|
В помощь школьному психологу.Готовим к ЕГЭВ помощь школьному психологу. Готовим к ЕГЭСвоеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям. Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников определяют пути и способы психологической поддержки. На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки: Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть, чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности. Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).
Составление
рекомендаций для детей и их родителей.
Эта форма работы особенно подходит в
том случае, если имеющиеся трудности
мало подвержены коррекционному
воздействию (например, у астеничных или
«застревающих» детей). Очень важно
фиксировать эти рекомендации в письменной
форме, чтобы родители и дети могли их
использовать в качестве памятки. Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений мы выделили следующие группы риска. ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИКраткая психологическая характеристикаПравополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзаменаПравополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.
Стратегии поддержкиНа
этапе подготовки. Чтобы
учебный материал лучше усваивался,
правополушарным детям важно задействовать
воображение и образное мышление:
использовать сравнения, образы, метафоры,
рисунки. Сухой теоретический материал
важно проиллюстрировать примерами или
картинками. ДЕТИ-СИНТЕТИКИКраткая психологическая характеристикаСинтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудностиСинтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами. Стратегии поддержкиНа этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИКраткая психологическая характеристикаДля тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Основные трудностиСитуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Стратегии поддержкиНа
этапе подготовки. Для
тревожных детей особенно важно создание
ситуации эмоционального комфорта на
предэкзаменационном этапе. Ни в коем
случае нельзя нагнетать обстановку,
напоминая о серьезности предстоящего
экзамена и значимости его результатов.
Чрезмерное повышение тревоги у детей
этой категории приводит только к
дезорганизации их деятельности. Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».
НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИКраткая психологическая характеристикаПроблема
таких детей в том, что они не умеют
опираться на собственное мнение, они
склонны прибегать к помощи других людей.
Неуверенные дети не могут самостоятельно
проверить качество своей работы: они
сами себе не доверяют. Они могут хорошо
справляться с теми заданиями, где
требуется работа по образцу, но испытывают
затруднения при необходимости
самостоятельного выбора стратегии
решения. В подобной ситуации они обычно
обращаются за помощью к одноклассникам
или родителям (особенно при выполнении
домашнего задания). Основные трудностиНеуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна. Стратегии поддержкиНа
этапе подготовки.
Очень важно, чтобы неуверенный ребенок
получил положительный опыт принятия
другими людьми его личного выбора. При
работе с такими детьми необходимо
воздерживаться от советов и рекомендаций
(«Сначала реши простые задания, а потом
переходи к сложным»). Лучше предложить
выбрать ему самому и терпеливо дождаться,
когда он примет решение («Как ты думаешь,
с чего лучше начать: с простых или сложных
заданий?»). ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕНЕДОСТАТОКПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИКраткая психологическая характеристикаОбычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться, Основные трудностиЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. Стратегии поддержкиНа
этапе подготовки.
Психические функции формируются через
наличие внешних опор. Поэтому на этапе
подготовки очень важно научить ребенка
использовать для саморегуляции
деятельности различные материальные
средства. Такими средствами могут стать
песочные часы, отмеряющие время, нужное
для выполнения задания; составление
списка необходимых дел (и их вычеркивание
по мере выполнения); линейка, указывающая
на нужную строчку и т.д. |
Loading
|