Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений
1 2 3
Психолого-педагогическое
обеспечение деятельности образовательных
учреждений
Проблемы обеспечения
профессиональной деятельности
Успех социальной работы в образовательном
учреждении зависит от уровня ее
психолого-педагогического обеспечения.
В понимании сущности психолого-педагогического
обеспечения важными являются три
методологические проблемы:
вычленение психолого-педагогического
компонента социальной работы
выявление содержательно-функциональной
структуры обеспечения и
психолого-педагогического подхода к
анализу явлений социальной работы в
образовательном учреждении
установление роли и места
психолого-педагогического обеспечения
деятельности образовательного
учреждения.
Все это осуществляется на
основе глубокой диагностики социума,
психолого-педагогического изучения
климата образовательного учреждения,
его возможностей и нужд. Психолого-педагогический
аспект социальной работы в образовательном
учреждении привлекает внимание многих
ученых, специалистов-практиков различного
профиля. Ему посвящены работы многих
ученых (Битянова М.Р., Овчарова Р.В.,
Дубровина, Торохтий В.С. и т.д.).
Предпосылки возникновения
психолого-педагогического обеспечения
деятельности образовательного учреждения
Эта проблема существует давно.
Теоретические предпосылки зарождались
в последней четверти XVII
века под влиянием идей благотворительности,
милосердия, меценатства и т.д. Их
носителями были русские цари, сановники
и государственные деятели.
Особое распространение получило понятие
эмпатии, проявляющееся в таком отношении
к людям, как сочувствие, сострадание,
готовность помочь или простить. Уже в
тот период отмечались попытки внесения
отдельных элементов психолого-педагогического
обеспечения в ход благотворительных
действий и милосердия:
обследование и анализ условий жизни
детей в воспитательных домах и семьях
внедрение регистрационных карт для
изучения особенностей психики и
особенностей поведения
применение некоторых форм психической
поддержки семей.
Первый опыт работы в середине
XVIII в. был обусловлен
поиском оптимальных вариантов «воспитания
нового типа людей», способных эффективно
служить государству.
Определенные подвижки в
развитии психологии и социально-педагогической
практики наметились на первом этапе
становления новой системы социального
обеспечения в советской России (Крупская,
Коллонтай). Их воззрения на семью и
воспитание детей сыграли значительную
роль. Они считали, что государство должно
взять на себя воспитание и материальное
обеспечение всех детей, чтобы создать
новый тип людей, способных построить
коммунистическое общество, отводя семье
роль активной помощи.
Важное место в развитии теории и методов
психолого-педагогического обеспечения,
в частности социального воспитания,
принадлежит Блонскому, Выгодскому,
Крупской, Шацкому, Макаренко, Сухомлинскому
и т.д.
Системно-структурный анализ теоретических
предпосылок формирования
психолого-педагогического обеспечения
позволяет выявить общую характеристику
основных его элементов, из которых
наиболее значимыми представляются:
психолого-педагогический анализ
социальных явлений
моделирование социальных ситуаций
деятельности
педагогические технологии (технологии
социального воспитания)
психолого-педагогическая диагностика
техники и методики профессиональной
деятельности
психологическая подготовка специалиста
профессиональный отбор.
Современные ученые определяют
психолого-педагогическое обеспечение:
как систему мер комплексных мероприятий
как специфичный вид деятельности
как целенаправленный процесс
При этом выделяются подвиды
(самостоятельные виды) психолого-педагогического
обеспечения:
информационно-воспитательная работа
социально-педагогическая работа
научно-методическая работа
социально-правовое обеспечение
культурно-досуговая работа
управленческая деятельность и др.
Принципы формирования системы
взглядов психолого-педагогического
обеспечения
образовательное учреждение как
социальный институт не может эффективно
функционировать без учета
психолого-педагогических факторов
образовательное учреждение – активная
динамичная социальная система, и
психолого-педагогическое обеспечение
постоянно сохраняет свою адекватность
субъекту и объекту социальной работы
комплексность мер, интенсификация
решения проблем деятельности
образовательного учреждения предполагает
наличие теоретической модели
психолого-педагогического обеспечения
психолого-педагогическое обеспечение
возможно при наличии подготовленного
персонала
разрешение любой проблемы в деятельности
образовательного учреждения начинается
с моделирования обстановки, прогнозирования
ее изменений и возможного результата
создание сети психолого-педагогических
служб, агентств, ведомств.
Важный показатель
психолого-педагогического обеспечения
деятельности образовательного учреждения
– психологическое здоровье участников
образовательного процесса.
Сущность и содержание
психолого-педагогического обеспечения
деятельности образовательного учреждения
Под психолого-педагогическим обеспечением
деятельности образовательного учреждения
следует понимать интегративное
многоуровневое междисциплинарное
образование, реально существующее в
практике социальной поддержки и защиты
участников образовательного процесса.
Оно существует и проявляется одновременно
как:
система имплицитных мер
специфическая деятельность в сфере
человеческих отношений
процесс восстановления собственного
потенциала личности.
Своеобразие реализации
психолого-педагогического обеспечения
проявляется:
в стимулировании профессиональной
деятельности специалиста
в создании наукоемких технологий,
техник, методик, программ на всех уровнях
социальной работы
в создании условий психолого-педагогического
совершенствования мастерства специалистов
любого уровня
в интеграции научных и профессиональных
возможностей специалиста по предоставлению
личности психолого-педагогической
поддержки.
Психолого-педагогическое
обеспечение деятельности образовательного
учреждения имеет свою структуру, в
которой значимыми элементами являются:
субъект
объект
различные цели и способы их реализации,
соответствующие факторы и результат.
Существует сложная взаимосвязь
и взаимозависимость между структурными
элементами психолого-педагогического
обеспечения и его проявлениями в виде
системы мер специфической деятельности
или целенаправленного процесса
воздействия. В «системе мер» в качестве
результата выступает соответствующий
набор социальных услуг участникам
образовательной деятельности и сервиса
предоставления потребителю.
На уровне специфической деятельности
результат психолого-педагогического
обеспечения представляется в виде
количества обслуживаемых участников
образовательной деятельности и количества
предоставляемых социальных услуг.
Взгляд на целенаправленный процесс
воздействия обычно представляет итоговый
результат в виде полноты и логики
выполненных операций специалистом по
разрешению проблемы деятельности
образовательного учреждения.
В любой модели психолого-педагогического
обеспечения наиболее сложна проблема
объекта и субъекта психолого-педагогического
обеспечения деятельности.
Приоритетные направления
развития психолого-педагогического
обеспечения деятельности образовательного
учреждения
Резкий рост потребности учащихся в
социальной поддержке вызван рядом
обстоятельств:
многие проблемы возникают не вдруг,
сами по себе, а являются результатом
длительного сдерживания развития сферы
социальных услуг в сфере образования;
по мере осуществления социальных
преобразований наблюдается определенное
раскрепощение в деятельности
образовательных учреждений и возвращение
им многих функций, в т.ч.
психолого-педагогического свойства.
Следствие – негативность к решению
своими силами всех возникающих проблем;
переустройство межгосударственных
границ обусловило мощную миграцию и
появление новых типов учащихся, остро
нуждающихся во всех видах социальной
поддержки;
нестабильность курса экономических
реформ заметно отразилась на
психологическом здоровье учащихся.
Главная цель психолого-педагогического
обеспечения деятельности образовательного
учреждения – создание наиболее
благоприятных условий для обучения и
развития учащихся и профессионального
роста педагога, психологического
благополучия всех участников
образовательного процесса.
Нормативная база
психолого-педагогического обеспечения
в сфере образования
Существует статус социального педагога,
в котором указаны его права и обязанности.
Требования к системе
психолого-педагогического обеспечения
деятельности образовательного учреждения:
поддержание на должном уровне
морально-психологического состояния
участников образовательного процесса;
достижение единства и непрерывности
воспитания и обучения;
соответствие модели, алгоритма и
технологии психолого-педагогического
обеспечения деятельности образовательного
учреждения требованиям нормативных
документов, научно-методическим
рекомендациям;
обеспечение высокой оперативности
психолого-педагогического обеспечения
и необходимости охвата психолого-педагогическим
влиянием всех учащихся и персонала.
Система принципов
психолого-педагогического обеспечения
объективная оценка психолого-педагогических
и других условий, положения дел в
образовательном учреждении;
определение содержания и организации
и проведения психолого-педагогического
обеспечения в неразрывной связи с
другими видами обеспечения образовательного
процесса;
непрерывность психолого-педагогического
обеспечения: постоянное воздействие
на сознание, поведение и деятельность
учащихся и персонала;
целеустремленность психолого-педагогического
обеспечения, т.е. направленность на
решение конкретных духовно-нравственных
задач;
дифференцированный подход к
психолого-педагогическому обеспечению:
определение его содержания с учетом
групповых и индивидуальных потребностей;
единство, согласованность и преемственность
в осуществлении психолого-педагогических
воздействий.
Задачи психолого-педагогического
обеспечения
воспитание у участников образовательного
процесса уважения к Конституции и
законам, национальным ценностям и
достояниям. Поддержание на этой основе
высокого уровня нравственности и
организованности, морально-нравственной
и социально здоровой атмосферы;
формирование у учащихся ответственности
за соблюдение принципов, норм, развития
социально-ценностных ориентаций,
мотивов, побуждающих сознательно и
добровольно добиваться качественного
освоения программ обучения и воспитания;
создание социально-психологических,
правовых, культурно-бытовых условий
для полного выполнения обязанностей,
соблюдения и реализации всех правовых
и социальных гарантий;
развитие активности всех участников
образовательного процесса в стремлении
к овладению образовательными программами
с высоким качеством;
изучение, оценка и прогнозирование
морально-психологического состояния
всех участников образовательного
процесса.
Выполнение задач
психолого-педагогического обеспечения
осуществляется посредством комплекса
мероприятий:
информационно-воспитательная работа
социальная работа
культурно-досуговая работа
психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса.
Нормативные акты
1. основные международные договоры,
связанные с защитой прав детей:
– декларация прав человека (1948)
– международные пакты по правам человека
(1966)
– конвенция ООН по проблемам окружающей
человека среды
– конвенция о правах ребенка (1989)
– декларация и план действий, принятые
на всемирной встрече на высшем уровне
в интересах детей (1990)
– пекинские правила (1985)
– конвенция о гражданских аспектах
международной практики насильственного
увоза детей (1980)
– декларация о защите женщин и детей
в чрезвычайных обстоятельствах и в
период вооруженных конфликтов (1974)
2. федеральный уровень:
– декларация прав и свобод человека и
гражданина (1991)
– гражданский кодекс
– семейный кодекс
– КЗоТ
– уголовный кодекс
– основы законодательства РФ об охране
здоровья граждан
– Федеральные законы:
О занятости населения (1991)
О защите инвалидов в РФ (1995)
Об общественных объединениях (1995)
Об основах социального обслуживания
населения в РФ (1995)
О ветеранах (1995)
О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях (1995)
Об образовании (1992)
Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ (1998)
Федеральный уровень представлен
пакетом нормативно-правовых актов,
разработанных в рамках реализации
Основных направлений государственной
политики по улучшению положения детей
в РФ до 2000 г. (национальный план действий).
Существуют президентские программы:
Дети России
Молодежь России
В программу «Дети России»
входят целевые программы:
дети-сироты
дети Чернобыля
дети-инвалиды
планирование семьи
развитие индустрии детского питания
одаренные дети
дети семей беженцев
безопасное материнство
развитие социального обслуживания
семьи и детей
профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Социальная служба образовательного
учреждения
Ориентирована на решение проблем
социализации человека, его воспитание,
защиту его прав, помощь в разрешении
проблем самореализации в среде
жизнедеятельности.
Основные функции социальной службы:
выявление общих и частных социальных
проблем, имеющих место в образовательном
учреждении;
изучение и диагностика индивидуальных
особенностей обучающихся;
оказание помощи работе учителя с
учеником, группой, родителями;
социальная защита обучающихся, имеющих
проблемы;
социальная защита группы, класса от
отдельных лиц;
социально-педагогическая оценка
планируемых и проводимых воспитательных
мероприятий;
непосредственная подготовка
социально-педагогических мероприятий;
выявление личностно-педагогических
возможностей учителя и оказание ему
помощи;
установление взаимодействия с органами
социальной защиты, отделами по работе
с несовершеннолетними, другими
учреждениями в интересах решения
социальных проблем учащихся.
Общее руководство деятельностью
социальной службы осуществляет
директор, который определяет стратегию
ее развития, основные направления
деятельности и задачи, осуществляет
контроль за ходом их реализации. При
этом он имеет специалистов, способных
решать задачи диагностики (психолог,
социолог) и задачи прикладной работы
(социальный педагог, социальный работник).
Социальная работа в образовательном
учреждении направлена на обеспечение
и защиту прав ребенка, предусмотренных
конвенцией ООН о правах ребенка (с 1990).
Российским законодательством закреплены
основные права ребенка:
жить и воспитываться в семье (с. 54 СК
РФ);
общаться с обоими родителями, дедушками
и бабушками, братьями и сестрами, другими
родственниками (с. 66 СК РФ);
защищать свои права и законные интересы;
выражать свое мнение (с. 57 СК РФ);
иметь фамилию, имя и отчество (п. 1 с1 7
конвенции о правах ребенка);
имеет право:
знать своих родителей
на заботу со стороны родителей
на совместное проживание с родителями
на всестороннее развитие
на воспитание своими родителями
на уважение человеческого достоинства.
Профессиональный статус
социального педагога
профессиональные знания:
профессиональные умения:
аналитические
прогностические
проективные