Центральный Дом Знаний - Образ матери в художественной литературе 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образ матери в художественной литературе 1

  Как же скупо и трагично это звучит, но как просто и близко все к нашему времени. И опять в памяти оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби вырастает величественная фигура матери.

Традиции Некрасова были своевременно подхвачены и широко и полнокровно разработаны не только такими поэтами, как Иван Суриков, Иван Никитин или Ниркомский, но в ходе дальнейшего литературного процесса и более поздними авторами. Среди них прежде всего следует назвать Сергея Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери, крестьянке по роду и занятиям, поэтому в чем - то продолжающей собой галерею некрасовских образов.

Много замечательных строк о матери написал С.А.Есенин, с какой поразительной откровенностью воспел он в стихотворении "Русь” грусть материнского ожидания – "поджиданье седых матерей”. Верность и постоянство чувства он обобщил в образе матери. Много волнений приносит сын матери, но всё прощает материнское сердце. "О, моя терпеливая мать!” - вырывается у Есенина. Тоскуя по дому, он писал о "милой, доброй, старой нежной матери»:


Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться –

Чайная чашка скользит из рук.*


Судьба Есенина складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых («Пусть обманут лёгкие подруги, / Пусть изменят лёгкие друзья»), горькие ошибки и болезненные удары ( «Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок»), неразбериха с революциями ( «перестаю понимать, к какой революции я принадлежал»), разочарование в социализме («ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал»). Надрыв, боль, неустроенность, болезнь, крушение надежд… Где же опора и пристанище в этом перевёрнутом с ног на голову мире, если даже поэзия не спасает от тоски?


Чего же мне

Теперь придумать?


О чём теперь

Ещё мне написать? *–

задаёт себе поэт горькие вопросы…Такой опорой становиться мать, та, что не изменит ни в бури, войны, перевороты…






9,10* С. Есенин. Стихотворения - стр. 60, стр. 7.


4. Святые страницы поэзии.

И следующие за Есениным поэты внесли достойную лепту в эту благородную тему. Николай Дементьев, Александр Твардовский, Алексей Недогонов, Борис Корнилов, Ярослав Смеляков - это далеко не полный список тех, кто поднял свое перо во славу материнского подвига. Правда, иная эпоха продиктовала и свои мотивы. Образ матери стал выглядеть еще более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточенности минувшей войны.

Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях, всеми силами помогая Отчизне выстоять.

В произведении С. Алексиевич " У войны не женское лицо” читаем такие строки: "Все, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово "милосердие”. Есть и другие слова: "сестра”, "жена”, "друг”. Женщина дает жизнь, она оберегает. Женщина и жизнь – слова синонимы. На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь”. Все она вынесла и все смогла.

" Ни огня, ни поблажки, ни привала, ни льготы. Всю войну прошагала в серых ротах

пехоты”. Эти строки о них, тех известных и неизвестных героинях, труженицах войны, которые взяли на свои хрупкие плечи неженское дело. Конечно, и в тылу была ноша непосильна. Но война и женщина, женщина – мать, женщина – солдат убивающая врага… Чудовищное, невероятное совмещение, однако, оно было. Наши бабушки с честью приняли и выполнили этот долг. Мы знаем, что участие женщин было не единичным, а массовым, так же как и массовым был их героизм. Поэтому в нашем сознании понятия " Родина ” и " Мать” давно слились воедино.

О силе материнского чувства точно и емко сказал в стихотворении «Памятник» Николай Благой:

Поставили гранитного навеки

С винтовкой, честь по чести – как в бою.

Мать привезли из дальней деревеньки:


- Ну, узнаешь?

  • Да вроде узнаю.

- А что там вроде! Если б без оружья

Да если б строгость соскоблить с лица,

Тогда бы стал похожим он на мужа,

А сын другой, хотя и был в отца.

Живого разве мыслимо из камня?!

А так похож

Известно – возмужал…

Да если б сын,

Да встретил мать глазами,

Да разве б он на месте устоял …*


11*Час мужества: Поэзия периода ВОВ.- М.: Просвещение, 1990 стр.80

И в творчестве Губкинских писателей и поэтов часто звучит тема матери. Например, Иван Слепцов с большой любовью и благодарностью вспоминает свою мать, Ефросинью Логиновну, простую русскую женщину, оставшуюся в лихое военное время с тремя малыми детьми. Но всё же сумевшую сохранить всех живыми и здоровыми. Ей Иван Иванович посвятил своё стихотворение "Земле и Женщине”:


Земля и Женщина, одною

Судьбою связанные вы.

Вам неумелою строкою

Хочу сказать слова любви.

Одна из вас детей рожает,

На радость Родине своей,

Другая тучным урожаем

Дарит нам хлеб своих полей.

Недаром матерью обоих

Вас называют сыновья.

А те, что не вернулись с боя…

Пусть будет пухом им земля…*


Попова Инна – ученица одной из школ города посвятила очень трогательное и нежное стихотворение своей маме, которое так и называется «Маме»:


Все океаны, горы, реки

Давным-давно уже нашли,

Забыли только (в нашем веке!)

На карту остров нанести.

А остров тот зовется «Мама».

Тот островок в моей душе…

Порой ревниво и упрямо

Меня оберегает мама

Двенадцать лет подряд уже.

Когда вдали по ней тоскую,

Ей передать любовь мою

Словами Пушкина хочу я:

«Мой ангел, как я Вас люблю!»*


12, 13* Вкус ягоды Ямальской – стр. 65; стр. 42.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира? Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над ней висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несет печать вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своем счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть, поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего сострадательное существо, способное понять и утешить обойденного и непризренного, поддержать слабого и вселить веру в разочаровавшегося. Именно поэтому все и тянутся к ней с любой болью и жалобой, веря, что здесь поймут и разделят их горе.

Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, сильными, несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнажить свои слабости и неудачи, признаться в ошибках и потерях, потому что, как бы далеко ни ушли они в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые - все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному прежде всего нужнее - мать.

Приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и верной женой, мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной.

5. Литература, так много сказавшая о матери.

Но не только поэты, но и многие прозаики воспевают мать в своих произведениях. Так было, есть и будет всегда.

Мы знаем, что роману М. Горького " Мать ” почти сто лет, но идеи духовного родства самых близких людей актуальны и по сей день. Ведь как сказал Гегель: " В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насажена в ребенке, как чувство”.*

Как же нужно и важно, чтобы мать понимала тебя! Как прекрасно, когда мать и ребенок рядом, и как грустно и тоскливо, когда ее нет.

Однажды Л. Толстой сделал такую запись: " Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление – желание ласки, любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому я бы мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей, ни один не годится. К кому же примкнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все - это правда”.* Эта запись передает все сыновние чувства с поразительной силой.

Замечательный рассказ Платонова " Ещё мама” очень хорошо передаёт чувства ребёнка к матери. "Мать” в мире платоновской художественной прозы – символ души, чувства, "нужной родины”, "спасения от беспамятства и забвения”: «Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артёму хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошёл вперёд, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артёма, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой».

Место матери в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Любовь к матери, давшей человеку жизнь, заложена в нём биологически, самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет!

Посмотрите, какой трогательный образ рисует воображение Ильки из повести В.Астафьева "Перевал”: "Илька любил видеть мать во сне. Он плохо помнил мать, и она всякий раз виделась ему по-разному…И лежа в шалаше с закрытыми глазами, Илька, как ему казалось, видел во сне мать и ощущал сладкий, томительный земляничный дух…”.*

Ещё один отрывок из повести В.Астафьева "Солдат и мать”: "Мать… Мама! Я закрыл глаза, и вот она передо мной, с узкой грудью, с большим животом, вечно занятая, вечно озабоченная…”.* И если в первом отрывке мама изображается как сказочный персонаж, у ребёнка она ассоциируется с запахом земляники, то во втором отрывке её образ более реальный, земной и мы можем представить себе её внешний облик

Значит, русская литература играет ведущую роль в формировании личности ребенка, потому что мы обладаем литературой, так много сказавшей о матери. Никакая другая литература не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни общества и отдельной личности поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели и поэты: Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, В. П. Астафьев, А. П. Платонов, М. Горький, С. А. Есенин… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре отношений, как не у наших классиков русской литературы?!


14* Энциклопедия мысли - стр. 196.

15* Толстой Л. Н. «Собрание сочинений» – стр. 409.

16* Платонов А.П. Рассказы – стр. 15.

17* Астафьев В. П. «Рассказы, повести» – стр. 33.

6. Искусства различны, но тема едина.

По существу, образ матери в русской поэзии стал своеобразным эталоном женских достоинств. Щедрое воображение поэтов рисует нам существо почти безупречное, но язык не поворачивается сказать,- что подобное пристрастие где - то порой неминуемо приводят к идеализации, ведь, действительно, в главных своих ипостасях мать была и остается личностью незаурядной!

Но не только в художественной литературе, но и во многих других видах искусства прославляют мать. На полотнах многих великих мастеров искусства часто появляются образы матери, материнства, матери-кормилицы. Олицетворением истинной женщины – матери, какой она представлена в христианской религии, на мой взгляд, является «Богоматерь» В. М. Васнецова. (см. прил. №2) Богоматерь – это истинный человек в момент исполнения им самого трудного и самого высокого

долга. Во всем изображении ее сказываются возвышенные человеческие черты, вставленные в рамку всех трудностей, какие испытывает человек – это тяжкий долг, который человек несет спокойно, терпеливо, с сознанием необходимости.

Красной нитью проходит та покорность нравственному долгу и то самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного. Богоматерь предчувствует судьбу своего дитяти, прильнувшего к ней и взирающего на нее по-взрослому осмысленно. В движении маленькой фигурки порыв и успокоение. Два взгляда, как две главных оси – сына и матери, а матери к нам, чтобы всей

силой материнской любви привлечь наше внимание к судьбе сына. Такова мать В. Васнецова.

Например, на картине Рафаэля " Сикстинская мадонна” изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках (см. прил. №3). Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна им отдать своего сына – маленького Христа на страдания и муки. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий.

Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24