|
Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства 1Велика роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. По данным Управления по делам малого бизнеса, более половины рабочих мест, созданных в США за последние 5 лет приходится на фирмы с числом занятых менее 100 человек [5]. На отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают сильное влияние уровень развития институциональной и производственной инфраструктуры, отраслевая специфика и экономические механизмы, действующие в той или иной стране и в отдельных регионах. Малые предприятия в разных странах занимают прочные позиции в торговле, строительстве, сфере услуг. Осуществляется активная диверсификационная политика малого предпринимательства в новые области производства: машиностроение, энергетику, электротехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации и другие высокотехнологичные сферы производства. Продукция малых и средних предприятий занимает существенное место в экспортно-импортных операциях многих стран. На их долю приходится примерно 40% товарного экспорта Германии, Италии, Японии. В Бельгии 52% всех малых предприятий торгуют на международном рынке. Большинство экспортных предприятий Греции (97%) составляют малые и средние фирмы. Многообразие организационно-правовых форм предприятий реализует экономические интересы различных социальных слоев, групп, отдельных личностей, прилагающих свой труд в малом предпринимательстве. В США из общего количества фирм 73% представляют фирмы, находящиеся в единоличном частном владении и 17% — в корпоративной форме. В Великобритании 54,7% являются индивидуальными предприятиями, 25,6% — товариществами и только 18,6% являются акционерными предприятиями. Малые предприятия вносят существенный вклад в экономический рост посредством внедрения новых товаров, услуг, результатов НТП. В развитых странах значительная часть нововведений появляется в малых фирмах. По оценкам Национального научного фонда США, на каждый доллар, вложенный в научные исследования, фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100—1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных компаний. Небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным — 3,05 года [5]. Особое место малые формы производства занимают в экономике развивающихся стран. В условиях перехода человечества к индустриальной и научно-технической системам мелкое производство стало важнейшим структурным элементом механизма развития, основу которого составляет. взаимодействие разнородных социально-экономических типов производства и более полная реализация их функций в процессе перехода многоукладной экономики развивающихся стран к современному научно-техническому уровню развития производительных сил. Причем если мелкая промышленность, интегрирующаяся в современный индустриальный комплекс, становится фактором модернизации, то традиционное мелкое производство, выполняет важные функции социальной стабилизации. При этом надо учитывать, что если крупные формы бизнеса стали развиваться в этих странах сравнительно недавно, то мелкое производство является основой их экономики. В среднем по развивающимся странам Азии на долю малого и среднего производства приходится около 60% занятых и 45—50% ВВП. В экономике Республики Корея (Южная Корея), наиболее охваченной процессами монополизации, на долю малых (до 100.человек занятых) и средних (до; 500 человек занятых) предприятий приходилось во второй половине 80-х гг. 15,4% валового промышленного производства, 17% стоимости и чуть более 30% промышленной занятости. Принцип "эффективного малого" удачно используется на Тайване. Поддержание дробной, диверсифицированной корпоративной структуры экономики является одним из важнейших направлений экономической политики государства. Здесь около 90% промышленного производства находится в руках малого и среднего бизнеса; на 8,5 млн трудоспособных приходится свыше 70 тыс. мелких и средних предприятий частного сектора, и лишь 100 крупнейших корпораций образуют централизованный государственный сектор. На малый и средний бизнес приходится свыше 70% всех занятых, более 55% ВВП и около 99% общего числа зарегистрированных предприятий [3]. Государственная политика в отношении малого предпринимательства в различных странах находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем последняя нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти. В зарубежных странах накоплен большой опыт государственно-общественной поддержки малого предпринимательства на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях. В ведущих индустриальных странах государство поддерживает семейный, молодежный, женский, компьютеризированный бизнес. В Японии, Швеции, Австрии, наиболее успешно справляющихся с безработицей, созданы эффективные механизмы социального партнерства между правительством, предпринимателями и профсоюзами для защиты наемных работников и поощрения работодателей к созданию новых рабочих мест. В Канаде разработаны специальные программы информационной, финансовой и научно-технической поддержки малых и средних предприятий в провинциях, особенно в северных, с участием правительственных органов, банков, университетов, торговых палат, союзов предпринимателей. Их цель — интенсивное развитие малых форм предпринимательства, не использующего наемный труд. Диверсифицированная и эффективная система поддержки малого бизнеса существует в Великобритании. Государство активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только при их фактическом поступлении и выплате независимо от того, к какому периоду они относятся. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов; составление баланса для расчета НДС лишь после оплаты своих счетов; эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ставка сделана на малые и средние предприятия. Китай, наряду с инвестированием в капиталоемкие производства, осуществляет массированное финансирование малых предприятий, требующих большого количества рабочих рук, особенно в аграрной сфере. Сингапур проводит политику открытого протекционизма по отношению к малому бизнесу, прежде всего в трудоемкой и инновационной сферах. Немалый интерес представляет политика поддержки малого предпринимательства в странах с переходной экономикой, отличающихся многочисленным населением и большим разнообразием географических условий и уровней развития (Индия, Индонезия, Филиппины и ряд других). Их общей чертой является признание на государственном уровне необходимости развития мелкого производства, внедрения промежуточных техники и технологий, которые способствовали бы использованию огромных масс неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы. При этом существует ясное понимание того, что малый бизнес дает большую занятость на единицу вложенных средств, что он в состоянии обеспечить и более высокий выход продукции. Несмотря на существенные различия в целеполагании и в выборе конкретных механизмов и инструментов политики в отношении малого предпринимательства в различных странах, можно выделить некоторые типичные ее черты и тенденции. К их числу можно отнести следующие: ♦ упрощение процедуры регистрации новых предприятий; ♦ наличие развитой институциональной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в виде специализированных государственных и правительственных органов, союзов и ассоциаций предпринимателей, общественных организаций и фондов поддержки малого бизнеса; ♦ повышение уровня предпринимательской и управленческой квалификации при помощи краткосрочного и долгосрочного консультирования нового предприятия, организация различных профессиональных курсов, бизнес-школ, семинаров; ♦ оказание представительских, юридических, информационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвозмездной основе; ♦ учет в различных финансовых актах и документах специфических нужд мелких предприятий, разработка определенной системы государственных и общественных гарантий на случай дефицита финансовых средств, налаживание при посредничестве государства контактов между инвесторами и потенциальными реципиентами из числа малых предприятий; ♦ разработка и реализация общих и целевых программ финансового содействия малому бизнесу, включая облегчение доступа к организованному коммерческому кредитованию; ♦ разработка и реализация программ включения малого бизнеса в системы государственных заказов и государственных закупок; ♦ создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса; ♦ разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства; ♦ обеспечение доступа к венчурному финансированию; ♦ координация сотрудничества малых предприятий путем организации различных ярмарок, выставок, рекламных кампаний и т. п.: ♦ инфраструктурное и техническое содействие малым предприятиям. Во всех зарубежных странах существует государственная поддержка предпринимательства, опирающаяся на законодательно-правовую финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований.
2.2. Тенденции развития малого предпринимательства в России
В современной российской истории предпринимательство как социально-экономическое явление существует более двадцати лет. Начало было положено в 1985 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности. По нему личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобретала производительный характер, составляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и услуг – ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники – около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью. Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Их число из года в год росло. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млрд. руб., в 1989 г. – 40,3 млрд. руб. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны. Кооперативный сегмент в значительной степени зависел от государственного сектора и развивался на его основе. Более 80% кооперативов было создано при госпредприятиях, у которых они арендовали 58% основных фондов. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов. [14] Период с 1985 по 1987 г. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для него характерна деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространения бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер. Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987-1988 гг.), когда оно развивалось в основном в виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось. Четко выделилось молодое поколение предпринимателей. В этот период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по отводу земель под строительство объектов, отсутствовали свободные, нефондируемые ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля и т. п. Со временем часть кооперативов превратилась в частно-предпринимательские предприятия. Определенные проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они, прежде всего, работали на внутрипроизводственные нужды. Хотя именно с развитием кооперации связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были каналом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные. Одним из серьезных препятствий для развития малых предприятий явились противоправные действия (рэкет, взятки и др.). Третий этап пришелся на 1989—1990 гг. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. В результате расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме ВВП стабильно росла. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий. На них было занято 4,9 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. руб. [16] Для четвертого этапа (1991—1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) — с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению — с 4,6 до 18,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 г. — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т. п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов. Число малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания возросло в 3,4 раза, в сфере сельского хозяйства — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка — в 2,9 раза, в сфере народного образования — в 2,8 раза. Вместе с тем резко уменьшалась доля малых предприятий в сфере материального производства. [14] Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической и торговой деятельностью. Процесс же образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился. К пятому этапу можно отнести 1993 – 1994 гг. - период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства. К числу негативных моментов этого периода относится свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций "теневой" экономики. Шестой этап начался с 1995 г. и продолжался до 1998 г. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность. Проводимая правительством страны политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993—1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. — 103,7%. В I квартале 1995 г. впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий [14]. Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 г. и продолжается до настоящего времени. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта. [15] Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем и т. д. Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса. В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т. д.), деревообработке (изготовление доски обрезной) и другие. Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями [15]. Формирующийся малый бизнес представляет собой заметный сектор развивающегося хозяйства. Торговля и общественное питание, строительные и транспортные услуги, консалтинг и разнообразные услуги населению — вот наиболее крупные направления его деятельности. Но крайне дифференцированные социально-экономические условия российских регионов предопределяют неравномерный и разнообразный характер развития малого бизнеса. На него влияет многообразие местных экономических, социальных, политических условий. Экономические районы различаются по своей величине, численности населения и экономическому потенциалу. Более половины малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации. Лидером по числу малых предприятий является Центральный федеральный округ. На него приходится 36,7% всех малых предприятий России. На втором месте — Приволжский — 15,6%. На третьем месте находится Северо-Западный округ, на который приходится 14,5% малых предприятий [15].
2.3. Развитие малого бизнеса в Республике Коми
Развитие малого бизнеса в Республике Коми отражают общероссийские тенденции. В течение 2007
года в РК осуществляли какую-либо
деятельность около 7 тысяч малых
предприятий. Кроме того, в государственном
реестре числилось 21,8 тысячи индивидуальных
предпринимателей. Наибольшее количество
малых предприятий и предпринимателей
по-прежнему действует в сфере торговли,
и их число по сравнению с 2006 годом
увеличилось на 13% и 10% соответственно
[18]. В 2007 году
среднемесячная заработная плата на
малых предприятиях составила 11,8 тысячи
рублей, что на треть меньше, чем в целом
по республике. Значительно выше среднего
уровня была заработная плата на малых
предприятиях, занятых добычей полезных
ископаемых (37,3 тысячи рублей), а минимальная
- на малых предприятиях, занимающихся
сельским хозяйством (4,4 тысячи рублей)
[18]. - части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого предпринимательства в кредитных организациях; - части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, заключенным для приобретения основных средств в целях реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях малого предпринимательства; - части затрат на уплату процентов по займам, привлеченным субъектами малого предпринимательства в кредитных потребительских кооперативах граждан; - части транспортных затрат по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные сельские населенные пункты; - части транспортных расходов по выездному бытовому обслуживанию населения труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктов. Недостатками данных финансовых программ по поддержке малого бизнеса в РК является то, что процедура оформления документов для получения субсидий сложна и громоздка, а размер компенсации очень небольшой. Существенной помощи малым предприятиям такая поддержка со стороны государства не дает. Развитие малого бизнеса в Республике Коми в целом, и в производственных отраслях в частности сопровождается рядом проблем, к которым можно отнести: высокие налоги; слабая поддержка со стороны государства; несовершенное законодательство; высокие темпы инфляции; высокие ставки за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; бюрократия; действия правительства, властей; недостаток материальной базы; высокие цены на сырье и материалы; монополия госпредприятий; трудности с арендой; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; большая, громоздкая отчетность; отсутствие льгот; несовершенство рынка. |
Loading
|