Центральный Дом Знаний - Тайны готических соборов

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тайны готических соборов

Содержание:

1. Введение

Глава 1. Готическое искусство и этапы его развития

Глава 2. Вершина средневекового европейского зодчества. Тайны и мистическая символика соборов

Глава 3. Собор Парижской Богоматери – легенда готики

5. Заключение

6. Приложение

7. Список литературы

Введение.

Неповторимый архитектурный стиль, актуальный со времён средневековья и до нашего времени, сочетающий в себе уникальные черты мифических преданий и легенд, хранящий множество непостижимых человеку загадок и тайн, соборы, величие которых заставляет оказаться вне времени и потерять ощущение реальности – средневековый готический стиль, сменивший собой в конце двенадцатого века не менее известную эпоху романского искусства. Тема тайн готических соборов продолжает привлекать внимание и заинтересованность многих исследователей и до сих пор сохраняет бесспорную актуальность благодаря уникальности архитектурных сооружений, для которой характерно широкое применение магических знаков и мистической символики. Кроме того, история строительства некоторых соборов средневековья окутана самыми невероятными мифами и легендами, подтверждения которых ищут многие учёные, опираясь на имеющиеся исторические факты того времени, что подогревает интерес к данной теме и делает её актуальной и в наши дни.

Цель, которую автор данного реферата ставит перед собой – выявить, какие тайны скрывают величественные своды соборов эпохи готики, какой смысл они вносили в те далёкие времена и вносят до сих пор в повседневную жизнь человека, какова их роль в развитии общечеловеческой мировой культуры.

Задача нашей работы – изучив литературу по данной теме, попытаться раскрыть немногие из тайн и загадок готической архитектуры, выявить разнообразие видов и рассмотреть особенности её восприятия и осмысления некоторыми странами и народами. Позиция автора заключается в том, что в основе тайн готических соборов лежит непоколебимая вера средневекового народа в мистицизм, стремление к сверхъестественному и высшему, соотношение мифологических событий с событиями реальной жизни, связь земного мира с миром небесным и другие, свойственные средневековому пониманию мира, убеждения.

Для составления данного реферата и подтверждения точки зрения автора были использованы: «Тайны соборов», книга Фулканелли, одного из самых известных алхимиков 20-го века; энциклопедический словарь, Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.; «Тайны истории. Тайны готики», энциклопедия А. Черкурина. Книга Фулканелли – это фундаментальная работа в области изучения готических соборов, а также их символического значения. Она представляет собой особое значение и интерес для работы, так как содержит ключевые данные особенностей готической архитектуры, объяснение смыслового значения символики и знаков, их взаимосвязь с окружающим миром. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона содержит информацию о типах готической архитектуры, этапы её развития и отличия от архитектуры романского периода.

Осознавая важность предложенных задач, попытаемся вникнуть в сущность данной проблемы и обратиться к самым истокам зарождения готического архитектурного стиля, к его смысловому значению и определению в сфере средневекового мировоззрения.

Глава 1. Готическое искусство и этапы его развития.

Готический стиль, или готика – одна из самых распространённых форм средневекового архитектурного искусства в Западной Европе. Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв., в которых полнее всего отразилось средневековое настроение, и менее всего обнаруживается влияние греческого и римского искусства. Сам по себе термин «готическое искусство» свидетельствует о том враждебном и полном непонимания отношении, которое проявляли к нему художники и ученые эпохи Возрождения.

В середине XV в. в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль, возрожденный Брунеллески, противополагается «современному», занесенному в Италию во времена переселения народов, варварами, т.н. готическому. Таким образом, эпитет «готический» являлся в то время синонимом слова «варварский». «Упаси, Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают говорить о них больше, чем сказано» – эти слова итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511 – 1574 гг.) показывают отношение к готике, сложившееся в эпоху Возрождения в Италии (1, с. 16). Подобные представления изменились лишь в девятнадцатом веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными веками» в истории человечества. Впоследствии было предложено называть готическое искусство «французским искусством», поэтому термин страдает неточностью, если к нему не прибавлять «последней трети средневековья».

Французские архитекторы XVI в. отмечают отдаленность готического стиля от античных пропорций и отсутствие вкуса в фантастичной готической орнаментации. Архитектор Филибер де л'Орм вообще не считает готический стиль настоящей архитектурой. Интересны отзывы французских классиков XVII в.: Мольер с возмущением говорит о соборе Парижской Богоматери, а для Лабрюйера и Расина «готический» — синоним «варварского». В 1800 г. Petit Radel представил даже проект разрушения готических церквей, а в 1857 г. Beule посвятил целую лекцию доказательству того, что готическая архитектура во Франции не национальна и отнюдь не является воплощением религиозных идей (3, с. 251). Но многие чувствовали и величие творений предков. Восторженные отзывы о готике, равно как и нападки на нее, свидетельствовали о полном непонимании существа средневековой архитектуры.

В начале XIX в. многие принялись истолковывать сущность готики при помощи поэтических образов. Для Шатобриана готические храмы были полны религиозной жути и таинственной прелести галльских лесов. Сентиментальная фантазия Шатобриана, видящая в сплетении ветвей деревьев происхождение стрельчатой арки, стала доктриной романтиков. Лишь путем вдумчивого изучения и добросовестных исследований была раскрыта вся глубина готической архитектуры.

Готическое искусство и в наши дни продолжает вызывать самые крайние суждения: для одних оно источник, из которого зодчие должны черпать познания и силы, для других — отличительными чертами готики являются пафос, отсутствие естественности, искусственная хаотичность и безмерность.

Готический стиль возник в XII в. во Франции, отсюда быстро перешел в Англию, в ХIII в. был воспринят Германией и распространился по всей Европе. В каждой стране готический стиль принимал своеобразный характер, соединяя местные традиции с основными своими принципами, однако его расцвет приходится на XIII – XIV века.

В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику. В первый период (XIII в.), называемый раннеготическим, этот стиль отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский; во второй период (XIV в.) готические сооружения отмечены удивительным благородством и красотой; как всему зданию, так и его частям придаются лёгкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу. Стиль этого периода называется лучистым или декорированным. В XV веке и первой половине XVI века готический стиль становится вычурным и изысканным. Третий период называют цветистым, вследствие избытка в нём украшений, или пламенеющим, от появившегося в нём своеобразного декоративного мотива, напоминающего собой пламя свечи или рыбий пузырь.

Главные и наиболее характерные произведения готической архитектуры — храмовые постройки. Переняв у романского стиля форму базилики, готический стиль переработал ее только в деталях. Ставший нормой крестообразный план представляет трехнефный или пятинефный корпус с мало развитыми трансептом (поперечным нефом), порою даже совсем без трансепта. В устройстве хора существенные изменения: вследствие отсутствия крипты (нижней, подземной церкви) хор не возвышен или только слегка возвышен, окружен обходом, причем внешняя стена здания образует несколько аспид или так называемых венец капелл, имеющих не полукруглую, как в романском стиле, а многогранную форму. В некоторых церквях трансепты, подобно продольному корпусу, образует также три корабля. Нартекс при входе в храм получает меньше значения, чем в романскую эпоху, часто его совсем не бывает. Башен при церкви бывает по большей части две, по краям главного фасада. Иногда встречается еще третья, небольшая башенка над перекрестием, т.е. пересечением продольного корпуса с трансептом.

Стрельчатая арка, являющаяся одним из самых характерных мотивов готической архитектуры не составляет сущности готики, так как она нередко встречается и в романской архитектуре, особенно там, где, как в Сицилии, оказывалось влияние мусульманского искусства. Однако там стрельчатая арка имела декоративное значение, в готической же архитектуре она имеет конструктивное значение для свода. Применение стрельчатого свода влечет, в свою очередь, изобретение опорных арок (аркбутанов), исключительно готических архитектурных частей.

Сущность готического зодчества, таким образом, заключается в соединении стрельчатого свода с целой строго выработанной системой подпорок; она ведет к тому, что все сводчатое покрытие покоится только на столбах, стены не несут и не поддерживают тяжесть, так как боковое давление свода главного корабля переносится на контрфорсы, при помощи перекинутых через боковые корабли опорных арок. Стремясь создать грандиозные, легкие, как бы слабо связанные с землей, возносящиеся к небу соборы, готические зодчие должны были, прежде всего, увеличить устойчивость свода и уменьшить боковое давление его массы.

Контрфорсы увенчивались обыкновенно тонкими остроконечными башенками, так называемыми фиалами, состоящими из четырехугольного нижнего корпуса и пирамидообразного шлема. Ребра пирамид обсаживались крюками, украшениями в форме завернувшихся листьев, их вершину увенчивали так называемые флероны, состоящие из четырех крюков, расположенных крестообразно. Аркбутаны, представлявшие вначале сплошную каменную кладку, стали потом прорезываться отверстиями в виде розеток, аркатур и узорчатых полос.

Самая красивая сторона в наружности готического храма — главный западный фасад. Башни обыкновенно имели четырехгранную форму и состояли из нескольких этажей.

Каждая сторона башни, в каждом этаже, почти сплошь занята окном. Узорчатая разделка окон достигла наивысшего развития в круглых окнах, обыкновенно помещавшихся над средним порталом между башнями и там составлявшими центр декорации, так называемую оконную розу. В окна вставлялись разноцветные стекла, изображающие святых, сцены из священной истории, легенды, гербы и узоры. Стекла эти своего рода мозаика, составленная из вырезанных, соответственно требованиям рисунка, кусков, соединенных между собой свинцовыми полосками.

Внутренность готических церквей в отношении красоты и величественности не уступает их внешности. Высокие пространства кораблей, видимые одно за другим, стройные пилястры, узорчатые трифории, громадные окна с фигурными переплетениями — все это производит грандиозное впечатление. Стрельчатые дуги обширных арок опираются не на четырехугольные или массивные столбы, а на стройные пилястры, представляющие как бы связки тонких колонн. Рассмотренная система постройки храмов значительно видоизменялась, в зависимости от эпохи, страны и материала (тесаного камня или кирпича). Из готических построек нерелигиозного характера важнейшие: ратуши, биржи, гильдейские дома и другие здания. Светские готические постройки заимствовали, как конструктивные, так и декоративные элементы от церковной архитектуры. Все внешние стены готической церкви бывают обильно орнаментированы; так, у основания крыши башен обыкновенно ставятся маленькие башенки (вимперги): рёбра крыши, наклонные рёбра в башенках и фронтонах украшены фигурными крючками, так называемые кроссами, или крабами; водосточные трубы отделываются в виде фантастических чудовищ (горгульи). Большие, часто расписанные живописью стрельчатые окна украшены причудливыми узорчатыми переплетами.

Строили соборы городские мастера. Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями архитектурных памятников, вечных произведений искусства для украшения соборов. Аббат Сюже из королевского аббатства Сен-Дени в пригороде Парижа оставил два тома, где подробно описан ход работ по строительству собора. Он лично убедил строителей сделать крестовые своды, чтобы создать ощущение полёта и увеличить доступ света внутрь здания. Сюже писал: «Конструкция здания покоится на двенадцати колоннах в средней части хоров, что соответствует двенадцати апостолам Нового Завета, и на таком же количестве в нефах – по числу пророков, ибо сказано апостолом, строившим Дом духовный, что никто более не пришелец и не странник, но народ святой, взятый в удел Божий» (1, с. 17).

В XIII веке во Франции было достроено и начато большое число соборов. К самым замечательным принадлежат: Шартрский, Реймский и Амьенский соборы, собор в Бурже, в Бовэ, в Руане и др. В Германии с 1300 г. приблизительно до 1420 г. наступает период высокой готики, строятся грандиозные архитектурные памятники, такие как Кельнский, Страсбургский и Фрейбургский соборы, отличающиеся гармоничным соединением и свободным развитием готического стиля. Особое положение среди церквей северной Германии занимает освященный в 1490 г. собор в Гальберштадте, башни которого отличаются позднероманским характером. Среди бельгийских церквей XIV и XV вв. выделяется великолепный Антверпенский собор.

Таким образом, рассмотрев устройство, своеобразие готического стиля, определив этапы его развития, мы можем заключить, что он преимущественно отличается от других направлений в архитектуре, несёт в себе особую ценность как исторический памятник мировой культуры и является «энциклопедией» забытых знаний, умений и тайн средневекового общества. Наиболее отличительная черта готического храма – исключительная индивидуальность и неповторимость, соединяющая в себе фантастические декорации и конструкции, а также переплетение религий, верований, мифических сюжетов и мистицизма.

Глава 2. Вершина средневекового европейского зодчества. Тайны и мистическая символика соборов.

В самом деле, готические соборы можно охарактеризовать как яркое явление нового вида архитектуры в постепенно достигающем своего расцвета искусстве. Они возвышаются над городскими крышами, будто призывая нас подняться над будничными заботами и обратить свои взоры к небу, поражают своей необычайной лёгкостью, ощущением полёта. Они являлись неоспоримым символом устремлённости к миру высшему, символизируя непоколебимость христианской веры и одновременно демонстрировали политическую силу местных высших сословий.

Когда видишь перед собой готический собор полностью, когда глаз не отвлекается на его бесчисленные детали, то, прежде всего, поражаешься не искусству архитектуры, хотя оно восхитительно, не размерам, хотя они грандиозны, а тому, насколько этот собор отличается от всего, что ты видел раньше и того, что ты видишь вокруг него. Собор воспринимается как посланник другого мира. Ни до, ни после готики человеку не удавалось настолько ярко выразить в земном камне совершенно неземные идеи. Разум тщится найти ему аналогии, поместить впечатление от собора в привычные рамки, но, потерпев неудачу, теряется в потоке деталей, в бесконечном калейдоскопе христианских святых, королей, людей, зверей и чудовищ. Контрфорсы и аркбутаны, разгружающие стены и позволяющие создавать огромные цветные витражи, целые стены из стекла, которые преобразуют солнечный свет в бесконечную игру красок; тонкие колонны, высочайшие потолки, соревнование света и тени – всё это создаёт особую атмосферу, полную тайн и загадок. Попытаемся немного раскрыть смысл мистической символики готических соборов и вникнуть в их общую тайну.

Готические соборы, святилища Традиции, Знания, Искусства, должны рассматриваться не только как произведения, посвященные славе христианства, но и как широкие собрания идей, направлений народных верований, которые уходят в глубь веков. Если свет, проникающий сквозь высоко расположенные окна с витражами, и тишина располагают к сосредоточению и молитве, то орнамент, наоборот, высвобождает необычайно мощные, менее религиозные, почти мирские и даже языческие эмоции. В нем можно различить отблески народной души, утверждение ее совести, воли, всего, что в ней есть наиболее полного, существенного, могущественного. По разнообразности орнамента, по обилию его сюжетов и сцен, собор представлялся очень полной и разнообразной энциклопедией всех знаний Средневековья. Однако мы почти ничего не знаем о создателях этих уникальных строений – как правило, архитекторы, каменщики и мастера, делавшие витражи, оставались анонимными. Мало известно и о том, что изображено на барельефах соборов, какие тайны охраняют мифические существа, сидящие на башнях церквей.

Алхимик Фулканелли высказал мысль, что в готических соборах зашифрована алхимическая символика (2, с. 25). Например, на фасаде собора Парижской Богоматери, на колонне, которая делит вход надвое, расположена целая серия аллегорических изображений. Сама Алхимия представлена в виде женщины, чья голова касается облаков. Между коленями она держит лестницу из девяти ступенек, которая символизирует терпение, столь необходимое алхимику для достижения «философского камня».

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24