Центральный Дом Знаний - Сценарий внеклассного мероприятия по музыке "Музыкальная экскурсия по страницам..."

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Сценарий внеклассного мероприятия по музыке "Музыкальная экскурсия по страницам..."

Скачать сценарий внеклассного мероприятия по музыке "Музыкальная экскурсия по страницам любимых фортепианных пьес Л.В. Чекушкиной" для 5-7 кл.

 «Музыкальная экскурсия по страницам любимых фортепианных пьес Л.В.ЧЕКУШКИНОЙ»

Сценарий внеклассного мероприятия по музыке для учащихся 5-7классов

Цель: познакомить учащихся с фортепианной музыкой чувашского композитора Л.В.Чекушкиной, в которой тесно переплелись традиции чувашского народа, их обряды и обычаи.

Задачи:

  • Расширить понимание взаимосвязи вокальной музыки с инструментальной, а также переплетения музыки, живописи и танца.

  • Воспитание у школьников культуры слушателя, формирование навыка осознанного слушателя музыки в концертном исполнении, развитие эмоциональной сферы учащихся.

  • Дать возможность учащимся раскрыть свои артистические способности и представить слушателям- сверстникам образцы фортепианных произведений в живом исполнении, а учащимся – немузыкантам принять участие в ритмическом музицировании и игре.

  • Воспитание духовного мира и музыкальной культуры человека на национальной классической музыке Л.В.Чекушкиной.

Техническое оснащение: проектор, компьютер, CD- пьесы сборника, компьютерная презентация, мяч.

Оформление зала:

Слова М.И.Глинка «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Нотки из картона, кукла-масленица.

Призы: шарики

Ход мероприятия:

Ведущий - «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» - сказал русский композитор М.И.Глинка.

1 слайд: «Музыкальная экскурсия по страницам фортепианных пьес»

Ведущий - Сегодня мы еще раз в этом убедимся, путешествуя по страницам сборника чувашского композитора Лолиты Васильевны Чекушкиной

2 слайд: фото композитора Л.В.Чекушкиной

Ведущий - Молодой композитор, педагог Лолита Васильевна Чекушкина свои первые музыкальные впечатления получила от игры на гармони отца, пения матери, прислушивания к голосу всех, кто пел.

3 слайд: обложка сборника

Ведущий - Сборник под названием «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Федорова» вышел 2004 году, представляет собой цикл фортепианных миниатюр-зарисовок, основанных на тематическом материале чувашских народных песен известного чувашского собирателя Гаврила Федорова.

Цикл состоит из 9 программных пьес, отмеченных ярко выраженным национальным колоритом и мастерством изложения.

4слайд: фото певца - собирателя Г.Федорова

Ведущий - Кто же такой Гаврил Федоров?

Известный собиратель чувашского фольклора, певец. Собрал около 800 песен, многие из которых имеют автобиографический характер. Знал их все наизусть и помнил, кто и при каких обстоятельствах их ему спел.

Итак, давайте заглянем в содержание самой книги.

(Выходят 9 учеников с табличками, где написано название очередной пьесы сборника, объявляют по очереди каждую).

-Как вы думаете, какой пьесой открывается сборник? Правильно, «Утро в деревне».

5слайд: страничка из пьесы «Утро в деревне»

Все 8 человек уходят, а тот у которого была табличка с этим названием остается. И начинает свой рассказ:

1 ученик - Утро в деревне начинается рано, зимой часа в 4-5, а летом с рассветом. Первыми вставали взрослые и, умывшись, обычно молились и принимались за работу.

/Выходят мальчик и девочка, в костюмах деревенских жителей/.


Девочка - Мужчины выходили во двор: задавали корм скотине, птице, убирали во дворе, работали в саду, огороде, рубили дрова…

Мальчик - Женщины топили печь и ставили хлеба, доили коров, варили еду, носили воду…

Девочка начинает петь и одновременно имитирует приготовление пищи. См №1

№1

1ученик - Сейчас мы услышим эту интонацию песни Г.Федорова в пьесе «Утро в деревне»

/При прослушивании показать слайд-шоу к пьесе/

Слайд- шоу с 6 по7

Ведущий - С лирическими откровениями, раскрывающими мир личностных переживаний и ощущений, мы можем познакомиться, прослушав следующие пьесы:

8 слайд: «Лирическая песня»

9 слайд: «Песня девушки»

10 слайд: «Колыбельная»

Поражают яркостью, зрительностью передачи образа народных танцевальных сцен, пьесы:

11 слайд: «Плясовая» и

12 слайд: «Игровая»

Выбегают 2 ребенка. Один догоняет другого.

Д.- Пошли кататься на санках! (тянет на себя)

М.- Не-ет, лучше на лыжах (тянет на себя)

Д.- Тогда давай кувыркаться или играть в мяч!

М.- Не-ет, давай лучше поборемся.

Д.- А я могу прыгать через скакалку!

М.- А я хорошо держусь в седле!

Д.- Давай тогда поиграем в догонялки.

М.- Давай, убегай! /побегав, они убегают за кулисы/

3 ученик ставит ноты этой пьесы на фортепиано.

3 ученик - Так происходит и в настоящее время кто-то убегает, а кому-то приходиться догонять. О какой интересной игре пойдет речь в пьесе Л.Чекушкиной? Предлагаю вам послушать.

Исполняется пьеса «Игровая»

Выходит ведущий с мячом и просит поднять руки тех, кто любит играть в мяч. Вот сейчас это и проверим. Я буду задавать вопросы и бросать мяч, кто поймает, должен будет ответить.

Если вы не можете ответить самостоятельно, то передайте мяч соседу. Согласны?

- Кто написал пьесу «Игровая»? (Л.В.Чекушкина)

-Сколько пьес в сборнике? ( 9)

- Назовите пьесы, раскрывающие мир личностных переживаний человека?

(Лирическая, Песня девушки, Колыбельная)

-Назовите фамилию собирателя чувашских песен?

(Федоров)

- Мог ли исполнить Г.Федоров услышанные песни сам?

(да)

- На каком инструменте играл отец Лолиты Васильевны?

(на гармони)

- Сколько пьес мы уже прослушали?

(2)

Молодцы! Вы были очень внимательные и тот, кто ответил на мои вопросы, получит приз-

воздушный шарик. Правда, приятно получать подарки? А еще приятней их дарить. Как делают многие люди на земле в преддверии праздника Рождество Христово.

14 слайд страничка из пьесы « В ожидании рождества»

3 ученица выходит со свечой. Читает:

В Рождество Христово

Ангелы слетели

И с небес всем детям

Радостно пропели:

Дорогие дети!

Радуйтесь, ликуйте,

Пойте, торжествуйте

В честь праздника святого!

Ведущий - Этот праздник христианский, согретый теплом и светом, как само рождение человека. Много народа устремляется в церковь. Вся теплота ощущений слышна в музыке. Так давайте послушаем c вами вместе.

/При прослушивании показать слайд-шоу к пьесе/

Слайды с 15 по 16

Дополнительный материал

Наша душа в преддверии Рождества наполняется ожиданием мира, покоя, тишины, уюта,любви…

Атрибуты рождества – это атрибуты света и тьмы. Это время радости и богослужений, празднований и добрых пожеланий. Люди были уверены в том, что темнота была наполнена духами зла. Во мраке появлялись привидения, в ночи таились ведьмы и черти, злобные духи вертелись около домов, разыскивая вход. Поэтому люди придумывали, как их обмануть. Они разводили огонь, спасаясь от темноты, или зажигали свечи. Пели защитные заклинания, прикрепляли магические символы на одежду и двери.

Слайд 16 страничка из пьесы «Все на масленицу»

4ученик выбегает и кричит:

-Ура! Я первый пришел на горку! И меня будут называть - «Открывающий путь вешним водам».

Выходит девочка с масленичной бабой

5ученица - А без моей масленичной бабы тоже не обойдутся. Ведь это традиция.

4ученик - А меня будут сегодня почитать, так как я проложил санный путь.

5ученица - Тогда тебе проводить игру с ребятами.

Слайд 17: изображение горки

На экране вы видите горку. В старину пока салазки скатывались с горы, ребята громко высказывали просьбы. Бытовало такое верование: кто, сколько успеет высказать просьб, столько и сбудется. Я предлагаю поучаствовать в данной игре. Пока будут ехать санки с горы (слайд с катящимися санками) высказывайте вслух свои желания, чтобы они сбылись.

Дополнительный материал Взрослые и старики устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масленичной бабы» и скатывали с горы. Жаркий костер извещал о последних днях колдуньи-зимы и своим теплом напоминал о наступившей весне.

В песне и в пьесе темп указывает на быстрое движение народа, одни бегут смотреть зрелище, другие на блины или просто поучаствовать в состязаниях, боях.

№2 Песня Г.Федорова «Что дороже?»

А теперь предлагаю послушать данную пьесу.

/При прослушивании показать слайд-шоу к пьесе/

Слайд-шоу с 18 по 19

Слайд 20- страничка из пьесы «Чувашские узоры»

№3

Ведущий – Мелодия песни Г.Федорова «Савасар» вошла в основу пьесы «Чувашские узоры». Послушайте ее звучание. См. №3 /Исполнение мелодии на фортепиано/.

2ученица - Мы знаем, что чувашских девочек учили вышивать, начиная с 6-7 лет. Наши мамы, бабушки вышивали, словно сочиняли песню – излагали на холсте свои самые глубокие душевные переживания.

4 ученица - Став мастерицами, они готовили себе приданное, а, выйдя замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды. Каждая имела свой неповторимый подчерк, разрабатывала свои приемы.

2ученица - Узоры на ткани создавались не только для декоративных целей, но и как знаки, символы позволяющие определить положение человека в обществе и при помощи них можно прочитать узор и понять, что хотела поведать мастерица. Характерной особенностью чувашской вышивки является двусторонность композиции на изделиях, просматриваемых с

обеих сторон.

Ведущий - В пьесе с первых звуков слышны интонации песни, которые звучат то в верхнем регистре, то в нижнем, что подчеркивает двусторонность вышивки. Как и сам узор начинается с первого стяжка, так и музыка из одноголосной становится более богатой и насыщенной к концу. И мы уже видим настоящий нотный узор, со своими переплетениями и интонационной красотой чувашского народа.

Часто повторяющиеся фразы в музыке это как элементы узора, которые составляют всю композицию рисунка на полотне.

Слушание пьесы «Чувашские узоры»

/Девочки рассаживаются по сцене и имитируют вышивание/.

Слайд 21

Ведущий - На этом наша экскурсия подошла к концу, давайте поблагодарим всех участников.


Итог внеклассного мероприятия:

Ребята приходят к выводу, что основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, т.е. песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками. Начиная с гармонизации народных мелодий, сочиняя к ним инструментальное сопровождение. Весьма ценный метод претворения народности в музыке широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыки, т.е. типичных мелодических оборотов, характерных ритмов, а подлинных народных тем. Это делает их произведения доступными широким массам.

Использованная литература

1.Кузьмин А.И. «Культура наследия народов России» / Чебоксары, 2008г. ГУП «НПК

«Чувашия», 2008г.

2.Л.В.Чекушкина «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Федорова» / Чебоксары, 2004./

3.Е.Енькка «Родной Край» учебное пособие для 5 кл. – Чебоксары: Чуваш.кн. Изд-во, 2005

4.Е.Енькка «Родной Край» Учебное пособие для 6-7кл. – Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2004

5.Чувашские народные песни 620 песен и мелодий, записанных от Г.Федорова»- Чебоксары:

Чув. кн. изд-во, 1969г.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24