Оглавление.
Введение _________________________________________________________3
Глава 1. Административное право – отрасль современного права__________6
Глава 2.Понятие «административное право» в исследуемых странах_______8
Глава 3. Исполнительная власть в России, Великобритании и Франции____10
Глава 4.Законодательная власть России, Великобритании и Франции_____14
Глава 5.Судебная власть в исследуемых странах_______________________17
Заключение______________________________________________________24
Использованная литература________________________________________25
Введение.
Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти. Именно в этой сфере решаются проблемы общества. Каждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение. Происходит это потому, что в обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам. А совокупность этих правил образуют отрасли права:
Конституционное право;
Уголовное право;
Административное право;
Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
Гражданское право;
Трудовое право;
Семейное право.
А. Дайси, крупнейший теоретик английского конституционного права, считал, что господство права означает:
1) Недопущение злоупотребление администраций ее властью;
2) Подчинение всех подданных страны ее законам и судам;
3) Защита прав и свобод граждан судами.
Я хочу остановиться на важной отрасли права – административное право.
В юридической литературе используются следующие понятия: «исполнительная власть», «государственное управление», «государственная администрация», «административная власть» - все эти понятия неразрывно связаны с административным правом.
В самом общем виде можно сказать, что административное право – это управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционировании государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления.
Если же говорить
об административном праве в более узком
смысле, то административное право –
это самостоятельная отрасль правовой
системы. Предметом административного
права является совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе
организации и деятельности исполнительной,
законодательной и судебной власти.
Административное право является базовой,
ключевой отраслью наряду с конституционным,
гражданским и уголовным правом. Оно
составляет основу правового регулирования
разнообразных общественных отношений,
повседневно возникающих в различных
сферах общественной и государственной
жизни. Исторические истоки этой правовой
отрасли коренятся в возникших еще в
древнейшие времена зачатках правовых
начал, призванных организующе
воздействовать на жизнь общества во
всем ее многообразии.
Одну из ведущих
позиций при этом занимают юридические
установления (нормы, правила), с помощью
которых обеспечиваются упорядоченность,
согласованность общественных связей,
без чего практически невозможно
существование и прогрессивное развитие
общества, каким бы то ни было образом
организованного (монархическим,
республиканским и т.п.). На это всегда
нацелен механизм государственной
власти, в распоряжении которого имеются
необходимые юридические средства.
Конечно,
вся действующая правовая система,
используя рычаги государственной
власти, всегда выполняла и выполняет в
наши дни свое социальное назначение -
выступает в качестве организатора
общественной жизни.
Тем не менее,
исторически возникла и получила
многовековое развитие объективная
потребность в особых регуляторах,
имеющих своим непосредственным объектом
собственно организующую деятельность
власти и связанные с нею общественные
отношения. Подобной деятельности древние
римляне дали специальное название -
administratio, что означает руководство,
управление. Так возникло управленческое,
или административное, право.
Административно-правовое регулирование
производится путем:
а) совершенствование существующих общественных отношений;
б) конструирование новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Конституции.
в) охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений;
г) вытеснения из сферы деятельности исполнительной власти общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Цель моего исследования – проанализировать особенности устройства административного права в России, Франции и Великобритании. Актуальность данного исследования заключается в усовершенствовании административного права. Проблематика моей работы – трудности регулирования общественных отношений. В своей работе я использовала анализ и сравнение административного права в трех странах.
Глава 1.
Административное право – отрасль современного права
Административное право условно можно поделить на две части:
1.Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д.
2.Взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами. Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Приступая к характеристике административно-правовых общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических положений. Человек - существо общественное, он всегда живет и взаимодействует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения, организации; усилия разных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены определенной цели, единым правилам безопасности. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять. Вот в чем заключается смысл административного права.
Глава 2.
Понятие «административное право» в исследуемых странах.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России. Предметом административного права являются общественные отношения в сфере исполнительной, законодательной и судебной власти. Административно-правовой нормы возлагают на одного субъекта юридические обязанности, другому субъекту предоставляют права. Субъектами российского административного права являются лица и организации, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками управленческих отношений. В Великобритании же административное право долгое время не признавалось в качестве самостоятельной отрасли права. Вплоть до конца прошлого века вмешательство государства в общественную жизнь было сравнительно незначительным, страна не имела постоянной армии, аппарат исполнительной власти был небольшим. Для британского административного права характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой системы управления. Ими являются: верховенство парламента, разделение полномочий между администрацией и судами, ответственность министров, господство права. Англичане полагают, что главная задача административного права - это поддержание равновесия между необходимостью иметь эффективную административную власть и защитой отдельных лиц и общество в целом от злоупотребления этой властью. Что касается административного права Франции, то современное французское административное право - продукт двухсотлетнего развития системы органов государственного управления. Для нее характерны традиционно сильная централизация и наличие обособленных административных судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм административного права. Администрация в своей деятельности связана законом и несет ответственность за превышение власти и другие незаконные действия, за причиненный ею ущерб. Административному праву Франции присущи также тщательная разработанность отдельных правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура. Чтобы дать определение понятия административного права Франции, нужно выделить объекты его регулирования. Это можно сделать, в частности, методом исключения. Прежде всего, из числа объектов следует исключить правовые отношения, связанные с частнопредпринимательской деятельностью. Во Франции взаимоотношения между частными лицами по распоряжению имуществом, а также имущественные взаимоотношения между частными лицами и государственными учреждениями - это сфера действия частного права, прежде всего, гражданского. Административное же право Франции регулирует правоотношения в сфере действия публичного права, и одним из его обязательных субъектов почти всегда выступает государственное учреждение. В итоге, для административного правовая сфера организации и деятельности административных учреждений и их должностных лиц в трех странах, исследуемых мной. Набор и статус государственных служащих – это также область действия административного права. Итак, административное право Франции – это отрасль права, которая регулирует организацию и деятельность административных органов. Эти органы занимают ключевое положение в государстве. Они воплощают в жизнь политические решения, принимаемые законодателем. От результатов их деятельности во многом зависит социально-экономическое и политическое положение страны.
Глава 3.
Исполнительная власть в России, Великобритании и Франции.
Исполнительная власть – это совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия нормативно-правового регулирования, внешнеполитического представительства, административного контроля, а также систему государственных органов.
Исполнительная власть |
Российская Федерация |
Великобритания |
Франция |
1)Правительство |
Совет Федерации и Государственная Дума (министры и премьер-министр). |
Премьер-министр и министры. |
Премьер-министр и министры.(не более 95человек) |
Британское правительство не должно, согласно закону, превышать 95 членов. В последние годы оно состоит обычно из 75-80 членов. В правительство входят министры и их заместители; лица, занимающие некоторые традиционные должности: лорд-канцлер, лорд казначейства и другие. В полном составе правительство никогда не заседает и не принимает никаких решений, а является группой лиц, несущих коллективную политическую ответственность перед парламентом и премьер-министром. Формально исполнительная власть принадлежит в Великобритании короне, которая номинально возглавляет весь административный аппарат страны. Этот аппарат распадается на центральные органы и органы местного самоуправления.
В Великобритании министры - главные представители государства. Они отвечают за все в своей сфере: собственные действия и действия подчиненных им служащих. Все претензии и недовольства центральным правительственным органам, в конечном счете, адресуются им. Перед парламентом министры несут политическую ответственность. Премьер-министр Великобритании является главным советником короны. Его должность появилась в 1721 году, но первое упоминание в законе сделано только в 1917г. Ключевое положение премьер-министра в системе исполнительной власти основывается на том, что он является лидером партии большинства в парламенте. Премьер-министр возглавляет правительство, руководит деятельностью кабинета, министерств и центральных ведомств. Он решает вопросы о составе кабинета, числе министерских постов, назначении министров и глав центральных ведомств, высших судей, высшего командного состава вооруженных сил и иных должностных лиц.
Премьер-министр и министр Франции образуют правительство – Совет министров. Конституция не разграничивает четко полномочия президента и премьер-министра. Это кардинально отличает правительство Франции от России и Великобритании. Также полномочия министров не устанавливаются ни Конституцией, ни отдельными законами, а определяются премьер-министром, как во Франции и в Великобритании, так и в России. Министры обладают высшей административной властью в подведомственных им сферах. Центральный аппарат министерства обычно не занимается повседневной оперативной деятельностью. Главная функция центрального аппарата – оказание помощи министру в разработке политики Федеральное Собрание является выразителем воли и интересов народа. министерства и осуществление контроля за проведением ее в жизнь. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральное Собрание РФ
Совет Федерации Государственная Дума
Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ. Представителем в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта. Также член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) и представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом. 450 депутатов Государственной Думы избираются путем всеобщих выборов при тайном голосовании. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Исполнительную власть России можно рассматривать и как совокупность государственных служащих, и как систему органов государственного управления (исполнительной власти). Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства. Управление объективно необходимо. В соответствии с законом разделения труда оно делится на более простые, относительно самостоятельные виды организационной деятельности, которые принято называть общими функциями управления. Объясняя функциональную природу управления, мы тем самым раскрываем его содержание.
Общие функции - это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью, стабильностью. Правительство России - не только руководящий страной орган государственной власти, членами которого являются несколько десятков человек. Это и учреждение, где работают сотни людей: помощников, референтов, специалистов и т. д. И юридическим лицом является Правительство - учреждение. Полномочный представитель этого юридического лица - руководитель аппарата, который организует информационное, хозяйственное, транспортное, коммунальное обеспечение деятельности Правительства - органа. Поэтому нужно различать правовой статус Правительства - органа и правовой статус Правительства - юридического лица.
Глава 4.
Законодательная власть России, Великобритании и Франции.
Прежде всего, что такое законодательная власть в исследуемых странах?
В Великобритании парламент – высший государственный орган. Принимая законы, он формирует право страны, в том числе административное. Конституции как единого документа в Великобритании нет, и новый закон может изменить или отменить любой старый и стать составной частью британской конституции. Большая роль также принадлежит обычаям – обычного, или общего права. Поэтому суды путем утонченного толкования закона ищут окольные пути для того, чтобы «поправить» временами законодателя, когда закон, по мнению судей, окажется сформулирован не совсем удачно. Среди конституционных законов, которые имеют непосредственное отношение к деятельности администрации, следует отметить такие старинные акты, как Закон (Билль) о правах 1689 г. эти законы налагают на исполнительную власть обязанность уважать и соблюдать права граждан на жизнь, свободу и собственность. К числу обычных законов Великобритании нужно отнести, прежде всего, следующие:
закон о местном самоуправлении 1972 и 1985 гг., которым была оформлена последняя реформа системы местного самоуправления, значительно упростившая и унифицировшая ее;
закон об исках к короне 1947 г., который усложнил практику судов по делам ответственности администрации за вред, причиненный ее служащими;
закон об актах делегированного законодательства 1946 г., который установил порядок принятия и публикации административных нормативных актов (приказы короны в совете: циркуляры, инструкции, приказы и иные предписание министерств и ведомств), издаваемых по уполномочию парламента.
В Великобритании деятельность администрации делят обычно на две части:
делегированное законодательство;
административная юстиция.
Делегированное законодательство. Англичане называют административное нормотворчество делегированным законодательством, потому что оно основывается главным образом на делегировании парламентом администрации нормотворческих полномочий. За исключением тех немногочисленных случаев, когда администрация принимает нормативные акты на основе королевской прерогативы, она не имеет собственных полномочий на их издание, а получает их от парламента, который принимает для этой цели особые законы. Парламент передает администрации полномочия не только по дополнению и детализации действующих законов, но иногда и по внесению изменений в действующие законы.