Центральный Дом Знаний - Инфляция и покупательная способность денег

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Инфляция и покупательная способность денег

Скачать презентацию "Инфляция и покупательная способность денег"
Скачать приложения
Скачать полный текст работы с формулами

В мировой экономике постоянно происходят инфляционные процессы, которые отрицательно влияют на все сферы жизни общества.

Инфляция - сегодня это слово на устах не только у экономистов и политиков, но и у каждого из нас. Она снижает покупательную способность денег, от которой зависит уровень жизни людей. И инфляцию, и покупательную способность денег можно измерить. Целью работы явилось определение покупательной способности денег и ее изменение в пределах выбранной группы товаров в одном из магазинов нашего населенного пункта.


Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Характеристика инфляции…………………………………………………………….5

Глава 2. Покупательная способность денег……………………………………………………7

2.1. Определение ПСД…………………………………………………………….……7

2.2. Реальные и номинальные величины………………………………………………7 2.3. Расчёт ПСД………………………………………………………………………… 8

Глава 3. Исследование………………………………………………………………………… 9

Заключение……………………………………………………………………………………. 12

Библиографический список………………………………………………………………… 13

Приложения: №1 «Накопительная ведомость цен» ..……………………………………… 14

2 «Динамика цен на товары» ………………………………………………16

3 «Анкетирование» …………...…………………………………………….18

Введение.

«Родись, крестись, женись, умирай – за все денежки подай!» - говорит народная пословица. Действительно, деньги – это такое явление, вокруг которого вращается вся наша жизнь.

Деньги – своеобразный универсальный товар-эквивалент, служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в оплату за товары и услуги. Мы привыкли к бумажным деньгам и не замечаем, что, кроме цифры, обозначающей номинал купюры, на них написано, особенно мелким шрифтом. Раньше, когда объем выпуска денег приравнивался к золотому запасу страны, на купюрах так и было написано: «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами банка» Увы, смысл этой фразы не всегда соответствует действительности, особенно в современном мире. Бумажные деньги теряют свою стоимость вследствие происходящих экономических процессов как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом .

Обесценение денег получило название «инфляция». В.В. Барабанов (справочник «Обществознание) считает, что люди боятся инфляции из-за того, что она обесценивает их доходы и снижает жизненный уровень. На бытовом уровне это выражается в безудержном росте цен (Р.С. Белоусов, «Я познаю мир»).

А.И. Василевский (школьный справочник «Экономика») описывает типы инфляции и характеризует покупательную способность денег. Методика расчета индекса покупательной способности денег представлена И.В. Липсицем в учебнике «Экономика» для 10 класса., индекса потребительских цен и темпа инфляции – Е.В. Савицкой в методическом пособии «Уроки экономики в школе»

Меня заинтересовал вопрос реальной стоимости доходов еще в 8 классе , поэтому я решила начать собирать данные для исследовательской работы в мае 2007 года.

На сегодняшний день проблема снижения покупательной способности денег очень актуальна: происходит обесценивание доходов семей на фоне все усиливающейся инфляции. В совокупности с тем, что повышение доходов населения происходит более медленными темпами, чем растет инфляция, в последнее время уровень жизни людей сильно упал.

Целью исследовательской работы является выявление наличия инфляционного процесса и влияние его на покупательную способность денег применительно к отдельно взятой группе товаров в магазине деревни Федотовская.

Задачи исследовательской работы:

- изучить теоретическую основу инфляции и покупательной способности денег;

- выявить закономерность влияния инфляции на покупательную способность денег;

- провести исследование динамики цен в магазине д. Федотовская;

- провести анкетирование жителей деревни на предмет информированности влияния инфляции на покупательную способность денег;

- проанализировать полученные данные.

Объектом исследования является инфляция и покупательная способность денег.

Предмет исследования – влияние инфляции на покупательную способность денег.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Эксперимент.

2. Анкетирование.

3. Моделирование.

4.Статистический анализ.

Примененные в исследовательской работе методы позволили выявить тенденцию изменения цен на выбранные нами для анализа продовольственные товары, которые пользуются спросом в магазине, а также получить вполне определенную картину информированности жителей нашей деревни в поставленных нами вопросах.

Перечисленные методы исследования помогли получить результаты, являющиеся целью работы. Как теоретическая часть работы, так и выводы практической части могут быть использованы на уроках экономики в 10 классе в качестве регионального компонента при изучении тем «Инфляция» и «Семейная экономика».

Глава 1.Характеристика инфляции.

Одной из важнейших проблем экономики современных стран является инфляция.

Термин «инфляция» произошел от латинского слова «inflation» - вздутие. Сегодня это слово – одно из наиболее часто употребляемых на страницах прессы: инфляция стала общим бедствием большинства стран мира. Инфляция как экономическое явление возникла, как считают экономисты, в одно время с возникновением денег.

Инфляция – рост общего уровня цен в стране и переполнение в связи с этим каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей в них, появление избыточного денежного предложения [1]

Термин «инфляция» впервые стали употреблять применительно к денежному обращению в период Гражданской войны в США (1861-1865), когда была выпущена огромная масса бумажных долларов [3]. Более широкое распространение инфляция получила после 1 Мировой войны.

Основные причины возникновения инфляции:

  • диспропорции между различными сферами народного хозяйства;

  • экономическая политика государства, которая приводит к обесцениванию денег вследствие их избыточного выпуска.

Различают внутренние и внешние факторы возникновения инфляции. Внутренние факторы: чрезмерные военные расходы, чрезмерные инвестиции, необоснованное повышение цен и заработной платы, кризис государственных финансов, чрезмерная эмиссия денег. Внешние факторы: рост цен на импортируемые и экспортируемые товары, структурные мировые кризисы, обмен в банках иностранной валюты на национальную – все это служит базой для дополнительной денежной эмиссии [3].

Виды инфляции:

  1. По проявлению:

- внутренняя – снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке;

- внешняя - снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, то есть снижение обменного курса местной валюты.

2. По причинам возникновения:

- инфляция спроса: когда люди, коммерческие фирмы и правительство в силу обстоятельств тратят больше денег, чем стоят производимые страной товары. Спрос в целом оказывается больше суммарного предложения товаров, а это неизбежно ведёт к росту цен. В данном случае – к росту общего уровня цен, то есть к инфляции. Эту ситуацию экономисты любят описывать фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров». Инфляция спроса хорошо известна и нашей стране. Она сохранялась здесь на протяжении всего периода существования планово-командной системы.

- инфляция издержек: не менее грозна, чем инфляция спроса. Цены растут в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров. Нагляднее всего такую спираль «цены-затраты» можно увидеть на примере связки «розничные цены – заработная плата». Если розничные цены повышаются, то покупательная способность заработной платы падает и под давлением работников её приходится повышать. Это вызывает, в свою очередь, рост затрат на производство потребительских товаров. Компенсировать такой рост затрат приходится новым повышением цен [2].

3. По темпам нарастания:

- умеренная инфляция (до 5 % в год);

- ползучая (рост цен от 5 до 10 % в год);

- галопирующая (рост цен происходит стремительно и скачкообразно до 200% в год);

- гиперинфляция (белее чем 200% в год).

4. По степени сбалансированности:

- несбалансированная: цены на товары и сырье растут разными темпами;

- сбалансированная: цены на товары растут теми же темпами, что и на сырье.

Нестабильность денежного обращения, проявляющаяся при инфляции, изменяет психологию людей. У них появляется особый тип поведения, который называется «инфляционными ожиданиями». Люди, теряя надежду на снижение стоимости товаров, начинают приобретать их «про запас», что, как правило, приводит к увеличению текущего покупательного спроса на товары, который превышает предложение и провоцирует рост цен. Это объясняет самоподдерживающийся характер инфляции.

В России наблюдается заведомо инфляционная структура экономики. Это связано с наличием гигантского оборонного производства, высоким уровнем монополизма, искусственно завышенным уровнем занятости населения в производстве [3].

Последствия инфляции сложны и многогранны. Способствуя повышению цен и прибыли, инфляция выступает вначале как фактор оживления конъюнктуры рынка, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз экономического развития, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.

Последствия инфляционных процессов:

  • усиление диспропорции в экономике - «перелив» ресурсов из производства в сферу обращения;

  • падение реальных доходов населения;

  • нарушения в механизме действия цен, финансовой и кредитной систем;

  • обострение социальных проблем;

Глава 2.Покупательная способность денег. 2.1. Определение ПСД.

Инфляция – это явление, при котором происходит не только обесценивание денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдает государство, финансовый рынок, производство. Но больше всего страдает население. Наибольшему влиянию подвержены люди, получающие фиксированные доходы : работники бюджетной сферы, студенты, пенсионеры. Люди боятся инфляции потому, что она обесценивает доходы и снижает жизненный уровень. При инфляции происходит снижение покупательной способности денег.

Покупательная способность денег – объём благ и услуг, который может быть приобретён на некоторое количество денег в данный момент времени [2]. Покупательная способность населения – это количество товаров и услуг, которое население имеет возможность приобрести на имеющиеся у него деньги. Она зависит от уровня доходов и от уровня цен на товары и услуги в данный период времени [1]. Следовательно, уровень жизни людей зависит от уровня покупательной способности денег в определенный период времени. В свою очередь покупательная способность денег отражает соотношение стоимости денег и стоимости товаров. Она зависит от колебания цен на товары и услуги. Чем выше цены товаров, тем ниже покупательная способность денег, так как на одну денежную единицу можно купить меньшее количество товара [8]

Расчет покупательной способности денег производится, как правило, на основе «потребительской корзины» - набора товаров и услуг, необходимых человеку для «минимального существования».

2.2. Реальные и номинальные величины.

Негативное влияние инфляции на семейную экономику связано с тем, что общий рост цен и падение в итоге покупательной способности денег обесценивают доходы людей. В итоге инфляция ведет к резкому росту разницы между номинальными и реальными доходами семей.

Номинальный доход – это сумма денег, полученная гражданами или семьей в целом за определенный период времени.

Реальный доход – это объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести за определенный период времени на свои номинальные доходы. Рост реальных доходов семей зависит от соотношения темпов роста номинального дохода и общего уровня цен. Так, если доходы за год вырастут на 30%, а рост цен составит 40 %, то реальные доходы снизятся на 7, 1 % ((130 : 140) х 100% = 92,9) по сравнению с прежним уровнем. Реальный доход есть частное от деления величины номинального дохода на индекс цен: Реальный доход = номинальный доход : ИПЦ х 100%.

Эта формула корректирует полученный номинальный доход на инфляцию. Она используется в экономическом анализе не только для определения реального дохода, но и для определения изменения любой реальной экономической величины в результате одновременного изменения соответствующей ей номинальной величины и уровня цен в экономике.

2.3. Расчёт ПСД.

Расчет покупательной способности денег производится, как правило, на основе «потребительской корзины» - набора товаров и услуг, необходимых человеку для «минимального существования», то есть удовлетворяющих основные жизненные потребности.

1. Изменения покупательной способности денег (ПСД) оценивается с помощью формулы индекса ПСД: И псд = 1 / Иц ,

где Иц – это изменение цен в текущем периоде по сравнению с базисным. Иц = Ц1 / Ц0.

  1. Наиболее распространенным официальным показателем измерения инфляции и покупательной способности денег является индекс потребительских цен (ИПЦ), так как он демонстрирует изменение стоимости жизни.

Расчет по этой формуле позволяет узнать, как изменились цены в стране в данный период времени по сравнению с базисным. Для того, чтобы выявить изменение цен в чистом виде (мы хотим узнать, насколько стал дороже тот же самый набор), нужно абстрагироваться от структурных сдвигов в потребительской корзине, зафиксировав ее набор на базисном уровне. Поэтому формулу для расчета изменения цен можно записать так:

где: Q01,Q02,…, Q0n - количество первого, второго …, n -ного товаров в базисном периоде;

P01 , P02 , …, P0n - цены первого, второго, …, n -ного товаров в базисном периоде;

P11 , P12 , …, P1n - цены первого, второго, …, n -ного товаров в текущем периоде.

3. Еще одним показателем как инфляционных процессов, так и покупательной способности денег является темп инфляции (Ти). Темп инфляции – это прирост общего уровня цен за определенный период времени, выраженный в процентах.

где: ИПЦ1 – индекс потребительских цен в текущем периоде;

ИПЦ0 - индекс потребительских цен в базисном периоде.

Глава 3. Исследование.

Целью исследовательской части нашей работы является:

  1. Анализ влияния инфляционных процессов на покупательную способность денег.

  2. Выявление степени информированности населения деревни Федотовская по исследуемому вопросу.

Данные, используемые в анализе – это цены на группу продовольственных товаров магазина ПО «Заготпромторг» деревни Федотовская за период с мая 2007 года по январь 2009 года (Приложение 1). На основе собранных данных мы построили графики на некоторые товары. Графики позволяют наглядно представить результаты исследования и отобразить закономерности изменения цен. Выяснилось, что за рассматриваемый период по всем без исключения товарам выявляется общая положительная тенденция изменения цен, то есть, по определению, присутствует инфляционный процесс (Приложение 2).

Для того, чтобы выяснить, насколько инфляционный процесс повлиял на покупательную способность денег, мы применили аналитический способ анализа (при помощи формулы расчета индекса потребительских цен – ИПЦ, представленной в главе 2.3).

Для расчета мы взяли 12 наиболее характерных товаров. Так как целью нашей работы не было исследование потребительской корзины (определенного количества покупок), мы использовали метод моделирования, приняв объем покупок (Q) всех товаров за единицу.

ИПЦ рассчитан за 3 периода: с мая 2007 года по март 2008 года (ИПЦ1), с марта 2008 года по январь 2009 года (ИПЦ2) и за весь исследуемый период с мая 2007 года по январь 2009 года (ИПЦ3). Таким образом, формула расчета индекса потребительских цен приняла вид:

, где индексы –

номера товаров в текущем (1) и базисном (0) периодах.

  1. хлеб ржаной 5. колбаса копченая 9. масло сливочное

2. хлеб пшеничный 6. колбаса вареная 10.масло растительное (раф)

3. огурцы 7. сметана 11. масло растительное (нераф)

4. яблоки 8. молоко 12. яйца

13.50+15.00+102.00+68.00+151.00+148.00+20.40+12.60+36.00+76.00+50.00+43.00

11.50+12.00+74.00+55.00+136.00+126.00+18.00+9.00+ 19.20+40.00+21.00+28.00

ИПЦ1 = 1,338.

14.50+15.50+106.00+69.00+190.00+172.00+20.40+12.60+37.00+84.00+65.00+42.00

13.50+15.00+102.00+68.00+151.00+148.00+20.40+12.60+36.00+76.00+50.00+43.00

ИПЦ2 = 1,262

14.50+15.50+106.00+69.00+190.00+172.00+20.40+12.60+37.00+84.00+65.00+42.00

11.50+12.00+74.00+55.00+136.00+126.00+18.00+9.00+ 19.20+40.00+21.00+28.00

ИПЦ3 = 1,668.

Эти показатели означают, что в период с мая 2007 года по март 2008 года обесценение денег по выбранным нами товарам было более сильным, чем в период с марта 2008 года по январь 2009 года. ИПЦ за весь период составил 1,668, что означает: цены по выбранным товарам выросли на 68,8%.

Темп инфляции, равный -5,7 % означает, что темп повышения цен во втором периоде снизился по сравнению с первым периодом.

Расчет индекса покупательной способности денег (Ипсд).

Ипсд = 1: Иц ; Иц = Ц1: Ц0. . Номера товаров взяты те же, что и при расчете Ипсд.

Индекс потребительских цен рассчитан за промежуток: январь 2008 года - январь 2009 года.

Ипсд1 : Иц = 14.50 : 12.50 = 1,16 Ипсд1 = 1 : 1,16 = 0,86

Ипсд2 : Иц = 15.50 : 14.00 = 1,11 Ипсд1 = 1 : 1,11 = 0,90

Ипсд3 : Иц = 174.00 : 78.00 = 2,23 Ипсд3 = 1 : 2,23 = 0,20

Ипсд4 : Иц = 69.00 : 63.00 = 1,10 Ипсд4 = 1 : 1,10 = 0,91

Ипсд5 : Иц = 190.00 : 151.00 = 1,26 Ипсд5 = 1 : 1,26 = 0,79

Ипсд6 : Иц = 172.00 : 148.00 = 1,16 Ипсд6 = 1 : 1,16 = 0,86

Ипсд7 : Иц = 20.40 : 20.40 = 1 Ипсд7 = 1 : 1 = 1

Ипсд8 : Иц = 12.60 : 12.60 = 1 Ипсд8 = 1 : 1= 1

Ипсд9 : Иц = 37.00 : 37.50 = 0,98 Ипсд9 = 1 : 0.98 = 1,02

Ипсд10: Иц = 84.00 : 63.00 = 1,33 Ипсд10 = 1 : 1,33 = 0,75

Ипсд11: Иц = 65.00 : 46.00 = 1,41 Ипсд11= 1 : 1,41 = 0,71

Ипсд12: Иц = 42.00 : 38.00 = 1,11 Ипсд12= 1 : 1,11 = 0,90.

Ипсд13: Иц = 61.00 : 59.00 = 1,03 Ипсд13= 1 : 1,03 = 0,97.

Из расчета видим, что покупательная способность денег снизилась практически по всем товарам. Исключение составляет сливочное масло, по которому было даже снижение цены, а также сметана и молоко, по которым индекс составил единицу. Цены на хлеб в данном магазине изменяются незначительно и они меньше, чем в других магазинах по причине того, что пекарня находится в одном здании с магазином, принадлежит также ПО «Заготпромторг». Значительный процент повышения мы видим на растительное масло.

Наибольший процент повышения цены показали огурцы, хотя еще в декабре они были на 64 % дешевле, чем в январе. Также видна зависимость цен на овощи от сезона: они зимой дороже, чем летом. Фрукты имеют плавную тенденцию к повышению, исключение составляют апельсины, которые по какой-то причине имели скачок в цене летом 2008 года.

Цена на проезд в автобусе от д. Федотовская до районного центра за год повысилась всего на 3%, а за полтора года – на 22%. (за счет резкого повышения более чем на 10% осенью 2007 года).

Второй целью нашего исследования было выявление информированности населения по интересующим нас вопросам. Респондентами были более 50 человек в возрасте от 16 до 50 лет, учащиеся и работники разных сфер.

Вопросы, предложенные в анкете:

  1. Знаете ли Вы, что такое «Покупательная способность денег»?

  2. Как Вы думаете, повышение заработной платы успевает за ростом инфляции?

  3. Связана ли покупательная способность денег с инфляцией?

  4. Знаете ли Вы уровень инфляции в нашей стране?

Анализ анкет показал, что осведомленность населения по предложенным вопросам невысокая. Всего около 14 процентов знают о том, что такое покупательная способность денег и 25 % имеют о ней представление, но не могут объяснить. Почти 40 % пытались ответить , но их представления о данной категории неверны. Подавляющее большинство опрашиваемых уверены, что темп роста инфляции больше, чем темп роста доходов. В том, что инфляция влияет на ценность наших доходов, уверены более 94 % всех опрошенных. Считаем, что незнание уровня инфляции в нашей стране (более 50% респондентов) является негативным показателем (Приложение 3). Это означает, что население нашей деревни не интересуются такими значимыми цифрами развития экономики, хотя их постоянно упоминают в средствах массовой информации.

Заключение

Мы считаем, что цели, поставленные нами в исследовательской работе, достигнуты.

В теоретической части было определено, что инфляция-это опасное экономическое явление, которое в современном мире приняло глобальный характер, потому что ему подвержены практически все страны мира. Инфляционные процессы отрицательно влияют на торговлю, сбережения людей, инвестиционную сферу. Особую опасность они представляют для уровня жизни населения, снижая покупательную способность доходов, реальная ценность которых становится гораздо ниже номинальных значений.

Исследование, проведенное в ходе написания работы, показало, что у населения нашей деревни низкий уровень знаний по вопросам, касающимся ценности их доходов и влияния экономических процессов и явлений, происходящих сейчас в стране, на качество жизни населения. Анализ собранных данных показал: в рамках отдельно взятого объекта исследования выявлены инфляционные процессы (теоретически это - галопирующая инфляция).

Считаем, что результаты исследования могут быть использованы на уроках экономики в 10 классе по темам : «Инфляция» и «Семейная экономика». Кроме этого, в ходе опроса респондентов нам поступила просьба как от учителей нашей школы, так и от самих опрашиваемых по поводу «экономического ликбеза». Все-таки люди хотят больше узнать о тех экономических процессах, которые реально происходят вокруг нас. Направлениями нашей дальнейшей работы по выбранной теме:

- дальнейший сбор данных – цен на товары в большем, чем в данной работе, ассортименте, и их обработка (так как процесс кризиса как в России, так и во всем мире продолжается и дальнейшая динамика цен и темпов инфляции представляет несомненный интерес;

- углубление исследовательской работы в плане включения в анализ стоимости потребительской корзины;

- организация просветительской работы в школе.

Библиографический список

  1. Василевский А.И. Экономика. Школьный справочник. - Ярославль.: «Академия развития». 1997. 256с.

  2. Липсиц И.В. Экономика. Учебник в 2-х книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс. 1998. 304с.

  3. Обществознание . Справочник школьника под редакцией Барабанова В.В., Зарубина В.Г. – М.: АСТ Астель. 2004. 334с.

  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. В 2-х книгах. Книга 1.. – М.: Вита – Пресс. 1998. 447 с.

  5. Сборник рефератов и сочинений. ООО «Сигма». г. Санкт-Петербург. 2003.

  6. Черняк В.З. Учебное пособие. Ответы на экзаменационные билеты. – М.: издательство «Экзамен». 2005. 96 с.

  7. Я познаю мир. Экономика. Детская энциклопедия под общей редакцией О.Г. Хинн. – М.: Олимп. 1997. 496 с. 

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24