В помощь школьному психологу. Готовим к ЕГЭ
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.
Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников определяют пути и способы психологической поддержки. На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:
Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть, чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности.
Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).
Составление
рекомендаций для детей и их родителей.
Эта форма работы особенно подходит в
том случае, если имеющиеся трудности
мало подвержены коррекционному
воздействию (например, у астеничных или
«застревающих» детей). Очень важно
фиксировать эти рекомендации в письменной
форме, чтобы родители и дети могли их
использовать в качестве памятки.
Индивидуальные
консультации родителей выпускников.
Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений мы выделили следующие группы риска.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена
Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами
естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.
Стратегии поддержки
На
этапе подготовки. Чтобы
учебный материал лучше усваивался,
правополушарным детям важно задействовать
воображение и образное мышление:
использовать сравнения, образы, метафоры,
рисунки. Сухой теоретический материал
важно проиллюстрировать примерами или
картинками.
Во
время экзамена.
Правополушарным
детям имеет смысл пробовать свои силы
не столько в простейших тестовых заданиях
(заданиях типа А), сколько там, где
требуется развернутый ответ. Им это
будет проще. Возможно, именно с таких
заданий им стоит начинать, а уже потом
переходить к тестам множественного
выбора (к заданиям типа В и С).
ДЕТИ-СИНТЕТИКИ
Краткая психологическая характеристика
Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности
Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других.
При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности
Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки
На
этапе подготовки. Для
тревожных детей особенно важно создание
ситуации эмоционального комфорта на
предэкзаменационном этапе. Ни в коем
случае нельзя нагнетать обстановку,
напоминая о серьезности предстоящего
экзамена и значимости его результатов.
Чрезмерное повышение тревоги у детей
этой категории приводит только к
дезорганизации их деятельности.
Задача
взрослого — создание ситуации успеха,
поощрение, поддержка. В этом огромную
роль играют поддерживающие высказывания:
«Я уверен, что ты справишься», «Ты так
хорошо справился с контрольной по
физике».
Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».
НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Проблема
таких детей в том, что они не умеют
опираться на собственное мнение, они
склонны прибегать к помощи других людей.
Неуверенные дети не могут самостоятельно
проверить качество своей работы: они
сами себе не доверяют. Они могут хорошо
справляться с теми заданиями, где
требуется работа по образцу, но испытывают
затруднения при необходимости
самостоятельного выбора стратегии
решения. В подобной ситуации они обычно
обращаются за помощью к одноклассникам
или родителям (особенно при выполнении
домашнего задания).
Такие дети списывают
не потому, что не знают ответа, а потому,
что не уверены в правильности своих
знаний и решений. В поведенческом плане
им часто присущ конформизм, они не умеют
отстаивать собственную точку зрения.
Неуверенные дети часто подолгу не могут
приступить к выполнению задания, но
достаточно педагогу подсказать им
первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности
Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.
Стратегии поддержки
На
этапе подготовки.
Очень важно, чтобы неуверенный ребенок
получил положительный опыт принятия
другими людьми его личного выбора. При
работе с такими детьми необходимо
воздерживаться от советов и рекомендаций
(«Сначала реши простые задания, а потом
переходи к сложным»). Лучше предложить
выбрать ему самому и терпеливо дождаться,
когда он примет решение («Как ты думаешь,
с чего лучше начать: с простых или сложных
заданий?»).
Во
время экзамена.
Неуверенного ребенка можно поддерживать
простыми фразами, способствующими
созданию ситуации успеха: «Я уверен, у
тебя все получится», «Ты обязательно
справишься». Если ребенок никак не может
приступить к выполнению задания, долго
сидит без дела, стоит спросить его: «Ты
не знаешь, как начать? Как выполнять
следующее задание?» – и предложить ему
альтернативу: «Ты можешь начать с простых
заданий или сначала просмотреть весь
материал. Как ты думаешь, что будет
лучше?»
Ни в коем случае нельзя говорить
тревожным и неуверенным детям фраз типа
«Подумай еще», «Поразмысли хорошенько».
Это только усилит их тревогу и никак не
продвинет выполнение задания.
ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕНЕДОСТАТОК
ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
Краткая психологическая характеристика
Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться,
Основные трудности
ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
Стратегии поддержки
На
этапе подготовки.
Психические функции формируются через
наличие внешних опор. Поэтому на этапе
подготовки очень важно научить ребенка
использовать для саморегуляции
деятельности различные материальные
средства. Такими средствами могут стать
песочные часы, отмеряющие время, нужное
для выполнения задания; составление
списка необходимых дел (и их вычеркивание
по мере выполнения); линейка, указывающая
на нужную строчку и т.д.
Бесполезно
призывать таких детей «быть внимательнее»,
поскольку это им недоступно.
Во
время экзамена.
Таким
детям требуется помощь в самоорганизации.
Это можно сделать с помощью направляющих
вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что
делаешь?».