Центральный Дом Знаний - Экономика семьи в хозяйстве страны 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экономика семьи в хозяйстве страны 1

Немаловажными функциями семьи являются организация семейного бизнеса, индивидуальное участие членов семьи, а также корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и другие.

2.3.Семейный бюджет

Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджет.

Семейный бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов.

Доходы включают следующие статьи:

- заработная плата;

- предпринимательский доход;

- доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды);

- государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования);

- доходы из прочих источников (наследство и т.д.).

Расходы семейного бюджета состоят из следующих статей:

- соцстрахование;

- налоги;

- питание и вкусовые товары;

- одежда и обувь;

- квартплата;

- электричество;

- мебель, бытовые приборы;

- транспорт;

- промышленные товары;

- образование, развлечения;

- досуг, путешествия;

- добровольные пожертвования и взносы в общественные организации;

- накопления (сбережения).

Среди доходов населения наибольший удельный вес в большинстве семей составляют заработная плата и предпринимательский доход, хотя они чрезвычайно разнятся по отдельным семьям. Как правило, именно эти статьи доходов определяют благополучие семьи. Но не только.

Существенное значение имеют доходы от собственности. В динамике структуры имущества семей развитых стран преобладает тенденция к увеличению доли финансовых компонентов собственности (наличные денежные средства, ценные бумаги, сберегательные вклады, накопления в фондах страхования жизни и т.д.).

Размеры собственности значительно дифференцированы по социально-профессиональной принадлежности семей. В настоящее время процесс передачи имущества по наследству играет меньшую роль в формировании первоначальной собственности, чем это отмечалось прежде. А это значит, что молодые семьи должны собственными усилиями стремиться к росту своего благосостояния.

Среди расходов первостепенное значение имеют расходы на питание, которые в России в семьях с доходом ниже минимального уровня составляют от 60 до 90%, со средне-душевым доходом - 42%, в высокооплачиваемых семьях - 28-29%. Сравните: в США они составляют 25,4%, Западной Европе - 20%, Японии - 25-30%, т.е. имеет место тенденция к понижению. Для России характерна противоположная тенденция.

По оценкам американских специалистов, объем душевого потребления в российских семьях накануне 90-х годов составлял 34,4% от уровня США, по продовольственным товарам- 54%, одежде - 39%, товарам длительного пользования - 20%. Англичане говорят, что деньги, потраченные на еду, - деньги, выброшенные на ветер. Весьма спорно, но тем не менее часто семьи тратят на эти цели гораздо больше, чем это необходимо. Большой убыток семейному бюджету наносят необоснованные закупки продуктов, многие из которых заканчивают свою жизнь в помойном ведре. По подсчетам российских экономистов, только хлебобулочных изделий к началу 90-х годов у нас выбрасывалось около 15-20%. В связи с ростом цен к хлебу сейчас во многих семьях стали относиться с большей бережливостью. С учетом же других продуктов питания (молока, мяса и т.д.) "среднестатистическая семья" теряет по собственной вине от 4 до 12% совокупного дохода, подлежащего распределению.[7,с.115]

Бюджет семьи, отражающий ее социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал и другое.

Уровень жизни в отдельных странах различен, и одним из показателей, характеризующих этот уровень, служит потребительская корзина.

Потребительская корзина - это полный набор потребительских (материальных и духовных) благ и услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий ее нормальную жизнедеятельность.

Расчеты потребительской корзины в России были впервые проведены в 1988 г. Потребительская корзина делится на три части: продукты, непродовольственные товары и услуги. Базовой является продуктовая корзина, так как для людей, живущих за чертой бедности, питание - основная статья расходов. Согласно методике здравоохранения США, для нормального потребления расходы на питание должны составлять 1/3 совокупных расходов потребителей. Отсюда граница бедности равна утроенной величине расходов на питание.

Общественно необходимый стандарт потребления в развитых странах сегодня включает также: обеспеченность квартирой, домашней обстановкой, автомобилем, дачей (вторым домом).

Потребительская корзина служит основой для определения прожиточного минимума, другой составной частью которого (помимо продовольственной корзины) является корзина непродовольственных товаров и услуг. В стоимость прожиточного минимума входят также налоги и обязательные платежи.

В связи с ростом цен величина потребительской корзины в денежном выражении постоянно растет. Отсюда возникает необходимость индексации стоимости жизни отдельных людей, членов семьи по социальным группам населения.

2.4.Семейные предприятия

Семейные предприятия составляют значительную, и экономически наиболее активную, часть субъектов малого предпринимательства по стране в целом. При этом среди общего спектра малых предприятий именно семейные отличаются наибольшей успешностью. Следует заметить, что такая ситуация является для России традиционной. Это можно проследить, вспомнив об исторических корнях данной формы предпринимательства, которые лежат еще в ремесленничестве.

Преемственность – одна из главных особенностей семейного бизнеса. Когда самый пожилой сотрудник компании готовится отойти от дел, его старший сын возглавлять, по меньшей мере, отдел, младший – работает над конкретным проектом, а внуки привлекаются к работе в качестве курьеров. Иными словами, семейное предприятие старается вырастить специалистов само для себя. Обратим внимание на то, что в большинстве своем именно многочисленным семейным предприятиям принадлежит сфера торгового и бытового обслуживания населения. Предприятия данного типа, вкупе с другими учреждениями, образуют систему материальных и нематериальных услуг, оказываемых домохозяйствам. К материальным услугам относятся услуги предприятий торговли и общественного питания, транспорта, связи, производственные услуги бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства. Материальные услуги, предоставляемые семейными предприятиями, как правило, обеспечивают удовлетворение материальных, биологических потребностей человека в пище, одежде, жилье. При этом в процессе оказания материальных услуг осуществляются изготовление и подготовка к потреблению различных материальных благ, необходимых для жизни человека функционирования семьи и ведения домашнего хозяйства.

Особое место в системе работы семейного предприятия занимает посредническая по своему содержанию деятельность, в рамках которой предприятия описываемого типа, занимающиеся торговлей, обеспечивают продвижение продовольственных и непродовольственных товаров от их производителей к потребителям. [8, с.9]

Можно резюмировать, что семейный бизнес нашел свое место в сфере бытового обслуживания населения. Сегодня оказываются значительные услуги по ремонту и прокату культурно-бытового и домашнего хозяйственного оборудования и инвентаря, ремонту и индивидуальному пошиву одежды, обуви. При участии малых семейных предприятий происходит перевозка пассажиров, обеспечивается перемещение грузов, необходимых для ведения домашнего хозяйства (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом продуктов питания и т.п.).

В настоящее время в связи с проводимой в ряде регионов реформой жилищно-коммунального комплекса особое внимание со стороны семейного бизнеса уделяется именно этой сфере бытовой организации хозяйства. Трудно сказать, по какому конкретно сценарию будут строиться отношения потребителей с жилищно-коммунальными службами в будущем, но на данном этапе семейные предприятия уже предлагают свои услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению жилища водой, теплом, электроэнергией. Естественно, ремонтно-строительные семейные предприятия осуществляют ремонт и строительство жилья, дач, гаражей и различных надворных хозяйственных и культурно-бытовых построек.

Я рассмотрела явление, исторически определявшееся как «домашнее производство» и в настоящее время обретающее формы семейного бизнеса, семейных предприятий. Основной характеристикой такого рода структур является их максимальная гибкость, подвижность, приближенность к бытовым проблемам семьи, и потому быстрое реагирование на конкретные нужды.

Небольшую перспективу в вопросах обеспечения самозанятости населения имеет развитие семейного предпринимательства. Развитие семейного бизнеса должно идти под лозунгом: «не давайте нам рыбу – лучше научите её ловить».

Самим семьям нужно дать возможность выбирать, на что тратить деньги – на проедание пособий или на открытие собственного дела при помощи государства.

Сегодня семейный бизнес, как и малый бизнес вообще, большинство ответственных руководителей государственного и муниципального уровня рассматривают как «дойную корову» для пополнения бюджетов. Это опасная точка зрения, которая не учитывает социальный характер семейного предпринимательства. Нельзя оценивать семейное предпринимательство только по тому, сколько доходов оно приносит государству. Семейное предпринимательство создает стабильную социально-экономическую обстановку в обществе, формирует позитивную, направленную в будущее деловую среду, стимулирует деловую активность населения. Семейное предпринимательство необходимо для деловой самореализации предприимчивости граждан, их интеллекта, без этого невозможно устойчивое развитие экономики. Один предприниматель в системе семейного предпринимательства обычно обеспечивает работой до пяти других членов семьи, переводя их из разряда социально нуждающихся в разряд самодостаточных граждан страны. Именно поэтому развитие семейного предпринимательства должно осуществляться во взаимодействии и при поддержке государственных и муниципальных органов социальной защиты населения. [4,с.29]

Из опыта западных стран, где семейное предпринимательство развивается в течение сотен лет, известно, что предпринимательство повышает устойчивость семьи. Занятие семейным предпринимательством способствует укреплению семьи, уменьшает количество внутрисемейных конфликтов и увеличивает возможности для решения бытовых проблем.

По наличию в семьях постоянных бытовых проблем ситуация более благополучна в семьях предпринимателей, чем в иных семьях. Аналогичная ситуация складывается и в ответах на вопрос о наличии возможностей решать бытовые проблемы: здесь показатели у семейных предпринимателей также более благоприятные, чем по остальной группе населения. При этом более половины предпринимателей уверены, что именно занятие бизнесом помогает в решении семейных проблем. В семейном бизнесе обычно возникает внутреннее распределение обязанностей, так что муж и жена никак не могут обойтись друг без друга, когда нужно купить, привезти, продать товар. Это такой вид бизнеса, где найдется применение и мужскому и женскому труду и труду вчерашних школьников. Так что успех семейного бизнеса - в гармонии, когда все помогают друг другу, вместе отстаивают корпоративные интересы.

Другим позитивным фактором развития семейного предпринимательства является воспитание детей. Там, где родители с утра до ночи занимаются своим семейным делом, будьте уверены, не будет праздношатающихся детей, которые не знают чем себя занять. Дети в крестьянских хозяйствах, помогая родителям, уже с юных лет познают истинную цену трудовой копейке. Предприниматели, активно вовлекающие своих детей в бизнес с ранних лет, трижды выигрывают.

Они делают дополнительные инвестиции в свое дело, закладывают прочный фундамент для карьеры детей и укрепляют семью. Это особенно важно сегодня, в нынешней ситуации утраты нравственных ориентиров и жизненных целей большинством населения нашей страны.

Большие перспективы семейное предпринимательство имеет и в плане повышения нравственности тех, кто занимается бизнесом. Как правило, на малых семейных предприятиях, где человек отвечает за свой труд перед близкими, больше порядка, здесь нет места расхлябанности и попустительству. Популярные в первые годы реформ, пришедшие из криминальной среды «кидания» и не возвраты долгов, трудно представить для семейного предприятия, поскольку «лицо» потеряет вся семья, все ее поколения. Работа на семейном предприятии никому не в тягость, никто у себя воровать не будет. В семейном предприятии работник не отстранен от результатов своего труда, он видит конечный продукт и переживает относительно реакции потребителя.

На крупном же предприятии работник от результатов своего труда отстранен.

Семейное предпринимательство сочетает в себе максимальную заинтересованность работника в результатах своего труда и высокую ответственность, использует при его мотивации не только материальные, но и стимулы более высокого порядка – моральные.[1,с.150]

Если характеризовать семью как субъект предпринимательской деятельности, то Федеральным Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Создание полноценного аграрного сектора российской экономики без развития семейных крестьянских хозяйств просто невозможно. Хорошим примером для демонстрации резервов семейного предпринимательства являются приусадебные и дачные участки, где хорошо решаются вопросы выбора семенного материала, экологически чистых удобрений и труда «на себя». В большинстве случаев работа на огороде у своего дома не считается малым бизнесом. И этот огород, являющийся порой единственным средством пропитания и заработка, превращает его хозяина в заурядного безработного, которому не положены никакие льготы и оплата временной нетрудоспособности. Не говоря уже о том, что мнимому безработному, трудящемуся от зари до зари на личном подворье, заказан и путь в банк, где ему, конечно, никто не выдаст никакого кредита на развитие хозяйства. Сегодня фермеры и крестьянские товарные подворья, несмотря на все трудности, производят 30 % продовольствия страны. Однако, несмотря на весомый вклад обладателей личных подворий в развитие сельского хозяйства, де-факто семейные предприниматели так и продолжают существовать в неопределенном правовом поле до сегодняшнего дня. Отсюда и другие их беды: отсутствие снабженческих организаций, трудности с реализацией продукции по соразмерным с затратами ценам.

Семейное предпринимательство может стать весьма заметным фактором развития такого сектора экономики, как туристско-рекреационная сфера.

Зарубежный опыт показывает, что в Европе более 70 % туристов останавливаются в небольших частных гостиницах, гостевых домах, частном жилище граждан, туристских хуторах, туристских деревнях и т.д., владельцами и одновременно обслуживающим персоналом, которых являются члены одной семьи. Учитывая набирающую темпы перспективу расширения сети объектов туристского обслуживания, (среди которых не только средства размещения упомянутых типов, но и торговые точки, пункты питания, сувенирное производство и др. составляющие туристской индустрии), спрос на которые постоянно растет, следует признать, что поле деятельности для семейного предпринимательства здесь очень широкое. Оно станет не только основным источником средств к достойному существованию многих сотен семей, но и хорошей практической школой предпринимательства для подрастающего в семье поколения и фактором, укрепляющим семью.

Формы предпринимательства.

Предпринимательство может приобретать самые разные формы в зависимости от того, действует ли предприниматель самостоятельно, лично или вступает в союз с другими предпринимателями, пользуется ли только своим имуществом или одновременно имуществом других лиц, использует свой труд или привлекает наемных работников.[5, с.154].

3.Исследование экономики семьи на примере семейного предприятия

Фирма "Юпитер" создана моей мамой - Вельямидовой Ольгой Николаевной в марте 2005 года. Эта фирма специализируется на оказании услуг по ремонту квартир, установке натяжных потолков и лепнины. В начале своего пути офис фирмы находился на Ленина, 16, кв.16,которое она арендовала. Но со временем переехал в гипермаркет «Южный» на 3 этаж. Развивалось предприятие постепенно. С начала закупалось необходимое оборудование - перфаратор, электро-дрель, шуруповёрт, газовая пушка, газовый балон, шпатели, и материалы - выкройки натяжного потолка, декоративные вставки, гипсокартон, металлические профили, багет для проведения работ. Затем шло распределение обязанностей: мама занимается документацией, а папа наймом рабочей силы и выполнением работ. В этом году мне доверили заполнять бухгалтерскую отчетность, чтобы справиться с этим заданием я изучила программу 1С. Были небольшие трудности с поиском первых клиентов. Реклама производилась в виде объявлениё в газете «Строительная биржа». В основном заказы появлялись следующим образом: сделали ремонт в одной квартире хозяевам понравилось, они рассказали друзьям, тем в свою очередь тоже понравилось ,и они тоже решили сделать ремонт.

Ремонт квартир это очень выгодное дело, потому что спрос на рынке очень большой люди постоянно нуждаются в ремонте жилья. На рынке данных услуг существуют большие и малые фирмы, оказывающие аналогичные услуги. Но наша фирма может конкурировать с ними так, как выполняет работу качественно, в срок , за умеренную цену.

С появлением в нашей семье своего семейного бизнеса, доходы семьи значительно выросли, и родителям очень нравиться своя работа, потому что они сами решают в каком направлении им работать, а в добавок к этому еще и приносят пользу людям и облегчают проведение ремонтных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К началу 19 века семейное дело в России оставалось основной формой не только торговой, но и промышленной деятельности. Создаваемые в этот период фирмы чаще всего являлись семейным бизнесом, осуществляемым на средства семьи. Управленческие и технические знания предоставлялись через семейный опыт и родственные связи. Больше того, в условиях запоздалого развития капитализма в России семья являлась единственной удовлетворительной моделью частного бизнеса.[1, с.151]

В нашей стране очень много семей и у каждой есть своё домашнее хозяйство, определённый бюджет, которым семья может распоряжаться. Очень важно, чтобы в семье правильно были распределены обязанности, ответственное выполнение поручений всеми членами семьи, грамотно расходовался семейный бюджет, воспитывались разумные потребности. Для пополнения семейного бюджета семья может организовать своё дело. В наше же время семейное предринимательство развито на достаточном уровне.

Изучив экономику своей семьи, я пришла к выводу, что семейное предринимательство это очень перспективное дело, потому что за счет этого семья может улучшить свой бюджет, заниматься любимым делом, приносить пользу не только для себя, но и для других людей.

Исследование показало, что семьи, официально можно разделить на 3 группы: первая группа - стабильные крепкие семьи 15% от общего количества , третья группа – нестабильные, не крепкие семьи составляют тоже 15%от общего количества, и вторая группа- промежуточная которую составляют семьи со средней стабильностью , но не исключен переход в третью группу, - они составляют 70% . Также, исследование определило основы благополучия современной семьи. В первую очередь, это совместное ведение хозяйства. На сегодняшний день рынок социальных услуг, предоставляемых семье, может стать одним из ключевых факторов семейной и демографической политики государства.

Семьи, добившиеся социального признания, обретшие уникальный опыт адаптации к современным условиям, не передают опыт следующему поколению, поскольку растущие требования со стороны общества к качеству детей, стимулируют постоянно растущие затраты на их воспитание, обучение, содержание. И перед благополучной семьёй неизбежно встаёт выбор между количеством и качеством человеческого капитала. Но, эти самые затраты на воспроизводство человеческого капитала носят не только финансовый, но и временной и личностный характер.

Личное время и личные усилия - это крайне ограниченный ресурс, который стал фундаментом малодетной семьи репродуктивной модели благополучной семьи Поскольку с одной стороны, мы видим бурно растущие требования к качеству человеческого капитала, требующие возрастных усилий и времени родителей, а с другой , наблюдаем возрастающую интенсивность общественного труда, существенно их ограничивающую.

Выходом из данной ситуации может быть профессиональная институционализация домашнего труда, превращение его в отрасль сферы услуг.

Именно профессионализация домашнего труда, позволит снять груз бытовых дел с благополучной семьи. С практической точки зрения – это формирование полноценного рынка социальных услуг, связанных с домашним трудом, традиционно осуществляемым семьёй.

Чем лучше организованно домашнее хозяйство в семье, чем больше таких семей в стране, тем лучше экономика в стране в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Вопросы экономики //Барышников М. журнал, 2005, №7, с.150-156

2.Вяткин К. П.С чего начать – М.: Радар, 2004, с.48

3.Липсиц В.И.Экономика: учебник для вузов.-М.: Омега-Л., 2004.- 656с-(Высшее экономическое образование)

4.Разберг Б.А. Основы бизнеса. - М.: Ось-89, 1996.-192 с.

5.Симоненко В.Д., Шелепина О.Н. Семейная экономика: учебник для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область <Технология>.- М.: Вита-Пресс, 2000.-184с. ил.-

6.Социальная работа // И. А. Кунгуреева, 2007,. №6, с.36-37

7.Социс//Р. Капелюшник, 2005, №10, с. 111-119

8.Учительская газета//Т.И. Белова, 2007,. №48, с.9

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24