Центральный Дом Знаний - Развитие конкурентных отношений в России 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2691

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Развитие конкурентных отношений в России 1

Так, на мой взгляд, одной из основных проблем в данной области является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создают неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

Я считаю, что серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Серьезные препятствия, по моему мнению, возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета; разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Не может не являться проблемой в создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для работы в условиях рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.

Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и так далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в экономике создает топливно-энергетический комплекс страны. Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий удельный вес физически и морально изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей.

Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике нашей страны является большая степень изношенности основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%, вполне очевидно, что это не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике страны.

Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся на стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.

Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.

Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике страны полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы, и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.


Экономическая оценка современного состояния конкуренции.

Конкуренция напрямую зависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х годов 20 – ого века в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. После кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5.6% индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1.9% продолжилось повышение индекса доверия потребителя.

Индексы доверия потребителя и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индекс доверия потребителя показывает разницу расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индексы доверия производителя и доверия инвесторов, вместе с тем часто два последних индекса используются и самостоятельно.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке LP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения скажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютный союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии – 136 млрд. долл.

Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 1999 года был вызван, с другой стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более, чем прежде ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Кредитование сектора домашних хозяйств существенно не изменилось, обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить потребительский кредит, вместе с тем банки ограничили условия пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились.

Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан сростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе индицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течении льготного периода, занимающего до шести месяцев.

Экономическая конъюнктура не только чутко реагирует на колебания денежно-кредитной политики, но и в определенной мере и обуславливается этой политикой, что дает возможность предсказывать ее изменения. Оживление деловой активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте производства не приходится.

Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий кредитования расширяет его предложение.

При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которые ограничили или смягчили условия кредитования. При стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие, о повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры.

Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике России, рынок развивается и уже сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ в России.

2.5 Закон о защите конкуренции

Должны ли развивающиеся страны жертвовать скудные ресурсы своих правительств на создание и реализацию законов о свободной конкуренции? Ответ «да» кажется мне вполне очевидным, так как именно эти страны, в отличие от развитых стран мира, оказываются наиболее уязвимыми ко всякого рода антиконкурентным действиям и поступкам. Для успешного развития экономики страны необходимо защищать конкуренцию и препятствовать попыткам отдельных фирм монополизировать рынок в целях навязывания покупателям завышенного уровня цен.

На сегодняшний день существует закон о защите конкуренции, который был принят Государственной Думой 26 июля 2006 года и был одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Этот закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  1. монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ Российской Федерации.

Целью закона о защите конкуренции является обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. ФЗ предусматривает также государственный контроль за экономической концентрацией, а так же ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.


4. Закон о защите конкуренции, принятый Государственной Думой 26 июля 2006 года.

3. Практическая часть.

В практической части я хочу показать конкурентоспособность хлебозаводов г. Ростова – на - Дону и Ростовской области.

На диаграмме (см. приложение, таблица №2) представлена структура потребительских расходов населения Ростовской области на покупку продуктов питания в 2005-2006 г. Желтым цветом обозначено потребление хлеба и хлебобулочных изделий что составляет 20,6 %. Как видно из диаграммы – это не мало.

В периоды экономической нестабильности потребление хлеба неизбежно возрастает, так как хлеб относится к наиболее дешевым продуктам питания.

В современных условиях основной проблемой хлебопекарного производ­ства г.Ростова и Ростовской области можно назвать увеличивающуюся конкуренцию со стороны малого бизнеса (мини-пекарен). Рыночная привлекательность продук­ции мини-пекарен обусловлена использованием в технологическом процессе основных и вспомогательных материалов иного свойства, дающих с точки зре­ния внешнего вида большие импульсы покупателям для приобретения и разви­тия вкусовых привычек. Однако такой способ изготовления продукции, как по­казывают практические исследования, лишает хлебобулочные изделия их по­лезных качеств.

Нехватка и ограниченность ресурсов обуславливают поиск новых подходов к деятельно­сти и менеджменту отраслевых предприятий. К числу перспективных инстру­ментов (механизмов) следует отнести выработку стратегии укрепления конкурентной позиции, активизация и реализация которой, как показывает передовой опыт зарубежных и отечествен­ных компаний, позволяет во многом определить решение их актуальных про­блем и улучшить их экономическое состояние.

На основе анализа отрасли мною были определены тактические и стратегические факторы конкурентной позиции предприятий хлебопекарной отрасли г. Ростова и Ростовской области. Стратегические факторы конкурентной позиции, как показано в таблице№3 (см. приложение), должны определять прогнозное положение объекта управления на будущем рынке. Тактическими факторами, являются такие факторы, как распространение в торговых точках, количество наименований продукции, уровень цен, степень известности марки.

По разработанным шкалам, на основе анализа информации о производителях были получены значения факторов конкурентной позиции предприятий хлебопекарной отрасли г. Ростова и Ростовской области за 2005-2006г. (см. приложение, таблица №4)

Теперь на основании таблицы 4 можно определить лидеров и распределить их по кластерам. Полученные кластеры в совокупности образуют структуру конкурентной среды рынка.

(см. приложение, таблица №5) Из 13 представленных предприятий конкурентоспособными можно считать только - 6, которые находятся в таблице 5 в кластере №1.

Это Хлебозавод №1, Донской хлеб, Ростовхлебпродукт, Комбинат хлебопродуктов «Северский Донец», Батайский хлебокомбинат, ЯМС-хлеб (Ростов) – предприятия, активно продвигающие свою продукцию на рынок.

Фактически кластеры друг от друга отличаются постепенным ухудшением значений факторов конкурентной позиции.

Из них неустойчивыми являются:

- кластер 2 – так как предприятия, его составляющие, активно продвигают свою продукцию и конечный результат их действий ещё не достигнут, вероятно, одни из них в перспективе станут лидерами, а другие не выдержат конкуренции;

- кластер 3 – так как предприятия продвигают слишком мало марок продукции, а незначительное присутствие на рынке говорит о проблемах, связанных с каналами распределения.

Таким образом, в данном исследовании предложен способ сбора и обработки информации, позволяющий избежать как её избыточности, так и недостатка. Его суть заключается в сборе данных, относящихся только к ключевых факторам успеха в отрасли.

На основе значений показателей конкурентной позиции предприятия с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0 была решена задача кластеризации (многомерной классификации). В исследовании при решении задачи на тактических факторах на основе данных 2005-2006 года объекты разделились на 3 кластера.

Полученные кластеры в совокупности образуют структуру конкурентной среды рынка. Такой подход является методической основой для обоснования приемлемого сценария рыночного поведения предприятия. Результаты ситуационного анализа предопределяют выбор управленческого решения в целом и стратегии укрепления конкурентной позиции в частности.


4. Заключение

Исследовав материалы (федеральный закон « О защите конкуренции», книгу Л.Левиной « Основы экономической теории», учебник по экономике И.В. Липсица и т.д.) по проблемам конкуренции в современной экономике и развитии конкурентных отношений в нашей стране, в заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.

В.К. Харитонов отмечает в своей книге под названием

« Государство и проблемы конкуренции в современной экономике», что «…монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения».5

Но с другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством.

Но я все-таки сторонник конкуренции, ведь создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. В общем, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Эта работа имела для меня огромную значимость, так как меня заинтересовала проблема разработки системы обеспечения конкурентоспособности нашей страны, ведь Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности РФ, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения.

Я намереваюсь расширить и углубить знания, полученные в ходе проделанной работы, и в дальнейшем, когда поступлю в ВУЗ. И возможно, в будущем буду работать над похожими проблемами, ведь это действительно важно для развития нашей страны.

В дальнейшем, я советую использовать мой реферат в школьной библиотеке, кабинете экономике.


5. В.К. Харитонов «Государство и проблемы конкуренции в современной экономике» стр.23.

5. Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135 – ФЗ

  2. Л. Левина «Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный цикл)» Российский экономический журнал. 2002 №1. – с.40-42.

  3. В.К. Харитонов «Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики» №2 2002. – с.23-26

  4. Газета «Аргументы и Факты» от 17 апреля 2000 г.

  5. Учебник экономики 11 кл. И.В. Липсица. Москва. Издательство «Вита-Пресс» 1998 г.

Loading

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24