Центральный Дом Знаний - Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства 1

Велика роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. По данным Управления по делам ма­лого бизнеса, более половины рабочих мест, созданных в США за последние 5 лет приходится на фирмы с числом занятых менее 100 человек [5].

На отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают сильное влияние уровень развития институцио­нальной и производственной инфраструктуры, отраслевая специфика и экономические механизмы, действующие в той или иной стране и в отдельных регионах. Малые предприятия в разных странах занимают прочные позиции в торгов­ле, строительстве, сфере услуг.

Осуществляется активная диверсификационная поли­тика малого предпринимательства в новые области произ­водства: машиностроение, энергетику, электротехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспор­тные перевозки и коммуникации и другие высокотехноло­гичные сферы производства.

Продукция малых и средних предприятий занимает су­щественное место в экспортно-импортных операциях мно­гих стран. На их долю приходится примерно 40% товарно­го экспорта Германии, Италии, Японии. В Бельгии 52% всех малых предприятий торгуют на международном рынке. Боль­шинство экспортных предприятий Греции (97%) составля­ют малые и средние фирмы.

Многообразие организационно-правовых форм предпри­ятий реализует экономические интересы различных соци­альных слоев, групп, отдельных личностей, прилагающих свой труд в малом предпринимательстве. В США из общего количества фирм 73% представляют фирмы, находящиеся в единоличном частном владении и 17% — в корпоративной форме. В Великобритании 54,7% являются индивидуальны­ми предприятиями, 25,6% — товариществами и только 18,6% являются акционерными предприятиями.

Малые предприятия вносят существенный вклад в эко­номический рост посредством внедрения новых товаров, услуг, результатов НТП. В развитых странах значительная часть нововведений появляется в малых фирмах. По оцен­кам Национального научного фонда США, на каждый дол­лар, вложенный в научные исследования, фирмы с числен­ностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше ново­введений, чем фирмы с занятостью в 100—1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 че­ловек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных компаний. Небольшим фирмам требуется в сред­нем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным — 3,05 года [5].

Особое место малые формы производства занимают в экономике развивающихся стран. В условиях перехода че­ловечества к индустриальной и научно-технической систе­мам мелкое производство стало важнейшим структурным элементом механизма развития, основу которого составля­ет. взаимодействие разнородных социально-экономических типов производства и более полная реализация их функ­ций в процессе перехода многоукладной экономики разви­вающихся стран к современному научно-техническому уров­ню развития производительных сил. Причем если мелкая промышленность, интегрирующаяся в современный индус­триальный комплекс, становится фактором модернизации, то традиционное мелкое производство, выполняет важные функции социальной стабилизации. При этом надо учиты­вать, что если крупные формы бизнеса стали развиваться в этих странах сравнительно недавно, то мелкое произ­водство является основой их экономики.

В среднем по развивающимся странам Азии на долю малого и среднего производства приходится около 60% за­нятых и 45—50% ВВП. В экономике Республики Корея (Юж­ная Корея), наиболее охваченной процессами монополизации, на долю малых (до 100.человек занятых) и средних (до; 500 человек занятых) предприятий приходилось во второй половине 80-х гг. 15,4% валового промышленного произ­водства, 17% стоимости и чуть более 30% промышленной занятости.

Принцип "эффективного малого" удачно используется на Тайване. Поддержание дробной, диверсифицированной корпоративной структуры экономики является одним из важнейших направлений экономической политики государ­ства. Здесь около 90% промышленного производства нахо­дится в руках малого и среднего бизнеса; на 8,5 млн трудо­способных приходится свыше 70 тыс. мелких и средних пред­приятий частного сектора, и лишь 100 крупнейших корпо­раций образуют централизованный государственный сектор. На малый и средний бизнес приходится свыше 70% всех занятых, более 55% ВВП и около 99% общего числа за­регистрированных предприятий [3].

Государственная политика в отношении малого пред­принимательства в различных странах находится под сильным влиянием макро­экономической ситуации, бюджетных возможностей, идео­логии, причем последняя нередко определяет степень под­держки малых предприятий со стороны власти.

В зарубежных странах накоплен большой опыт госу­дарственно-общественной поддержки малого предпринима­тельства на общенациональном, региональном и муниципаль­ном уровнях. В ведущих индустриальных странах государ­ство поддерживает семейный, молодежный, женский, ком­пьютеризированный бизнес. В Японии, Швеции, Австрии, наиболее успешно справляющихся с безработицей, созда­ны эффективные механизмы социального партнерства между правительством, предпринимателями и профсоюзами для защиты наемных работников и поощрения работодателей к созданию новых рабочих мест.

В Канаде разработаны специальные программы инфор­мационной, финансовой и научно-технической поддержки малых и средних предприятий в провинциях, особенно в северных, с участием правительственных органов, банков, университетов, торговых палат, союзов предпринимателей. Их цель — интенсивное развитие малых форм предприни­мательства, не использующего наемный труд.

Диверсифицированная и эффективная система поддер­жки малого бизнеса существует в Великобритании. Госу­дарство активно использует инструменты бюджетной, на­логовой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только при их фактическом поступлении и выплате независимо от того, к какому периоду они относятся. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов; составление баланса для расчета НДС лишь после оплаты своих счетов; эффек­тивная система скидок при уплате просроченных ссуд.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе ставка сделана на малые и средние предприятия. Китай, наряду с инвестиро­ванием в капиталоемкие производства, осуществляет мас­сированное финансирование малых предприятий, требующих большого количества рабочих рук, особенно в аграр­ной сфере. Сингапур проводит политику открытого про­текционизма по отношению к малому бизнесу, прежде все­го в трудоемкой и инновационной сферах.

Немалый интерес представляет политика поддержки малого предпринимательства в странах с переходной эко­номикой, отличающихся многочисленным населением и боль­шим разнообразием географических условий и уровней раз­вития (Индия, Индонезия, Филиппины и ряд других). Их общей чертой является признание на государственном уров­не необходимости развития мелкого производства, внедре­ния промежуточных техники и технологий, которые спо­собствовали бы использованию огромных масс неквалифи­цированной и малоквалифицированной рабочей силы. При этом существует ясное понимание того, что малый бизнес дает большую занятость на единицу вложенных средств, что он в состоянии обеспечить и более высокий выход про­дукции.

Несмотря на существенные различия в целеполагании и в выборе конкретных механизмов и инструментов поли­тики в отношении малого предпринимательства в различ­ных странах, можно выделить некоторые типичные ее чер­ты и тенденции. К их числу можно отнести следующие:

♦ упрощение процедуры регистрации новых предпри­ятий;

♦ наличие развитой институциональной инфраструк­туры поддержки и развития малого предпринимательства в виде специализированных государственных и правитель­ственных органов, союзов и ассоциаций предпринимателей, общественных организаций и фондов поддержки малого биз­неса;

♦ повышение уровня предпринимательской и управ­ленческой квалификации при помощи краткосрочного и дол­госрочного консультирования нового предприятия, органи­зация различных профессиональных курсов, бизнес-школ, семинаров;

♦ оказание представительских, юридических, инфор­мационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвоз­мездной основе;

♦ учет в различных финансовых актах и документах специфических нужд мелких предприятий, разработка оп­ределенной системы государственных и общественных га­рантий на случай дефицита финансовых средств, налажи­вание при посредничестве государства контактов между ин­весторами и потенциальными реципиентами из числа ма­лых предприятий;

♦ разработка и реализация общих и целевых программ финансового содействия малому бизнесу, включая облегче­ние доступа к организованному коммерческому кредитова­нию;

♦ разработка и реализация программ включения мало­го бизнеса в системы государственных заказов и государ­ственных закупок;

♦ создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса;

♦ разработка и реализация региональных программ под­держки и развития малого предпринимательства;

♦ обеспечение доступа к венчурному финансированию;

♦ координация сотрудничества малых предприятий пу­тем организации различных ярмарок, выставок, рекламных кампаний и т. п.:

♦ инфраструктурное и техническое содействие малым предприятиям.

Во всех зарубежных странах существует государствен­ная поддержка предпринимательства, опирающаяся на за­конодательно-правовую финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований.


2.2. Тенденции развития малого предпринимательства в России


В современной российской истории предпринимательство как социально-экономическое явление существует более двадцати лет. Начало было положено в 1985 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности. По нему личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобретала производительный характер, составляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и услуг – ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники – около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью.

Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Их число из года в год росло. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млрд. руб., в 1989 г. – 40,3 млрд. руб. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны.

Кооперативный сегмент в значительной степени зависел от государственного сектора и развивался на его основе. Более 80% кооперативов было создано при госпредприятиях, у которых они арендовали 58% основных фондов. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов. [14]

Период с 1985 по 1987 г. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для него характерна деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространения бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987-1988 гг.), когда оно развивалось в основном в виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось. Четко выделилось молодое поколение предпринимателей.

В этот период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по отводу земель под строительство объектов, отсутствовали свободные, нефондируемые ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля и т. п.

Со временем часть кооперативов превратилась в частно-предпринимательские предприятия. Определенные проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они, прежде всего, работали на внутрипроизводственные нужды. Хотя именно с развитием кооперации связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были каналом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.

Одним из серьезных препятствий для развития малых предприятий явились противоправные действия (рэкет, взятки и др.).

Третий этап пришелся на 1989—1990 гг. Для него ха­рактерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. В результате расши­рились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме ВВП стабильно росла. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий. На них было занято 4,9 млн. человек, объем производимой ими продук­ции оценивался в 40 млрд. руб. [16]

Для четвертого этапа (1991—1992 гг.) характерны ком­мерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное пита­ние) — с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению — с 4,6 до 18,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 г. — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа заня­тых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т. п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

Число малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания возросло в 3,4 раза, в сфере сельского хо­зяйства — в 3,1 раза, в материально-техническом снабже­нии и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка — в 2,9 раза, в сфере народного образования — в 2,8 раза. Вместе с тем резко уменьшалась доля малых предприятий в сфере материального произ­водства. [14]

Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфля­ции, обесценение сбережений населения, увеличение про­центных ставок банковского кредита привели к застою ин­вестиционной деятельности. В результате малые предпри­ятия занимались чисто посреднической и торговой деятель­ностью. Процесс же образования малых предприятий в про­изводственной сфере фактически прекратился.

К пятому этапу можно отнести 1993 – 1994 гг. - период широкомасштабной приватизации и развития всех ви­дов предпринимательской деятельности. Появилось множе­ство собственников и интенсивное участие малого пред­принимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформи­ровавшиеся капиталы способствовали расширению инвес­тиционной деятельности, развитию предпринимательства.

К числу негативных моментов этого периода относится свертывание деятельности малых предприятий в капита­лоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций "теневой" экономики.

Шестой этап начался с 1995 г. и продолжался до 1998 г. К этому времени практически были исчерпаны воз­можности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности, поэтому многие малые предприятия прекрати­ли свое существование.

В экономике страны набирала силу тенденция к кон­центрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предпри­ятия не выдерживали конкуренции со средними и крупны­ми предприятиями и свертывали свою деятельность.

Проводимая правительством страны политика умерен­но жесткой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993—1994 гг. темпы роста малых предприятий начали сни­жаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. — 103,7%. В I квартале 1995 г. впервые наблюдалось сокращение количества малых пред­приятий [14].

Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 г. и продолжается до настоящего вре­мени.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в раз­витии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое раз­витие общества, как в промышленно развитых странах За­падной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального про­дукта. [15]

Для характеристики малого предпринимательства важ­ное значение имеет отраслевая направленность малых пред­приятий, свидетельствующая об их включенности в вос­производственный процесс страны, степени влияния на тем­пы роста и динамику структурных сдвигов, участия в ре­шении социальных проблем и т. д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса.

В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и дру­гие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т. д.), деревообра­ботке (изготовление доски обрезной) и другие.

Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значитель­но более активна и разнообразна. Объем платных услуг на­селению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями [15].

Формирующийся малый бизнес представляет собой за­метный сектор развивающегося хозяйства. Торговля и об­щественное питание, строительные и транспортные услу­ги, консалтинг и разнообразные услуги населению — вот наиболее крупные направления его деятельности.

Но крайне дифференцированные социально-экономи­ческие условия российских регионов предопределяют не­равномерный и разнообразный характер развития малого бизнеса. На него влияет многообразие местных экономичес­ких, социальных, политических условий. Экономические районы различаются по своей величине, численности насе­ления и экономическому потенциалу.

Более половины малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации. Лидером по чис­лу малых предприятий является Центральный федераль­ный округ. На него приходится 36,7% всех малых предпри­ятий России. На втором месте — Приволжский — 15,6%. На третьем месте находится Северо-Западный округ, на кото­рый приходится 14,5% малых предприятий [15].


2.3. Развитие малого бизнеса в Республике Коми


Развитие малого бизнеса в Республике Коми отражают общероссийские тенденции.

В течение 2007 года в РК осуществляли какую-либо деятельность около 7 тысяч малых предприятий. Кроме того, в государственном реестре числилось 21,8 тысячи индивидуальных предпринимателей. Наибольшее количество малых предприятий и предпринимателей по-прежнему действует в сфере торговли, и их число по сравнению с 2006 годом увеличилось на 13% и 10% соответственно [18].
По данным Государственного Комитета статистики РК в городах республики сосредоточено чуть более 90% всех малых предприятий и 82% предпринимателей.
 Половина всех малых предприятий и четвертая часть индивидуальных предпринимателей находятся в Сыктывкаре. Вторым центром сосредоточения предприятий малого бизнеса является Ухта. Здесь развивают свое дело 17% всех малых предприятий и 18% предпринимателей. На третьем и четвертом местах по количеству субъектов малого бизнеса занимают Усинск - 8% малых предприятий и 10% предпринимателей и Воркута - 6% и 9% соответственно [18].   

В 2007 году среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила 11,8 тысячи рублей, что на треть меньше, чем в целом по республике. Значительно выше среднего уровня была заработная плата на малых предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых (37,3 тысячи рублей), а минимальная - на малых предприятиях, занимающихся сельским хозяйством (4,4 тысячи рублей) [18].
В целях повышения темпов развития малого бизнеса Министерством экономического развития Республики Коми разработаны механизмы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства. Это, прежде всего, субсидирование из республиканского бюджета:

- части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого предпринимательства в кредитных организациях;

- части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, заключенным для приобретения основных средств в целях реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях малого предпринимательства;

- части затрат на уплату процентов по займам, привлеченным субъектами малого предпринимательства в кредитных потребительских кооперативах граждан;

- части транспортных затрат по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные сельские населенные пункты;

- части транспортных расходов по выездному бытовому обслуживанию населения труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктов.

Недостатками данных финансовых программ по поддержке малого бизнеса в РК является то, что процедура оформления документов для получения субсидий сложна и громоздка, а размер компенсации очень небольшой. Существенной помощи малым предприятиям такая поддержка со стороны государства не дает.

Развитие малого бизнеса в Республике Коми в целом, и в производственных отраслях в частности сопровождается рядом проблем, к которым можно отнести: высокие налоги; слабая поддержка со стороны государства; несовершенное законодательство; высокие темпы инфляции; высокие ставки за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; бюрократия; действия правительства, властей; недостаток материальной базы; высокие цены на сырье и материалы; монополия госпредприятий; трудности с арендой; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; большая, громоздкая отчетность; отсутствие льгот; несовершенство рынка.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24