Центральный Дом Знаний - Трагизм судеб поэтов “серебряного века” 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Трагизм судеб поэтов “серебряного века” 2

Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине.

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил "свежие, чистые, голосистые”, хотя и "многословные” стихи "талантливого крестьянского поэта-самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга "Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 – 1915 годах. Творчество поэта 1914 1917 годов сложно и противоречиво. Основой есенинского мировоззрения является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, — это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: "задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая "праздники победные”. В стихотворении "Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь — "царевною сонную”, к "веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении "Тучи с ожереби…” (1916) поэт как будто предсказывает революцию — "преображение” России "через муки и крест” и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из законов мира Есенина — это всеобщий метаморфоз (что позже привело поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихи и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областей, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник "Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенные в чувственные тона, — "Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), "Запели тесаные дроги” (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут "люди в кандалах”. Меняется герой есенинской лирики — он то "нежный отрок”, "смиренный инок”, то "грешник”, "бродяга и вор”, "разбойник с кистенем” и т. д. Эта же двойственность определяет и образ "нежного хулигана” в стихах Есенина периода "Москвы кабацкой” (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, "преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает "буйственную Русь” и славит "красное лето”.

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник "Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 – 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений "Преображение” (1918), "Сельский часослов” (1918). В 1919 году "Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цель. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 – 1919 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение "Зеленая прическа” (1918). Оно развивается в двух планах: береза — девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение — о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как "Серебристая дорога...”, "Песни, песни, о чем вы кричите?”, "Я покину родимый дом...”, "Закружилась листва золотая...” и т. д.

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной ("Не жалею, не зову, не плачу...”, "Отговорила роща золотая...”, "Мы теперь уходим понемногу...” и др.). "Не жалею не зову, не плачу...” (1922) — одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникнуто лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует "земными” образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века ("о моя утраченная свежесть”) и типично есенинское народно-человеческое "буйство глаз и половодье чувств”. Содержание стихотворения и конкретно, и условно одновременно. Рядом с поэтическими деталями земного мира ("белых яблонь дым”, "страна березового ситца”, "весенней гулкой ранью”) — образ мифологический, символический — образ розового коня. Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения — благодарственная песнь, благословение всего живого.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину "родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня — это "Русь уходящая”. Об этом свидетельствуют его поэма "Сорокоуст” (1920), сборники стихотворений "Трерядница” (1920), "Исповедь хулигана” (1921), "Стихи скандалиста” (1923), "Москва кабацкая” (1924), "Русь Советская” (1925), "Страна Советская” (1925), "Персидские мотивы” (1925).

Поэма "Анна Снегина” (1925) стала во многом итоговым произведением, в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить и воспевать всем существом шестую часть земли с названьем кратким "Русь”.

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

(1920)

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдады, среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки.

События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11 месяцев.

Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи. В ранних стихотворениях Маяковского появляются контуры лирического героя, который мучительно и напряженно стремится познать самого себя ("Ночь”, "Утро”, "А вы могли бы?”, "От усталости”, "Кофта фата”). В стихотворениях "Нате!”, "Вам!”, "Ничего не понимаю”, "Вот как я сделался собакой” реальное историческое содержание: здесь лирический герой сознательно стремится быть "чужим” в чуждом ему мире. Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска — сочетание правдоподобности и фантастики.

В 1913 году поэт работает над первым крупным произведением, своеобразным драматургическим вариантом ранней лирики — трагедией "Владимир Маяковский”. Б. Пастернак писал: "Трагедия называлась "Владимир Маяковский”. Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания”.

Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится поэма "Облако в штанах” (первоначальное название "Тринадцатый апостол”). В этой поэме Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.

В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создает сатирические гимны ("Гимн судье”, "Гимн здоровью”, "Гимн обеду”, "Гимн взятке”, "Гимн критику”).

В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы "Война и мир”, "Человек”. Предчувствие грядущих революционных потрясений вселяло уверенность в скором осуществлении этих предсказаний. Маяковский предугадал в "Войне и мире” моральный образ будущего, он верил, что человек будущего будет свободным. А в поэме "Человек” автор продолжает эту тему. Человек свободный, "настоящий” приходит на Землю, но она, "окаянная”, оковывает его, противопоставляя "океаны любви”, "золотоворот денег”. Герой поэмы страстно сопротивляется законам бытия, и в конце произведения чувствуется ощущение неизбежного, близкого краха старого мира.

Маяковский восторженно противопоставлял Октябрьскую революцию: "Моя революция”, и это определило характер его творчества в послеоктябрьский период. Он стремился дать "…героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи”. Он пишет стихи, славящие строительство коммунизма, советского человека, социалистическую Родину.

В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом. Заграничные стихи Маяковского — важная часть его творческого наследия.

В 1918 году поэт пишет "Мистерию-буфф”, в 1921 — "150000000”, в 1923 – 1924 гг. — "IV Интернационал”. В В. И. Ленине Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека будущего и посвятил ему поэму "Владимир Ильич Ленин” (1924).

Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах "Клоп” (1928) и "Баня” (1929), персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра.

В 1925 году поэт отправляется в Америку. Это была его шестая заграничная поездка. Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925 — 1926 годах: "Товарищу Нетте — пароходу и человеку”, "Блэк энд уайт”, "Стихи о советском паспорте”, "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка”, "Бродвей” и другие.

В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму "Хорошо”, которая стала одним из крупнейших завоеваний социалистического реализма.

Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение "Что такое хорошо и что такое плохо” (1925).

Поэт не успел завершить задуманную поэму о пятилетке "Во весь голос” (1930). Было написано лишь вступление.

"Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу”, — так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. "Жизнь прекрасна и удивительна!” — таков мотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, подмечая в жизни ростки нового, прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще "очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг”. Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам.

Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и говорил.

Радоваться рано

Будущее ищем.

Исходили версты торцов.

А сами расселились кладбищем,

придавлены плитами дворцов.

Белогвардейца

найдете — и к стенке.

А Рафаэля забыли?

Забыли Растрелли вы?

Время

пулям

по стенке музеев тенькать.

Стодюймовками глоток старье расстреливай!

Сеете смерть во вражьем стане.

Не попадись капитала наймите.

А царь Александр

на площади Восстаний

стоит?

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24