Центральный Дом Знаний - Модификация образа Богоматери в веках 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Модификация образа Богоматери в веках 1

  • Постепенно в иконе возрастает дидактическое начало, а поэтому текст на иконе разрастается и начинает подавлять икону. Характерные примеры: икона 11 Архистратиг Божиих грозных сил воевода Михаил11, конец XVIII - начало XIX века, там половина иконы занята текстом; или икона Богоматерь Знамение и Архангел Михаил с текстами Похвалы Богоматери и молитвы Архангелу Михаилу, где текст занимает почти две трети средника; последний пример - икона святителя Митрофана Воронежского, в которой текст занимает нижнюю треть иконы, но написан довольно мелкими буквами и представляет собой краткое житие святого типа проложного.

  • Поскольку на поздних иконах часто не делали ковчега, то не было и лузги,
    отделявшей средник от полей. И вот по месту предполагавшейся лузги иконописцы
    делали широкую рамку вокруг средника, отделяя его от клейм, а внутрь рамки
    вписывали определенный текст. Текст шел по мысленной лузге. Этот прием часто
    употреблял, например, Семен Спиридонов (Холмогорец) из Ярославля.

  • Отношение к слову как к украшению ярко проявилось в использовании слова,
    текста в качестве орнамента в одежде. Например, на иконе Иерусалимской
    Богоматери текст вписан как тонкое кружево в кайму рукава одеяния Богородицы.

  • В конце XIX века с появлением печатных литографических икон на икону проникает даже официальный текст, например: "От С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С-Петербургъ, 10 августа 1893г.” Тогда же оказалось возможным на лицевой стороне литографической иконы поместить даже и имя изготовителя, а не художника: "Хромолитографм Е. И. Фесенко, въ Одессе".

Итак, в эпоху расцвета иконописания слово понималось как вербальная икона и в сакральное пространство иконы оно входило как важнейшая и неотъемлемая его часть, как икона иконы. Слово играло самостоятельную роль, но оно было неотделимо от изображения. В более поздний период слово в иконе начинает выполнять подчиненную, служебную роль "комментатора". Оно становится вербальной расшифровкой невербального текста. Начиная с эпохи барокко, слово нередко выполняет функцию украшения, орнамента. Так слово становится зависимым от иконы. Оно выполняет несколько разных служебных функций по отношению к изображению. Вслед за тем слово опять становится независимым от иконы, но теперь это - "дурная" независимость. Слово в такой иконе имеет свою функцию, прямо независимую от изображения (например, кондак или тропарь святому). Эта независимость слова от иконы порождает возможность вторжения в икону мирского слова (название комитета по цензуре)

Конечно, текст связан с изображением, но он необязателен, он даже не комментирует изображение, он не нужен. Он выступает как эмблема, а эмблематика чужда иконе эпохе расцвета.

2.5 Образы Богородицы

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной Матери. Следуя преданию, Богородицу называют «начатком спасения» в прославляющих ее церковных песнопениях. Жительница Земли, она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель, ради которой совершилось это вочеловечение: в ней, Матери Спаса, ставшей «невместимого Бога вместилищем», наиболее полно приблизившейся к своему великому Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. Так, как очищено оно было в самом Христе, так, как оно должно очиститься, по христианскому вероучению, в конце концов, у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода. И тверда у христиан вера, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

Евангелие упоминает о Богоматери скупо. Но с глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней - апокрифы, существовавшие в Палестине.

Сведения Евангелия дополнялись этими апокрифами, и уже к 2-3 векам новой эры сложилась цельная история жизни Богоматери, признанная достоверной христианским вероучением. Отсюда во все последующие времена черпались представления о Деве Марии, на этой основе созидался в искусстве ее образ.

Согласно христианским представлениям, родителями Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна, происходившие из рода «дома Давидова», т.е. принадлежавшие к тому роду, из которого в древности вышел знаменитый израильский царь Давид. Иоаким и Анна долго были бездетными, и только когда они достигли преклонных лет, у них родилась дочь. Этого долгожданного ребенка, названного Марией, родители решают посвятить Богу.

Уже в три года девочку отдают в Иерусалимский храм, а в двенадцать лет она дает обед вечного детства, но достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в храме. Поэтому по обычаю ей подыскивают опекуна, который должен взять ее в свою семью. Выбор подает на известного своей праведной жизнью старца - плотника Иосифа.

В доме плотника Иосифа в маленьком городке Назарете совершается «благовещение»: к живущей здесь Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что у нее родится будущий Спаситель человечества. Соблюдающая обед детства,» не знающая мужа» Мария изумлена этим известием. Архангел Гавриил говорит, что она сохранит в этом рождении девическую чистоту, так как сын ее, который « наречется Сыном Всевышнего», зачат будет от Духа Святого. Когда то, что Мария ожидает ребенка, становится заметным, опечаленный Иосиф решает оставить ее у себя из жалости, но явившийся ему ангел убеждает его в невинности и чистоте его обручницы.

Через некоторое время Мария вместе с Иосифом отправляются из Назарета в его родной город Вифлеем, так как римские власти объявили в Палестине перепись населения, требуя, чтобы каждый житель своей страны переписался по месту своего рождения. В пути, в заброшенной пещере Мария родила божественного Сына.

Через сорок дней после этого Рождества, как полагалось по обычаю, Мария и Иосиф приносят новорожденного в Иерусалимский храм. Здесь их встречает старец Симеон; он пророчествует о необычной судьбе младенца и о том, что в связи с этой судьбой и Мать его ждут жестокие страдания, что и ей самой «оружие пройдет душу».

А в это время правящий в стране царь Ирод узнает от пришедших с востока прорицателей - волхвов, что в Вифлееме родился великий младенец, тот, «о ком сказано в пророчествах», что он будет «Владыкой в Израиле». Ирод решает истребить младенца, но, не сумев узнать о нем все в точности, он посылает в Вифлеем воинов «избить всех младенцев от двух лет и ниже». Предупрежденные ангелом о грозящей опасности, Мария с Иосифом, спасая младенца, бегут в Египет и возвращаются оттуда в Назарет лишь после смерти Ирода.

Здесь, в Назарете, Мария растит Сына, который « возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». И когда, покинув родной город, Иисус отправляется исполнить предначертанную ему великую судьбу, первое чудо ради людей совершает он по просьбе Матери.

Мария присутствует при всех страданиях Иисуса Христа, она сопровождает его, когда несет он свой крест к месту казни, стоит « при кресте» во все время, пока длятся его мучения. Здесь, «при кресте», вместе с ней стоит и любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн. И распятый Иисус Христос велит Матери усыновить Иоанна, а ему почитать Марию Матерью. После воскресения Иисус Христос впервые является Богоматери, и вместе с апостолами она становится свидетельницей его вознесения на небо.

После того как Иисус Христос оставляет землю, Мария живет в доме Иоанна, храня память о Сыне, пользуясь любовью и почитанием его учеников. По одной из версий предания, она разделяет с ними и апостольский труд, становясь проповедницей учения Иисуса Христа.

Когда приход Марии время умирать, весть о стоке смерти приносит ей архангел Гавриил. К ее смертному ложу на прощанье с ней со всех концов земли ангелы приносят апостолов, проповедовавших в это время христианство. А в определенный небесам момент смерти приходит и Спаситель Сын. Он приемлет праведную, безгрешную материнскую душу из ее тела, и ангелы забирают ее на небо. Через несколько дней апостолы обнаруживают гробницу, в которой они похоронили Марию, пустой: душой и телом Мария перенесена Сыном на небо, вместе с ним вершит Богородица человеческие судьбы.

2.6 Модификация (видоизменение) Образа Богородицы в веках

С Образом Богородицы всегда соединялся образ материнства как неотъемлемый от представления о прекрасной женщине, исполняющей главнейшую жизненную миссию. Уже в формах культовой живописи этот образ стал воплощением гуманных, общечеловеческих понятий. Поэтому он органично перешел в светскую живопись. С течением времени его гуманное содержание освобождалось от религиозной оболочки. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который являлся перед нами в образе святой и прекрасной Мадонны.

В 1888г Н.А. Ярошенко создает картину «Всюду жизнь», тема которой – глубокая вера в человека, в заложенные в него от природы добрые душевные качества. На необычно удлиненном формате полотна художник запечатлел поразившую его сцену из жизни. Вагон-клетка, в которой, как звери, загнаны заключенные, и кусок дощатой платформы с вольными птицами. У прямоугольного окна с железной решеткой собралась группа арестантов. Сколько подлинно человеческих, прекрасных чувств выражают эти люди, наблюдающие за голубями, которых весело кормит ребенок! Как они от всего сердца радуются вместе с ним! И только мать, с бледным одухотворенным страданием лицом задумчиво, без улыбки, смотрит перед собой, думая, вероятно, о горькой судьбе сына.

На вопрос жены Д.И.Менделеева: «Что вы пишите?» – Ярошенко ответил: «Мадонну». Действительно, изображение матери ассоциируется с традиционным в искусстве образом мадонны, предчувствующей «крестный путь» своего младенца. Особенно одна деталь наталкивает на эту мысль: необычно покрывающий голову женщины накидка, как на Богоматери на иконах.

Великим произведением 14 - 15 века является «Благовещение» Симоне Мартини. При всей близости позы и движения Марии «Благовещение» Мартини кажется светским произведением. Мадонна тоже склоняет голову, но делает это с изяществом благородной дамы. Она смущенно запахивает на груди плащ, тонкой рукой придерживая страницы молитвенника: от чтения ее отвлекло вестника Гавриила. Нежное лицо с узкими, длинными глазами обрамлено золотистыми волосами, выбившимися из-под плаща. Силуэт выразительно очерчен гибким и плавным контуром. В подчеркнутой вертикальности фигуры есть устремленность ввысь, подобная той, с какой готические соборы уносили в небо тонкие, невесомые шпили.

"Мадонна с младенцем у камина” (ок.1433-1435гг). Робера Кампена (1378-1444гг) принадлежит к числу шедевров Эрмитажа. В прошлом "Мадонна с младенцем у камина” и "Троица” составляли диптих (двустворчатый складень), поэтому при экспонировании оба сюжета были заключены в единую раму. В этой композиции мастер отходит от готических традиций и создает новаторское для своего времени произведение. Мадонна с младенцем представлена в комнате обычного нидерландского дома, причем обстановка воспроизведена с необыкновенной тщательностью. У стены на столике стоит таз и кувшин для омовения, на полочке висит полотенце, детально написаны деревянные створки окна со шляпками медных гвоздей. За окном можно разглядеть уголок пейзажа. Сидя с младенцем на руках возле зажженного камина, Мадонна протянула в сторону огня руку, по-видимому для того, чтобы согреть ее и не коснуться холодными пальцами тельца ребенка. А возможно, что мать просто защищает его от жара пламени. Но в любом случае этот жест явно подмечен в жизни и носит конкретный, бытовой характер. Однако многое в картине представляется условным - передача пространства (пол круто наклонен так, что фигуры как бы скатываются к нижнему краю картины), с разных точек изображены кувшин, таз и умывальный столик. Часть предметов воспринималась современниками художника и как символы (так, например, таз, кувшин, белое полотенце - знаки чистоты и невинности девы Марии).

Вот маленькая картина - "Мадонна Бенуа”(1478г), но как много она в себе несет! Мария с младенцем-Иисусом на руках до Леонардо изображались многократно, и тема прошла долгий путь гуманизации: Мария у художников XV в. уже не восседает на троне, с ее головы исчезает корона, нимбы лишь угадываются - богоматерь и богочеловек утратили большую часть божественности, превратились в человеческую мать с ребенком. Однако почти всегда сохранялась репрезентативность: Мария показывает божьего сына людям, да и сама позирует перед ними. Совсем не то у Леонардо. Ни мать, ни младенец не развернуты к зрителю, на него они не смотрят. Они заняты своим делом: перед нами живая сцена игры юной матери, простой девушки, почти девочки, с ее первенцем. Игра полностью захватила обоих. Мать весело улыбается, даже смеется, восхищаясь своим малышом; в первой радости этой игры раскрывается ее бесхитростная душа, ее внутренняя свобода, ее юная материнская любовь. Священный смысл фактически полностью устранен.

Немного раньше этой работы Леонардо начал писать ещё одну картину – "Мадонна Литта”(1478-1784гг). Картина, написанная составом красок, близким к традиционной темпере, и сейчас, несмотря на неудачные реставрации, производит сильное впечатление.

На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо её, несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той лёгкой, почти неуловимой светотенью, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет несколько таинственная полуусмешка, которая делается с этого времени обязательной для большинства образов художника, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой.

Это необыкновенно лирический, волнующий материнский образ. Идеальная красота! Между тем, вооружившись лупой, вы обнаружите, что у прекрасной мадонны обгрызенные ногти (обгрызенные или обломанные ногти встречаются и у некоторых других итальянских мадонн той же эпохи, когда маникюр был, вероятно, распространен лишь в аристократическом кругу).

Еще одна картина Леонардо да Винчи (1452-1519гг) "Мадонна с веретеном", написанная маслом по дереву, была создана между 1500 и 1510 годами. Дата не определена точно, поскольку, по мнению специалистов, Леонардо лишь начал писать картину, а закончили ее его ученики. Картина изображает Мадонну с младенцем на фоне драматического пейзажа. В руках у младенца Христа – веретено, которое символизирует распятие Спасителя. Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Её глаза, пристально и мягко, глядят вниз на младенца. Младенец Иисус полностью занят веретеном. Кажется, что Мария хочет отвлечь ребенка от веретена. Её левая рука нежно обнимает младенца, но даже Мария не может ничего сделать, чтобы предотвратить Распятие на кресте, которое Христосу предназначено перенести. Ребенок отворачивается от пристального, любящего взгляда матери, и не смотрит на ее правую руку, поднятую для защиты, всё его внимание направлено к символу его будущей смерти.

"Мадонна Конестабиле” (ок.1502г), созданная замечательным художником Рафаэлем Санти (1483-1520), так названа по имени ее прежнего владельца. В этой картине нет ничего случайного, и нет образа более лирического, как и более крепкого своей внутренней структурой. Какая гармония во взгляде мадонны, наклоне ее головы и каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции в целом! И уже самой живой жизнью дышат фигуры нежно-задумчивой матери и так чудесно устроившегося на ее руках младенца. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность. Все здесь значительно и законченно.

Флорентийские мадонны Рафаэля — это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают.

Картина «Мадонна с младенцем» Альбрехта Дюрера (1471-1528гг.), написанная им в 1512г., хранится в Вене (Австрия), в Музее истории искусств. Мария на картине задумчива. Лёгкая светлая грусть лежит на лице молодой женщины. А взгляд ребёнка на ее руках устремлён вдаль, в будущее, которое так печалит Мадонну. Младенец лишён каких-либо условных черт, ясно, что Дюрер писал его с кого-нибудь из детей своих друзей, а не ориентируясь на привычные схемы изображения Божественного Младенца.

Лукас Кранах Старший (1472 – 1553гг) – художник декоративного склада, создавший картину "Мадонна с младенцем под яблоней” (ок.1525г). Церковная символика картины (яблоня - дерево Евы, первородный грех которой искупает Мария; корочка хлеба в руке младенца- обозначение тела Христа) не снижает общего гедонического характера произведения, где молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в природе. Мадонна под яблоней — лучшее в Эрмитаже произведение Кранаха. Его символика связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого. Это тип протестантской Мадонны, олицетворяющей истинную земную церковь.

Великолепная панорама с гладью озера и синеющей у горизонта цепью гор напоминает о том, что Кранах — один из создателей жанра пейзажа в западноевропейской живописи. Красочная гамма, построенная на сочетании красного и золотисто-желтого цветов с изумрудно-зеленым и холодно-голубым, свидетельствует о замечательном колористическом даровании художника.

Одно из самых ярких творений 16 века в Европе является «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. Непременным атрибутом рождественских праздников является изображение Мадонны с младенцем Христом. Сколько существует вариаций на эту тему неизвестно. Величайшие художники изображали мадонну с младенцем и прославились благодаря этим произведениям. Так, самым известным произведением великого Рафаэля Санти является «Сикстинская мадонна». Прижимая к себе, Мадонна держит на руках полуторалетнего голенького пухлого сына, толстощекого, взъерошенного. Он сидит на руках как в креслице, по взрослому опираясь на согнутую ногу. В глазах любопытство, взгляд младенческий, не совсем осмысленный. Но мать полна тревоги. У нее чуть вытянутое прямоугольное лицо, мягко очерченный подбородок, схожее с лицом девушки - св. Варвары, но более удлиненное. Небрежная женская прическа. Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль оттого, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Красное платье сердечной тревоги, широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, нежный полупрозрачный шарф на плече, коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое. Высокая талия. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. Облако времени несет мать и ребенка на нас. Страх матери перед неизвестным и невозможность навсегда удержать сына около себя и оградить от бед.

Идею и композицию "Сикстинской мадонны” Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии.

Картина «Мадонна с младенцем» итальянского живописца Джованни Баттиста Сальви (1609-1685гг), по месту рождения прозванного Сассоферато, последователя Рени и Рафаэля, созданная им в 1650году. Приятный колорит картины построен на сочетании мягких желтых тонов и ярко-синего цвета плаща Богоматери. С большим искусством употреблена светотень. Особо привлекает выражение очаровательной скромности и благородства в облике Мадонны. Мадонна изображена в красном одеянии и синем плаще, что сближает ее с иконографическим прототипом.

В России Образ Богоматери нашел воплощение в картинах художников начала и середины XXвека – Петрова-Водкина и М.Савицкого.

В тяжелые, голодные 1917-1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин (1878-1939гг) пишет образ Богоматери, названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.

Партизанская мадонна», созданная Михаилом Савицким (р. 18.2.1922г) – белорусским советским художником – в 1967 году. В центре ее - образ молодой крестьянской матери с крепкими босыми нотами и загорелыми натруженными руками. Она сидит и кормит грудью ребенка. Голова туго повязана темно-синим платком и слегка наклонена влево. Накинутая на плечи красная шаль (опять цвет Богоматери!) превращает белую блузку и черную юбку в торжественное одеяние. Иконная красота цветового созвучия дополнена золотом холмистой земли, где, как в мирное время, так и в годы войны, женщины жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг, вторит линейным ритмам в изображении молодой матери, певучей плавности ее силуэта. Она и земля — единый образ гармонии бытия народного. Но драматично противопоставлены ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная поступь тех, кто уходит в бой... Словно окаменела в тяжком раздумье старая женщина... В исторических битвах особенно явственно виден великий смысл материнской любви и материнского подвига. Без эффектных действий и фраз, он прост и неизбежен, как сами военные будни. В „Партизанской мадонне" слышится песенное звучание величавого народного эпоса о преданности и мужестве, о родной земле и ее защитниках.

3 Вывод

Изучив литературу по теме и проанализировав образ Богородицы в произведениях живописи, я пришла к следующим выводам:

  • Художники используют определенные сочетания цветов для каждого святого, например, для изображения Марии Магдалены используется фиолетовый цвет, Иуды - темно - желтые тона, Марии Богоматери – синий и красный. У каждого цвета есть свой символ: синий - цвет небес, фиолетовый - страдания, тускло-желтый - предательства, зеленый - триумфа жизни.

  • Особенностью иконографии Богоматери является то, что все иконы святой можно поделить на четыре группы: «Знамение» - «Курская Коренная»; «Одигитрия» - «Смоленская»; «Умиление» и «Взыграние». Каждая группа икон имеет свои особенности и отличительные черты,

  • Шрифт наносится на икону тоже по-особому. Например, на иконе пишется только имя Христа или Богородицы, также пишется пояснение, какой тип Спасителя или Богородицы изображен, а с конца 19 века на икону проникает даже официальный текст. Текст связан с изображением, но не обязателен, он выступает лишь как эмблема.

  • В иконах отражается история жизни Богородицы.

Я также узнала, что у каждого времени существует своя мадонна. Своя она и у каждого художника. Ведь слово «мадонна» означает «моя женщина». С этим значением соединился образ материнства и материнской любви. Образ Богоматери плавно и органично перешел в светскую живопись потому, как издавна являлся воплощением гуманных, общечеловеческих понятий. С течением времени его гуманное содержание освобождалось от религиозной оболочки. Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить какой-либо элемент, взятый ими из реальной жизни.

Я не жалею, что выбрала именно эту тему, так как, оказалось, что она мне близка и интересна. Я, изучив много литературы, узнала что-то новое, расширила свой кругозор и пополнила свои знания об этом вопросе новыми фактами.

Сейчас люди отдалены от церкви, от религии, особенно молодое поколение. Мы больше думаем о земном, но нужно еще заботиться и о душе. Эта тема помогла мне разобраться в православной религии и полюбить образ Богоматери.

4 Список использованной литературы

  1. А.В.Коренко/Аванта+/стр.224-246/1998г.

  2. Н.Б.Чудаков/Аванта+/Искусство-2/стр.465-468/1998г.

  3. А.В.Громов/Я познаю мир/Культура/1998г.

  4. О.Г.Хинн/Я познаю мир/Религии/1998г.

  5. А.Н.Перов/ Юный художник/1995г.

  6. К.О.Лайон/Мировая история/1998г.

  7. Г.В.Смит/История/1994г.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24