Центральный Дом Знаний - Пение как природная терапия 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Пение как природная терапия 1

3. По результатам экспериментального исследования провести сравнительный анализ уровня эмоционального состояния детей до и после занятия.

База исследования:

Эксперимент проводился нами в городе Когалым, в рамках деятельности МОУ ДОД «ДДТ». В нем, на протяжении 3-х этапов – констатирующего, формирующего и контрольного, принимали участие дети младшей и средней группы вокального ансамбля «Счастливое детство», в период с сентября по декабрь 2008 года.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях. В просторном кабинете, оснащенном техническими средствами, детскими музыкальными инструментами (металлофонами и другими шумовыми инструментами), фортепиано.

Первый этап – констатирующий (первоначальная диагностика уровня эмоционального состояния детей). Он проводился перед каждым занятием. В ходе исследования мы использовали:

  • метод наблюдения;

  • метод опроса (беседа);

  • метод анализа практической деятельности учащихся;

  • метод сравнения.

Для проведения оперативной, поэтапной диагностики с целью выявления уровня эмоционального состояния детей перед занятием, нами были использованы карты «Эмоционального состояния» и фишки разных цветов (красные, жёлтые, зелёные) которые соответствовали настроению детей.

Критерии эмоционального состояния и самочувствия детей:

Зелёный цвет - эмоциональное состояние бодрое, приподнятое, весёлое.

Жёлтый цвет - ребёнок затрудняется определить своё эмоциональное состояние.

Красный цвет – у ребёнка подавленное, негативное эмоциональное состояние, плохое самочувствие.

    1. Содержание экспериментальной работы

Второй этап экспериментального исследования проводился в форме практической работы с детьми – фронтальной и групповой. Мой научный руководитель проводил занятия я детьми, я следила за эмоциональным состоянием детей.

Деятельность в формирующем эксперименте мы основывали на следующих принципах:

  • систематичности и последовательности;

  • единства слуховой и мыслительной деятельности школьников;

  • доступность музыкального материала и теоретических знаний;

  • целостности восприятия.

В период формирующего эксперимента были, использовали следующие методы: наглядный, словесный, практический. А так же:

- методы стимулирования музыкальной деятельности, для создания эмоциональной атмосферы на занятиях;

- метод сравнения, для развития более тонкого восприятия музыки;

- метод создания игровой ситуации, который делает образные представления яркими, побуждает детей мыслить, фантазировать;

- метод эмоционального воздействия, для обогащения впечатлений учащихся;

- метод создания ситуаций успеха, помогающий учащимся создать обстановку раскованности, непринужденности, уверенности в своих силах.

На этом этапе исследования, мы приступили к проверке эффективности использования методов и приёмов, выбранных нами для достижения положительного результата формирующего эксперимента.

Российский музыкальный психотерапевт В.И. Петрушин (на которого мы опирались в своей практической деятельности) не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в различных Московских общеобразовательных школах.

За основу эксперимента взяты следующие приёмы разработанные В.И. Петрушиным.

1. Двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга, развитие координации движений, умение соотносить свои действия с действиями других участников занятий.

2. Различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков брюшного и межреберного типа дыхания как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний.

На вокальных занятиях дети выполняют дыхательную гимнастику под музыку, для развития глубокого певческого дыхания, что позволяет нам заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная гимнастика должна предусматривать задержку дыхания на вдохе и выдохе, попеременное дыхание через правую и левую ноздрю, упражнения для мышц брюшного пресса.

В результате дыхательные упражнения позволяют:

- более полно обеспечить организм человека кислородом при вдохе, улучшить кровоснабжение и тем самым предупредить возможные заболевания, а также обострение хронических заболеваний;

- обрести уверенность в себе, способность выразить себя благодаря здоровому, естественному голосу;

- приобрести хорошее самочувствие, развивается внутренняя гармония, которую в более широком смысле следует понимать как стремление к мирному сосуществованию, т.е. толерантность и человечность.

3. Пение вокализов и оздоровительных звуков и звукосочетаний.

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали - и используют до сих пор - в Индии, в Китае.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания»), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме звуков «Е» и «Ё»):

«А» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

«И» – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

«О» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

«У» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

«Ы» – лечит уши, улучшает дыхание;

«Э» – улучшает работу головного мозга.

Всемирно известный онколог М. Гейнор (США) помогал исцеляться онкологическим больным, «прописывая» им петь гласные звуки.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:

«ОМ» – снижает кровяное давление;

«АЙ», «ПА» – снижают боли в сердце;

«АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют дефекты речи;

«УХ», «ОХ», «АХ» – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

В древнекитайской ЦИГУН-ТЕРАПИИ:
- для лечения печени вытаращивают глаза (общеизвестно, что глаза - "окна" печени) и медленно выдыхают со звукосочетанием «СЮЙ»;
- при лечении легких поднимают руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание «СЫ»;
- сердце оздоравливают через выдох со звукосочетанием «КЭ», который осуществляют с широко открытым ртом;
- для лечения желчного пузыря произносят на выдохе звукосочетание «СИ» (при этом человек должен лежать на спине или на боку);
- почки лечат выдохом со звукосочетанием «ЧУЙ», обхватив кистями колени и держа голову прямо;
- на селезенку благоприятно воздействует выдох со звукосочетанием «ХУ»;
- для лечения онкологического заболевания (любой этимологии) произносят звукосочетание «ХЭ» (при этом следует положить обе ладони на больной орган: левая ладонь прижимается к телу, а правая ладонь кладется сверху на левую).

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (для большей пользы их нужно пропевать):

«В», «Н», «М» – улучшают работу головного мозга; «К», «Щ» – лечат уши;

«Х» – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

«Ч» – улучшает дыхание;

«С» – лечит кишечник, сердце, легкие;

«М» – лечит сердечные заболевания;

«Ш» – лечит печень.

4. Разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у детей занятий позитивной Я-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих силах, высокой самооценкой, внутренним спокойствием, невозмутимостью в трудной ситуации, гуманистическим отношением к окружающим, общим позитивным отношением к окружающему миру (Приложение №1).

5. Пение песен разного содержания: как успокоительного, так и воодушевляющего характера.

6. Просмотр под соответствующую музыку различных по тематике видео-фильмов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительного искусства и художественной фотографии.

2.3 Анализ результатов экспериментального исследования

В конце каждого занятия определялся уровень эмоционального состояния детей – из этого и состоял заключительный этап эксперимента - контрольный.

Для контрольной проверки использовались те же методы, что и на констатирующем этапе.

Суммарно можно констатировать заметное улучшение самочувствия и настроения у всех детей, занимавшихся пением. Различия между состоянием ребёнка до занятия и после него мы можем наблюдать в следующей таблице «Эмоционального состояния», по результатам которой, составили график в процентном соотношении на 1 и 3 этапах диагностического обследования. (Приложение №2).

Из данного графика мы видим изменение настроения у детей. По результатам проведённой музыкальной терапии видно, что 36 % детей пришли с хорошим настроением на занятие, ушли в приподнятом, бодром расположении духа 64%. До занятия 50 % детей затруднялись определить своё эмоциональное состояние, после занятия таких детей осталось 29%. С подавленным, негативным состоянием или плохим самочувствием пришли 14 % - ушли 7 %.

Эффективное применение музыкальной терапии явно на лицо. В психо-эмоциональном плане пение оказывает оздоровительное действие, то есть ребёнок становится более устойчивым к стрессу, к таким разрушительным факторам, как переутомление или перенапряжение. Кроме того, у поющего почти всегда появляется ощущение бодрости, и эмоционального подъёма (это мы часто наблюдаем и на наших занятиях, приходим к 09:00 на вокальные занятия, ещё очень хочется спать, а песни и общее дело пробуждают нас и приводят весь организм в тонус).

Утверждение о том, что музыка, помимо мощного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта, стало общепринятым. Практически ни один исследователь, изучающий влияние музыки на личность, не обходится без упоминания этого факта. Спорить с тем, что музыка – мощный стимулятор интеллектуального развития, невозможно.

И, кроме оздоровительного эффекта, учёные недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие, танцующие и рисующие дети получают больше "пятерок" и по другим учебным предметам». Ведь музыка - питание для мозга. Развитый на музыкальной основе интеллект не может не проявлять себя в любых видах деятельности. Одной из таких видов деятельности является деятельность познавательная, в более узком смысле – учебная. Косвенным свидетельством верности приведённых выше суждений могло бы стать доказательство перевеса интеллекта тех учащихся, которые занимаются музыкой перед остальными учащимися.

Мы можем сказать, что накопленный нами эмпирический материал, полученный в результате применения чрезвычайно простого инструментария, даёт некоторые весомые доказательства в пользу наших утверждений. В течение эксперимента мы, просили учащихся принести на проверку школьные дневники. И подсчитать средний балл оценок полученных по всем предметам в учебных четвертях. Обычно это были учащиеся от 3 до 7 класса МОУ СОШ №5,10, 8/2. Внеся эти баллы в свой список учеников, мы подсчитали средний балл учеников данной совокупности (группы), затем задавали учащимся один вопрос: «Кто из вас занимается музыкой? (учится в музыкальной школе, посещает музыкальные кружки в «ДДТ» или школе). Отметив этих учащихся, мы подсчитали их средний балл. Полученные результаты мы, присовокупляли к результатом опроса следующего класса, затем к результатам следующего класса и т.д. Всего за время эксперимента нами было опрошено 117 учащихся.

Таблица 1

Средние баллы оценок учащихся в четвертях


Возраст учащихся

Число опрошенных учащихся

Средний балл всех опрошенных

Средний балл тех, кто занимается музыкой

Разница баллов

3-4 классы

64

3,4

4,1

0,7

5-7 классы

83

3,6

4,5

0,9

Всего

117



Средний

общий балл


3,5


4,3


0,8


Учителя школ, классные руководители исследуемых детей отмечали, что учащиеся, занимающиеся музыкой, отличаются от своих сверстников в классе отзывчивостью на ценностные суждения, большей активностью при выполнении творческих заданий, стремлением найти исчерпывающие способы их решения, богатством ассоциаций, чёткое оформленностью ответов, метафоричностью рассуждений.

Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать весьма обоснованные и достоверные выводы:

1. Занятия с учетом используемых выше описанных приёмов и методов значительно повысили положительное эмоциональное состояние у детей младшего и среднего школьного возраста.

2. В процессе занятий у учащихся экспериментальной группы появилась постоянная мотивация к занятиям в вокальном ансамбле.

3. Отмечен более высокий уровень успеваемости у «поющих» детей.

Заключение

Проведённый нами анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы и опытно–экспериментальное исследование свидетельствуют о том, что пение является эффективным терапевтическим средством.

В теоретической части исследования нами был проведён ретроспективный анализ по проблеме развития и становления вокалотерапии, в результате которого было установлено, что эта проблема является актуальной и в настоящее время. В этой части исследования были подробно рассмотрены и проанализированы следующие вопросы:

- исторические аспекты использования пения с древних времён до наших дней;

- физиологические особенности пение как врожденное свойство человека;

- особенности воздействия вокалотерапии на организм человека.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что при систематической и последовательной работе, с использованием системы заданий и комплекса упражнений, занятия певческим искусством будут способствовать эффективному лечебному воздействию на организм человека, в результате опытно-экспериментальной работы тоже подтвердилась.

Методы вокалотерапии (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

Необходимо заметить, что пение – самое безопасное профилактическое средство. Оно не вызывает побочных явлений и негативных последствий. Оно показано всем без исключения и детям и взрослым. Это средство, которое доступно каждому и никогда не принесет вреда. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Разработанная тема может быть применена в кружковых и факультативных занятиях по вокалу и в режиме работы группы продлённого дня педагогами- музыкантами, организаторами внеклассной работы в школе и музыкальными руководителями в детских дошкольных учреждениях и т.д.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что поставленные нами исследовательские задачи решены, а цель предпринятого поиска достигнута, тема раскрыта полностью.

Вместе с тем, очевидно, что полученные нами результаты не претендуют на окончательный ответ по всем возникшим в ходе проводимых изысканий вопросам. Данная проблематика требует дальнейшего изучения, поскольку в условиях постоянно развивающейся образовательной системы, появления новых технологий, форм и методов музыкального обучения, открываются широкие возможности для дальнейшего педагогического поиска.

Список литературы


  1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 431с.

  2. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. – М.: «Аграф», 2002. – 224с.

  3. Ефимова В.А. «Я пою тебе…» // Помоги себе сам. – 2001 - №1 стр.4-8

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. —176с.

  5. Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. – М.: ТЕРРА, 1997. – 432 с.


Рецензия на исследовательскую работу на тему:«Пение как природная терапия»

Данная работа является первым шагом на пути к процессу формирования у учащейся навыков и умений в исследовательской деятельности.

Тема исследования очень актуально, поскольку в современном мире широко стоит проблема использования возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психологического оздоровления детей, подростков и других групп населения.

Данная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений. Автор выдвигает гипотезу о том, что систематические и целенаправленные занятия певческим искусством будут способствовать эффективному лечебному воздействию на организм человека. Для подтверждения данной гипотезы автором были определены конкретные задачи.

Теоретической основой, данной работы, являются труды известных учёных и педагогов: доктора педагогических наук, профессора Ю.Б Алиева, кандидата педагогических наук Г.П. Стуловой, лидера российской музыкотерапевтической школы С.В. Шушарджана, музыкального психотерапевта В.И. Петрушина. В процессе проведения исследований автором применялся комплекс теоретических методов: анализ научной педагогической литературы, их сравнение, сопоставление.

Работа также реализует принцип проблемного обучения, направленный на получение новых знаний через исследовательскую деятельность, развивает грамотность и обогащает словарный запас учащегося.

Все разделы работы связаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе. Изложение жактов и их анализ идёт согласованном логичном порядке. Работа оформлена аккуратно и грамматических ошибок не имеет.

Разработанная тема может быть полезна для педагогов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования занимающихся постановкой голоса. В ней найдут много ценных советов не только начинающие педагоги, но также учителя со стажем.

Скачать приложения № 1 и № 2

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24