Центральный Дом Знаний - Созвучие муз в творениях А.С. Пушкина и М.И. Глинки 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Созвучие муз в творениях А.С. Пушкина и М.И. Глинки 1

И вдруг «душе настало пробужденье». Доминантовый аккорд ре минора, на котором остановилось движение в конце среднего раздела, брошен без разрешения, и без всякого перехода вступает вновь музыка первого раздела (фа мажор).Второй ее половины – с набежавшим облаком -здесь уже нет, вместо этого варьируются, развиваются и утверждаются интонации начала. При этом в сопровождении появляется новое трепетное движение шестнадцатых, передающих восторженное биение сердца.

В романсе «Я помню чудное мгновение» с наибольшей полнотой и отчетливостью проявились «пушкинские» черты творчества Глинки: оптимизм, гармоничное мировосприятие, уравновешенность чувства. Печаль, тоска, как бы они ни были сильны, вызваны внешними, а не внутренними причинами и потому бесследно исчезают с изменением обстоятельств. Духовный мир героя отличается цельностью и ясностью. Это произведение композитора есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением.

М.И.Глинка был центром вечеров, устраивавшихся петербургскими любителями музыки. Здесь он подчас выступал и как пианист – импровизатор, и как певец, талантливо исполнявший романсы и оперные арии. Круг знакомых композитора всё расширялся. Глинка сблизился и с литературным миром: он часто встречался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, А.С. Грибоедовым, который не только любил музыку, но и сам был отличным музыкантом. Памятью об одной из таких встреч, произошедших летом 1828 года, осталась «Грузинская песня» М.И.Глинки на стихотворение А.С.Пушкина «Не пой, красавица, при мне». История создания этого произведения такова. Случайно услышав задумчивую, чуть – чуть печальную мелодию грузинской песни, сыгранную Грибоедовым, Пушкин написал одно из самых прекрасных своих стихотворений, говорящее о том, как музыка оживляет в душе человека уже стирающуюся память о былых днях:

Не пой , красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный…

Поэтический ритм этих стихов навеян мягким, чуть колышущимся ритмом грузинской песни. Вот почему эти слова так хорошо «легли» на её мелодию.

Грузинская песня привлекла и Глинку, когда композитор услышал её в исполнении А.С.Грибоедова. Глинка почти ничего не изменил в этой простой и пленительной мелодии, он лишь написал к фортепианное сопровождение, тоже очень простое, лёгкое и прозрачное, скромный музыкальный «фон», на котором так хорошо выделяются и мелодия и слова произведения.

Стихотворение А.С.Пушкина, примечательное своей психологической глубиной, конечно, не могло возникнуть целиком под влиянием простого напева восточной песни. Сообщённая А.С.Грибоедовым народная мелодия могла лишь пробудить творческую мысль поэта, навеять воспоминания о «полуденных краях» и впечатлениях кавказской природы. Но романтическое столкновение «родного и дальнего», запечатлённое в других стихотворениях Пушкина, выделилось здесь в такой сжатой и ёмкой форме, что слух невольно ассоциирует пушкинские строки с мерным и строгим ритмом музыки Глинки.

Романс этот – один из первых отзвуков Востока в русской музыке – ценен и дорог именно своим основным качеством: благородной простотой. Простая песня, слагаемая из двух строф, не содержит внутреннего контраста. В ней нет даже и обрамляющей всё стихотворение Пушкина поэтической репризы первой строфы: использованы лишь два первых четверостишия. Но пушкинские ямбические строки скандируются с классической ясностью, а скромное изящество фортепианной фактуры и скупая гармонизация с лёгкой хроматической «подкраской» в среднем голосе выразительно оттеняет смысловое значение текста. Пройдут годы, десятилетия… Прекрасный цветок раскроется в «Грузинской песне» М.А.Балакирева, наполненной сочным ароматом Востока, в лирическом томлении романса С.В.Рахманинова. Но не забудется и первый дар М.И.Глинки А.С.Пушкину, первый шаг композитора навстречу великому поэту.

Романсы на стихи А. С. Пушкина были написаны М.И.Глинкой в разные годы, и композитор не объединял их в специальном альбоме. Однако и они по существу составляют высоко художественный цикл, в котором каждый романс стал совершеннейшим музыкальным выражением пушкинской лирики.

Период с 1837 по 1842 год в жизни Глинки можно назвать эпохой «Руслана». В центре всех его творческих устремлений находится новая опера. Вместе с тем за эти годы он создаёт музыку к трагедии «Князь Холмский», многочисленные романсы, среди которых цикл «Прощание с Петербургом», «Я помню чудное мгновение», поэтичнейший «Вальс – фантазию» и многие другие замечательнейшие сочинения.

Поэму Пушкина «Руслан и Людмила» Глинка узнал ещё в юности, раньше чем познакомились с ней читатели. Будущий композитор учился в Благородном пансионе вместе с младшим братом поэта, Лёвушкой Пушкиным. Толстый, кудрявый Лёвушка обладал великолепной памятью и знал огромное количество стихов. Декламировать он мог в любое время дня и ночи; брат Александр иногда корил его за «чтеньебесие». Вернувшись в пансион после домашней побывки, Лев с гордостью читал товарищем отрывки из поэмы, только что рождавшейся у Пушкина.

«Руслан и Людмила» - новаторское произведение. Поэма-сказка была начата автором, по его словам, в лицее, а закончена в марте 1820 года. На Кавказе произведение дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов - прологом.

Русские романтики В. А.Жуковский, К.Ф.Рылеев испытывали большой интерес к родной истории. Пушкин в «Руслане и Людмиле» тоже обратился к истории и широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы - любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками сообщают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками – печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои ещё очень условны: они не всегда действуют в соответствии с их собственной психологией и ситуациями, в которых оказываются. Так, Людмила скорее похожа на кокетливую барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу. Руслан тоже не всегда выглядит былинным богатырём, а напоминает романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной.В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далёких от сюжета сведений, смеётся над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Автор, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, игрив, весел, забавен, остроумен. Поэма – его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино, и Пушкин смог выразить личную точку зрения на героев и их приключения. Заметим, что тот же способ воздействия он применил в романе «Евгений Онегин». Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв В.А.Жуковского, подарившего автору «Руслана и Людмилы» свой портрет со знаменитой надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Созданием этой поэмы закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина. В это время были заложены основы его оптимистического мировоззрения.

На одном из вечеров у В.А. Жуковского Пушкин, говоря о своей первой поэме «Руслан и Людмила», сказал, что многое бы в ней переделал; Глинка пожелал узнать у автора, какие изменения он предполагал сделать. Но встретиться снова им больше не пришлось: 29 января 1837 года, тяжело раненый на дуэли Дантесом, Пушкин скончался.

Глинка, как и все русские люди, переживал гибель великого поэта. Своё уважение к его памяти композитор выразил очень своеобразно, прославив великое имя устами Баяна в опере «Руслан и Людмила» (песнь «Есть пустынный край»):

Но века пройдут,

И на бедный край

Доля дивная

Низойдёт.

Там младой певец

В славу родины

На златых струнах

Запоёт...

И вся опера, развивающая и усугубляющая народные образы пушкинской поэмы, стала достойным памятником её создателю.

Первоначальный план оперы был составлен второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным (1809-1841), по поводу чего известно горестное восклицание Глинки: «Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора В. Ф. Ширковым.

В ноябре – только уже 1842 года – Большой театр известил о премьере новой оперы Глинки. «Сегодня в пятницу, 27-го ноября, на Большом театре: «Руслан и Людмила» волшебная опера, первое представление», - сообщает газета «Северная пчела». Итак, композитора привлекла русская сказка. Древняя киевская Русь, храбрые витязи, злые и добрые волшебники, чудесные приключения героев воодушевляли фантазию автора. Чародеи, богатыри, всяческие чудеса были обязательной принадлежностью многочисленных русских опер начала XIX века, за что их и называли «волшебными». Так же назвал своё произведение и М.И. Глинка. Но, конечно, опера «Руслан и Людмила» стоит неизмеримо выше других опер тех времен. Композитор в «Руслане и Людмиле» ни на один момент не допускает поверхностного, легкого отношения к главным персонажам оперы, к их судьбе, хотя элементы шутливости в обрисовке героев имеются в юношеской поэме Пушкина (она вышла в свет, когда поэту был 21 год). В героях оперы Глинка видит реальных людей, авторский рассказ о них серьезен и реалистичен.

Остановимся подробнее на образах героев оперы. Храбрым витязем представлен Руслан. Освобождая Людмилу из заточения, он проявляет себя героем: смело идет навстречу опасностям, вступает в поединок со злым Черномором. Но в этом героическом образе Глинка раскрывает и другие черты. Это можно увидеть хотя бы на примере его арии из 3-й картины II действия. Руслан в глубоком раздумье на поле боя. Пустынная равнина навевает на него мрачные мысли. Может быть, и ему суждено сложить свою голову в бою с Черномором?.. Но Руслан недолго предается мрачным мыслям. Основная часть арии полна энергии, боевого порыва, решительности:

Другой важный эпизод этой части арии связан с мыслью о Людмиле. Руслан уверен в своей победе над Черномором, в том, что вновь обретет счастье со своей любимой. Музыка здесь полна нежного чувства. Ария Руслана насыщена разнообразными переживаниями. Глинкой создан живой и богатый человеческий образ. Средствами музыки здесь нарисован выразительный портрет.

«Руслан и Людмила» – это опера нового типа. Своим содержанием она тесно смыкается с русским эпосом (былины, сказки, предания). Сказка лежит в основе музыкального произведения. Начало оперы – картина пира в гриднице великого киевского князя – напоминает характерный былинный зачин:

Во стольном городе во Киеве,

У великого князя у Владимира

А и было пирование-почестен пир…


Придавая в своём творении первостепенное значение элементам былинно- героического эпоса, Глинка развивает и обогащает образ легендарного певца- сказителя Баяна, которому и Пушкин посвящает в своей поэме стихи:

Но вдруг раздался глас приятный

И звонкий гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

В опере Глинки Баян – не только «сладостный певец», прославляющий новобрачных. По своему значению он близок тому прославленному Баяну, которому посвящены начальные строки «Слова о полку Игореве…». Он – «вещий» поэт, олицетворение исторической памяти народа и его вековой мудрости. В песнях-сказах оперного Баяна первое слово – к народу и о народе:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!


Пирующие смолкают; неспешно льется под звуки гуслей речь Баяна:


Про славу Русския земли

Бряцайте, струны золотые, -

Как наши деды удалые

На Царьград войною шли.

Образ Баяна объединяется с собирательным образом народа, богатырский облик которого особенно ярко характеризует заключительная здравница.

Своеобразие содержания определило и своеобразие построения оперы, ее драматургии, близкой в ряде моментов к народному эпосу. Действие оперы, события в ней проходят перед глазами зрителя в спокойном, неторопливом движении. Композитор не стремился к быстрому, напряженному развитию. Он, как опытный рассказчик, повествующий о «делах давно минувших дней», рисует перед слушателями то одну, то другую картину. И не всегда следующая картина является продолжением предыдущей: автор словно отклоняется в сторону, заводит речь о другом и лишь потом возвращается к основной теме. Подолгу останавливается Глинка на характеристике героев, для чего и использует развернутые арии-портреты. Заключает оперу монументальный и вместе с тем стремительно подвижный, ликующий финал. М.Горький справедливо отметил, что ощущение своей исторической устойчивости, законной гордости за себя вдохновило народ на создание былинно-героического эпоса. Оно же было и остается источником неиссякаемого оптимизма всего народного искусства. Глинка с подъемом и воодушевлением передал это неизменное ощущение великого народа в ликующей музыке финала, идея которого выражена заключительными словами оперы:

Да процветает в силе и красе

Наш край родимый в вечны времена!

Официальное мнение об опере было очень резким. Царь уехал из театра, не дожидаясь конца спектакля. Аристократия отрицательно отнеслась к «Руслану и Людмиле». Но ряд передовых деятелей русской культуры сразу признал оперу гениальной. Здесь выделяется оценка, данная А.Одоевским. «О, верьте мне! – писал он, обращаясь к современникам, - она ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется»…Поэт оказался прав, это доказано временем.

М.И.Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Музыка композитора производит на нас то же впечатление, что и стихи поэта. Творения этих великих людей пленяют необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищают величием и мудрой ясностью выражения. Своими произведениями Пушкин и Глинка говорят о том, как красив человек, сколько возвышенного в порывах его души – в героизме, преданности Отчизне, самоотверженности, дружбе, любви, воспевают жизнь, утверждают победу разума, добра и справедливости.

А.С.Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, а М.И.Глинка стал основоположником русской классической музыки. По словам В.Г.Белинского, они относятся «к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества».

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24