Центральный Дом Знаний - Любовь - вечная тема в искусстве

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Любовь - вечная тема в искусстве

Любовь - вечная тема в искусстве

Проект посвящен вечным темам - жизни и смерти, любви и ненависти, бесконечному стремлению людей к правде, добру, красоте, которые будут волновать композиторов и художников, читателей и зрителей, пока будет жить человек. В проекте автор исследует особенности драматургии музыкальных произведений, созданных на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» великого английского драматурга В.Шекспира: увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.Чайковского, балета «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева, мюзикла «Вестсайдская история» Л.Бернстайна.

Цель проекта состоит в исследовании особенностей драматургии музыкальных произведений, содержание которых повествует о трагической любви Ромео и Джульетты.

Задачи:

  • познакомиться с произведениями музыкального искусства,

созданными на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» В.Шекспира;

  • выделить особенности интерпретации трагедии в музыкально-

театральных жанрах: опере, балете, мюзикле;

  • почувствовать и осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а так же легкой и серьезной музыки.

Объект исследования: трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта», произведения музыкального искусства, созданные на сюжет трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» - П.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», Л.Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история».


Предметом исследования являются: особенности интерпретации трагедии в опере, балете, мюзикле, взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического движения, изобразительного искусства, хореографии, а так же легкой и серьезной музыки.


Гипотеза исследования: вытекает из предположения о том, что при изучении и анализе музыкальных произведений, созданных на сюжет трагедии «Ромео и Джульетты» В.Шекспира будет определено то, что основным драматургическим приемом в этих произведениях является метод острых контрастных сопоставлений.


План


  1. В.Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта». Сюжет, особенности драматургии.

  2. Особенности музыкальной драматургии увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.Чайковского.

  3. Особенности интерпретации трагедии «Ромео и Джульетта» в балетном жанре. С.С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта».

  4. Мюзикл Л.Бернстайна «Вестсайдская история», особенности музыкальной драматургии.

  5. Заключение.

Нет повести печальнее на свете.

Чем повесть о Ромео и Джульетте…

В.Шекспир.


Вечные вопросы жизни и смерти, любви и ненависти, бесконечное стремление людей к правде, добру, красоте будут волновать композиторов и художников, читателей и зрителей, пока будет жить человек. Вот почему уже несколько веков пьеса «Ромео и Джульетта» великого английского драматурга В.Шекспира не сходит с театральных подмостков. Начиная с 1595 г. ее постановки были необыкновенно популярны в Англии. В XIX в. пьесу «Ромео и Джульетта» играли во многих городах России.


В.Шекспир трагедия «Ромео и Джульетта».

Сюжет, особенности драматургии.


Замечательный английский драматург Вильям Шекспир (1564 – 1616) был одним из величайших художественных гениев. Им созданы непревзойденные образцы трагедий («Ромео и Джульетта» (1594 – 1595), «Гамлет» 1601г., «Король Лир» 1606 г.) Так что же такое трагедия?

Трагедия – вид искусства, с наибольшей силой изображающее зло и противоречия действительности. Сюжеты трагедии – это всегда гибельные судьбы людей, причем особенно потрясающие, когда жертвами оказываются благородные люди. Причиной их гибели являются как внешние обстоятельства, так и внутренние противоречия.

Трагедия «Ромео и Джульетта» - пьеса основана на новелле итальянского писателя XVI века Банделло, но сюжет, легший в основу обоих произведений гораздо древней.

Гимн торжествующей любви.

Любовь, побеждающая смерть.

Трагедия великой страсти.

Только такие определения способны в краткой форме воплотить содержание, вложенное Шекспиром в трагедию «Ромео и Джульетта». Она посвящена прекраснейшему и вполне земному чувству, но сила любви поднимает юных героев над уровнем повседневности. Люди любят по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого чувства – любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви. Сюжет трагедии таков:

В Вероне живут две враждующих семьи: Монтекки и Капулетти.

Они издавна враждуют между собой. На балу во дворце Капулетти Ромео встречает Джульетту и узнает, что Джульетта дочь заклятого врага. Но любовь оказывается сильнее вражды. Ночью Ромео пробрался в сад к Капулетти и объяснился с Джульеттой. Наутро влюбленные тайно обвенчались.

Но от руки Тибальда – кузена Джульетты погиб друг Ромео Меркуцио. В поединке Ромео убивает Тибальда, отомстив за смерть Меркуцио. Теперь он должен навсегда уйти в изгнание.

Отец, не зная о тайном браке Ромео и Джульетты, принуждает дочь выйти замуж за графа Париса. В отчаянии Джульетта обращается к священнику. Он дает Джульетте напиток, который заставит ее забыться глубоким сном. Родственники решат, что она умерла и отнесут ее в фамильный склеп. Священник освободит Джульетту и отведет к Ромео.

Ромео, услышав о смерти Джульетты, возвращается в Верону. Он приходит в склеп и выпивает яд, чтобы умереть рядом с любимой. Проснувшись, Джульетта видит умирающего Ромео. В отчаянии Джульетта убивает себя. Над телами молодых супругов происходит примирение семей Монтекки и Капулетти.


«Ромео и Джульетта» не просто красивая история трагической любви. Художественная сила трагедии определяется мастерством, которое Шекспир проявил в обрисовке характеров. Как бы мала ни была роль того или иного персонажа, Шекспир хотя бы беглыми чертами отличает его от других. В.Шекспир создал в трагедии много образов и ситуаций, подчеркивающих смелость юных героев, стремящихся устроить свою жизнь по-новому, не так, как жили их родители и предки. Автор показал несколько разных понятий о любви и браке, начиная с примитивно прошлого понимания отношений между мужчиной и женщиной и до идеального отношения к любви и браку.

Трагедия написана великолепными стихами. Для того чтобы передать красоту чувств юных героев, Шекспир воспользовался огромным богатством поэтических средств, каким располагала лирика его времени. Поэзия «Ромео и Джульетта» придает трагедии более возвышенный и идеальный характер. Это драма-мечта, драма-легенда о великой и прекрасной любви. Шекспир был точен в выборе выразительных средств и создал произведение, которое заслуженно считается прекраснейшей из трагедий любви.

Тема трагической любви Ромео и Джульетты издавна привлекала внимание композиторов. На сюжет трагедии созданы: опера Ш.Гуно, увертюра-фантазия П.Чайковского, симфония Г.Берлиоза, балет С.Прокофьева, мюзикл Л.Бернстайна и др.


Особенности музыкальной драматургии увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.Чайковского.


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869г.) - одно из самых знаменитых произведений П.Чайковского. О кропотливой работе композитора над увертюрой говорят три ее редакции. П.Чайковский задумал сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии. После смерти Чайковского композитор С.И.Танеев закончил эту сцену и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты.

Чайковский ясно представлял себе будущую оперу. «Это будет самый мой капитальный труд, – писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего характера… Есть любовь, любовь, любовь…»

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта написана Чайковским в сонатной форме.

Вступление – образ патера Лоренцо характеризуется композитором музыкой хорального склада, которая звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, предпринявшего попытку своими действиями соединить сердца юной пары. Скорбные интонации хорала, его мерный ритм, многократные повторения темы, окрашенные тембрами разных инструментов: деревянно-духовых, пиццикато струнных, гулом литавр, прерываемым во вступлении звуками арфы, - словно свидетельствуют о тяжких раздумьях Лоренцо.

Экспозиция - главная партия контрастна теме патера Лоренцо - тема вражды. Композитор использует короткие, резкие интонации, подчеркнутые пунктирным ритмом, мрачной минорной окраской. Напряженность темы создается звучанием всего оркестра, изобразительными моментами (медные тарелки имитируют звон клинков), повторениями.

Побочная партия – лирическая, светлая тема любви. Песенная мелодия, построенная на повторении (как утверждение идеи любви), введение интонаций колыбельной, мажорную окраску. Оркестр «поет» эту тему как светлый гимн человеческому счастью.

Разработка – начинается с темы вражды. Яростно и напряженно оркестр повторяет главные интонации этой темы. В разработке образ патера Лоренцо получает новую окраску – в нем нет былой сдержанности и неторопливости, в нем все – отчаяние, крик, призыв. Композитор преобразует тему патера Лоренцо, подчеркивая ее новый характер звучанием медных духовых инструментов. Эта обновленная тема словно противостоит теме вражды, вступает с ней в противостояние, «защищая» юных влюбленных.

Реприза - вновь появляются интонации главной темы увертюры-фантазии – темы вражды. Но они звучат недолго, уступая место теме любви. Тема любви звучит более торжественно и ярко, с каждым новым проведением набирая силу и уверенность. Ей снова противостоит тема вражды. Вновь появляется и тема патера Лоренцо. В музыке нагнетается волнение. Удар барабана и пауза имеют выразительное значение. Это развязка трагедии.

С этого момента начинается заключительный раздел увертюры-фантазии – кода. Глухо рокочут литавры, на фоне которых вновь появляется тема любви, которая звучит хрупко и незащищено, в высоком регистре. На смену теме любви приходит звучание аккордов, напоминающих церковное песнопение, хорал. Широкие разливы арфы вносят в музыку покой и умиротворение. Звучание темы любви завершается несколькими аккордами. Таким оптимистическим окончанием увертюры-фантазии Чайковский выражает свое отношение к главной идеи трагедии Шекспира – любовь будет жить вечно, пока жив на Земле человек!


Особенности интерпретации трагедии «Ромео и Джульетта» в балетном жанре. С.С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта».


Балет «Ромео и Джульетта» был закончен С.Прокофьевым в 1936 г., он отличается воплощением глубоких человеческих чувств, этической значимостью темы. Обращение композитора к трагедии В.Шекспира в балете было смелым шагом. В течение долгого времени считалось, что средствами балета нельзя передать такое сложное философское содержание. Музыка Прокофьева буквально пронизана шекспировским духом.

Музыка балета С.Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт трагедии Шекспира – столкновение светлой любви юных героев с родовой враждой двух кланов: Монтекки и Капулетти, характеризующей средневековый уклад жизни. Композитор воплотил в музыке шекспировские контрасты трагического и комического, возвышенного и шутовского. Но если в увертюре содержание трагедии Шекспира представлено обобщенно, то в балете сюжет трагедии раскрывается последовательно, в конкретных событиях, ситуациях, на основе острых контрастных сопоставлений.

В балете С.Прокофьева нет классических танцевальных номеров. В основе театральной драматургии балета – сцены, рассчитанные на органическое соединение пантомимы и танца. Это сольные сцены-портреты («Джульетта-девочка», «Патер Лоренцо»), сцены-диалоги, драматические массовые сцены. В массовых сценах («Улица просыпается», «Танец рыцарей» и др.) дается характеристика места, обстоятельств действия, раскрываются основные драматические столкновения.

Одним из важных выразительных средств балета является целая система лейтмотивов. Каждое действующее лицо балета имеет свою музыкальную характеристику. Музыкальные портреты героев балета сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа. Они могут повторяться, варьироваться, появление новых качеств образа вызывает чаще всего и появление новой темы, которая интонационно тесно связана с предшествующими.

Образы Ромео и Джульетты развиваются сложно и многогранно. И только образ мрачной, тупой вражды, того зла. Которое стало причиной гибели героев, остается неизменным на протяжении всего балета. В балете, например, три темы любви, рисующие разные этапы развития этого чувства: зарождение его, когда на балу Ромео впервые увидел Джульетту, его расцвет и трагическая развязка, когда Джульетта готова умереть во имя любви.

Первой исполнительницей роли Джульетты была всемирно известная балерина Галина Сергеевна Уланова.

Музыка балета отмечена тонким лиризмом и одухотворенностью в прорисовке главных героев; народные сцены подкупают жанровой выразительностью, сочным юмором.

Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» был поставлен с хореографией Л.Лавровского на сцене Театра опера и балета им.Кирова в Ленинграде в январе 1940 г. и до сих пор выдающееся творение Прокофьева украшает репертуар лучших балетных трупп мира.


Мюзикл Л.Бернстайна «Вестсайдская история»,

особенности музыкальной драматургии.


Любовь – безумье мудрое: оно

И горечи и сладости полно.

В.Шекспир


«Вестсайдская история» - так называется один из самых известных мюзиклов мира американского композитора и дирижера XX века. Удивительно то, что в основу современного спектакля композитор положил сюжет трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта», перенеся ее действие в современную Америку на западные окраины Нью-Йорка (Вест-Сайд), населенные бедняками.

Сюжет мюзикла «Вестсайдская история»

Западные окраины Нью-Йорка (Вест-Сайд). Между собой враждуют две группировки уроженцы («Ракеты») и приезжие пуэрториканцы из бедных семей («Акулы»). Пуэрториканскую девушку Марию полюбил американец Тони. Главари враждующих молодежных группировок решают устроить поединок между лучшими бойцами и навсегда решить, кто сильнее. Узнав о драке, Тони пытается остановить ее, но в результате погибает его лучший друг Рифф. Тони, обезумев от горя, убивает главаря банды «Акул» Бернардо, брата Марии. За это Тони поплатился своей жизнью. Сценой отчаяния Марии над телом убитого Тони и примирением банд заканчивается мюзикл.


В августе 1957 г. состоялась первая постановка мюзикла «Вестсайдская история» в Вашингтоне, а в сентябре того же года – в Нью-Йорке. В газете «Геральд Трибьюн» можно прочитать следующее: «Это стремительное действие. Невероятно быстрые танцы, ритм и скорость которых ты ощущаешь даже позвоночником, оказывают потрясающе сильное эмоциональное воздействие».

Мюзикл стал настоящим национальным событием. В 1961 г. по «Вестсайдской истории» был снят игровой фильм, который получил 10 «Оскаров» Американской киноакадемии, и вскоре его узнали во всем мире.

Первой постановкой «Вестсайдской истории» в России мы обязаны замечательному режиссеру ленинградских театров им. Ленинского комсомола и Большого Драматического театра Г.А.Товстоногову. Сейчас мюзикл идет во многих городах России. В Москве, например, его можно посмотреть в театре «Сфера».

Произведения П.Чайковского (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»), С.Прокофьева (балет «Ромео и Джульетта»), Л.Бернстайна (мюзикл «Вестсайдская история») - это интереснейшие примеры воплощения одной и той же темы в разных жанрах композиторами разных эпох и стран. Анализ данных произведений позволяет сделать вывод о том, что сильнейшим драматургическим приемом этих произведений является метод острых контрастных сопоставлений.


Ромео и Джульетта – сила и хрупкость, нежность и мужество, юность и жертвенность; для всего мира их имена являются символом чистой и настоящей любви, победившей вражду, ненависть и коварство. Красота их чувства, сила их высокого нравственного подвига так притягательна, что уже многие века продолжает восхищать нас своей искренностью и непобедимой силой. Огонь их сердец согревает и утешает нас, все больше удивляет и вселяет надежду в нас и убеждает в том, что истинная любовь есть, она все же существует.


Человечество знает немало примеров верной любви: Геро и Леандр, Дидона и Эней, Тристан и Изольда, Лейла и Меджнун, Орфей и Эвридика – сколько ослепительного света врывается в нашу жизнь, когда мы произносим их, раздвигая границы тьмы и недоверия, разрушая зло, пошлость и обман! Этот лучезарный свет снова и снова притягивает к себе миллионы сердец, ибо он является отражением и олицетворением главной мудрости человеческого существования – ЛЮБВИ в самом высоком смысле этого слова. А человеческая душа, подобно струне, звучащей в ответ на прикосновение, изначально обладает чудесным свойством отзываться на прекрасное. Ибо в наших сердцах, как бы то ни было, всегда живет неистребимая жажда красоты и потребность в Любви.

Литература:

1.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.

М., -1989.

2.Великие мюзиклы мира. – М., 2002. – с.73-90.

3.Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2007.

4.Ресурсы сети Интернет.

5. Шедевры музыки: СВ-КОМ. М., 2001.

6.Шекспир В. Избранное. В 2-х ч. Ч.1 /Сост., авт. Статей и коммент. А.Аникст/-

М: Просвещение, 1984.

7.Энциклопедия Кирилла и Мефодия: СП-КОМ. М., 2000-2006.

8.Энциклопедия классической музыки: СО-КОМ. М., 2001.

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24