Введение 2 стр.
Величина прожиточного минимума.
Законодательная база о прожиточном минимуме в Российской Федерации. 3 стр.
Прожиточный минимум в других странах мира. 6 стр.
Величина прожиточного минимума в регионах Тюменской области. 7 стр.
Прожиточный минимум в ЯНАО.
«О потребительской корзине по Ямало-Ненецкому автономному округу». 8 стр.
Величина прожиточного минимума в ЯНАО на примере поселка Уренгой. 10 стр.
Заключение 12 стр.
Список использованной литературы 13 стр.
Приложения 14 стр.
Введение
Мы живем на Крайнем Севере. Цены здесь гораздо выше, чем в средней полосе России. На Севере нет дачи и огорода, где можно посадить овощи - морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры. Населению приходится практически всё покупать в магазинах или на рынке. Сегодня у нас нет государственных торговых точек и поэтому цены запредельные. Необходимо брать рекомендации медицинских работников для нормального и полноценного питания северян. Человек, живя на Севере, при имеющейся температурной разнице расходует большое количество энергии, соответственно и потребление продуктов должно быть эквивалентно этому.
Конечно, каждый живет, как хочет, вернее, как может. Одни едят больше мяса, другие - овощей и фруктов. Одни покупают несколько костюмов, а другие ломают голову над тем, как дотянуть до следующей заработной платы или пенсии. Но, в любом случае потребительская корзина направлена на то, чтобы рассчитать прожиточный минимум и вычислить процент малоимущих слоев населения. Существенных изменений в потребительской корзине не произошло. Если бы она более реалистичной, в этом случае неизбежно пришлось бы поднять "черту бедности", за которой оказалась бы немалая часть населения.
Я считаю, что рассматриваемая мной тема «Прожиточный минимум в ЯНАО» является очень актуальной, так как мы живем в ЯНАО и являемся потребителями.
Цель работы: исследовать прожиточный минимум в п. Уренгой, сравнить его с
прожиточным минимумом в регионах Тюменской области и с прожиточным минимумом в других странах.
Объектом исследования является сумма прожиточного минимума и состав потребительской корзины в ЯНАО.
Исследование прожиточного минимума и потребительской корзины проводилось с помощью сравнительного анализа.
Работа относится к прикладным исследованиям, так как поводился социологический опрос, который показал, насколько актуальна избранная тема.
Значимость и прикладная ценность полученных результатов говорит о том, что большинство опрошенных знают, что такое прожиточный минимум и считают, что его не достаточно для нормальной жизни.
Так как проблема прожиточного минимума рассматривается совсем недавно, то информации и тем более научной литературы недостаточно, при разработке исследования приходилось опираться на данные, полученные в социальной политике, сети Интернет и периодической литературе.
1. Величина прожиточного минимума
1.1. Законодательная база о прожиточном минимуме в Российской Федерации.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;
основные социально-демографические группы населения трудоспособное население, пенсионеры, дети;
среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи (абзац дополнительно включен с 30 мая 2000 года Федеральным законом от 27 мая 2000 года N 75-ФЗ).
В настоящем Федеральном законе указывается назначение прожиточного минимума
1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.
2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом (пункт дополнительно включен с 30 мая 2000 года Федеральным законом от 27 мая 2000 года N 75-ФЗ).
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства Российской Федерации и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Прожиточный
минимум в других странах мира.
Во всем мире величина прожиточного
минимума, соответственно и состав
потребительской корзины, зависят от
уровня развития страны. Чем богаче
страна, тем разнообразнее и дороже
потребительская корзина. Например, в
США в потребительскую корзину включены
такие экзотические для нас продукты
питания, как бобы Лима, кленовый сироп
и т.д., а в Великобритании - даже алкогольные
напитки и табачные изделия.
В той же
Великобритании потребительская корзина
предусматривает затраты по оборудованию
жилья (включая приобретение мебели и
электроприборов), организации путешествий
и отдыха (оплата развлечений, приобретение
аудиовизуального оборудования), а также
затраты по содержанию личного автомобиля.
Для нас стандарты западных стран
пока недоступны. Судите сами, в США
величина прожиточного минимума,
соответствующая черте бедности, достигает
700 дол. в месяц (в пересчете на рубли это
в 10 раз выше, чем в России).
Минимальный набор везде рассчитывается
по минимальным ценам. Это обусловлено
высокой дифференциацией магазинов. Во
всем мире имеются элитарные магазины
в респектабельных кварталах и небольшие
мелкооптовые рынки и торговые точки на
окраинах, где товары доступны даже
эмигрантам из бедных стран. Цены на одни
и те же группы товаров в различных
магазинах могут отличаться на порядок.
Кроме того, везде имеется сеть магазинов,
в которых по низкой цене можно приобрести
качественные, но уже вышедшие из моды
товары.
В Европе и Америке
понимают, что для поддержания
жизнедеятельности слабообеспеченных
слоев населения не нужны дорогие и
модные вещи, поэтому цены для расчета
прожиточного минимума отслеживаются
в недорогих магазинах и берутся по
минимальной шкале. Что касается менее
развитых стран, в первую очередь бывшего
социалистического лагеря, то установление
минимальной величины прожиточного
минимума здесь ограничено экономическими
возможностями. Например, в Болгарии
прожиточный минимум рассчитывается с
начала 1990-х годов. Его величина около
60 дол. Но вот что интересно, данный
показатель до сих пор не применяется
для социальной защиты населения. Это
обусловлено финансовыми возможностями
бюджета, сокращением налогового бремени
и курсом на ускоренный экономический
рост.
В странах с рыночной
экономикой экономический подъем
неизбежно связан с ростом минимального
потребления, сокращением бедности. Это
происходит не только в Европе, но и в
Азии. Например, в Китае за истекшие
десятилетие ВВП увеличился в 4 раза, что
существенно сократило масштабы бедности.
Понятно, что для России, учитывая
ее современное экономическое состояние,
западные стандарты потребления пока
недоступны. Поэтому федеральные
нормативно-правовые акты ориентируют
региональную власть на предельные нормы
потребления, с учетом финансовых
возможностей конкретных территорий.
Стоимость продовольственной корзины в других странах можно посмотреть в таблице приложения 1.
1.3. Величина прожиточного минимума в регионах Тюменской области
Постановление о величине прожиточного минимума в Тюменской области на 1 квартал 2009 года подписал губернатор Владимир Якушев 22.12.2008 года. В соответствии с постановлением, средний размер прожиточного минимума оставлен без изменения, он составит 4717 рублей.
По основным группам населения прожиточный минимум выглядит так: для трудоспособного населения он составит 5100 рублей, для пенсионеров — 4110 рублей, для детей — 4478 рублей.
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал Постановление № 170-п от 22.06.2009, устанавливающее величину прожиточного минимума по Тюменской области, без учета автономных округов, на третий квартал 2009 года.
В расчете на душу населения данный показатель утвержден на уровне 5 191 рубль,
для трудоспособного населения – 5 611 рублей,
для пенсионеров – 4 517 рублей,
для детей – 4 878 рублей.
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев своим Постановлением № 267-п от 15.09.2009 установил величину прожиточного минимума по области (без автономных округов) на четвертый квартал 2009 года.
В расчете на душу населения эта величина составляет 5 243 рубля,
для трудоспособного населения – 5 667 рублей,
для пенсионеров – 4 562 рубля,
для детей - 4927 рублей.
По данным сумма прожиточного минимума в Тюменской области за год увеличилась с 4717 до 5243 рублей.
Сводная таблица представлена в приложении 2
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2009 № 17-п «Об установлении величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за IV квартал 2008 года» установлена величина прожиточного минимума за IV квартал 2008 года:
в среднем на душу населения - 7395 рублей;
для трудоспособного населения - 7916 рублей;
для пенсионеров - 6007 рублей;
для детей - 6845 рублей.
Величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе за 2008-2009 годы представлена в приложении3 .
По представленным данным сумма прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе также увеличилась с 7395 до 8109рублей.
2. Прожиточный минимум в ЯНАО
«О потребительской корзине по Ямало-Ненецкому автономному округу».
В ЯНАО в первом чтении принят проект закона «О потребительской корзине по Ямало-Ненецкому автономному округу».
Документ был подготовлен на основании закона "О прожиточном минимуме в РФ", а также в связи с истечением срока действия ранее принятой "потребительской корзины".
В частности, предполагается, что в следующие пять лет трудоспособный гражданин ЯНАО сможет съедать за год: мяса и мясных продуктов не менее 45 кг, рыбы и рыбопродуктов - 30 кг, молока и молочных продуктов 196 кг, яиц - 235 штук, хлеба и мучных изделий - 160 кг, сахара и кондитерских изделий - 24 кг, растительного масла, маргарина и других жиров - 19 кг, картофеля - 70 кг, овощей и бахчевых культур - 97 кг, фруктов - 23 кг и других продуктов - 4,8 кг.
Житель Ямала, согласно потребительской корзине, должен носить одну пару брюк из полушерстяной ткани в течение трех лет, одну пару джинсовых брюк в течение 4 лет, 2 пары сапог - четыре года, пару кроссовок - 4 года, а женщине придется растянуть три пары колготок на год, два бюстгальтера и две ночные сорочки на три года.
Потребительской корзиной ЯНАО также определено количество и срок износа предметов верхней одежды. Так, мужчины трудоспособного возраста должны носить одно меховое пальто 8 лет, куртку с меховой подстежкой 7 лет, плащ 8 лет. Женщинам трудоспособного возраста положено 1 пальто зимнее за 7 лет, 1 пальто демисезонное - 6 лет, плащ - 7 лет. А если учесть то обстоятельство, что у нас зима длится 9 месяцев в году, то получается, что по меркам средней полосы, где продолжительность зимы не более трех месяцев, мы должны носить одно зимнее пальто 21 год.
Кроме того, потребительская корзина включает в себя для женщин трудоспособного возраста одно платье из полушерстяной ткани на 4 года, из хлопчатобумажной ткани - три года, один халат на пять лет. Для мужчин трудоспособного возраста - костюм (5 лет), джемпер (2,5 года), рубашка (раз в год), тренировочный костюм (4 года), шапка (три года), меховой головной убор (6 лет), шарф (5 лет), пара перчаток трикотажных (три года).
В корзине также учитывается плата за отопление, квартплата, потребление воды, газа, электричества, посещение ребенка детского сада, услуги общественного транспорта и другие услуги.
Потребительскую корзину по ЯНАО представил Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа. По словам докладчика, состав и цена потребительской корзины детализированы для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей и подростков. По сравнению с ранее действовавшей корзиной, установленной в 2001 году, «увеличены нормативы мяса и мясопродуктов, рыбы, свежих овощей и фруктов, молочных продуктов». По мнению специалистов данного учреждения, принятие законопроекта должно положительно отразиться на уровне жизни отдельных категорий населения автономного округа в условиях рыночной экономики. Но, с другой стороны, изучив данный законопроект, даже человек, малознакомый с условиями проживания на Крайнем Севере, задумается, что в нем не учтены наши климатические условия. Для сравнения, потребительская корзина москвича с 1 января 2006 года содержит норму потребления мяса для трудоспособного мужчины в год 51,5 кг, на Ямале - 50 кг, свежих фруктов - 30 кг, в ЯНАО - 24, молочных продуктов для трудоспособного населения в Москве - 239 кг и на Ямале - 196 кг.
Мы живем на Крайнем Севере. Цены здесь гораздо выше, чем в средней полосе России. На Севере нет дачи и огорода, где можно посадить овощи - морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры. Населению приходится практически всё покупать в магазинах или на рынке. Сегодня у нас нет государственных торговых точек и поэтому цены запредельные. Необходимо брать рекомендации медицинских работников для нормального и полноценного питания северян. Человек, живя на Севере, при имеющейся температурной разнице расходует большое количество энергии, соответственно и потребление продуктов должно быть эквивалентно этому.
Конечно, каждый живет, как хочет, вернее, как может. Одни едят больше мяса, другие - овощей и фруктов. Одни покупают несколько костюмов, а другие ломают голову над тем, как дотянуть до следующей заработной платы или пенсии. Но, в любом случае потребительская корзина направлена на то, чтобы рассчитать прожиточный минимум и вычислить процент малоимущих слоев населения. Существенных изменений в потребительской корзине не произошло. Если бы она более реалистичной, в этом случае неизбежно пришлось бы поднять "черту бедности", за которой оказалась бы немалая часть населения.
2.2. Величина прожиточного минимума в ЯНАО на примере поселка Уренгой.
В 2006 году величина прожиточного минимума по Ямало-Ненецкому автономному округу в целом составляла 5788 рублей в среднеквартальном исчислении на душу населения, в том числе 6008 рублей на одного трудоспособного, 4276 рублей на одного пенсионера и 5460 рублей на одного ребенка. (Приложение 4.)
В 2007 году произошли существенные изменения правовой базы, регламентирующей определение размера потребительской корзины и, как следствие, расчёта прожиточного минимума в Ямало-Ненецком автономном округе.
В 2007 году величина прожиточного минимума по Ямало-Ненецкому автономному округу в целом составила 6460 рублей в среднеквартальном исчислении на душу населения, в том числе 6720 рублей на одного трудоспособного, 4766 рублей на одного пенсионера и 6015 рублей на одного ребенка.
По сравнению со стоимостью прожиточного минимума в среднеквартальном исчислении на душу населения за 2006 год (5788 руб.), стоимость прожиточного минимума в 2007 году выросла на 11,6%; за 2005 год (5221 руб.), стоимость прожиточного минимума в 2006 году выросла на 10,9% (за 2005 год стоимость прожиточного минимума увеличилась на 30%, за 2004 год - 8%).
Величина прожиточного минимума по Ненецкому автономному округу за IV квартал 2009 года в расчете на душу населения составляет 10 271 рубль,
для трудоспособного населения - 11 064 рубля,
для пенсионеров - 8 421 рубль,
для детей - 9 748 рублей.
Такие показатели утверждены Главой администрации округа в Постановлении № 248 от 28.12.2009.
По сравнению со стоимостью прожиточного минимума в среднеквартальном исчислении на душу населения за 2006 год (5788 руб.), стоимость прожиточного минимума в 2009 году увеличилась на 33%. (Приложении 5.)
Нами была составлена таблица «Цены в магазинах поселка Уренгой на товары потребительской корзины за февраль 2009года». Далее мы рассчитали стоимость продовольственной корзины на мою семью из 5 человек на месяц .
Кроме того в потребительскую корзину, как нам стало известно, входят:
коммунальные услуги ( 3-х комнатная квартира)
оплата телефона -
оплата детского сада ( с учетом льготы)
промышленные товары ( средства гигиены)
одежда для детей
Высчитали общую сумму потребительской корзины вместе с продуктами. Она составила на февраль месяц 24829,7 рублей
В декабре 2008г. и январе 2009г моя мама не работала. Доход семьи составлял 35тыс. рублей, поэтому наша семья была признана малообеспеченной, т.е. если 7949 рублей*5 человек, то будет 39745рублей. Нашей семье не достаточно было средств.
В феврале 2009года мама вышла на работу, общий доход составил 50000рублей. Разница между суммой прожиточного минимума и суммой дохода семьи составила
50000-40240= 9760 рублей, значит нашей семье достаточно той суммы, которую устанавливает государство.
В ноябре 2009года мы снова составили таблицу «Цены в магазинах поселка Уренгой на товары потребительской корзины» Высчитали общую сумму потребительской корзины вместе с продуктами. Она составила на ноябрь месяц 20503,65 рублей
Общий доход родителей не изменился. Разница между суммой прожиточного минимума и суммой дохода семьи составила 50000-43280= 6720рублей, значит нашей семье и в этом месяце достаточно той суммы, которую устанавливает государство.
Кроме того нами была проведена анонимная анкета в п. Уренгой (приложение 8).
Были опрошены разные возрастные группы населения.
Результаты анкетирования показывают, что 97% уренгойцев знают, что такое прожиточный минимум, 52% - точно определили средний прожиточный минимум в поселке, 99% считают, что 8656рублей не достаточно для нормальной жизни. Все опрошенные уверенно ответили, что правительство должно заботиться о повышении прожиточного минимума. 71% считают, что человек может сам повысить свой прожиточный минимум.
И 88% опрошенных все-таки считают, что в п. Уренгой есть семьи, живущие за чертой бедности.
Не зря они так считают из приложения 9 видно, что в нашей школе есть каждый год достаточно много детей из малообеспеченных семей, т.е. они живут за чертой бедности.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать выводы:
Россия при установлении стоимости потребительской корзины, то есть прожиточного минимума ориентируется на предельные нормы потребления, с учетом финансовых возможностей конкретных территорий. В России в потребительскую корзину входят минимальный набор продуктов питания и обязательные платежи и сборы.
В той же
Великобритании потребительская корзина
предусматривает затраты по оборудованию
жилья (включая приобретение мебели и
электроприборов), организации путешествий
и отдыха (оплата развлечений, приобретение
аудиовизуального оборудования), а также
затраты по содержанию личного автомобиля.
Для нас стандарты западных стран
пока недоступны. Судите сами, в США
величина прожиточного минимума,
соответствующая черте бедности, достигает
700 дол. в месяц (в пересчете на рубли это
в 10 раз выше, чем в России).
Сравнительный анализ показал, что прожиточный минимум в ЯНАО на 547руб.
больше чем в ХМАО и в 1.7 раза выше, чем в Тюменской области. Это говорит о том, что люди, живя на Севере, при имеющейся температурной разнице расходует большое количество энергии, соответственно и потребление продуктов должно быть эквивалентно этому.
Прожиточный минимум в среднеквартальном исчислении с 2005 -2009гг увеличился с 5221 рубля до 8656рублей с учетом увеличения цен по ЯНАО и в самом поселке.
Результаты подсчетов на примере своей семьи показали, что, если оба родителя работают и получают, зарабатывают среднюю зарплату, то семья находится не за чертой бедности, но и лишних денег, допустим на счетах в банке, не имеет.
Результаты социального опроса показали, что все жители поселка Уреногй знают, что такое прожиточный минимум, сколько он составляет; больше половины опрошенных считают, что могут повысить свой прожиточный минимум не дожидаясь государства, но все ответили, что установленной суммы не достаточно для нормальной и полноценной жизни. Многие считают, что в поселке есть люди, которые живут за «чертой бедности» и я с этим соглашусь, так как установленной суммы 8656руб. действительно мало. Если бы эта сумма была более реалистичной, в этом случае неизбежно пришлось бы поднять "черту бедности", за которой оказалась бы немалая часть населения поселка Уренгой.
Я считаю, что поставленная в моей работе цель достигнута полностью.
Список используемой литературы
Субетто А. И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества. // Ст. и К. 1994, №1.
Кривякина Е. Россияне тратят на продукты половину доходов.// Комсомольская правда. 18-25октября 2007г.