Центральный Дом Знаний - Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова

Мой род – это сказка, былина и непременно русские

Н.А. Римский-Корсаков


Сказка… Ее образы сопутствуют человеку с раннего детства, создавая основы для развития воображения и фантазии. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: именно в ней ребенок учится различать добро и зло, ему открывается справедливость, милосердие и жестокость, коварство. Причудливый мир сказки привлекал многих композиторов, но величайшим сказочником среди них по праву называют Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 – 1908 гг.). Языком сказки этот музыкант, педагог, автор учебников и видный музыкальный деятель рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал ярчайшие, красочные картины природы.

Нерасторжима связь композитора с фольклорной традицией, народным преданием, в котором обязательно побеждает добро, с народной песней. Герои его опер олицетворяют ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Таковы Берендей, Садко, Лель… Композитор покорен поэтической красотой сказок, влюблен в своих героев. Он пишет, вспоминая работу над оперой «Снегурочка»: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем. Не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». В сказочном мире Римского-Корсакова люди живут в единении с природой – лесом, морем, птицами, цветами. Садко несет свою печаль не людям, а на берег Ильмень-озера, где и находит понимание и помощь. Рыбки, превращаясь в золотые слитки, дают возможность гусляру снарядить торговый флот. Кусты и деревья кланяются Снегурочке, уходящей к людям, а цветы в венке, подаренном Весной, дарят ей возможность любить. Природа живая, она дышит, она звучит. И композитор слышит это дыхание, видит в ней живое существо. «Какой-нибудь корявый сук или пень, заросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» - заповедным лесом; голая Копытецкая горка – Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ», - вспоминал Римский-Корсаков в автобиографическом труде «Летопись о моей жизни». Не случайно им созданы такие яркие, зримые образы моря, леса, их обитателей.

Вот перед нами Окиян-море неторопливо катит свои волны, а вот золотые рыбки резвятся в его глубине («Садко»), а это стайка озябших птиц в зимнем лесу щебечет и танцует, чтобы согреться («Снегурочка»). Невозможно ошибиться – это петушиный крик («Золотой петушок»). А это летит царевич Гвидон, превратившийся в шмеля. Послушаем «Полет шмеля» - симфонический фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Гудение насекомого композитор передает темой вращательного характера, порученной виолончели (Открыть Приложение 1).

Неистощима музыкальная фантазия композитора. Волшебный мир он раскрывает перед нами при помощи богатейшей палитры оркестровых красок. Вторая картина «Садко»: тихая ночь над Ильмень-озером. Тремоло струнных, скользящий вверх-вниз пассаж арфы – легкий ветерок пролетел над озером, всколыхнул его… А мы, слушатели, уже ждем чудес - и чудеса начинаются. Плывет по озеру стая белых лебедей, их клекот передается аккордами флейт с форшлагами, и вот, на глазах у изумленного Садко («Чудо чудное, диво дивное») они оборачиваются прекрасными девушками. Это превращение совершается на фоне быстро, как волны, перекатывающихся аккордов струнных и пассажей арфы. Откуда-то из глубин озера «выплывает» таинственная и величественная тема Морского царя, основанная на восходящем гаммообразном движении «тон-полутон». Эта тема будет многократно появляться в опере, знаменуя присутствие владыки подводного царства. А само это царство со всеми его обитателями показано в 6 картине оперы. Выдает Морской царь за новгородского гусляра свою любимую дочь Волхову. На свадебном пиру веселятся чуда морские, золотые рыбки, светловодные речки - старшие дочери царя. В красочной вокально-симфонической сюите причудливо переплетаются оригинальные по гармоническому и оркестровому колориту темы, характеризующие сказочных героев.

В сказочном мире Римского-Корсакова особое место занимают пленительные женские образы. Это само воплощение непреходящей красоты, идеала, к которому стремится композитор. Героини эти неотделимы от природы, их породившей. Вот нежная и трогательная Снегурочка, дочь Весны и Мороза выходит из леса к людям, привлеченная их песнями. Такой ее увидел художник В.М. Васнецов.

Снегурочка меняется на протяжении оперы, меняется и ее музыкальная речь. Вначале – это шаловливое и беззаботное дитя. Звучание флейты придает теме Снегурочки легкий, игривый и в то же время холодновато – прозрачный характер: «С подружками по ягоду ходить, на отклик их веселый отзываться: «А – у, а – у!». В конце произведения это любящая женщина, ее ария в сцене таяния полна искреннего и задушевного чувства: «Люблю и таю от сладких чувств любви».

Преображается и героиня оперы «Садко» - царевна Волхова. Ее первое появление сопровождается причудливыми вокализами на фоне переливов арфы – это призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией. А в заключительной седьмой картине мы видим земную женщину, которая поет колыбельную своему любимому. И колыбельная эта основана на народно-песенных интонациях: «Сон по бережку ходил, Дрема – по лугу».

Чарующе прекрасен образ Царевны-Лебедя из оперы «Сказка о царе Салтане». Это образ также меняется на протяжении спектакля под влиянием чувства любви. Но если Снегурочка тает, а Волхова превращается в реку, то Царевна Лебедь обретает счастье в мире людей. Причудлива и прихотлива по рисунку музыкальная характеристика этой героини во время встречи с Гвидоном. После превращения Лебеди в Царевну в ее музыкальной характеристике появляются новые интонации – теплые, живые, в заключительной картине оперы тема царевны звучит широко и привольно. Дуэт Лебеди и Гвидона основан на мелодии русской народной песни «На море утушка купалася». Эта тема звучит радостно и празднично, передавая счастливое состояние героев.

Сказочный мир в операх Римского-Корсакова переплетается с миром реальным, миром людей. А в мире людей царит народная музыка во всем многообразии ее жанров. Весело пляшут скоморохи, девушки водят хороводы, слышны наигрыши пастухов, ведущих свои стада, звучат свадебные, лирические протяжные, обрядовые песни. Пастух Лель и гусляр Садко олицетворяют собой народное искусство. Восточные интонации ариозо Мизгиря («На теплом, синем море, у острова Гурмыза») и его бесценный жемчуг оставляют Снегурочку равнодушной, а бесхитростная песня Леля «Земляничка-ягодка» вызывает у нее слезы. Песни простого пастушка дороже для героини самого бесценного сокровища. Такова сила народного искусства – оно покоряет силы природы, заставляет Снегурочку и Волхову покинуть свои родные стихии.

В своих произведениях Римский-Корсаков использует подлинные народные песни. Так, например, в опере «Снегурочка» звучат обрядовая песня «Веселенько тебя встречать, привечать», хороводная «Ай, во поле липенька», плясовая «Купался бобер». Но чаще для музыкальных характеристик героев из народа композитор создает свои мелодии народного склада. Их инструментовка также соответствует народным традициям. Так, песни Леля сопровождает звучание кларнета (пастуший наигрыш). В сцене на новгородском пиру оркестр остроумно подражает звучанию скоморошьих инструментов – гудкам, дудам, сопелям.

В опере–былине «Садко» композитор использует необычный музыкальный язык. В молодости ему привелось услышать исполнение былин выдающимся сказителем Тимофеем Рябининым. Характерные особенности этого исполнения – неторопливого, размеренного, величавого - Римский Корсаков использует в опере. Вот что он пишет в «Летописи»: «Но что выделяет моего «Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще – это былинный речитатив… Речитатив этот – не разговорный язык, а – как бы условно-уставной былинный сказ или роспев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин. Проходя красною нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный бытовой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком. Одиннадцатидольный хор, былина Нежаты хоры на корабле, напев стиха о Голубиной книге и другие подробности способствуют со своей стороны приданию былевого и национального характера». Придать музыке национальный характер, писать музыку о народе и для народа, показать средствами искусства духовную красоту и величие народа – вот главные задачи Римского-Корсакова.

При этом, оставаясь певцом русской национальной культуры, композитор, подобно Глинке и Бородину, охотно обращался к образам Востока. Восточные мотивы звучат в Песне Индийского гостя («Садко»), в партии Шемаханской царицы («Золотой петушок»). Восток привлекал Римского-Корсакова своей прихотливой фантастикой, веселой мудростью, цветистой орнаментальной мелодикой. По мотивам арабских сказок «1001 ночи» создана им симфоническая сюита «Шехеразада». 4 части сюиты – это 4 истории, рассказанные прекрасной и мудрой сказочницей. Перед слушателем проходит вереница ярких образов – Синдбад-мореход плывет на корабле по бескрайнему морю, царевич, переодетый странствующим монахом-календером, повествует о своих фантастических приключениях, весело шумит разноголосая толпа на празднике в Багдаде. И все эти картины созданы средствами оркестра. Послушает тему Царевича из третьей части сюиты («Царевич и царевна»). Это образ юного, нежного, прекрасного юноши, о котором в арабской сказке говорится так:

Подарил Сатурн черноту его локонов,

Яркий Марс ему подарил румянец ланит его,

А стрелец бросил с лука век его стрелы метко…

Образ Царевича, наполнен поэзией и очарованием, сладкой негой. Как причудливый восточный узор вьется мелодия в сочном звучании скрипок и виолончелей. Это песня любви, которую юноша поет своей возлюбленной – Царевне (Открыть Приложение 2).

Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна, картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия. Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников. Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и ВВ. Васнецовы. Михаил Александрович Врубель – глубоко своеобразный художник – чувствовал и любил музыку Римского-Корсакова. Признавая значение Римского-Корсакова для своего творчества, он писал композитору: «… я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Творчество Римского-Корсакова вдохновило Врубеля на картины «Морская царевна» и «Царевна Лебедь», на ряд рисунков. Композитор посвятил ему романс «Сон в летнюю ночь».

В сказочном мире Римского-Корсакова есть место всем – царям, купцам и простому люду, скоморохам и лешему, красным девицам и загадочной Шемаханской царице, жителям Руси и Востока, обитателям подводного мира и дремучего леса. Но самое главное – в этом мире царят Красота и добро, справедливость и любовь. Этот мир живет и будет жить долго, потому что создан он великим гуманистом и великим композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым на таком фундаменте, который нельзя уничтожить – на основе народного искусства.

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Времена былинные (К 100-летию «Садко») // Музыкальная жизнь. – 1997. - № 12. - С. 36-37.

  2. Классик русской оперы // Музыка в школе. – 2004. - №3. – С.3-17.

  3. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1980.

  4. Сказка в творчестве Римского-Корсакова / ред. Т. Коровина – М., 1987.

  5. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века: Хрестоматия. – М., 1990.

  6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VIVII классов ДМШ. – М., 1996.

  7. Энциклопедия классической музыки (электронный ресурс, серия «Интерактивный мир») – «Коминфо», 2002.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24