Центральный Дом Знаний - Прожиточный минимум ЯНАО

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"


      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Прожиточный минимум ЯНАО

Скачать работу с приложениями

Введение 2 стр.

  1. Величина прожиточного минимума.

    1. Законодательная база о прожиточном минимуме в Российской Федерации. 3 стр.

    2. Прожиточный минимум в других странах мира. 6 стр.

    3. Величина прожиточного минимума в регионах Тюменской области. 7 стр.

  2. Прожиточный минимум в ЯНАО.

    1. «О потребительской корзине по Ямало-Ненецкому автономному округу». 8 стр.

    2. Величина прожиточного минимума в ЯНАО на примере поселка Уренгой. 10 стр.

Заключение 12 стр.

Список использованной литературы 13 стр.

Приложения 14 стр.

Введение

Мы живем на Крайнем Севере. Цены здесь гораздо выше, чем в средней полосе России. На Севере нет дачи и огорода, где можно посадить овощи - морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры. Населению приходится практически всё покупать в магазинах или на рынке. Сегодня у нас нет государственных торговых точек и поэтому цены запредельные. Необходимо брать рекомендации медицинских работников для нормального и полноценного питания северян. Человек, живя на Севере, при имеющейся температурной разнице расходует большое количество энергии, соответственно и потребление продуктов должно быть эквивалентно этому.

Конечно, каждый живет, как хочет, вернее, как может. Одни едят больше мяса, другие - овощей и фруктов. Одни покупают несколько костюмов, а другие ломают голову над тем, как дотянуть до следующей заработной платы или пенсии. Но, в любом случае потребительская корзина направлена на то, чтобы рассчитать прожиточный минимум и вычислить процент малоимущих слоев населения. Существенных изменений в потребительской корзине не произошло. Если бы она более реалистичной, в этом случае неизбежно пришлось бы поднять "черту бедности", за которой оказалась бы немалая часть населения.

Я считаю, что рассматриваемая мной тема «Прожиточный минимум в ЯНАО» является очень актуальной, так как мы живем в ЯНАО и являемся потребителями.

Цель работы: исследовать прожиточный минимум в п. Уренгой, сравнить его с

прожиточным минимумом в регионах Тюменской области и с прожиточным минимумом в других странах.

Объектом исследования является сумма прожиточного минимума и состав потребительской корзины в ЯНАО.

Исследование прожиточного минимума и потребительской корзины проводилось с помощью сравнительного анализа.

Работа относится к прикладным исследованиям, так как поводился социологический опрос, который показал, насколько актуальна избранная тема.

Значимость и прикладная ценность полученных результатов говорит о том, что большинство опрошенных знают, что такое прожиточный минимум и считают, что его не достаточно для нормальной жизни.

Так как проблема прожиточного минимума рассматривается совсем недавно, то информации и тем более научной литературы недостаточно, при разработке исследования приходилось опираться на данные, полученные в социальной политике, сети Интернет и периодической литературе.

1. Величина прожиточного минимума

1.1. Законодательная база о прожиточном минимуме в Российской Федерации.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

  • прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

  • семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

  • основные социально-демографические группы населения трудоспособное население, пенсионеры, дети;

  • среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи (абзац дополнительно включен с 30 мая 2000 года Федеральным законом от 27 мая 2000 года N 75-ФЗ).

В настоящем Федеральном законе указывается назначение прожиточного минимума

 1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

 2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

  Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 

Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

 В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

 Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.

 Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом (пункт дополнительно включен с 30 мая 2000 года Федеральным законом от 27 мая 2000 года N 75-ФЗ). 

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства Российской Федерации и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.2. Прожиточный минимум в других странах мира.
Во всем мире величина прожиточного минимума, соответственно и состав потребительской корзины, зависят от уровня развития страны. Чем богаче страна, тем разнообразнее и дороже потребительская корзина. Например, в США в потребительскую корзину включены такие экзотические для нас продукты питания, как бобы Лима, кленовый сироп и т.д., а в Великобритании - даже алкогольные напитки и табачные изделия.

В той же Великобритании потребительская корзина предусматривает затраты по оборудованию жилья (включая приобретение мебели и электроприборов), организации путешествий и отдыха (оплата развлечений, приобретение аудиовизуального оборудования), а также затраты по содержанию личного автомобиля.
Для нас стандарты западных стран пока недоступны. Судите сами, в США величина прожиточного минимума, соответствующая черте бедности, достигает 700 дол. в месяц (в пересчете на рубли это в 10 раз выше, чем в России).
Минимальный набор везде рассчитывается по минимальным ценам. Это обусловлено высокой дифференциацией магазинов. Во всем мире имеются элитарные магазины в респектабельных кварталах и небольшие мелкооптовые рынки и торговые точки на окраинах, где товары доступны даже эмигрантам из бедных стран. Цены на одни и те же группы товаров в различных магазинах могут отличаться на порядок. Кроме того, везде имеется сеть магазинов, в которых по низкой цене можно приобрести качественные, но уже вышедшие из моды товары.
В Европе и Америке понимают, что для поддержания жизнедеятельности слабообеспеченных слоев населения не нужны дорогие и модные вещи, поэтому цены для расчета прожиточного минимума отслеживаются в недорогих магазинах и берутся по минимальной шкале. Что касается менее развитых стран, в первую очередь бывшего социалистического лагеря, то установление минимальной величины прожиточного минимума здесь ограничено экономическими возможностями. Например, в Болгарии прожиточный минимум рассчитывается с начала 1990-х годов. Его величина около 60 дол. Но вот что интересно, данный показатель до сих пор не применяется для социальной защиты населения. Это обусловлено финансовыми возможностями бюджета, сокращением налогового бремени и курсом на ускоренный экономический рост.
В странах с рыночной экономикой экономический подъем неизбежно связан с ростом минимального потребления, сокращением бедности. Это происходит не только в Европе, но и в Азии. Например, в Китае за истекшие десятилетие ВВП увеличился в 4 раза, что существенно сократило масштабы бедности.
Понятно, что для России, учитывая ее современное экономическое состояние, западные стандарты потребления пока недоступны. Поэтому федеральные нормативно-правовые акты ориентируют региональную власть на предельные нормы потребления, с учетом финансовых возможностей конкретных территорий.

Стоимость продовольственной корзины в других странах можно посмотреть в таблице приложения 1.

1.3. Величина прожиточного минимума в регионах Тюменской области

Постановление о величине прожиточного минимума в Тюменской области на 1 квартал 2009 года подписал губернатор Владимир Якушев 22.12.2008 года. В соответствии с постановлением, средний размер прожиточного минимума оставлен без изменения, он составит 4717 рублей.

По основным группам населения прожиточный минимум выглядит так: для трудоспособного населения он составит 5100 рублей, для пенсионеров — 4110 рублей, для детей — 4478 рублей.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал Постановление № 170-п от 22.06.2009, устанавливающее величину прожиточного минимума по Тюменской области, без учета автономных округов, на третий квартал 2009 года.

В расчете на душу населения данный показатель утвержден на уровне 5 191 рубль,

для трудоспособного населения – 5 611 рублей,

для пенсионеров – 4 517 рублей,

для детей – 4 878 рублей.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев своим Постановлением № 267-п от 15.09.2009 установил величину прожиточного минимума по области (без автономных округов) на четвертый квартал 2009 года.

В расчете на душу населения эта величина составляет 5 243 рубля,

для трудоспособного населения – 5 667 рублей,

для пенсионеров – 4 562 рубля,

для детей - 4927 рублей.

По данным сумма прожиточного минимума в Тюменской области за год увеличилась с 4717 до 5243 рублей.

Сводная таблица представлена в приложении 2

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2009 № 17-п «Об установлении величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за IV квартал 2008 года» установлена величина прожиточного минимума за IV квартал 2008 года:

в среднем на душу населения - 7395 рублей;

для трудоспособного населения - 7916 рублей;

для пенсионеров - 6007 рублей;

для детей - 6845 рублей.

Величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе за 2008-2009 годы представлена в приложении3 .

По представленным данным сумма прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе также увеличилась с 7395 до 8109рублей.

2. Прожиточный минимум в ЯНАО

    1. «О потребительской корзине по Ямало-Ненецкому автономному округу».

В ЯНАО в первом чтении принят проект закона «О потребительской корзине по Ямало-Ненецкому автономному округу».

Документ был подготовлен на основании закона "О прожиточном минимуме в РФ", а также в связи с истечением срока действия ранее принятой "потребительской корзины".

В частности, предполагается, что в следующие пять лет трудоспособный гражданин ЯНАО сможет съедать за год: мяса и мясных продуктов не менее 45 кг, рыбы и рыбопродуктов - 30 кг, молока и молочных продуктов 196 кг, яиц - 235 штук, хлеба и мучных изделий - 160 кг, сахара и кондитерских изделий - 24 кг, растительного масла, маргарина и других жиров - 19 кг, картофеля - 70 кг, овощей и бахчевых культур - 97 кг, фруктов - 23 кг и других продуктов - 4,8 кг.

Житель Ямала, согласно потребительской корзине, должен носить одну пару брюк из полушерстяной ткани в течение трех лет, одну пару джинсовых брюк в течение 4 лет, 2 пары сапог - четыре года, пару кроссовок - 4 года, а женщине придется растянуть три пары колготок на год, два бюстгальтера и две ночные сорочки на три года.

Потребительской корзиной ЯНАО также определено количество и срок износа предметов верхней одежды. Так, мужчины трудоспособного возраста должны носить одно меховое пальто 8 лет, куртку с меховой подстежкой 7 лет, плащ 8 лет. Женщинам трудоспособного возраста положено 1 пальто зимнее за 7 лет, 1 пальто демисезонное - 6 лет, плащ - 7 лет. А если учесть то обстоятельство, что у нас зима длится 9 месяцев в году, то получается, что по меркам средней полосы, где продолжительность зимы не более трех месяцев, мы должны носить одно зимнее пальто 21 год.

Кроме того, потребительская корзина включает в себя для женщин трудоспособного возраста одно платье из полушерстяной ткани на 4 года, из хлопчатобумажной ткани - три года, один халат на пять лет. Для мужчин трудоспособного возраста - костюм (5 лет), джемпер (2,5 года), рубашка (раз в год), тренировочный костюм (4 года), шапка (три года), меховой головной убор (6 лет), шарф (5 лет), пара перчаток трикотажных (три года).

В корзине также учитывается плата за отопление, квартплата, потребление воды, газа, электричества, посещение ребенка детского сада, услуги общественного транспорта и другие услуги.

Потребительскую корзину по ЯНАО представил Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа. По словам докладчика, состав и цена потребительской корзины детализированы для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей и подростков. По сравнению с ранее действовавшей корзиной, установленной в 2001 году, «увеличены нормативы мяса и мясопродуктов, рыбы, свежих овощей и фруктов, молочных продуктов». По мнению специалистов данного учреждения, принятие законопроекта должно положительно отразиться на уровне жизни отдельных категорий населения автономного округа в условиях рыночной экономики. Но, с другой стороны, изучив данный законопроект, даже человек, малознакомый с условиями проживания на Крайнем Севере, задумается, что в нем не учтены наши климатические условия. Для сравнения, потребительская корзина москвича с 1 января 2006 года содержит норму потребления мяса для трудоспособного мужчины в год 51,5 кг, на Ямале - 50 кг, свежих фруктов - 30 кг, в ЯНАО - 24, молочных продуктов для трудоспособного населения в Москве - 239 кг и на Ямале - 196 кг.

Мы живем на Крайнем Севере. Цены здесь гораздо выше, чем в средней полосе России. На Севере нет дачи и огорода, где можно посадить овощи - морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры. Населению приходится практически всё покупать в магазинах или на рынке. Сегодня у нас нет государственных торговых точек и поэтому цены запредельные. Необходимо брать рекомендации медицинских работников для нормального и полноценного питания северян. Человек, живя на Севере, при имеющейся температурной разнице расходует большое количество энергии, соответственно и потребление продуктов должно быть эквивалентно этому.

Конечно, каждый живет, как хочет, вернее, как может. Одни едят больше мяса, другие - овощей и фруктов. Одни покупают несколько костюмов, а другие ломают голову над тем, как дотянуть до следующей заработной платы или пенсии. Но, в любом случае потребительская корзина направлена на то, чтобы рассчитать прожиточный минимум и вычислить процент малоимущих слоев населения. Существенных изменений в потребительской корзине не произошло. Если бы она более реалистичной, в этом случае неизбежно пришлось бы поднять "черту бедности", за которой оказалась бы немалая часть населения.

2.2. Величина прожиточного минимума в ЯНАО на примере поселка Уренгой.

В 2006 году величина прожиточного минимума по Ямало-Ненецкому автономному округу в целом составляла 5788 рублей в среднеквартальном исчислении на душу населения, в том числе 6008 рублей на одного трудоспособного, 4276 рублей на одного пенсионера и 5460 рублей на одного ребенка. (Приложение 4.)

В 2007 году произошли существенные изменения правовой базы, регламентирующей определение размера потребительской корзины и, как следствие, расчёта прожиточного минимума в Ямало-Ненецком автономном округе.

В 2007 году величина прожиточного минимума по Ямало-Ненецкому автономному округу в целом составила 6460 рублей в среднеквартальном исчислении на душу населения, в том числе 6720 рублей на одного трудоспособного, 4766 рублей на одного пенсионера и 6015 рублей на одного ребенка.

По сравнению со стоимостью прожиточного минимума в среднеквартальном исчислении на душу населения за 2006 год (5788 руб.), стоимость прожиточного минимума в 2007 году выросла на 11,6%; за 2005 год (5221 руб.), стоимость прожиточного минимума в 2006 году выросла на 10,9% (за 2005 год стоимость прожиточного минимума увеличилась на 30%,  за 2004 год -  8%).

Величина прожиточного минимума по Ненецкому автономному округу за IV квартал 2009 года в расчете на душу населения составляет 10 271 рубль,

для трудоспособного населения - 11 064 рубля,

для пенсионеров - 8 421 рубль,

для детей - 9 748 рублей.

Такие показатели утверждены Главой администрации округа в Постановлении № 248 от 28.12.2009.

По сравнению со стоимостью прожиточного минимума в среднеквартальном исчислении на душу населения за 2006 год (5788 руб.), стоимость прожиточного минимума в 2009 году увеличилась на 33%. (Приложении 5.)

Нами была составлена таблица «Цены в магазинах поселка Уренгой на товары потребительской корзины за февраль 2009года». Далее мы рассчитали стоимость продовольственной корзины на мою семью из 5 человек на месяц .

Кроме того в потребительскую корзину, как нам стало известно, входят:

  • коммунальные услуги ( 3-х комнатная квартира)

  • оплата телефона -

  • оплата детского сада ( с учетом льготы)

  • промышленные товары ( средства гигиены)

  • одежда для детей

Высчитали общую сумму потребительской корзины вместе с продуктами. Она составила на февраль месяц 24829,7 рублей

В декабре 2008г. и январе 2009г моя мама не работала. Доход семьи составлял 35тыс. рублей, поэтому наша семья была признана малообеспеченной, т.е. если 7949 рублей*5 человек, то будет 39745рублей. Нашей семье не достаточно было средств.

В феврале 2009года мама вышла на работу, общий доход составил 50000рублей. Разница между суммой прожиточного минимума и суммой дохода семьи составила

50000-40240= 9760 рублей, значит нашей семье достаточно той суммы, которую устанавливает государство.

В ноябре 2009года мы снова составили таблицу «Цены в магазинах поселка Уренгой на товары потребительской корзины» Высчитали общую сумму потребительской корзины вместе с продуктами. Она составила на ноябрь месяц 20503,65 рублей

Общий доход родителей не изменился. Разница между суммой прожиточного минимума и суммой дохода семьи составила 50000-43280= 6720рублей, значит нашей семье и в этом месяце достаточно той суммы, которую устанавливает государство.

Кроме того нами была проведена анонимная анкета в п. Уренгой (приложение 8).

Были опрошены разные возрастные группы населения.

Результаты анкетирования показывают, что 97% уренгойцев знают, что такое прожиточный минимум, 52% - точно определили средний прожиточный минимум в поселке, 99% считают, что 8656рублей не достаточно для нормальной жизни. Все опрошенные уверенно ответили, что правительство должно заботиться о повышении прожиточного минимума. 71% считают, что человек может сам повысить свой прожиточный минимум.

И 88% опрошенных все-таки считают, что в п. Уренгой есть семьи, живущие за чертой бедности.

Не зря они так считают из приложения 9 видно, что в нашей школе есть каждый год достаточно много детей из малообеспеченных семей, т.е. они живут за чертой бедности.

Заключение

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

  1. Россия при установлении стоимости потребительской корзины, то есть прожиточного минимума ориентируется на предельные нормы потребления, с учетом финансовых возможностей конкретных территорий. В России в потребительскую корзину входят минимальный набор продуктов питания и обязательные платежи и сборы.

В той же Великобритании потребительская корзина предусматривает затраты по оборудованию жилья (включая приобретение мебели и электроприборов), организации путешествий и отдыха (оплата развлечений, приобретение аудиовизуального оборудования), а также затраты по содержанию личного автомобиля.
Для нас стандарты западных стран пока недоступны. Судите сами, в США величина прожиточного минимума, соответствующая черте бедности, достигает 700 дол. в месяц (в пересчете на рубли это в 10 раз выше, чем в России).

  1. Сравнительный анализ показал, что прожиточный минимум в ЯНАО на 547руб.

больше чем в ХМАО и в 1.7 раза выше, чем в Тюменской области. Это говорит о том, что люди, живя на Севере, при имеющейся температурной разнице расходует большое количество энергии, соответственно и потребление продуктов должно быть эквивалентно этому.

  1. Прожиточный минимум в среднеквартальном исчислении с 2005 -2009гг увеличился с 5221 рубля до 8656рублей с учетом увеличения цен по ЯНАО и в самом поселке.

  2. Результаты подсчетов на примере своей семьи показали, что, если оба родителя работают и получают, зарабатывают среднюю зарплату, то семья находится не за чертой бедности, но и лишних денег, допустим на счетах в банке, не имеет.

  3. Результаты социального опроса показали, что все жители поселка Уреногй знают, что такое прожиточный минимум, сколько он составляет; больше половины опрошенных считают, что могут повысить свой прожиточный минимум не дожидаясь государства, но все ответили, что установленной суммы не достаточно для нормальной и полноценной жизни. Многие считают, что в поселке есть люди, которые живут за «чертой бедности» и я с этим соглашусь, так как установленной суммы 8656руб. действительно мало. Если бы эта сумма была более реалистичной, в этом случае неизбежно пришлось бы поднять "черту бедности", за которой оказалась бы немалая часть населения поселка Уренгой.

  4. Я считаю, что поставленная в моей работе цель достигнута полностью.

Список используемой литературы

  1. Субетто А. И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества. // Ст. и К. 1994, №1.

  2. Кривякина Е. Россияне тратят на продукты половину доходов.// Комсомольская правда. 18-25октября 2007г.