испытуемых. Фактор Q4. Высокие оценки (у 7 % тестируемых) свидетельствуют о напряженности, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Люди с такими показателями беспокойны, возбуждены, неусидчивы. Чувствуют себя разбитыми, усталыми, но не могут остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегают такими аспектами, как единство, порядок, лидерство. Низкие оценки (у 30 % тестируемых) говорят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачами и неудачам. Невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.
Выводы Изучая особенности характера человека, мы пришли к следующим выводам: 1. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, т.е. поступки. 2. Создано несколько типологий характеров, нередко авторами которых являлись врачи-психиатры. Различные типы характера определяются своеобразным сочетанием различных черт характера. 3. Истоки характера следует искать в самом начале психологического развития человека, в первые годы его жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играют его общение, взаимоотношения с окружающим миром. Каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нём тех или иных характерологических особенностей. Характер взрослого человека в течение жизни остаётся более или менее стабильным, но иногда с возрастом происходят радикальные изменения характера. По мнению японцев, в большой степени характер каждого человека определяет группа крови. 4. Тестирование учащихся 11 «А» класса показало, что черты характера у всех разные, индивидуальные. Оценки по различным факторам опросника варьируют от 2 до 10. Высокие оценки чаще встречаются по факторам A, H, I, Q3; средние - С, E, F, G, L, N, О, Q1, Q2, Q4; низкие – B, M. У учащихся этого класса отсутствуют высокие оценки по фактору М; низкие оценки – по факторам A, E, F, G, I, L, N, O, Q3. По всем факторам, за исключением фактора М, класс в общем имеет средние оценки (4 – 7). Среднее значение фактора М (3) соответствует низкой оценке по данному фактору. Обобщая результаты тестирования, можно сказать, что большинство учащихся класса обладают следующими чертами: доброжелательность, сердечность, смелость, уверенность, мягкосердечность, организованность, практичность, способность контролировать своё поведение. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 2. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. М., 2001, С. 140 – 163. 3. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988, С. 11-24. 4. Бороздина Л.В. Психология характера. М., 1997. 5. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, 1996. 6. Кречмер Э. Строение тела и характер. СПб., 2001. 7. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. 8. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. 9. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. 10. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. С. 6-10. 11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 12. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1989.
|
Loading
|