Центральный Дом Знаний - История возникновения фортепиано

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

История возникновения фортепиано

Очень давно, в Древней Греции, ещё во время Пифагора, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde – струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была ещё одна – подвижная. Она передвигалась по струне, то, укорачивая звучащую часть её, то, снова удлиняя и тем, изменяя высоту звука.

Постепенно к этой струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками – плектрами (медиаторами), а иногда – ударяя по струне палочками, молоточками.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, на одной из его сторон разместилась клавиатура. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты – металлические пластинки. Тангенты касались струн, а те начинали звучать.

Предшественники клавикорда и клавесина, использовались в музыкальной практике почти всех европейских стран. Первые опыты создания этих инструментов относятся к XIV веку. В конце XV столетия уже получают известность два типа клавира: клавикорд и клавесин.

– это общее название группы клавишных струнно-щипковых инструментов, в которую входят клавесин, клавикорд, чембало, спинет, верджинел. Наиболее известны клавесин и клавикорд. На них играли в странах Европы в XVII-XVIII веках.

При нажатии на клавишу струну зацепляет воронье перо (в клавесине) или металлическая пластинка под названием «тангент» (в клавикорде).

Звук получается нежный, звенящий, быстро затихает. Чтобы его продлить, часто использовались украшения - трели, морденты, форшлаги. На инструменте нельзя было исполнить яркие динамические оттенки.

Для клавесина и клавикорда писали композиторы Германии, Англии, Франции и других стран. Пьесы были небольшие, различного характера, часто имели названия. Такова, например, пьеса «Тамбурин" французского композитора Ж. Ф. Рамо.

В начале XVIII века итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал новый вид клавира. В усовершенствованном виде он стал называться фортепиано. Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Клавикорд

Перевести это название можно так – «клавишеструнник». До появления клавикорда клавиатура была только у органа, она могла вызвать ассоциации лишь с трубами, но никак не со струнами. И вот возник инструмент, в котором клавиши управляли струнами.

История первого клавишеструнника началась в XI веке с инструмента со странным названием «английская шахматная доска». Слишком мало сведений о нем сохранилось, в основном это догадки и предположения. Одни считают, что на крышке инструмента была изображена шахматная доска, чтобы он мог использоваться не только для музицирования, но и для игры в шахматы. Другие предполагают, что чередование коротких белых и черных клавиш напоминало клетки шахматной доски. А третьи высказывали мнение, что произошла путаница в словах, одно слово с течением времени стали принимать за другое, как это нередко бывает в языке и понятие «шахматная» имело раньше другое значение, никак не относящиеся к шахматам.

Все инструменты клавикорда сначала были совершенно одинаковыми. Даже настраивались одинаково. Это очень облегчало настройку. А разные звуки от разных клавиш получались вот так: Тангент, извлекая звук, одновременно делил струну на две части- звучащую и незвучащую. Звучащая часть, естественно, оставалась свободной, а незвучащая приглушалась. Соотношение этих частей при нажатии разных клавиш было разным, поэтому и звуки получались разными.

Внешне клавикорд представлял собой поначалу все тот же невысокий ящик, который во время игры музыкант ставил на колени. Потом клавикорд стал настольным – при игре его ставили на стол или специальную подставку. А ещё позже инструмент обрёл и собственные ножки. Но до самого последнего времени клавикорд был очень разных размеров. Самые маленькие были величиной с книгу. Они обладали диапазоном в одну октаву, и этого хватало для несложных мелодий. А у самых больших, было четыре октавы.

Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы играть на нём в концертных залах перед многочисленной публикой.

Будучи очень тихим инструментом, клавикорд всё же позволял делать крещендо и диминуэндо.

Другой клавишный инструмент – клавесин, скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке.

Уже на первых порах, в XV и XVI веках, клавесин сильно отличался от клавикорда. Вместо латунных тангентов мастера установили на задних концах клавиш вертикальные деревянные брусочки с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Инструмент стал обладать более громким голосом, изменился и характер звучания. Каждая клавиша имела собственную струну. В отличие от клавикорда струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю.

Обладал клавесин совершенно новым по сравнению с клавикордом элементом – гибкой деревянной декой, которая, резонируя, усиливала и облагораживала звучание струн. Уже потом деку переняли у клавесина и некоторые клавикорды.

Звук клавесина – довольно слабый, не очень пригодный для исполнения музыкальных произведений в больших помещениях. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать протяжённо.

В разных странах он назывался по-разному: клавицимбал, чембало, верджинел, клавесин.

Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента. Клавесины продаются достаточно в больших количествах.

Третий вид струнно-клавишных, на котором играли в XV, XVI, XVII веках, - спинет. То есть маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы и чаще прямоугольной, чем крыловидной формы. Его струны расположены диагонально к клавиатуре. Именно благодаря большой компактности спинет приобретали для домашнего музицирования. Он был богато декорирован и украшал интерьер так же, как красивая мебель.

Изобретение фортепиано в 1709 году принято связывать с именем флорентинца Бартоломео Кристофори.

Бартоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано гостям не понравилось - его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавесином и клавикордом.

Больше повезло инструменту в Германии. Музыкальный мастер Готфрид Зильберман, державший в Дрездене Клавесинную фабрику, наладил производство фортепиано, усовершенствованных и им самим, и его фабричными работниками. Эти инструменты звучали уже лучше первых моделей.

На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal-королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino-маленькое пианино). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где можно обойтись меньшей силой звука.

Самое замечательное в фортепиано – это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать звучания фортиссимо. Другое отличие фортепиано от предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Появление фортепиано вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром – новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, занять центральное место в концертных залах Европы.

Рост популярности фортепиано привёл к появлению пианистов-виртуозов.

Очень многие композиторы XIX-XX века писали и пишут для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфонии Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным художественным возможностям.

«Душой фортепиано» называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. Много музыки для фортепиано написано советскими композиторами – Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Кабалевским и другими.

Весь мир знает прославленных пианистов - от Листа и Шопена, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями на этом инструменте, до братьев Антона и Николая Рубинштейна. Огромной известностью и любовью слушателей пользуются Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Бенедетти Микеланжели, Глен Гульд, Ван Клиберн, Элисо Вирсаладзе, Владимир Крайнев, Дмитрий Башкиров, Михаил Плетнёв, Евгений Кисин, Денис Мацуев и др.

В 2009 году фортепиано исполнится 200 лет. Много это или мало? Не знаю. Но уверена: «славе его ещё далеко до заката».

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24