Центральный Дом Знаний - Тема моря в работах Тёрнера и Айвазовского 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тема моря в работах Тёрнера и Айвазовского 1

Айвазовский обладал всеми качествами, необходимыми для художника-мариниста. Поэтический склад мышления, прекрасная зрительная память, яркое воображение, точная зрительная восприимчивость и твердая рука, поспевающая за стремительным бегом творческой мысли. Сочетание таких талантов позволяло ему с легкостью работать и импровизировать. Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн [4].

По окончании путешествия Айвазовский вернулся в Крым. Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений.

Огромное влияние на живопись И.К. Айвазовского 40-50х годов, отмеченную сильным воздействием романтических традиций, оказало знакомство с К.П. Брюлловым. Подобно К. Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С К. Брюлловым И. Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению [1].

50-е годы связаны с Крымской войной 1853-56 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины И.К. Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем [5].

С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. Романтика подвигов сражающихся на море, рассказы о них, пробудили у Айвазовского стремление к творчеству и определили формирование многих черт его таланта. Эти черты особенно ярко проявились в изображении героических морских баталий. На его картинах слышна "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия. Целая серия работ художника посвящена изображению морских сражений [2]. Они отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя: "Петр I на берегу Финского залива" (1846), "Чесменский бой" (1848), "Наваринский бой" (1848), "Бриг 'Меркурий' ведет бой с двумя турецкими судами" (1892) и другие.

Известнейшее произведение этого периода — картина «Девятый вал» (1850). Она типичная для романтизма, тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства [11].

В 60-е годы художник создает ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом – сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодку или корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он передавал прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах. В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию "Море после бури". Этой акварелью Айвазовский был удовлетворен, так как послал ее в подарок П.М. Третьякову [6].

60-е и 70-е годы принято считать периодом расцвета творчества И.К. Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. "Буря ночью" (1864), "Буря на Северном море" (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам мастера.

Большую часть творчества И.Айвазовского занимают морские пейзажи. Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Айвазовский, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную воду. Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч [11].

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи 70-х годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского [2].

В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме [1]. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ М.Ю. Лермонтова:

Белеет парус одинокий…

Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть "голубыми Айвазовскими". Большое место в композиции картин Айвазовского всегда занимает небо, которое он умел передать с таким же совершенством, как морскую стихию. Воздушный океан – движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себе создавали эмоциональное содержание его картин [1].

Неповторимы ночные марины Айвазовского. "Лунная ночь на море", "Восход луны" – эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью [6].

В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину "Черное море". Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи [11].

В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина, в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю: "Прощание Пушкина с Черным морем" (1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, "Пушкин у Гурзуфских скал" (1899). Поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы [5].

В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: "Обвал скалы" (1883), "Волна" (1889), "Буря на Азовском море" (1895), "От штиля к урагану" (1895) и другие. Одновременно с этими огромными картинами Айвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихся новой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной. Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. На них правдиво изображен бурный прибой в зимний ветреный день. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях. Этот значительных цикл картин объединен и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово-серого неба с оливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубыми лессировками. Такая простая и вместе с тем очень выразительная красочная гамма, отсутствие каких-либо ярких внешних эффектов. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой красочной гамме. Некоторые небольшого размера; они написаны в течение 1-2 часов и отмечены вдохновением, импровизацией большого художника. Новый цикл картин обладал не меньшими достоинствами, чем его "голубые марины" 70-х годов [2].

В 1898 году восьмидесятилетний художник отправляется в свое последнее путешествие в Америку. Впечатления от этого путешествия нашли свое отражение в картине "Среди волн", которая считается вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом – уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины "Среди волн" – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина "Среди волн" значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, и завещал ее родному городу Феодосии [1].

Скончался Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, в возрасте 82 лет, во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля» [11]. Он прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами. Пережил два поколения художников. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Это самый плодовитый художник в истории живописи. Несложные математические вычисления позволяют утверждать, что И.Айвазовский писал не менее 5 картин в неделю, при этом вел активную общественную деятельность, преподавал в созданной им художественной школе. В связи с этим ученые-искусствоведы предполагают, что некоторые картины созданы не им лично, а наиболее талантливыми из его учеников, выдающимися мастерами пейзажа А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский и др. Но подтверждений данной версии пока нет.

Его искусство охватывает огромный отрезок времени – шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, И. Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн". Но всегда творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.


Глава 2. Сравнительный анализ творчества Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского


    1. Общие тенденции в изображении темы моря в пейзажной живописи Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского


Дж. У. Тернера и И.К. Айвазовского принадлежат к плеяде художников-маринистов – представителей романтического направления в живописи.

На высокие способности к рисованию обоих художников обратили внимание посторонние люди, и именно благодаря их участию в судьбе талантливых подростков У. Тернер и И.К. Айвазовский получили художественное образование (У. Тернер в Королевской академии, И.Айвазовский Петербургской Академии художеств). Таланты обоих раскрылись необыкновенно рано (У.Тернера в 15 лет, И.Айвазовского в 17). Их работы были признаны современными критиками, а их авторы получили достойные поощрения.

Свой творческий путь И.Айвазовский и У.Тернер начинали с написания акварелей. Картины, написанные маслом, в творчестве художников появляются несколько позднее. На всем творческом пути эти художники сохранили предпочтение к акварельной живописи.

Основной темой в творчестве этих художников на протяжении всей их жизни и творчества было море, морские пейзажи. Любовь к морю у этих художников связана с тем, что они оба родились и выросли на морских побережьях. На море и в море дети проводили много времени. Море кормило их, давало возможность заработать в детстве, а в творчестве вдохновляло на создание великих марин.

Изображения моря в работах Тернера и Айвазовского неразрывно связано с изображением неба. Они глубоко постиг различные состояния воздушной среды. Воздушный океан – движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в штиль создают эмоциональный настрой их картин. Оба художника уделяли много времени изучению различных состояний атмосферы и освещения, их пленяет текучесть облаков, их непрерывное изменение и движение. Ни один романтик не продвинулся в воспроизведении атмосферных феноменов дальше Уильяма Тернера и Ивана Айвазовского.

Огромное влияние на творчество У.Тернера и И.Айвазовского оказали работы придворного живописца Людовика XIV, создателя классического пейзажи К. Лоррена. Его картины с изображением морских бурь и катастроф нашли отклик в творчестве У. Тернера и И. Айвазовского.

Оба художника-мариниста не только жили на берегу моря, но и много путешествовали на кораблях по всему миру. Все свои впечатления от морских странствий они выплескивали на своих картинах, изображая реальные события путешествий или события, воссозданные их ярким воображением. Заряд эмоций и впечатлений, полученных в путешествиях, художники воплощали в небольших зарисовках, «на скорую руку», а затем в своих мастерских превращали в великие художественные произведения.

На своих полотнах У. Терне и И. Айвазовский передают море и природу в движении, в бесконечной изменчивости форм и текучести мгновений, что создает эмоциональное содержание их картин. На картинах изображено застывшее на секунду движение воздуха, стремительный бег облаков и туч остановленный во времени и готовых в следующее мгновение двинуться дальше. На их пейзажах часто присутствуют люди, но изображают они людей очень маленькими по отношению к мощной морской стихии.

У Тернера и Айвазовского есть ряд картин, которые схожи по сюжетам. Картины "Радуга" (И.К. Айвазовский), "Озеро Баттермир, с радугой и ливнем" (Дж. У. Тернер) отражают усиленный контраст грозовых туч по сторонам и радугу, переливающуюся всеми цветами. Художники очень увлечены здесь передачей воздушной перспективы и поисками нежных градаций переходов света. Эти работы были новой наиболее высокой ступенью в творчестве каждого.

Оба художника-мариниста в возрасте 27 лет становятся академиками. Преподают в учебных заведениях, готовят молодых художников. Для обоих это новый этап и в развитии собственного творчества. Повторное обращение к работам античных художников и собственный богатый опыт живописи, позволили Тернеру и Айвазовскому создать лучшие свои произведения.

В стихах великих поэтов своих стран художники находили поэтическое выражение своего отношения к морю. Тернер имел привычку сопровождать названия своих картин цитатами из своих любимых поэтов Томсона, Милтона, а Айвазовский, читая стихи Лермонтова и Пушкина, создавал свои марины. Поэтому, глядя на работы У. Тернера и И. Айвазовского, в памяти невольно возникают строки поэтов.

Художники прожили долгую творческую жизнь, до последнего дня работая над своими картинами. Помимо созданных ими великих полотен, они оставили после себя талантливых учеников, продолживших их дело и развивающих основные идеи их творчества.


    1. Основные отличия в изображении моря в пейзажах Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского


Не смотря на общность сюжетов И.К. Айвазовского и Дж.У. Тернера, в их творчестве имеются и отличия. Тернер пишет пейзажи-катастрофы, которые демонстрируют беспомощность и потерянность человека перед мощными природными стихиями. Айвазовский сосредоточил свое внимание на создании батальных картин. Его произведения высоко патриотичны. Он воспевает мастерство людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной стихии.

При внимательном рассмотрении работ Дж.У. Тернера можно заметить, что в центре его картин всегда присутствует световой овал, создаваемый солнцем. Часто Тернер не пишет собственно солнце, но излучаемый им свет находится в центре картины. Солнце для художника – это символ мирового величия и хаоса. В центре композиций созданных И.Айвазовским всегда море: движение волн, их прозрачность, легкость. Море для Айвазовского универсальная основа природы и истории.

Такая специфика картин определила и главенствующие цвета в живописи художников. У Тернера главным цветом без сомнения является желтый и сопутствующий ему белый. Именно за частое использования этих цветов на своих полотнах, ему дали кличку Белый Художник. В работах И.Айвазовского нет столь яркой приверженности к одному цвету, она возникает на ограниченный временной промежуток, сменяя одно пристрастие другим. Поэтому в творчестве Айвазовского есть ряд акварелей, написанных в 60-е годы в одном цвете – сепии, а в 70-е годы можно проследить появление ряда картин, написанных в голубой красочной гамме. Этот цикл картин принято называть "голубыми Айвазовскими". В конце жизни художник создает серию картин написанных в серой цветовой гамме без каких-либо ярких внешних эффектов: сочетанием свинцово-серого неба с оливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубыми лессировками.

В работах Тернера довольно часто можно заметить некоторые несообразность, небылицы. Художник изображает такие явления, которые в реальной жизни не существуют (радуга отражается в воде). Работы же Айвазовского отличает реалистичность, историческая правдивость, точное изображение морских судов и понимание тактики морского боя.

Нельзя также не заметить, что у Тернера нет пейзажей с близкой точки зрения. Его картина всегда охватывает несколько десятков миль, и представляет огромные пространства, над которым царит солнце. В то время как у Айвазовского довольно много работ с очень низким горизонтом, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны.

Обращает на себя внимание и различия в общем отношении к морю. Тернер в своих работах воспевает величие морской стихии, ее силу, неукротимость и подчеркивает ничтожность человека перед ней. Айвазовский концентрирует свое внимание не столько на силе, сколько на красоте моря в разных его состояниях: бури, штиля, жаркого полдня, глубокой ночи, предрассветного часа, уходящего дня.

Описанные различия в изображении моря Айвазовским и Тернером позволяют подтвердить мнение о том, что работы Айвазовского наиболее близки классицизму, а произведения Тернера – импрессионизму.


ВЫВОДЫ

Проведенный нами анализ темы моря в пейзажной живописи Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде общих тенденций и основных различий.

Общие тенденции в изображении темы моря в пейзажной живописи Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского включают:

  • раннее раскрытие высоких способностей будущих великих художников;

  • предпочтение акварельной живописи;

  • основная тема художников: море и небо;

  • большое внимание игре цвета и света;

  • огромное влияние работ К. Лоррена на творчество У.Тернера и И.Айвазовского;

  • отражение в картинах впечатления художников от путешествий по морю на кораблях;

  • передача моря и природы в движении, в бесконечной изменчивости форм и текучести мгновений;

  • большое количество картин, схожих по сюжету;

  • преподавание обоими художниками-маринистами в учебных заведениях, подготовка молодых художников;

  • сопровождение своих картин цитатами любимых поэтов;

  • долгая творческая жизнь художников.


Основные различия в изображении моря в пейзажной живописи Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского состоят:

  • Тернер пишет пейзажи-катастрофы, Айвазовский – батальные картины;

  • в центре картин Тернера – солнце, Айвазовского – вода;

  • главный цвет Тернера постоянен – желтый, у Айвазовского он меняется – сепия, голубой, серый;

  • в картинах Тернера присутствуют небылицы, у Айвазовского все правдиво и реалистично;

  • у Тернера нет пейзажей с близкой точки зрения, у Айвазовского довольно много работ с очень низким горизонтом;

  • Тернер в своих работах воспевает силу морской стихии, Айвазовский – красоту моря;

  • Тернер близок импрессионизму, Айвазовский – классицизму.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Айвазовский И.К. [Электронный ресурс] / Состав. А.Кусков. – Режим доступа: www.aivazovsky.narod.ru

  2. Айвазовский И.К. Документы и материалы [Текст] – Ереван: Айастан, 1967.

  3. Большой словарь иностранных слов: А-Я [Текст]: более 24 000 слов / сост. А.Ю.Москвин. – М.: Центрполиграф, 2005. – 815 с.

  4. Википедия. Свободная энциклопедия. . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //ru.wikipedia.orgiwiki

  5. Долгополов И. Мастера и шедевры [Текст] / И. Долгополов – М.: Изобразительное Искусство, 1987.

  6. Иван Константинович Айвазовский [Текст] – М.: Искусство, 1965.

  7. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок (1750-1848) [Текст] / Под ред. Р.Томана. – KONEMANN, 2001.

  8. Кругосвет. Энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //slovari.yandex.ru

  9. Маски на вес золота [Электронный ресурс] //Акварели Джозефа Тернера на Sothebys // Weekend. №44 (20) от 20.06.07. – Режим доступа: www.komersant. ru

  10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов [Текст] / С.И.Ожегов; под ред Н.Ю.Шведовой. – 17-е изд., стеретип. – М.: Русский язык, 1985. – 797 с.

  11. Популярная Художественная Энциклопедия [Текст] – М.: Советская Энциклопедия, 1986.

  12. Словарь иностранных слов [Текст] / М.: Русский язык, 1988. – 241 с.

  13. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология [Текст] / Л.М. Баш – М.; 2005. – 374 с.

  14. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н.Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2005. – 359 с.

  15. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. [Текст] / Глав. ред. М.Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 688с.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24