Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений
Проблемы обеспечения профессиональной деятельности
Успех социальной работы в образовательном учреждении зависит от уровня ее психолого-педагогического обеспечения. В понимании сущности психолого-педагогического обеспечения важными являются три методологические проблемы:
вычленение психолого-педагогического компонента социальной работы
выявление содержательно-функциональной структуры обеспечения и психолого-педагогического подхода к анализу явлений социальной работы в образовательном учреждении
установление роли и места психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения.
Все это осуществляется на основе глубокой диагностики социума, психолого-педагогического изучения климата образовательного учреждения, его возможностей и нужд. Психолого-педагогический аспект социальной работы в образовательном учреждении привлекает внимание многих ученых, специалистов-практиков различного профиля. Ему посвящены работы многих ученых (Битянова М.Р., Овчарова Р.В., Дубровина, Торохтий В.С. и т.д.).
Предпосылки возникновения психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
Эта проблема существует давно. Теоретические предпосылки зарождались в последней четверти XVII века под влиянием идей благотворительности, милосердия, меценатства и т.д. Их носителями были русские цари, сановники и государственные деятели.
Особое распространение получило понятие эмпатии, проявляющееся в таком отношении к людям, как сочувствие, сострадание, готовность помочь или простить. Уже в тот период отмечались попытки внесения отдельных элементов психолого-педагогического обеспечения в ход благотворительных действий и милосердия:
обследование и анализ условий жизни детей в воспитательных домах и семьях
внедрение регистрационных карт для изучения особенностей психики и особенностей поведения
применение некоторых форм психической поддержки семей.
Первый опыт работы в середине XVIII в. был обусловлен поиском оптимальных вариантов «воспитания нового типа людей», способных эффективно служить государству.
Определенные подвижки в развитии психологии и социально-педагогической практики наметились на первом этапе становления новой системы социального обеспечения в советской России (Крупская, Коллонтай). Их воззрения на семью и воспитание детей сыграли значительную роль. Они считали, что государство должно взять на себя воспитание и материальное обеспечение всех детей, чтобы создать новый тип людей, способных построить коммунистическое общество, отводя семье роль активной помощи.
Важное место в развитии теории и методов психолого-педагогического обеспечения, в частности социального воспитания, принадлежит Блонскому, Выгодскому, Крупской, Шацкому, Макаренко, Сухомлинскому и т.д.
Системно-структурный анализ теоретических предпосылок формирования психолого-педагогического обеспечения позволяет выявить общую характеристику основных его элементов, из которых наиболее значимыми представляются:
психолого-педагогический анализ социальных явлений
моделирование социальных ситуаций деятельности
педагогические технологии (технологии социального воспитания)
психолого-педагогическая диагностика
техники и методики профессиональной деятельности
психологическая подготовка специалиста
профессиональный отбор.
Современные ученые определяют психолого-педагогическое обеспечение:
как систему мер комплексных мероприятий
как специфичный вид деятельности
как целенаправленный процесс
При этом выделяются подвиды (самостоятельные виды) психолого-педагогического обеспечения:
информационно-воспитательная работа
социально-педагогическая работа
научно-методическая работа
социально-правовое обеспечение
культурно-досуговая работа
управленческая деятельность и др.
Принципы формирования системы взглядов психолого-педагогического обеспечения
образовательное учреждение как социальный институт не может эффективно функционировать без учета психолого-педагогических факторов
образовательное учреждение – активная динамичная социальная система, и психолого-педагогическое обеспечение постоянно сохраняет свою адекватность субъекту и объекту социальной работы
комплексность мер, интенсификация решения проблем деятельности образовательного учреждения предполагает наличие теоретической модели психолого-педагогического обеспечения
психолого-педагогическое обеспечение возможно при наличии подготовленного персонала
разрешение любой проблемы в деятельности образовательного учреждения начинается с моделирования обстановки, прогнозирования ее изменений и возможного результата
создание сети психолого-педагогических служб, агентств, ведомств.
Важный показатель психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения – психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Сущность и содержание психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
Под психолого-педагогическим обеспечением деятельности образовательного учреждения следует понимать интегративное многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной поддержки и защиты участников образовательного процесса. Оно существует и проявляется одновременно как:
система имплицитных мер
специфическая деятельность в сфере человеческих отношений
процесс восстановления собственного потенциала личности.
Своеобразие реализации психолого-педагогического обеспечения проявляется:
в стимулировании профессиональной деятельности специалиста
в создании наукоемких технологий, техник, методик, программ на всех уровнях социальной работы
в создании условий психолого-педагогического совершенствования мастерства специалистов любого уровня
в интеграции научных и профессиональных возможностей специалиста по предоставлению личности психолого-педагогической поддержки.
Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательного учреждения имеет свою структуру, в которой значимыми элементами являются:
субъект
объект
различные цели и способы их реализации, соответствующие факторы и результат.
Существует сложная взаимосвязь и взаимозависимость между структурными элементами психолого-педагогического обеспечения и его проявлениями в виде системы мер специфической деятельности или целенаправленного процесса воздействия. В «системе мер» в качестве результата выступает соответствующий набор социальных услуг участникам образовательной деятельности и сервиса предоставления потребителю.
На уровне специфической деятельности результат психолого-педагогического обеспечения представляется в виде количества обслуживаемых участников образовательной деятельности и количества предоставляемых социальных услуг. Взгляд на целенаправленный процесс воздействия обычно представляет итоговый результат в виде полноты и логики выполненных операций специалистом по разрешению проблемы деятельности образовательного учреждения.
В любой модели психолого-педагогического обеспечения наиболее сложна проблема объекта и субъекта психолого-педагогического обеспечения деятельности.
Приоритетные направления развития психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения
Резкий рост потребности учащихся в социальной поддержке вызван рядом обстоятельств:
многие проблемы возникают не вдруг, сами по себе, а являются результатом длительного сдерживания развития сферы социальных услуг в сфере образования;
по мере осуществления социальных преобразований наблюдается определенное раскрепощение в деятельности образовательных учреждений и возвращение им многих функций, в т.ч. психолого-педагогического свойства. Следствие – негативность к решению своими силами всех возникающих проблем;
переустройство межгосударственных границ обусловило мощную миграцию и появление новых типов учащихся, остро нуждающихся во всех видах социальной поддержки;
нестабильность курса экономических реформ заметно отразилась на психологическом здоровье учащихся.
Главная цель психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения – создание наиболее благоприятных условий для обучения и развития учащихся и профессионального роста педагога, психологического благополучия всех участников образовательного процесса.
Нормативная база психолого-педагогического обеспечения в сфере образования
Существует статус социального педагога, в котором указаны его права и обязанности.
Требования к системе психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения:
поддержание на должном уровне морально-психологического состояния участников образовательного процесса;
достижение единства и непрерывности воспитания и обучения;
соответствие модели, алгоритма и технологии психолого-педагогического обеспечения деятельности образовательного учреждения требованиям нормативных документов, научно-методическим рекомендациям;
обеспечение высокой оперативности психолого-педагогического обеспечения и необходимости охвата психолого-педагогическим влиянием всех учащихся и персонала.
Система принципов психолого-педагогического обеспечения
объективная оценка психолого-педагогических и других условий, положения дел в образовательном учреждении;
определение содержания и организации и проведения психолого-педагогического обеспечения в неразрывной связи с другими видами обеспечения образовательного процесса;
непрерывность психолого-педагогического обеспечения: постоянное воздействие на сознание, поведение и деятельность учащихся и персонала;
целеустремленность психолого-педагогического обеспечения, т.е. направленность на решение конкретных духовно-нравственных задач;
дифференцированный подход к психолого-педагогическому обеспечению: определение его содержания с учетом групповых и индивидуальных потребностей;
единство, согласованность и преемственность в осуществлении психолого-педагогических воздействий.
Задачи психолого-педагогического обеспечения
воспитание у участников образовательного процесса уважения к Конституции и законам, национальным ценностям и достояниям. Поддержание на этой основе высокого уровня нравственности и организованности, морально-нравственной и социально здоровой атмосферы;
формирование у учащихся ответственности за соблюдение принципов, норм, развития социально-ценностных ориентаций, мотивов, побуждающих сознательно и добровольно добиваться качественного освоения программ обучения и воспитания;
создание социально-психологических, правовых, культурно-бытовых условий для полного выполнения обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий;
развитие активности всех участников образовательного процесса в стремлении к овладению образовательными программами с высоким качеством;
изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Выполнение задач психолого-педагогического обеспечения осуществляется посредством комплекса мероприятий:
информационно-воспитательная работа
социальная работа
культурно-досуговая работа
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Нормативные акты
1. основные международные договоры, связанные с защитой прав детей:
– декларация прав человека (1948)
– международные пакты по правам человека (1966)
– конвенция ООН по проблемам окружающей человека среды
– конвенция о правах ребенка (1989)
– декларация и план действий, принятые на всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990)
– пекинские правила (1985)
– конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980)
– декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974)
2. федеральный уровень:
– декларация прав и свобод человека и гражданина (1991)
– гражданский кодекс
– семейный кодекс
– КЗоТ
– уголовный кодекс
– основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
– Федеральные законы:
О занятости населения (1991)
О защите инвалидов в РФ (1995)
Об общественных объединениях (1995)
Об основах социального обслуживания населения в РФ (1995)
О ветеранах (1995)
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (1995)
Об образовании (1992)
Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (1998)
Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разработанных в рамках реализации Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (национальный план действий).
Существуют президентские программы:
Дети России
Молодежь России
В программу «Дети России» входят целевые программы:
дети-сироты
дети Чернобыля
дети-инвалиды
планирование семьи
развитие индустрии детского питания
одаренные дети
дети семей беженцев
безопасное материнство
развитие социального обслуживания семьи и детей
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социальная служба образовательного учреждения
Ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитание, защиту его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.
Основные функции социальной службы:
выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в образовательном учреждении;
изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся;
оказание помощи работе учителя с учеником, группой, родителями;
социальная защита обучающихся, имеющих проблемы;
социальная защита группы, класса от отдельных лиц;
социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий;
непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий;
выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи;
установление взаимодействия с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.
Общее руководство деятельностью социальной службы осуществляет директор, который определяет стратегию ее развития, основные направления деятельности и задачи, осуществляет контроль за ходом их реализации. При этом он имеет специалистов, способных решать задачи диагностики (психолог, социолог) и задачи прикладной работы (социальный педагог, социальный работник).
Социальная работа в образовательном учреждении направлена на обеспечение и защиту прав ребенка, предусмотренных конвенцией ООН о правах ребенка (с 1990).
Российским законодательством закреплены основные права ребенка:
жить и воспитываться в семье (с. 54 СК РФ);
общаться с обоими родителями, дедушками и бабушками, братьями и сестрами, другими родственниками (с. 66 СК РФ);
защищать свои права и законные интересы;
выражать свое мнение (с. 57 СК РФ);
иметь фамилию, имя и отчество (п. 1 с1 7 конвенции о правах ребенка);
имеет право:
знать своих родителей
на заботу со стороны родителей
на совместное проживание с родителями
на всестороннее развитие
на воспитание своими родителями
на уважение человеческого достоинства.
Профессиональный статус социального педагога
профессиональные знания:
нормативно-правовая база
теория и история социальной педагогики
возрастная психология
социология
профессиональные умения:
аналитические
прогностические
проективные