Центральный Дом Знаний - Происхождение государства и права 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Происхождение государства и права 1

Рассматривались случаи, когда человек не мог расплатиться с долгами, и он вынужден был продавать своих детей в рабство. « Если сумма, вырученная при продаже земельного участка, не покрывала долга или заем не был обеспечен золотом, то должник вынужден был продавать своих детей в рабство в чужие страны, чтобы расплатиться с кредитором».1 Род не справляется с поставленными перед ним задачами, возникает необходимость перемен. Равноправие сменяется неравенством. Происходит деление на классы: свободных и рабов. Так как люди на данном этапе занимались разным видом деятельности, то постепенно их связь с родом ослабевает, интересы расходятся. « С дальнейшим развитием промышленности и обмена все полнее развивалось разделение труда между различными отраслями производства: земледелием, ремеслом, а в ремесле – между бесчисленными разновидностями его, торговлей судоходством и т.д.; население разделялось теперь по своим занятиям на довольно устойчивые группы; каждая из них имела ряд новых общих интересов, для которых не было места внутри рода или фратрии и для обслуживания которых появилась, следовательно, потребность в новых должностях».2 Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создавали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода должности. Теперь власть исходит ни от всего рода, как было ранее. Энгельс, описывая возникновение афинского государства, упоминает о навкрариях, территориальных округах, которые должны были вооружить и снабдить военные суда для ведения отдельных небольших войн и для охраны торговых судов.3 Появление новых органов власти и территориальных племен, взамен родовой общины, подрывало родовое устройство. Наступил момент, когда родовая община не могла удовлетворить запросы общества. Начатые изменения, нарастали как снежный ком. Они затрагивали все сферы жизни общества, начиная с отношений между полами, и заканчивая делением общества на классы. Постепенно люди отказываются от беспорядочных половых отношений и приходят к моногамной семье, осознавая угрозу кровосмешения. Но одного осознания этого было мало, необходимо его искоренить. « Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности».4 На этом преобразования первобытного общества не закончились. Происходит разложение родового строя. Начало было положено в процессе перехода от присваивающей экономики к экономике производящей. Отсутствие частной собственности и эксплуатации, коллективный труд и взаимопомощь, уравнительное распределение в работе уходят в прошлое.

«Решающее значение имела уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного место жительства; не народ подвергался делению, а территория; население в политическом отношении превращалось в простой придаток территории».5 На смену родовой общине приходит территориальная община. Люди группируются по интересам. Они заинтересованы в защите своих прав и интересов. Появляются новые органы власти. Верховная власть, принадлежащая общему собранию всех взрослых членов рода, уступает место публичной власти. Интересы отдельных частных лиц, семей превалируют над интересами рода. Родовая организация социальной жизни изживает себя. Она была приемлема на первом этапе человеческого развития, и кто знает, сколько бы она еще просуществовала. Но общество находится в постоянном развитии, деформируясь и находя, что- то новое. Родовая организация общества трансформировалась эволюционным путем, уступив место государственной власти.

§3.Возникновение права.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытных обществах, в условиях родоплеменной общественной организации существовала примитивная и в то же время самобытная система социального регулирования, адекватная тогдашним общественным условиям.

Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. «Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал».6 Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет, достигнут, либо появятся негативные последствия для всего сообщества. Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, а также религиозными догмами. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения и авторитетом старейшины, но сложившейся привычкой, жизненной необходимостью. В случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. В то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая - фаза зарождения – относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований.

Разделяя формирование права на некоторые условные этапы, можно выделить формирование права в первобытном обществе, присваивающей экономике, производящей экономике. Хотя основание – вид экономики, как и любое другое основание, является не абсолютным.

В структуре регулятивной системы первобытного общества – социальных норм присваивающей экономики – можно выделить следующие элементы.

Социальные нормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование и воспроизводство конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения.

Нормы первобытного общества использовали три основных способа регулирования: запреты, дозволения и (в зачаточной форме) позитивное обязывание. Запреты существовали в виде табу, т.е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки, имевшие биологические, стихийно-природные, хозяйственные моральные, религиозно-обрядовые основания и отличавшиеся обязательной силой, непререкаемостью. Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочивании половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками. «Запрещались браки внутри рода, за исключением браков с наследницами. Это исключение и его оформление как закона подтверждают, что старое правило было еще в силе».7 Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей. Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, убийство, кровосмешение и т.п.

Дозволения также определяли поведение человека, указывая на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов и т. д.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигание костров, изготовление орудий.

Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в мифологических системах, в традициях, обычаях и в иных формах. Мифологическая нормативная система – одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами, ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые пищевые и возрастные табу. Юноши при прохождении инициации, т.е. в процессе перехода в группу взрослых, изучали и усваивали социальные нормы общества, знакомясь при этом с мифами и с сопровождающими их обрядами. Но все же главное в мифах – это их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала тысячелетний практический опыт человечества и доводила его до сведения каждого члена общества.

Для присваивающих обществ было характерно добровольное выполнение правил поведения. Однако имели место и санкции: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения и др.

Формирование права - длительный исторический процесс, который прошел ряд этапов. Право возникло не вдруг, не на чистом месте; его возникновение в какой-то мере было подготовлено развитием системы социального регулирования доклассовой эпохи. Возникновение права обусловлено, следовательно, материальным производством, политической и духовной жизнью, общества в доклассовую эпоху и отсюда – объективной потребностью в такой системе социального регулирования, которая смогла бы справиться со всеми многообразными задачами существования и функционирования классового общества.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего. «Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности».8 Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.

Заключение.

Первобытнообщинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм. Вместе с тем причины, которые впоследствии вызвали возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного общества.

Основой экономических отношений первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ. Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпохи были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе. Ясно, что производительность труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоянная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Особенности экономического строя первобытного общества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и социальных норм.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Возникновение родового общества было связано с переходом к групповому браку. Эта форма брачных отношений ранней родовой общины характеризуется экзогамией, т.е. порядком, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри рода, и нужно было брать жен и мужей в другом роде. Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления, равное распределение добычи, обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.

На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материнской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материнской общины, женщина занимала господствующее положение в экономике. Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу). Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в ополчении или участие в народном собрании) как право.

В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил, происходившего на протяжении всей историй первобытного общества, постепенно создавались предпосылки его разложения. Совершенствовались орудия труда, люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, возрастал уровень материальной и духовной культуры общества.

Первостепенную роль в развитии экономики и переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда. В новых экономических условиях отдельная семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимыми материальными благами, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т. е. создать "избыток", прибавочный продукт. Семья получила возможность самостоятельно вести хозяйство. Процесс формирования частной собственности и связанный с ним переход от парного брака к моногамии создали трещину в древнем родовом строе: отдельная семья стала хозяйственной единицей общества, силой, угрожающе противостоящей роду. Родовая организация не была приспособлена к такому обществу. Следовательно, вместе с расколом общества на классы, власть первобытнообщинного строя заменяется государственной властью.

От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками:

1. Создание особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная (т.е. общественная) власть существовала, как мы видели, и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением, была неполитической, т. е. неклассовой публичной властью. Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь отдельным ее представителям. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.

2. Разделение подданных государства по территориальным делениям. Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация постепенно преобразуется в административно-территориальную организацию. Родовая организация уступает место государству.

Параллельно с возникновением государства шел процесс формирования права. Образование частной собственности и раскол общества на классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях - условиях социального неравенства понадобились нормы, которые бы выражали волю отдельных социальных слоев.

Происхождение государства и права – это закономерный процесс в истории человечества. Начиная с первобытного общества, оно прогрессирует. Один способ производства сменяется другим, меняется роль человека в обществе. Животные инстинкты отходят на задний план, уступая место разуму и духовному развитию человека. Вполне естественно, что родовой строй теряет влияние и способность существовать в новых условиях, т.к. все вокруг изменилось (экономика, соц. структура общества и т.д.). Смена родовых структур на государственные произошла в результате эволюции всего общества, и оно носило закономерный характер.

Список используемой литературы:

1.Алексеев С.С. Общая теория права в 2-х томах. т.1-М., 1981

2.Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956

3.Бошно С.В. Правоведение.- М., 2004

4.Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М., 2006

5.Теория государства и права / Под.ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М., 2002

6.Ленин В.И. Полн.собр.соч. т.33

7. Ленин В.И. Полн.собр.соч. т.39

8.Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М., 1997

9.Сырых В.М.Теория государства и права.- М., 2001

10.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1996

11.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- М., 1982

Публикации в периодических изданиях:

12.Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение.2002.№3

13.Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право.1993.№7

14.Семенов В.С. О древнейшей истории человечества // Вопросы филисофии. 1984.№4

15.Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение.1998.№3

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.126

2 Там же с.129

3 Там же с.129

4 Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993.№7.с.16

5 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.129

6 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.110

7Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.113

8 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.171

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24