Центральный Дом Знаний - Из истории развития струнно-смычковых инструментов 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Из истории развития струнно-смычковых инструментов 1

РЕБЕК, ГУДОК

Как уже упоминалось выше, одним из представителей семейства средневековых струнных инструментов является ребек – смычковый инструмент, бытовавший во многих странах Западной Европы в XIII-XVIII вв. Конструкция ребека состояла из долбленого деревянного (иногда костяного) корпуса, с небольшим грифом и тремя жильными струнами. Звук извлекался при помощи волосяного смычка. Ребек не отличался громкостью звучания и уступал в благородстве звучания виеле, оставаясь преимущественно инструментом странствующих жонглеров.

На Руси аналогом ребека выступал гудок, являвшимся наряду с домрой основным музыкальным инструментом скоморохов.

Название это инструмент получил потому, что смычок заставлял "гудеть" струны этой "музыкальной груши". Музыкант "смыкал", т. е. дергал, смычок на струне и струне приходилось гудеть, или, как тогда говорили, густи.  Гусли тоже получили такое название, потому что у них струны гудели, но на гуслях играли не смычком, а просто защипывали струны пальцами.

И с гуслями, и с этой трех струнной скрипкой-гудком скоморохи бродили по Руси, потешая публику озорными песнями, фокусами, плясками, байками. Было время, когда слова гудошник и скоморох означали одно и то же  – бродячий музыкант. С давних пор не могут ужиться на свете богатые и бедные, важные господа и простой люд. Поэтому существовали музыкальные инструменты для богачей и для бедняков. Была музыка улиц и площадей, народных гуляний и карнавалов; а была музыка роскошных дворцов и гостиных. Для нарядных виол и лютней, принадлежавших состоятельным и образованным горожанам, сочиняли музыку именитые композиторы. А на народных инструментах играли сами музыканты, которые даже нотной грамоты не знали. Они сами сочиняли для себя песни и наигрыши или перенимали на слух музыку, сами мастерили себе инструменты и придумывали новые способы игры на них.

На гудке играли, поставив его на колено. А со скрипкой на колене много не напляшешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо. И этому важнейшему приему игры народных музыкантов скрипка обязана тем, что стала самым виртуозным инструментом.

Музыканты считают перенос скрипки с колена на плечо величайшим событием. Ведь до тех пор ни один музыкальный инструмент в мире не держали у плеча. А оказалось, что это в тысячу раз удобнее и сподручнее. Голос скрипки был глуховатым, но в искренности и фантазии народным скрипачам не было равных. Чего только не делала в их руках скрипка! Она умела весе лить людей лихим наигрышем, она пела петухом, смеялась над спесивым вельможей, выкрикивая вслед ему ослиное "ги-а", грустила и печалилась.

От уличных музыкантов в музыку почтенных композиторов перешли многие приемы игры. Такие как "плач" скрипки,  взволнованно дрожащий ее голос. Это народные музыканты научили скрипку петь таким голосом. Пальцы скрипача быстро вибрируют на струне, и звук слегка дрожит. И в наши дни скрипачи играют все певучие мелодии только с вибрацией.


СКРИПКА

Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Новый инструмент обладал и более сильным звуком, и значительно  большими виртуозными возможностями. И вскоре скрипка вытеснила своих предшественниц. Уже в конце XVI века появились великолепные скрипки так называемой кремонской школы. Свято хранили итальянцы – скрипичные мастера семейств Амати, Гварненри и Страдивари – секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они   на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Вот история одного из самых известных скрипичных мастеров – Антонио Страдивари. Знаменитый скрипичный мастер Никола Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то люди погибали целыми деревнями, погубила его родных. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок. И как награду получил старательный Антонио разрешение сделать свою первую скрипку. Было ему тогда тринадцать лет. Последнюю свою скрипку Антонио Страдивари сделал, когда ему перевалило за девяносто лет.


Изготовление скрипок.

Выстрогать детали скрипки   дело нехитрое, наловчившись, это может сделать любой столяр. Но собрать их в целый инструмент, чтобы тот запел,   дело непростое. Казалось, всё до миллиметра отмерил, всё подогнал, а тронешь струны смычком – сипит скрипка, словно у нее простуда или насморк. Поди угадай, в чем тут дело. То ли дерево недостаточно высушено то ли одну из стенок скрипичного ящичка сделал тоньше или толще... Не получилась скрипка   разбирай ее, ищи причину неудачи. Многому научил старый Амати своего ученика Антонио. Сна чала  выбрать подходящее дерево. Ну, сколько его там идет на скрипку! Небольшого поленца весом двести сорок граммов хватило бы, толстая книжка и та тяжелее. Но десятилетиями готовят дерево для скрипки. Еловое  – для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Ровные, без сучка, без задоринки бруски. А срубить дерево нужно весной, когда оно оживает и листья влагу из ствола вытягивают. Если спи лишь дерево со смолистыми соками внутри, никакими силами их потом оттуда до конца не выгонишь. И тогда дерево будет тяжелым и глухим, звук в нем будет вязнуть.

Где только не ищут старое сухое дерево мастера! Как узнает мастер, что где-то рушат старый дом, тотчас спешит туда. За десятилетия стропила под крышей хорошо высохли; двери старые могут в дело пойти. Но вот в руках у мастера отличное дерево. Бери в руки резец и за работу! Но торопиться нельзя.  Затейливая у скрипки форма. Почему так капризно изогнуты ее линии? Почему бы не сделать, к примеру, прямоугольный или треугольный ящичек? И проще, и быстрее. А дело в том, что в изогнутом корпусе скрипки голос струны отражается в разные стороны, эхо получается не одно, а сотни маленьких эхо. И тогда у скрипки появляется не только звук, но и призвуки - тембры.

"Потолок" и "пол" скрипки тоже мудрено выстрогать. В середине они потолще, к краям потоньше. Если сделать скрипкину грудь и скрипкину спинку повсюду одной толщины, они будут слишком плотны ми, не будут волноваться под струной, их дрожание сразу угаснет. Звук не будет тянуться, а сразу оборвется. Строгая деку, мастер  все время проверяет ее толщину. Чуть ошибешься, снимешь лишнее – пропала работа, хоть выбрасывай. А как сделает мастер деку, начинает по ней смычком водить, постукивать, слушать ее звучание. Она сама по себе петь должна звуком определенной высоты, чтобы откликаться на звук струн. На верхней деке фигурные прорези. Не для красоты, а для того, чтобы звук из скрипкиного ящичка вылетал наружу, а не затихал внутри. И подставочка, на которую струны ложатся, тоже фигурно вырезана неспроста. Такая подставочка пружинит под струнами, смягчает их нажим. А иначе, если всей силой струны лягут на нее, скрипка задохнется, голос ее будет звучать сдавленно...

А потом задача, каким лаком скрипку покрывать. Лак скрипку от сырости уберегает. Да вот только случается, что сковывает лак своей ледяной корочкой дерево, звучать ему не дает. Значит, лак тоже не вся кий годится... Множество секретов открыл своему ученику Николо Амати. И благодарный Антонио в точности следовал науке своего учителя. Подражал ему во всем. А внутри своих скрипок вклеивал ярлычок с надписью "Сделал Антонио Страдивари, ученик Амати". Но все время одна мысль не давала Антонио покоя. Вот он уже сам мастер, своя мастерская у него, ученики уже есть. И только одного нет   своей скрипки. Вон их сколько висит, его руками созданных. Но ведь это все чужие скрипки. И Страдивари решил сделать свою скрипку.

Шестьдесят лет было вели кому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие   новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на малейшее движение смычка новой краской. Музыканты-скрипачи наконец смогли сказать: теперь у нас в руках есть все звуковые краски, которыми можно создать любую картину.

Секрет Страдивари появился тогда, когда мастера не стало. Музыкальные мастера старались делать такие скрипки, какие делал великий Антонио. Но у них ничего не получалось. Пробовали с абсолютной точностью копировать инструменты Страдивари, выходили скрипки-близнецы, как две капли воды похожие на скрипки Страдивари. Всем, кроме... звука.

За свою долгую жизнь Антонио Страдивари сделал больше тысячи скрипок. Это значит, что он работал невероятно быстро. Каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Нынешние мастера сидят над каждой скрипкой несколько месяцев, а то и год, ищут ее голос. Но редкая скрипка поет так, как скрипка Страдивари.

Из сотен звучащих оттенков поющего дерева он выбирал те, которые складывались в певучий тон его скрипок. Я думаю, он слышал, как прекрасным голосом еще не сделанная скрипка поет музыку Баха, Вивальди, Генделя. А может, он даже слышал в ее голосе музыку, которая еще не была написана. Такой музыки ждали его скрипки и   дождались... Этот голос внутри мастера называется талантом.

Смычок  это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, "на одном дыхании", то есть не прерывая их паузами или цезурами.

Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом   арпеджиато, беря звуки не одно временно, а один за другим, скользнув по струнам смычком.

В оркестре скрипки – главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок, иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически напряженное. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно: исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на щипковых инструментах. Этот прием называется пиццикато.

Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения   от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для скрипки с оркестром. История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил,  в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СОВРЕМЕННЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.


Современные смычковые  – скрипка и появившееся вслед за нею альт, виолончель и контрабас – похожи друг на друга и отличаются, в основном, размерами. Их форма произошла от формы виолы, но более изящна и продуманна. Основное отличие – круглые "плечи". Лишь у контрабаса они покатые: иначе исполнителю трудно нагибаться к струнам. Во время игры разные из смычковых держат по-разному: скрипку и альт   горизонтально, положив на плечо и придерживая подбородком. Виолончель и контрабас   вертикально, упирая в пол остроконечной металлической подставкой.

По тембру все струнные смычковые очень похожи друг на друга, хотя, конечно, не одинаковы. Высота же звуков зависит от величины корпуса и длины натянутых на него струн, вот тут-то инструменты сильно отличаются один от другого. Самая низкая нота у великана-контрабаса на две с лишним октавы ниже самой низкой ноты скрипки (соответственно   ми контр октавы и соль малой октавы).

Струнные смычковые инструменты играют главную роль в оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов. А струнные щипковые выступают как сольные, по большей части любительские инструменты. Особенно это относится к гитаре, одному из самых распространенных, самых любимых инструментов в мире. Такие струнные щипковые, как домры, балалайки, гусли входят в состав оркестра народных инструментов. По аналогии с семейством смычковых, домры и балалайки тоже стали изготовлять разных размеров. Сейчас в оркестрах звучат балалайки пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, группа домр также от пикколо до контрабаса. В отдельных случаях, когда этого требует художественный замысел, композиторы вводят щипковые инструменты и в симфонический оркестр.


Литература

  1. Булучевский Ю., Фомин В. «Старинная музыка: словарь» М., Музыка, 1996 .

  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989.

  3. Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М., 1964.

  4. Кленов А. Там, где музыка живет. М., 1994.

  5. Кун И. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 1984.

  6. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Учебник в 2-х тт. Т. 1 М., Музыка, 1983

  7. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения (под ред. В. Шестакова). М., 1975.

  8. Раабен Л. Скрипка. М., 1963.

  9. Сапонов М. Золотой век инструментализма. Музыкальная академия. 1996г №2

  10. Сапонов М. Менестрели: очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. М., 1996.

  11. Струве Б. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24