Центральный Дом Знаний - Правовой порядок

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Правовой порядок

ПЛАН:

1. Проблема криминализации российского общества.

2. Понятие правового порядка.

3. Структура и функции правового порядка, его соотношение с законностью.

  1. Проблема криминализации российского общества.

В современных условиях криминализации общества, характеризующейся разгулом преступности, системным характером коррупции, тенивизацией экономики, происходят серьезные изменения социальных норм. Они напрямую связаны с деформированием правового сознания большого числа российских граждан. В этой ситуации проблемы правопорядка и законности имеют, прежде всего, практический характер. Это объясняется в большей степени тем, что сегодня преступность, в отличии от гражданского общества в России, день ото дня становится профессиональной в качественном, организационном и техническом плане. Не для кого не секрет, что организованная преступность оснащена не только различными видами иностранного и отечественного огнестрельного оружия и современными автомобилями, средствами наблюдения и другими техническими средствами, но и аналитическими структурами. И как следствие преступные группировки установили не только межрегиональные связи, но и международные, ярким подтверждением тому является осуществление террористических актов. Примером тому расширение масштабов наркобизнеса, торговлей оружием, алкогольной продукцией и даже людьми, что не только противоречит нормам права, но и нормам морали. Как справедливо отмечают, профессор О.И. Цыбулевская и доцент О.В. Власова, "… организованная преступность представляет собой наднациональное предприятие, на примере которого можно изучать самые прогрессивные формы гибкой, изобретательной международной организации". По данным заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации О.А. Сафонова за 2007 г., в Российской Федерации действуют 446 организованных преступных формирований, именно формирований со сложной внутренней структурой, в том числе 9, имеющих международные связи.

Характерной особенностью современной организованной преступности является то, что она выполняет различные функции контроля. При этом, последний распространяется на такие выгодные для нее сферы интересов, как: экономика, банковский капитал, внедрение в государственные и муниципальные структуры. Как констатирует С.А. Денисов, "управленцы, обладающие большими властными полномочиями, но подконтрольные и зависимые от иных социальных групп, будут использовать всю мощь для реализации интересов последних".

"Тенивизация" общественных отношений и отход российских граждан от принципов законности и правового порядка обусловлен следующими обстоятельствами.

1. Изменение и даже извращение социальных ценностей. Например, таких институтов "патриотизма", "защиты Родины", "охраны общественного порядка" частнособственнической идеологией, основанной только на западных идеях рационализма, то есть выполнение действий, исключительно в меркантильных интересах. Такая ситуация стала возможной из-за отсутствия общей национальной идеи, концепции сплачивающей общество для осуществления экономического, социального, культурного прогресса российского государства.

2. Произошла деформация социальных норм. Правовые нормы не вспегда соответствуют современным реалиям, в результате это приводит к установлению двойной морали, а также к появлению теневых правил, к формированию так называемого "теневого права".

3. Консервативизм и деградация социальных институтов, выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом изменениям социально-экономической жизни страны, которые произошли в последние десятилетия. Все это порождает такие негативные последствия, как. неспособность власти решать стоящие перед страной проблемы; ослабление контрольных функций; общество захлестывает коррупция; выход на общественную арену теневых структур.

4. Современное общество характеризуется нестабильностью, примером тому финансово-экономический кризис. Российское общество продолжают раздирать противоречия (межнациональные, межгрупповые, социальные и т.п. ), что также способствует его криминализации.

В связи с этим, проблема правового порядка неоднократно поднималась в послании Президента Российской Федерации. Ярким примером является выдвинутая им в прошлом году законодательная инициатива о принятии Федерального закона "О противодействии коррупции". Это объясняется не только тем, что в сегодняшней ситуации разгула криминала и коррупции общество нуждается в стабильности не только в экономике, но и в упорядоченности всех важнейших сторон жизнедеятельности людей.

При этом следует отметить, что только государство, в лице своих органов власти, уполномочено принимать федеральные нормативные правовые акты и реализовывать их действие, осуществляя при этом и контрольные функции. Государство формирует свой особый правовой порядок, устанавливая свои общественные отношения. Тем не менее, можно выявить общие закономерности в установлении правового порядка, общие характеристики и тенденции развития.

  1. Понятие правового порядка

В юридической науке было высказано не мало точек зрения относительно понятия "правовой порядок". Среди них можно назвать следующие, что правопорядок - это:

- совокупность общественных отношений;

- форма реализации права и воплощения законности в реальных общественных отношениях;

- состояние упорядоченности отношений, существующих в обществе;

- цель и результат действия механизма правового регулирования;

- режим законности.

Такое многообразие понятия правового порядка объясняется, прежде всего, тем, что оно не достаточно еще исследовано. Кроме этого, понятие правового порядка часто отождествляется с режимом законности, либо с совокупностью общественных отношений.

Как указывал в учебной литературе В.В. Борисов, правопорядок, - ЭТО "ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СВОЙСТВА социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы паровых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов".

Естественно, что законность и правопорядок - это явления, которые противоречат беззаконию и произволу, нарушениям естественных прав и свобод человека и гражданина, то есть гуманному отношению к людям. Сказанное позволяет сделать вывод, что в основе правового порядка лежат правовые законы и акты правоприменения, принятые на их основе. Таким образом установить в обществе правовой порядок возможно только при действенном механизме реализации, то есть охране и защиты прав и свобод, провозглашенных сторонниками естественного права и закрепленных в позитивном праве. В этом отношении будет примечательной дефиниция правового порядка, предложенная В.Н. Казаковым, который отмечал, что "правопорядок определяется как система общественных отношений, складывающихся на основе права и законности, как основанная на праве и законности организация общественной жизни отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности". Современные ученые рассматривают правопорядок и как составную часть (элемент) общественного порядка, который основывается не только на праве, но других видах нормативного регулирования (морали, религии, обычаях, традициях и т.п.).

  1. Структура и функции правового порядка, его соотношение с законностью.

Для раскрытия природы понятия "правовой порядок" важное значение имеет рассмотрение его элементов (составных частей), то есть из чего он складывается.

Структура правопорядка

1. Закрепленная нормами права правовая структура общества, включающая в себя государство, с его органами, граждан и другие категории людей, а также общественные объединения.

2. Правовые отношения и связи. Последовательность их возникновения, развития. Изменения и прекращения.

3. Атрибутивные элементы правопорядка. Они проявляются во многом, но, прежде всего, в упорядочении элементов структуры правопорядка. Здесь вводится многогранная, многослойная правовая регламентация (принятие федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов местного самоуправления).

Важное значение для раскрытия природы правопорядка имеет рассмотрение его функций - основных направлений воздействия.

Функции правопорядка

1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем составным элементом которых он является.

2. Функция обособления качественной определенности - функция упрочения внутренних связей и отношений.

3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка.

Важным вопросом в понимании правового порядка является его отличие от термина "законность". Основные отличия правового порядка от законности заключаются в следующем.

1. Право, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:

  • Право - установленная законом государственная воля и интересы, их объективированная форма, имеющая нормативную определенность;

  • Законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

  • Правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система общественных отношений.

2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

  • право - начальный этап, как оформление воли и интересов в обязательные для всех правила, их объективирование;

  • законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации;

  • правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

Различен уровень развития правовой материи: начальный момент. движение и конечный результат.

3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку:

  • Право, законы - юридическая основа правопорядка;

  • Законность - средство его установления;

  • Правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Право и законность - своеобразные инструменты. Позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности. От этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

4. Различны их связи и зависимости.

Если законность выступает как причина, то правопорядок - следствие. Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность в реальных общественных оношениях (социальных, имущественных и т.п.).

Вывод: правопорядок и законность имеют общую социальную основу - современные правовые нормы, выраженные в федеральных законах и различных подзаконных актах. Правовой порядок - это система общественных отношений, основанных на праве и законности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арзамасов Ю.Г. Борьба с влиянием "теневого права" на правосознание российских граждан и на современные общественные отношения // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 2, 3.

2. Денисов С.А. Административизация правовой системы: Влияние обособленных управленческих групп на правовую систему общества. Екатеринбург, 2005.

3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. Проф. М.Н. Марченко. Т. 3. - М., 2001.

4. Цыбулевская О.И., Власова О.В. Достоинство личности и гражданское общество. Саратов, 2008.

5. Теория государства и права / Под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. - М., 2002.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24