Центральный Дом Знаний - Художественный промысел.‭ ‬Абрамцево-Кудринская‭ ‬резьба.‭ ‬Резьба по дереву.‭ ‬Виды резьбы.‭ ‬Абаше

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Художественный промысел.‭ ‬Абрамцево-Кудринская‭ ‬резьба.‭ ‬Резьба по дереву.‭ ‬Виды резьбы.‭ ‬Абаше

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА‭ ‬-‭ ‬художественный промысел резьбы по дереву,‭ ‬сформировавшийся в конце‭ ‬19‭ ‬в.‭ ‬в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.‭ ‬Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е.‭ ‬Д.‭ ‬Поленовой,‭ ‬организовавшей в усадьбе С.‭ ‬И.‭ ‬Мамонтова в‭ ‬1882‭ ‬столярно-резчицкую мастерскую,‭ ‬в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова,‭ ‬Ахтырки,‭ ‬Кудрина,‭ ‬Мутовки.
При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности,‭ ‬созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников.‭ ‬Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок,‭ ‬основы живописи.‭ ‬Проводились занятия в‭ «‬Абрамцевском музее‭»‬:‭ ‬в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства.‭ ‬Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.
В‭ ‬1890‭ ‬один из учеников В.‭ ‬П.‭ ‬Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской.‭ ‬Эта,‭ ‬первоначально небольшая,‭ ‬мастерская и легла в основу будущего промысла.‭ ‬В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы,‭ ‬были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической,‭ ‬заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах.‭ ‬В первые годы работы большую помощь в становлении особого‭ «‬ворносковского‭» ‬стиля оказали профессиональные художники‭ — ‬В.‭ ‬И.‭ ‬Соколов,‭ ‬С.‭ ‬В.‭ ‬Малютин,‭ ‬сотрудники Кустарного музея.
Изделия Ворноскова и его последователей‭ — ‬ковши,‭ ‬шкатулки,‭ ‬бочата,‭ ‬солонки,‭ ‬декоративные блюда и вазы,‭ ‬покрытые ритмичным растительным орнаментом,‭ ‬отличает разнообразие тонировки,‭ ‬подчеркивающей природную красоту дерева.‭ ‬В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора,‭ ‬но и орнаментальные заставки старопечатных книг.‭ ‬Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов‭ — ‬веточек,‭ ‬завитков,‭ ‬розеток‭ — ‬к цельным орнаментальным композициям,‭ ‬покрывающим все изделие.
В‭ ‬1922‭ ‬в Кудрине была организована артель‭ «‬Возрождение‭»‬,‭ ‬которая стала быстро развиваться,‭ ‬в середине‭ ‬1930-х гг.‭ ‬в ней работало уже более‭ ‬120‭ ‬человек.‭ ‬Изделия артели пользовались большим спросом,‭ ‬неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок.‭ ‬В‭ ‬1936‭ ‬был выполнен уникальный заказ:‭ ‬оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее.‭ ‬Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.‭ ‬К Международной выставке в Париже в‭ ‬1937‭ ‬кудринцы подготовили обширную коллекцию,‭ ‬для которой были повторены многие ранние вещи В.‭ ‬П.‭ ‬Ворноскова.
В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений‭ — ‬В.‭ ‬В.‭ ‬Ворносков,‭ ‬М.‭ ‬В.‭ ‬Артемьев,‭ ‬А.‭ ‬И.‭ ‬Гуляева,‭ ‬З.‭ ‬Н.‭ ‬Бородулина,‭ ‬Т.‭ ‬В.‭ ‬Альхимович,‭ ‬Л.‭ ‬В.‭ ‬Баркан,‭ ‬Н.‭ ‬Н.‭ ‬и Г.‭ ‬И.‭ ‬Симанкины.‭ ‬В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района,‭ ‬где работает фабрика резных художественных изделий.‭ ‬Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.‭ ‬М.‭ ‬Васнецова.

Абашевская игрушка

Русский художественный промысел,‭ ‬сформировавшийся в Спасском уезде,‭ ‬ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области.
Производство игрушки возникло в‭ ‬19‭ ‬в.‭ ‬на базе местного гончарного промысла.‭ ‬Вытеснение в начале‭ ‬20‭ ‬в.‭ ‬кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.‭ ‬В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
Известность,‭ ‬которую приобретает промысел в конце‭ ‬1920-х гг.,‭ ‬связана с именем Лариона Зоткина,‭ ‬талантливого мастера из села Абашево,‭ ‬автора многих интересных игрушек:‭ ‬сказочных львов,‭ ‬причудливых собак,‭ ‬забавных медведей.‭ ‬В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.
Особенности абашевской игрушки
Абашевская игрушка‭ — ‬это свистульки,‭ ‬изображающие животных,‭ ‬нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик.‭ ‬Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими,‭ ‬широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.‭ ‬На маленькой,‭ ‬тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.‭ ‬Головы козлов,‭ ‬оленей,‭ ‬баранов увенчаны изогнутыми,‭ ‬иногда многоярусными рогами.‭ ‬Пышные челки,‭ ‬кудрявые бороды и гривы четко моделированы,‭ ‬их контуры,‭ ‬очерченные стекой,‭ ‬имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
СТЕКА‭ ‬-‭ (‬итал.‭ ‬stecca‭)‬,‭ ‬инструмент для лепки из глины и др.‭ ‬мягких материалов‭; ‬деревянная,‭ ‬костяная или металлическая палочка с расширенныи в виде лопатки концами.
Роспись игрушек
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками‭ — ‬синими,‭ ‬зелеными,‭ ‬красными,‭ ‬в самых неожиданных сочетаниях.‭ ‬Отдельные детали,‭ ‬например,‭ ‬рога,‭ ‬могут быть расписаны серебром или золотом.‭ ‬Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.‭ ‬Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
Современные мастера:
Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера‭ — ‬Т.‭ ‬Н.‭ ‬Зоткин,‭ ‬И.‭ ‬Л.‭ ‬Зюзенков,‭ ‬А.‭ ‬И.‭ ‬Еськин.‭ ‬Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой,‭ ‬что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ-‭ ‬один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева,‭ ‬при котором узор наносится на изделие при помощи топора,‭ ‬ножа,‭ ‬резцов,‭ ‬долот,‭ ‬стамесок и других подобных инструментов.‭ ‬С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование,‭ ‬значительно упростившие труд резчика.‭ ‬Резьба применяется в домовом декоре,‭ ‬при украшении бытовой утвари и предметов мебели,‭ ‬для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек.‭ ‬Резьба различается по видам‭ — ‬геометрическая резьба,‭ ‬контурная резьба,‭ ‬плоскорельефная резьба,‭ ‬ажурная резьба и объемная резьба.
Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли.‭ ‬С постоянным совершенствованием орудий труда,‭ ‬с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии,‭ ‬все более совершенные в художественном отношении виды резьбы.‭ ‬Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства,‭ ‬резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.
В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом.‭ ‬Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства,‭ ‬изготовленных из дерева.‭ ‬На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников,‭ ‬чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов,‭ ‬населявших территорию современной России,‭ ‬что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.
На русском Севере,‭ ‬в Поволжье,‭ ‬на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома‭ ‬18-19‭ ‬веков‭ — ‬наиболее яркие памятники архитектурной резьбы.‭ ‬В этих областях до начала‭ ‬30-х годов‭ ‬20‭ ‬века бытовали древнерусские художественные традиции декорировки жилища и утвари.‭ ‬Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору.‭ ‬Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни,‭ ‬на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей.‭ ‬Причелины,‭ ‬подзоры,‭ ‬полотенца,‭ ‬украшающие фасады,‭ ‬покрыты растительным или геометрическим орнаментом.‭ ‬Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.
В Среднем Поволжье с‭ ‬18‭ ‬века получила распространение так называемая барочная резьба,‭ ‬перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы.‭ ‬Долбленые изображения львов,‭ ‬русалок-фараонок,‭ ‬сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов,‭ ‬наличники,‭ ‬крыльца.‭ ‬Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.
Домовый декор Архангельской,‭ ‬Олонецкой,‭ ‬Костромской губерний более скуп.‭ ‬Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества,‭ ‬почти не тронутый поздними влияниями,‭ ‬где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками,‭ ‬в основе которого лежат архаичные солярные знаки.‭ ‬Резьба обычно украшает обрамление кровли,‭ ‬наличники и крыльца.
С середины‭ ‬19‭ ‬века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья,‭ ‬областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор,‭ ‬покрывающий фронтоны и наличники.‭ ‬Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы‭ — ‬от простейших геометрических форм до изображений людей и животных‭ — ‬используется в сельской местности и современными строителями.
В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорировки утилитарных предметов,‭ ‬в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы.‭ ‬Ткацкие станы,‭ ‬сани,‭ ‬деревянная посуда,‭ ‬прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом,‭ ‬имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.‭ ‬Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки.‭ ‬Узор на них наносился преимущественно на‭ «‬лопастку‭»‬,‭ ‬реже на‭ «‬донце‭»‬.‭ ‬В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок,‭ ‬присущие исключительно данной местности.‭ ‬Так,‭ ‬например,‭ ‬в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.
Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка‭ — ‬куклы,‭ ‬фигурки,‭ ‬лошадки,‭ ‬упряжки.‭ ‬Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России,‭ ‬большая их часть расписывалась.‭ ‬Оригинальными местными особенностями отличается сергиев-посадская и богородская деревянная игрушка в Подмосковье,‭ ‬федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.
На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце‭ ‬19‭ ‬века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба,‭ ‬продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.
Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ,‭ ‬один из самых древних и‭ ‬распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы.‭ ‬Выполняется в виде выемок двух-,‭ ‬трех-,‭ ‬четырехгранной формы,‭ ‬которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.‭ ‬Главный инструмент резчика‭ — ‬резец со скошенным концом,‭ ‬так называемый‭ «‬косячок‭»‬.
Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности:‭ ‬трехгранно-выемчатая резьба и ногтевидная‭ (‬или скобчатая‭)‬.
В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка,‭ ‬из которой формируются разнообразные орнаменты.‭ ‬Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления‭ — «‬ноготка‭»‬,‭ ‬наносимого полукруглой стамеской.‭ ‬Сочетания‭ «‬ноготков‭» ‬дают более сложные узоры‭ — ‬листики,‭ ‬трилистники,‭ ‬глазки.
Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.‭ ‬Например,‭ ‬один из наиболее распространенных элементов‭ — ‬розетка‭ — ‬был связан с культом солнца.‭ ‬Розетки и сияния присутствуют во всех композициях,‭ ‬выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы.‭ ‬Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари‭ — ‬вальков,‭ ‬рубелей,‭ ‬трепал.‭ ‬Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок‭ ‬10-12‭ ‬веков.‭ ‬Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских ремесленников,‭ ‬мастеров Средней Азии.
В конце‭ ‬19‭ ‬века,‭ ‬на гребне волны интереса к народному искусству,‭ ‬геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре,‭ ‬при оформлении мебели и деталей интерьера.‭ ‬Эту технику использовали столярные мастерские в Талашкине,‭ ‬Абрамцеве,‭ ‬Нижнем Новгороде,‭ ‬эскизы для орнамента делали профессиональные художники.‭ ‬Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.
КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ,‭ ‬один из видов деревянной‭ ‬орнаментальной резьбы,‭ ‬получивший широкое распространение в народном искусстве с начала‭ ‬15‭ ‬века.‭ ‬Выполняется в виде линии,‭ ‬прорезанной по контуру рисунка.‭ ‬Четкий,‭ ‬несколько сухой,‭ ‬орнамент контурной резьбы отдаленно напоминает гравировку.‭ ‬Как правило,‭ ‬линейный узор дополняют разнообразные порезки,‭ ‬оживляющие композицию.‭ ‬Часто контурная резьба может сочетаться с трехгранно-выемчатой или дополняться последующим раскрашиванием.‭ ‬Основные инструменты резчика:‭ ‬специальный нож со скошенным концом,‭ ‬так называемый‭ «‬косячок‭» ‬и‭ «‬церазик‭» — ‬узкая полукруглая изогнутая на конце стамеска.
Несмотря на кажущуюся простоту,‭ ‬контурная резьба требует высокого мастерства,‭ ‬так как огрехи исправить труднее,‭ ‬чем в других видах резьбы.‭ ‬Для чистоты рисунка,‭ ‬без сколов и зарезов,‭ ‬резьба осуществляется единым маховым приемом.‭ ‬Косяком сначала подрезают линию с наружной стороны,‭ ‬а потом с внутренней.‭ ‬Для большей выразительности рисунка эти канавки могут расширяться или сужаться,‭ ‬быть различной глубины.‭ ‬Оконтуренное изображение дополняют прожилки,‭ ‬выполненные церазиками разной ширины.
Контурная резьба получила широкое распространение в Поволжье,‭ ‬в частности на городецких прялочных донцах и в северных губерниях.‭ ‬В этой технике выполнялись изображения на прялках ярославско-костромского типа.
ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ,‭ ‬один из наиболее распространенных видов резьбы.‭ ‬Относительно неглубокий рельеф‭ (‬5-20‭ ‬мм‭) ‬сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона.‭ ‬Основные мотивы плоскорельефной резьбы‭ — ‬растительный орнамент,‭ ‬стилизованные изображения фигур людей и животных.‭ ‬Ее техника относительно проста.‭ ‬Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие.‭ ‬Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка,‭ ‬затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон.‭ ‬Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками,‭ ‬моделирующими изображение‭ — ‬прожилки листьев,‭ ‬гривы коней,‭ ‬мелкие детали.‭ ‬От сложности рисунка зависит набор инструмента,‭ ‬в некоторых случаях резчики используют до‭ ‬60‭ ‬резаков и стамесок разного профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности:‭ ‬резьба с заоваленным контуром‭ — ‬края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются,‭ ‬а фон обычно не выбирается совсем‭; ‬резьба с подушечным фоном‭ — ‬фон подрезается очень отлого,‭ ‬образуя полукруглую выпуклость,‭ ‬напоминающую взбитую подушку‭; ‬резьба с подборным фоном‭ — ‬вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину,‭ ‬что делает изображение более рельефным.
Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени,‭ ‬получив распространение в Поволжье,‭ ‬на Русском Севере,‭ ‬на Урале.‭ ‬Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала‭ «‬корабельная резь‭»‬,‭ ‬на основе которой выработался особый барочный тип резьбы.‭ ‬В конце‭ ‬19‭ ‬в.‭ ‬в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы,‭ ‬продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.
АЖУРНАЯ‭ (‬СКВОЗНАЯ‭) ‬РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ,‭ ‬разновидность художественной обработки дерева,‭ ‬при которой фон полностью выбирается,‭ ‬а остается лишь само изображение,‭ ‬что роднит ее с объемной резьбой.‭ ‬В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение,‭ ‬в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари Севера,‭ ‬Верхнего Поволжья и Восточной Сибири.
Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели,‭ ‬как правило,‭ ‬используется древесина лиственных пород‭ — ‬липы,‭ ‬березы,‭ ‬осины‭; ‬в архитектуре‭ — ‬лиственницы и сосны.
При выполнении ажурной резьбы мастер отмечает на перенесенном на заготовку рисунке точки по углам выбираемой плоскости и засверливает отверстия.‭ ‬Запиливание осуществляется лобзиком или тонкой выкружной пилой.‭ ‬Первоначально эта операция производилась долотом,‭ ‬что значительно замедляло работу.‭ ‬Получившийся ажурный узор подрезают ножом,‭ ‬косяком или стамесками,‭ ‬придавая соответствующие рисунку очертания.
С середины‭ ‬19‭ ‬века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья,‭ ‬областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пропильной декор,‭ ‬покрывающий пышные фронтоны и наличники.‭ ‬Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы‭ — ‬от простейших геометрических форм до изображений людей и животных‭ — ‬используется в сельской местности и современными строителями
Среди наиболее интересных явлений ажурного декора бытовых предметов можно привести поморские и ярославские прялки,‭ ‬чьи лопаски,‭ ‬а иногда и ножки,‭ ‬с разной степенью интенсивности покрыты сквозным узором‭; ‬удлиненные ручки козьмодемьянских,‭ ‬тверских,‭ ‬вологодских ковшей,‭ ‬покрытые прорезным орнаментом‭; ‬солонки из Костромской губернии.‭ ‬Резные наличники
ПРЯЛКА,‭ ‬простейшее приспособление для ручного прядения.
Прялка-копыл состояла из плоского гребня-лопаски,‭ ‬ножки и плоского основания-донца,‭ ‬вырезанных,‭ ‬как правило,‭ ‬из цельного куска дерева.‭ ‬Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели‭ — ‬волокнистого пучка льна или пеньки,‭ — ‬привязанной к лопаске.‭ ‬Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около‭ ‬30‭ ‬см.‭ ‬Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо‭ — ‬пряслице.
Для изготовления прялок-копылов использовалась комлевая часть дерева,‭ ‬как‭ ‬правило,‭ ‬сосны или ели,‭ ‬с торчащим корнем из которого вытесывалось донце.‭ ‬Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью,‭ ‬часто резные узоры раскрашивались масляными красками.‭ ‬В каждом из регионов были веками разработаны оригинальные приемы декорирования прялок,‭ ‬присущие исключительно данной местности.‭ ‬Богато украшенные прялки дарились невестам и затем бережно хранились в семье,‭ ‬передаваясь от матери к дочери.‭ ‬Благодаря этому до нас дошли изделия мастеров‭ ‬18‭ ‬века.
Прялки из Архангельской губернии,‭ ‬резные и расписные,‭ ‬просты по форме.‭ ‬Часто поверху лопаски украшены резными‭ «‬городками‭»‬,‭ ‬напоминающими маковки церквей.‭ ‬Расписанные в Пермогорье на Северной Двине,‭ ‬они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных,‭ ‬желтых и зеленых листьев.‭ ‬Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей,‭ ‬птиц,‭ ‬бытовые сцены.‭ ‬В северодвинском селе Борок получила распространение сходная манера росписи,‭ ‬названная‭ «‬борецкой‭» ‬по имени бояр,‭ ‬некогда владевших этим селом.‭ ‬Обычно в росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета,‭ ‬богатые палаты,‭ ‬сказочные птицы,‭ ‬львы.
В районе села Полащелье сложился самобытный тип мезенской росписи по дереву.‭ ‬Мезенские прялки имеют узкую,‭ ‬вытянутую вверх лопаску,‭ ‬покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента,‭ ‬состоящего из перемежающихся звезд,‭ ‬крестиков,‭ ‬черточек,‭ ‬выполненных в два цвета‭ — ‬черный и красный.‭ ‬Среди неизобразительных орнаментов помещены фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей.
Вокруг города Шенкурска в Вологодской губернии‭ (‬ныне Архангельская область‭) ‬сложилась своя оригинальная манера росписи прялок.‭ ‬Три крупных розана,‭ ‬расположенных по вертикали,‭ ‬занимают почти всю поверхность лопаски.‭ ‬Для придания большей нарядности шенкурские мастера иногда дополняли роспись золотистой фольгой.
Прялки ярославско-костромского типа‭ («‬теремковые прялки‭») ‬имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску,‭ ‬увенчанную стилизованной фигурой,‭ ‬напоминающей цветущее дерево.‭ ‬Изображенные на них сцены чаепитий,‭ ‬выездов,‭ ‬хороводов,‭ ‬гуляний выполнены в технике контурной резьбы.
Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца.‭ ‬Городецкие прялки состояли из двух частей‭ — ‬донца с‭ «‬копылком‭» ‬и вставляющегося в него гребня на ножке.‭ ‬Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске,‭ ‬как на Севере,‭ ‬а надевалась на гребень.‭ ‬Когда на прялке не работали,‭ ‬гребень вынимался из‭ «‬копылка‭»‬,‭ ‬а украшенное донце вешалось на стену,‭ ‬становясь своеобразным декоративным панно.‭ ‬Первоначально донца украшались инкрустацией мореным дубом,‭ ‬дополненной контурной резьбой,‭ ‬но с середины‭ ‬19‭ ‬века инкрустация постепенно вытеснилась сюжетно-орнаментальной росписью.‭ ‬Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды,‭ ‬баталии,‭ ‬чаепития,‭ ‬пышные розаны,‭ ‬фигуры коней и птиц.
С появлением в‭ ‬15‭ ‬веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода.‭ ‬Однако в быту русской деревни,‭ ‬несмотря на широкое распространение с‭ ‬18‭ ‬века прядильных машин,‭ ‬ручные прялки продолжали использоваться до начала‭ ‬20‭ ‬века.‭ ‬В деревнях Севера и Поволжья и сегодня‭ ‬некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24