1 с В нашей школе музыку изучают учащиеся с 1-го по 11 класс. На уроках мы не раз убеждались, что воздействие музыки может быть различным:
поверхностным и глубоким, положительным и отрицательным. Каждый воспринимает музыку по-своему. Возраст играет тоже не последнюю роль.
2 с Сегодня стало появляться много научных статей о влиянии музыки на растения, животных и человека. Мы тоже заинтересовались этими вопросами.
3 с Поэтому поставили перед собой цели:
- изучить роль музыки в воспитании и образовании личности;
- изучить особенности психологического воздействия музыки на учащихся;
- изучить влияние музыки на здоровье учащихся школы.
4 с Исходя из целей, были поставлены задачи:
- изучить материалы научно-популярной и периодической литературы по теме: «Магия музыки»;
- выявить музыкальные предпочтения учащихся и учителей школы;
- определить влияние музыки на эмоциональное состояние учащихся;
- провести анализ заболеваний учащихся школы («Класс- свирель и
блок-флейта»).
5 с В работе над проектом были использованы следующие методы:
- изучение и мониторинг научно-популярной литературы;
- прослушивание и подбор музыкальных произведений для проведения
тестирования;
- тестирование, мониторинг.
6 с Приступая к работе над проектом, мы выдвинули несколько гипотез:
1. Музыка оказывает положительное влияние на человека.
2. В молодёжной среде отдаётся предпочтение современной популярной музыке.
3. Музыка оказывает положительное влияние на физическое здоровье человека.
Композиционно работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
7 с В первой главе «Музыка – одно из величайших открытий человечества» рассматриваются вопросы о роли музыки в жизни человека, восприятии и понимании музыки.
8 с Известно что с древних времен, ещё незнающий речи человек общался звуками. Неразборчивое мычание походило на странную мелодию. В процессе эволюции человек стал разумным: он научился разговаривать, стал сочинять песни, придумал музыкальные инструменты.
9 с Музыка открыта всем. Она нужна всем как воздух, как солнечный свет, любовь близких, улыбка друзей. Музыка способствует гармоничному развитию и формированию личности. Нужно лишь сделать шаг и войти в мир музыки, в этот огромный, бесконечно разнообразный мир красоты.
10 с Во II главе «Влияние музыки на формирование интеллектуальной и нравственной культуры человека» рассматриваются древнейшие утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, а также современные научные исследования по этому вопросу.
11 с Кельтские поэты утверждают, что
"Музыка усиливает любую радость,
успокаивает любую печаль,
изгоняет болезни,
смягчает любую боль.
И поэтому Мудрецы Древности
поклонялись Единой силе Души,
Мелодии и Песни".
12 с Древние трактаты повествуют, что Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.
13 с К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука.
Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных музыкальных направлений.
14 с В третьей главе представлены результаты проведенных тестов по выявлению музыкальных предпочтений учащихся и учителей. Результаты тестов по определению влияния музыки на эмоциональное состояние человека. Мониторинг здоровья учащихся «класс-свирель и блок-флейта».
15 с Результаты теста по выявлению музыкальных предпочтений учащихся и учителей утверждают что развлекательная музыка занимает ведущее место у наших учащихся. Большинство опрошенных учащихся (82%) привлекает рок-музыка. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней «бьется» пульс нашего времени. 59% школьников нравится популярная, эстрадная музыка. Для учителей наиболее характерно предпочтение классической и духовной музыки (81%), а также эстрадной и популярной музыки (54%). О влиянии музыки на поведение человека ведется масса споров. Доказано, что музыка может успокоить, но может и привести в крайнее возбуждение, может способствовать укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы.
16 с Хорошо известно, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние.
Это также было использовано в нашем исследовании. В таблице 2 представлена эмоциональная характеристика основных цветов и
17 с дополнительных цветов.
18 с Представляем свои исследования, которые были проведены в 6 «А» классе
19с Учащиеся прослушали 3 музыкальных фрагмента: Моцарта (фрагмент два щ.)
20 с Бетховена (фрагмент)
21 с группы «Раммштайн» (фрагмент)
22 с После
прослушивания музыки: Концерт для ф-но
с оркестром В.А.Моцарта, Симфония №5
Л.Бетховена,
композиция
рок-группы
«RAMMSTEIN»
ученики
сделали зарисовки 23слайд, 24, 25.
26 с Были выявлены определенные закономерности:
Музыка В.А.Моцарта окрашена в цвета спокойствия, уверенности, успешности, активности;
Музыка Л.Бетховена способствует увеличению импульсивности и эмоциональной напряженности;
Так, после прослушивания рок - композиции отмечено преобладание фиолетового, черного, и серого цветов. Кроме того, характерным для рисунков является – увеличения нажима, интенсивность штриховки, рваные, хаотичные линии, зигзаги. Все это можно интерпретировать как состояние беспокойства, настороженности, чувство неудовлетворенности собой, у кого-то чувство беспомощности, стрессовое состояние.
27 с В 2004-2005 учебном году был создан 2 «А» класс-свирель - блок-флейта (руководитель Учитель музыки и МХК – Шемякина Ольга Юрьевна). Игра на духовых музыкальных инструментах – это не только музыкальное образование, это хорошая дыхательная гимнастика и профилактика заболеваний органов дыхательной системы. Учитывая тот факт, что учащиеся «Б» класса этой же параллели на духовых инструментах не играют, мы сравнили анализ динамики заболеваемости между классами;
С Пауза 29С данные проведенного исследования представлены в виде таблиц 3,
4.
30 с Проведенный анализ динамики роста заболеваемости среди учащихся показал, что по мере реализации программы «Здоровье», наблюдается постепенный спад заболеваемости простудными заболеваниями и заболеваний органов дыхательной системы. Этот процесс наиболее заметен среди учащихся, занимающихся игрой на духовых музыкальных инструментах. И наглядно подтверждает позитивную роль дыхательной гимнастики в ходе занятий музыкой;
Данные выводы говорят о том, что программа «Здоровье» оказывает положительное воздействие на укрепление здоровья учащихся, а также указывают на необходимость продолжать работу по данному направлению.
31сРаботая над проектом «Магия музыки», мы:
Получили представление о роли музыки в жизни человека;
Познакомились с историей изучения влияния музыки на человека, начиная с древнейших времен и современными научными исследованиями;
Провели экспериментальное исследование, в ходе которого выявили музыкальные предпочтения учащихся и учителей, а также выделили пакет музыкальных произведений, которые снижают тревогу, настраивают на спокойную плодотворную работу и активизируют мыслительную деятельность;
Провели анализ роста динамики простудных заболеваний среди учащихся
В результате:
наша первая гипотеза - «Музыка оказывает положительное влияние на человека» - полностью подтвердилась;
вторая гипотеза – «В молодежной среде отдается предпочтение современной популярной музыке» - подтвердилась частично
Мы думаем продолжить работу над проектом «Магия музыки». Планируем увеличить количество испытуемых разного возраста. Подобрать для каждого учащегося, с учетом его настроения, возраста, пола ту музыку, которая будет целенаправленно и положительно воздействовать на психику ребенка.
32 с".