Центральный Дом Знаний - Театральный авангард В.Э. Мейерхольда 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Театральный авангард В.Э. Мейерхольда 2

Эта замечательная сцена вся построена по законам музыкального нарастания темы. Задумавшись, входит Чацкий. К лицам гостей испуганно поднимаются салфетки по мере того, как он идет весь в своих мыслях, ничего не замечая, вдоль этого стола.

Дальше идет эпизод объяснения Софьи и Чацкого в «концертной зале». Снова верный друг фортепиано. Здесь Чацкий встречается с Репетиловым. Замечательная сцена сборов к отъезду гостей с изящным, легким, почти танцевальным этюдом одевания шестерых княжон.

Действие последней картины, по замыслу режиссера, происходит на большой лестнице, ведущей из вестибюля наверх. Во всех старых особняках есть такие. Здесь действие поднималось до тонуса трагедии. Так, в стиле высокой трагедии, решалась «сцена узнавания» Софьи. Мейерхольд очень любил эту сцену. «Здесь, - говорил он, - трагическое прозрение Чацкого в отношении Софьи и Софьи относительно Молчалина».

Далее следует разрядка – почти комическое появление Фамусова с пистолетами в руках и стрельбой в воздух, чтобы напугать воров, и снова высота трагедии: последний монолог Чацкого.

Снова фуга Баха. Конец.

Критики упрекали Мейерхольда в том, что, погрузив Чацкого в лирическую и драматическую стихию музыки, он тем самым ослабил сатирическое звучание комедии.

Связывая недавние эксперименты над классикой с ближайшими постановочными планами, Мейерхольд заявлял в 1929 году: «Мы хотели приготовить наш театр для новых драматургов. Наша работа над «Ревизором» и «Горе уму» расчистила путь к тому, чтобы только в наш театр Маяковский, Сельвинский, Эрдман, Третьяков принесли свои новые произведения».

13 февраля 1929 года на сцене ТИМа был сыгран «Клоп», 16 марта 1930 года – «Баня». На обеих афишах Маяковский значился ассистентом постановщика Мейерхольда по «работе над текстом».

Это было новое и дерзкое слово в области драматургии и современной сатиры вообще. Укусы «Клопа» сердили разных деятелей театра, выводили из себя, вызывали ответную брань. А публика ломилась на спектакль, и до конца сезона он шел почти каждый вечер.

Маяковский и Мейерхольд продолжали спор об искусстве, нападая и отругиваясь. В третьем действии «Бани» чередовались насмешливые атаки на балет «Красный мак», на психоложство Художественного театра, на стилизации Александра Таирова в Камерном театре. Суть сводилось к тому, что новые противоречия жизни иные спектакли втискивали в давно устоявшиеся формы. Оттого, на взгляд авторов «Бани», не было особой разницы между пьесой Булгакова «Дни Турбинных» и «Дядей Ваней» Чехова; между «Квадратурой круга» Валентина Катаева и чеховским «Вишневым садом»: все виделось на одно лицо – сплошная «Вишневая квадратура» и ноющий «Дядя Турбинных».

V. «Дама с камелиями».

Что такое актерская судьба? Вероятно, роли, выпадающие актеру в жизни как жребий; они-то и определяют его творческий путь. Иногда актер играет свои роли всю жизнь, из месяца в месяц, из года в год. А иногда роль вспыхивает на его пути неожиданно, как пожар, и огнем пламени уносит свой объект в бесконечность. Роли, как и люди, имеют свои судьбы, за некоторыми тянется шлейф недоброй славы. Актерская братия суеверна. Есть роли, к которым лучше не стремиться, а играть их - фатально. Судьба образа может перейти на судьбу актера. В театре про это знают. И, тем не менее, случается, что не актер выбирает роль, а роль актера...

Недалеко от Красной площади, между зданием гостиницы "Интурист" и Центральным московским телеграфом, находится старинное строение театра имени Ермоловой. С 1931 по 1938 годы здесь размещался Государственный театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Великий режиссер, новатор, реформатор сцены до конца своих дней был предан единственной женщине. Актрисе, которую сам же и создал - Зинаиде Николаевне Райх. Их путь друг к другу был непростым. Для каждого - это второй брак.

Ее первый муж, уже тогда известный поэт Сергей Александрович Есенин. Не выдержав загулов и рукоприкладства, она уходит от него, будучи беременна вторым ребенком.


Вы помните, вы все, конечно, помните...

Как я стоял, приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое в лицо бросали мне.

Вы говорили, нам пора расстаться,

Что вас измучила моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел - катиться дальше вниз.


Эти строки обращены к ней. Говорили, что Зинаида Николаевна была женщиной, чувство к которой "златоволосый певец деревни" пронес через всю жизнь, несмотря на многочисленные браки. Впоследствии он признается: "Свою жену легко отдал другому..." А вот последние посвященные ей стихи:


Я знаю: вы не та –

Живете вы с серьезным, умным мужем,

Что не нужна вам наша маета

И сам я вам ни капельки не нужен.

Живите так, как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветом, Вас помнящий всегда

Знакомый Ваш Сергей Есенин.

                                                   1924 г.


Союз с Есениным вряд ли можно было назвать счастливым. К тому же ее не принимало окружение Сергея Александровича. Его друзьям она казалась капризной и взбалмошной, они высмеивали ее актерское пристрастие.

В юности Зинаида Николаевна была весьма увлечена революционными идеями. Рано оказалась втянутой в модное тогда политическое движение, за что была исключена из гимназии. В 19 лет - член партии социалистов-революционеров, занималась в основном пропагандистской работой. Однако семейная жизнь с Есениным вытеснила из ее души амбиции революционерки.

Позднее, придя в студию Мейерхольда, она увлеклась его творческими идеями создания нового, авангардного театра. Не найдя себя в революции, она попала в эмоциональную, чувственную среду Мейерхольда, и он смог открыть в ней то, что так глубоко скрыто в ней таилось. "Мастер строил спектакль, как строят дом, и оказаться в этом доме, хотя бы дверной ручкой, было счастьем", - говорили актеры о великом Мейерхольде.

Их встреча была судьбоносной. Ища свою "Галатею", он влюбился в молодую ученицу. Она же, разочаровавшись в социалистических идеях и устремив весь свой мятежный темперамент в театр, хотела освободиться от одолевавшего ее эмоционального бремени, и тоже влюбилась.

Бомонд относился к ней холодно, считал посредственной, обвинял в чрезмерном давлении на мужа в профессиональном плане.

И, тем не менее, только истинным чувством можно объяснить решение Всеволода Эмильевича включить в репертуарный план театра французскую любовную мелодраму Дюма-сына "Дама с камелиями". Свой последний спектакль мастер ставил исключительно для нее и на нее. Он посвящен ей. Нужно было обладать большой смелостью, чтобы во время поголовных сталинских репрессий простую буржуазную мелодраму сделать песней своей любви. Премьера состоялась 19 апреля 1934 года и имела огромный успех у москвичей.

Попасть на спектакль было очень трудно. В нем отсутствовал даже намек на какую-либо идеологию или социальную значимость. Зрители приходили посочувствовать просто личной трагедии человека, женщины. Люди, истосковавшись по истинным чувствам, стремились увидеть то, что так быстро исчезало со всех советских сцен того времени.

В этом спектакле Зинаида Николаевна была великолепна; даже критики, всегда нападавшие на нее, отмечали это. Юрий Олеша назвал ее существом "с вишневыми глазами и абсолютной женственностью". На сцене была необыкновенно элегантная, утонченная "французская" красавица. Она разрывалась между чувством и моралью, между страстью и нравственностью. Чистота отношений Маргариты и Армана была необыкновенно трогательна. В любовных сценах не было и намека на какую-либо эротику, во всем присутствовали сдержанно-возвышенные тона. Ее партнером был Михаил Царев. Прекрасный актер, впоследствии народный артист Советского Союза, Главный режиссер Малого театра, он в сравнении с З.Н. был простоват. Ему не хватало элегантности, естественной раскованности истинного аристократа.

"В эпизоде расставания Маргарита и Арман вели диалог приглушенными голосами, стараясь быть внешне спокойными и изо всех сил сдерживая слезы. И лишь единственный раз Арман проводил по щеке своей возлюбленной, вытирая непрошенную слезу, и этот скромный жест производил на зрителей потрясающее впечатление. Стоявшая в зале тишина сменялась всхлипываниями и сморканиями".

В этом спектакле Мейерхольд отразил атмосферу и стиль буржуазного общества прошлого века с исключительным вкусом и достоверностью. На сцене находились подлинные вещи девятнадцатого века. Мебель, вазы, статуэтки, посуда и многое другое были не бутафорские, а приобретались в антикварных магазинах специально для этой постановки. Когда его упрекали в излишней пышности и декорационной натуральности спектакля, без которых, как утверждали, можно было бы обойтись (да и зритель из зала не оценит и не отличит одно от другого), он говорил: "Зритель не оценит, но зато оценят актеры. Чудесные, старинные вещи, сделанные много лет тому назад, каких уже не умеют делать теперь, заключают в самих себе дух минувшей эпохи. И актеры, находясь в окружении этих вещей, почувствуют образы и страсти былого и вернее передадут их. А вот уж это заметит и оценит зритель".

В 1938 году Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации театра Всеволода Мейерхольда. Последний спектакль "Дама с камелиями" состоялся вечером 7 января. Отыграв финальную сцену - смерть Маргариты - Зинаида Николаевна потеряла сознание. Ее на руках отнесли за кулисы. Театр был закрыт, как "враждебный советскому искусству".

Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года в его ленинградской квартире. 22 июня поездом под конвоем переправили в Москву, где он находился в разных тюрьмах несколько месяцев. В тот день, когда арестовали Всеволода Эмильевича, в их московской квартире в Брюсовском переулке был произведен обыск. Вероятно, Зинаида Николаевна предчувствовала беду: двух своих детей от брака с Есениным - Татьяну и Константина - благоразумно отправила из дома.

Через несколько дней ее нашли полуживой в собственной спальне, с множеством ножевых ранений. На попытки врача скорой помощи остановить кровотечение она ответила: "Оставьте меня, доктор, я умираю..." Скончалась она по дороге в больницу.

До сих пор точно не известно, что же произошло в тот роковой день. Решив уничтожить Мейерхольда, Сталин расправился и с его женой.

Ее похоронили на Ваганьковском кладбище, недалеко от могилы Есенина. Место, где захоронен Мейерхольд, до сих пор неизвестно. Впоследствии на ее памятнике добавили надпись: "Всеволод Эмильевич Мейерхольд". Так что и после смерти они оказались вместе. Яркая жизнь, страшная смерть, большая любовь...

VI. Заключение.

Все, что вы только несколько мгновений назад читали выше, была лишь маленькая часть большой и удивительной жизни этого гениального человека. Да разве можно всего на нескольких листах описать все то, что происходит даже с самыми обычными людьми, такими же, как мы с вами, за всю их жизнь? Разумеется, нет! А если мы говорим о таком человеке, как Всеволод Эмильевич Мейерхольд, все сомнения сразу же развеваются!

Я уже неоднократно повторяла о том, что именно благодаря гениальности, неординарности, таланту и, конечно же, авангарду режиссера Мейерхольда, моя театральная жизнь стала насыщенной, приобрела свои очертания, краски! Ведь, ни для кого не секрет, что привести маленького ребенка в театр так же сложно, как оторвать этого же ребенка от экрана телевизора и компьютера! А я люблю театр! Не помню ни единого случая моего отказа от посещения театра в пользу какой-то безжизненной железки, вроде телевизора! Театр – вот настоящая жизнь! И не только актеров, режиссеров и других людей, которые неизменно трудятся на благо оного. А также и людей, которые посещают театр! Для тех, кто любит и ценит каждую минуту, проведенную в стенах театрального здания!

Пензенский мемориал Мейерхольда был первым в мире памятником великому режиссеру, чье имя, поднятое из забвения привлекло к музею тысячи посетителей приезжавших в Пензу со всех концов страны и из за рубежа. С 1989 года Дни Памяти Мастера (февраль – март) стали проводится регулярно. В них принимали участие выдающиеся деятели современного театрального искусства: О.табаков, Ю. Яковлев, В. Золотухин, М. Ульянов, В. Фокин, К.Райкин, Е.Миронов, М. Глузский и многие другие.

В 1999 году к 125 – летию В. Мейерхольда не территории музея был открыт первый памятник режиссеру (автор – Ю. Ткаченко).

С 2003 года решением правительства Пензенской области музей был реорганизован в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», ведущей формой деятельности которого стал театр. Музей сохранился как мемориальный экспозиционный комплекс и архивно – исследовательский отдел. Театр начал работ по проекту «Театр Доктора Дапертутто». Все выпущенные спектакли театра поставлены в жанре итальянской комедии «дель – арте». Я с удовольствием посещаю не только премьеры этого театра, но и полюбившиеся спектакли.

Начав свою работу над этим рефератом, я еще не знала, какую трагедию придется пережить театральной Пензе. В новогоднюю ночь сгорел один из символов высокой театральной жизни страны, Драматический Театр имени Луначарского. Это событие потрясло тех людей, которые всей душой любят искусство, любят театр.… И, конечно же, как только печальная весть облетела весь город, его жители выступили за восстановление театра! А разве могло быть иначе в городе, который является городом В.Э. Мейерхольда?

Бессмертный герой булгаковского романа точно подметил: «Рукописи не горят!» В самом ли деле вы считаете, что Воланд говорил только лишь о романе Мастера? Я считаю иначе. По моему мнению, искусство не может сгореть, если оно настоящее! Про искусство нельзя говорить в прошедшем времени. Искусство только есть и будет до того времени, пока на земле живет хотя бы один человек, который его любит!

В 1916 году художник Борис Григорьев выставил знаменитый портрет Мейерхольда. Рафинированный денди в лакированном черном цилиндре, в манишке и белых перчатках изогнулся в позе-гримасе так, что отлетают фалды фрака, а рядом красный двойник натянул тетиву лука, готовый пустить стрелу в небеса. Две ипостаси жили на психологизированном портрете, но именно так было и в жизни. Всякий раз, следовало решать заново: который тут двойник, а кто настоящий. Но друг без друга они не мыслились: тогда это был уже не Мейерхольд. В противоречиях таилась сила и мука артиста; в них был он весь.

VII. Литература.


  1. Гладков А. Мейерхольд. Вступительная статья, оформление Союза театральных деятелей РСФСР, 2 тома. 1990.

  2. Золотницкий Д. Мейерхольд. Роман с советской властью. Аграф, 1999.

  3. Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981.

  4. Авт. – сост. Корниенко С. П. Золотая летопись Пензенского края. Мн.: Минская фабрика цветной печати, 2007.

  5. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство, 2001.

  6. Занимательная энциклопедия для Пензенского края. Пенза.: Печатный двор, 2003.

  7. Энциклопедия для детей. Искусство, том 7. М.: Аванта +, 2001.    

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24