- Урок психологии в 6 классе
-
Тема: «Как воспринимают человека дошкольники, каким видят человека школьники»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с возрастной динамикой становления способности к восприятию другого человека;
Воспитательная: воспитание ценностного отношения к другим людям и к себе;
Развивающая: развитие коммуникативного, мотивационного, личностного компонентов способностей, умения на практике испытать свою способность к восприятию.
Оборудование: фотографии, детские рисунки, рулетка, напольные весы
Формы и методы работы: мини-лекция с элементами дискуссии, практическая работа, составление словесных портретов, работа в группах.
Ход занятия:
1. Введение в тему. Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь и вы друг с другом, но только не так, как обычно, а лбами, пожелайте друг другу удачного дня. Спасибо!
Сегодня мы поговорим о том, как с возрастом изменяется способность человека к восприятию другого человека, и наш урок называется «Как воспринимают человека дошкольники, каким видят человека школьники».
Одного и того же человека маленький ребёнок, школьник и взрослый воспринимают по - разному. Это происходит потому, что восприятие человека человеком опирается не только на сигналы, приходящие к нашим органам чувств, но и на наши знания, представления, особенности мышления, опыт отношений с другими людьми. Каждый человек имеет свой жизненный опыт, поэтому образ конкретного человека, складывающийся у разных людей, будет разным. Итак, как же это происходит в жизни?
2.Как воспринимают человека дошкольники.
- Давайте подумаем и выскажем свои предположения, как же ребёнок с первых дней своей жизни учится воспринимать свою маму, близких родственников? (Ответы детей: улыбается, дрыгает ножками…)
Конечно, когда младенцу исполняется один месяц, он уже улыбается, радуется подходящему к его кроватке человеку. Совершенно точно установлено, что первая улыбка младенца адресована именно человеку, а не игрушке. К 3 месяцам малыш научится узнавать свою маму среди окружающих, а к 6 - сумеет отличить чужих от своих.
- Если кому-то приходилось видеть, как реагирует полугодовалый ребёнок при виде незнакомых людей, расскажите нам? (Ответы детей: громко плачет, сразу тянет руки к матери…)
- Ребёнок начинает ориентироваться на лицо матери примерно с пятимесячного возраста. Лицо- один из наиболее информативных источников наших знаний о другом человеке. В возрасте 3-4 лет дети понимают эмоциональное состояние человека больше по его мимике и жестам. Лучше всего они различают мимику радости и гнева. Значимость человека для ребёнка отражается в его рисунках. Давайте рассмотрим детские рисунки.
- Какие особенности в рисовании детьми человека вы увидели? (Ответы детей: не прорисованы части тела, нарисовано лицо, человек то улыбается, то грустит…)
Итак , ребята, что же в раннем возрасте во внешности другого человека воспринимается в первую очередь? (Ответы детей: лицо ).
3.Как воспринимают человека школьники.
- Восприятие ребёнком внешнего облика человека с возрастом изменяется. Дети 7-8-летнего возраста уже могут создать словесный портрет человека. При этом в первую очередь они отмечают такие особенности его внешности, как одежда, причёска украшения. Росту, телосложению, возрасту и полу они уделяют меньше внимания.
- - Давайте каждый из вас сейчас попробует составить словесный портрет своего классного руководителя. (письменное составление портрета)
- Какие особенности внешности вы смогли заметить? (Ответы детей: рост, фигура, цвет глаз, цвет волос… ).
Правильно, потому что для вашего возраста более важным становится физический облик человека, а оформление внешности (причёска, одежда, украшения) отходит на второй план.
- Работа в группах.
- Каждой группе даётся карточка с фотографией и описанием одного и того же человека, описывают пятиклассник и восьмиклассник. Ребята обсуждают содержание карточки и выделяют особенности каждого описания.
- 1 группа отметила, что описание небольшое, указан возраст, рост, черты лица.
- 2 группа отметила, что описание большое. Образ описан очень подробно, отражено эмоциональное состояние.
- -Ребята, восьмиклассник уже способен понимать внешнее выражение эмоциональных состояний.
- Вывод: чем старше становится школьник, тем более подробно он может охарактеризовать человека.
- - Ребята, как вы думаете, кто же правильнее указал возраст человека на фотографии, пятиклассник или восьмиклассник? (Ответ детей: восьмиклассник).
- Конечно же, восьмиклассник. По мере взросления увеличивается и точность, с которой школьники оценивают такие особенности внешности человека, как рост и возраст.
- 4.Практическая работа
- На урок приглашаются два ребёнка и два взрослых разных возрастов.
- 1 этап. Ученики определяют рост и вес приглашённых «на глаз» и записывают в тетрадь.
- 2 этап. Измеряются вес и рост людей с помощью рулетки и весов и записывают в тетрадь.
- 3 этап. Вычисляются отклонения при определении роста и веса.
- Вывод.
- Обучающие должны обнаружить, что рост и вес людей, которые старше их, обычно переоценивается, а рост и вес людей, которые младше, - недооценивается
-
- 5. Рефлексия.
- - Что вы узнали на занятии? Как полученная информация вам может понадобиться? 6.Подведение итогов.
- «Цветные карточки настроения» для определения удовлетворенности учащихся.
-
- 7. Домашнее задание.
- - Попробуй определить возраст некоторых своих соседей. Сравни свои предположения с мнением родителей.
- Список использованной литературы.
- Преподавание психологии в школе. Учебно – методическое пособие для учителя. /Под ред. И.В. Дубровиной.- М. – В., 2007.
- Психллогия, 6- й класс: Учеб. пособие./ Под ред. И.В. Дубровиной- М. – В., 2007.