|
Образ матери в художественной литературе 2И с какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: "Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?” Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. Картина Рафаэля вдохновила поэта А. Маркова на создание стихотворения "Сикстинская мадонна”: Я часами глядел на мадонну Что бессмертье дала Рафаэлю, На глаза… Не от них ли, бездонных, Даше черствые души светлели. Не сводил с нее взгляда…*
Вспомним также многие музыкальные произведения, посвящённые матери: от русских народных песен с их проникновенными словами – «Напрасно старушка ждёт сына домой…»(«Раскинулось поле широко…»), «Передай поклон родной матушке…» («Степь да степь кругом…»), «Умру, в чужой земле зароют, / Заплачет маменька моя. / Жена найдёт себе другого, / А мать сыночка никогда» («Глухой, неведомой тайгою…»), где воспевают терпение, кротость, любовь матери, - до такого всемирно известного музыкального произведения, как ария Ф.Шуберта «Аве Мария», после прослушивания которой никто не остаётся равнодушным. *
18*Дайджест «Мамочка любимая, родная» - стр. 15. 19* Приложению к журналу «Литература в школе» №3 – 2004. III. Микроисследование № 1.
Анкета «Мои отношения с мамой». Материнство – это жизнетворчество, это миссия, данная женщине. Когда-то В.Г.Белинский сказал: "Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери, всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. Мать находит себя – должна находить! - в беззаветной посвящённости детям. А дети отвечают ей - должны отвечать! - любовью, вниманием, заботой. Это идеал».* Поистине прекрасные слова, хорошее наставление. Но в реальной жизни все намного сложнее, и порой отношения детей и матерей носят странный характер И мне стало интересно, как же складываются отношения с мамой у мальчишек и девчонок нашего класса. Мною проведено микроисследование в МОУ «СОШ № 4» в 8А классе по теме «Мои отношения с мамой» (см. прил. №1). В анкетировании участвовало 18 человек. В результате анкетирования я пришла к выводу, что у большинства опрошенных (10 чел. – 56%) отношения можно оценивать как хорошие, но недостаточно многосторонние. У 7 человек – 39 % отношения с мамой благоприятные. И только у 1 отношения с мамой недостаточны. Я думаю, чтобы улучшить отношения с мамой, нам самим нужно быть чуткими и внимательными к ней, а если порой она бывает строга, то постараемся понять ее правильно: это потому что она желает нам только добра. Ведь сердце матери – неисчерпаемый источник нашей силы, понимания. Вспомните, когда мы болеем, то всегда видим над собой озабоченное и ласковое лицо матери. Когда мы радуемся – замечаем и ее легкую улыбку, Мама всегда следит за нашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь от неверного шага или позорного поступка. И как хотелось бы, чтобы в наши дни сохранилось почтительное и уважительное отношение к нашим матерям!
Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот, от забот…
20* Энциклопедия мысли. – М.: ТЕРРА – стр.40. 21* Воздух детства и отчего дома …-М.: МОЛ. Гвардия, 1987. - с.337 IV. Заключение. Работая по теме «Образ матери в русской литературе» и перечитывая произведения и высказывания разных людей о матери, я сделала для себя открытие: мир матери огромен, всеобъемлющ. В художественных произведениях и на полотнах многих великих мастеров искусства часто появляются образы матери, материнства, матери-кормилицы. И мать изображается в 2-х видах – как кормилица и нежная няня своего дитя и как образ идеальности и высшего нравственного долга, на который способна женщина. Поэтическое изображение этих двух образов мы находим в произведениях многих писателей и поэтов, где переданы естественные чувства и душевное состояние матери в обеих ее ролях. И еще: все мы до седых волос, что бы с нами ни случилось, - остаемся детьми своих матерей. Как необыкновенно важно в наш компьютерно-эмансипированный век не утратить самого высокого предназначения женщины. Ведь для маленького человека, вступающего в жизнь, где любовь, добро и красота вечно воюют с предательством, злом и безобразием, где ошибиться и запутаться легче, чем в любой физической задаче, первым учителем должна стать прежде всего мать. И как правильно заметил когда-то Жан-Жак Руссо: "Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщине”.* Говорят, наше время добавило сложности и в непростые отношения "отцов и детей”. Наверное, это так, потому что личные контакты человека с человеком сужаются, снижается культура человеческого общения. Эти и другие издержки прогресса, несомненно, сказываются и на семье. Я знаю немало равнодушных, холодных сыновей и дочерей, для которых мать – не ближе, чем «соседка по квартире». Причин тут немало, и, к сожалению, не всегда в трудно складывающихся отношениях повинны дети, много зависит и от родителей, а в частности, и от матери, потому что мама играет важную и, пожалуй, главную роль в воспитании ребёнка. Она словно сама создаёт нового человека, формируя окружающий мир ребёнка. Не случайно говорят, что глаза матери – глаза её ребёнка, слова матери - слова её ребёнка. И когда малыш впервые ступает на землю, он видит мир таким, каким видит его мать. И сколько бы нам не было лет – 5, 15 или 50 – нам всегда нужна мать, ее ласка, ее внимание, ее любовь, И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. Не так ли?!
22* Энциклопедия мысли. – М.: ТЕРРА – стр.40 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
12.Русские народные пословицы и поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
|
Loading
|