Центральный Дом Знаний - Влияние СМИ на формирование образа взрослого у подростков 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Влияние СМИ на формирование образа взрослого у подростков 1

Еще один из способов, используемых за рубежом для защиты детей от вредной информации: осуществление возрастной классификации информационной продукции. Созданы специальные экспертные органы, которые просматривают телефильмы, кинофильмы, компьютерные игры, иную информационную продукцию, производимую для детей, или которая может быть доступна детям, и присваивают ей возрастную категорию. Законом Великобритании установлен даже штраф, взимаемый с лиц, которые распространяют информационную продукцию без возрастной категории, без прохождения возрастной классификации фильмов, телепрограмм и телепередач, компьютерных игр, музыкальных клипов и музыкальных произведений. У нас же, после распада СССР, отменили даже пресловутое ограничение «до 16 лет».

Существует еще один способ защиты детей от вредных телепередач: в США и Канаде запрещена продажа телевизоров без специального кодирующего устройства. Все телепрограммы сопровождаются специальным кодовым сигналом, говорящим об их возрастной категории, и родители могут таким кодовым замком предупредить просмотр их детьми ненадлежащих программ в их отсутствие, регулировать просмотр с помощью специального компьютерного чипа [25].

Правда, в России создан проект федерального закона Российской Федерации «О защите детей от информационной продукции, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Он ориентирован на использование зарубежного опыта, на создание системы возрастной классификации и установление водораздела, запрета на показ вредных для детей программ в то время, когда дети их могут смотреть, если родителей нет дома. В его основу положены нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантирующие свободу слова, творчества и массовой информации, свободы в выборе и доступе к информации взрослой аудитории при условии оптимальной защиты детей от деструктивного информационного воздействия.

Законопроект призван реализовать основные принципы государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации, закрепленные на уровне международных стандартов [1]:

1) принцип приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты;

2) признание допустимости и правомерности ограничения в этих целях конституционных прав и свобод физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с правами и законными интересами детей, нарушают их физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность;

3) признание права ребенка на информационную безопасность: на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию;

4) признание правомерности установления в интересах защиты национальной безопасности и общественной нравственности абсолютного запрета на использование средств массовой информации, компьютерных сетей и других носителей информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, осуществления экстремистской деятельности, пропаганды порнографии, наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости, а также для распространения иной информации, оборот которой запрещен федеральными законами (например, злоупотребление изображением и голосом ребенка в эротических целях, распространение конфиденциальных сведений о ребенке без его согласия и согласия его законных представителей );

5) учет при формировании государственной информационной политики в целях защиты и гармоничного развития детей российских традиций и культурных ценностей;

6) признание приоритета над запретительными мерами превентивных мер защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

Этот законопроект разрабатывался, первоначально просто бесплатно, на добровольной основе группой юристов. Потом он был включен в план Института укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре. Позднее один из заместителей Генерального прокурора РФ дал распоряжение довести его до такого состояния, чтобы он мог быть принят Государственной Думой ФС РФ.

Но такой отработанный профессиональный законопроект лежит в Государственной Думе и даже официально не внесен в нее. Потом его отправили на обсуждение в  Общественную палату. Закон попал в Общественную палату в Комиссию по СМИ. В состав этой Комиссии входят лоббисты СМИ, руководители крупных СМИ, которые защищают свои интересы, интересы отрасли, прежде всего коммерческие. Комиссию по СМИ  с 2006 года возглавляет Людмила Нарусова [24].

Было бы необходимо принять этот законопроект, потому что он поможет создать первоначальный барьер для защиты детей от вредной информации у нас в стране. Законопроект отвечает международным требованиям, разработан с учетом зарубежного опыта, отработан лучшими юристами Российской Федерации. И нам кажется, что сейчас общественность должна выступить и показать, что есть люди в России, которые заинтересованы в том, чтобы у нас обеспечивалась защита детей.

2.2. Проблемы существования подростковых журналов

Журналы для тинейджеров впору заносить в Красную книгу – их популяризация резко сокращается. Почему подростковые журналы попали в зону риска?

Начало процессу исчезновения тинейджерских СМИ в России положил журнал «Fакел». Этот ежемесячник прекратил существование в 2004 году. В 2000-м исчез журнал «Башня», а «Хулиган» провел репозиционирование. В 2006 году закрылся Cool, в 2007-м – Seventeen. У каждого из названных журналов была масса причин для закрытия или, как в случае с «Хулиганом», предпосылок измениться до неузнаваемости.

Одной из причин исчезновения с прилавков журналов является фронтальное наступление интернета. Аналоги традиционного набора рубрик журнала для подростков – письма читателей, обзоры новинок музыки, кино, компьютерных игр, советы психологов и сексологов – широко представлены в интернете, ставшем весьма популярным среди подростков. Но все же главная причина проблемы существования подростковых журналов кроется не в этом. Если издатели сейчас и берутся за подрастающее поколение, то исключительно за совершеннолетних, чтобы не было досадных проблем с рекламодателями, контролирующими органами и совсем неплатежеспособной аудиторией. В итоге потенциальные рекламодатели отдают предпочтения многотиражным журналам общего интереса, а тинейджерские СМИ остаются без куска хлеба. Ведь выбор между подростковым Girl и всеядным Cosmo с порядковой разницей численности аудитории очевиден. Модные бренды типа Kira Plastinina – это пока лишь единичные примеры четкой ориентации на узкую аудиторию.

К тому же пристальное внимание органов Генпрокуратуры к печатным СМИ значительно сузило издателям поле для маневров, что сделало сегмент подростковых СМИ экономически менее привлекательным. Если раньше медийщики могли поиграть с обнаженной натурой на обложке или внутри журнала, то сейчас такая практика может иметь последствия. Так в 2006 году российская Генпрокуратура всерьез заинтересовалась подростковыми журналами, бравирующими темой секса. Внимание органов привлекли журналы «Молоток» ИД «Коммерсантъ», Cool и Cool Girl ИД «Бурда». Против «Молотка» было возбуждено уголовное дело по статье о распространении порнографии. В ИД «Бурда» сделали упреждающий шаг – прекратили выпуск Cool, а от Cool Girl осталось лишь слово Girl, при этом журнал старательно «взрослел» и «гламурился» [25].

Поздней осенью 2007 года в Москве прошла презентация пилотного номера узкотематического издания с претенциозным названием «Отличный журнал». Журнал позиционируется как подростковый и рассказывает о коммуникационных технологиях. Просвещением подростков на страницах «Отличного журнала» занимаются как учителя информатики, так и простые школьники. Желания заработать на проекте у авторов, по всей видимости, нет. В создании «Отличного журнала» принимали участие Министерство образования и науки РФ и телекоммуникационная компания «ЦентрТелеком». Журнал был представлен в рамках выставки-форума «Инфо-Ком-2007». Во время ее проведения Дмитрий Медведев, занимавший тогда еще пост первого вице-премьера правительства, рапортовал об успехах процесса интернетизации российских школ в рамках нацпроекта «Образование». В выходе «Отличного журнала» можно было бы усмотреть тенденцию – попытку отказа издателей подростковых изданий от журналов общего интереса к узкотематическим. Но нет. «Отличный журнал» – это единичный случай, к тому же проект с госучастием. Но тогда, возможно, именно государство и займется прямой поддержкой такой нужной коммерчески не направленной периодикой для молодежи и подростков. Поддержкой журналов и газет, которые освещали бы проблемы молодежи, давали бы им возможность заявлять о себе, проявлять себя, а не только зарабатывать коммерческим изданиям на эксплуатации естественного любопытства подростков ко всему «взрослому».

Вот еще один пример, характеризующий проблемы существования подростковых журналов. Глава Комиссии по информационной политике Людмила Нарусова на расширенном заседании 18 марта 2007 года «О роли литературно-художественных журналов в культурном воспитании молодежи и проблеме обеспечения сельских библиотек основными литературно-художественными журналами» напомнила, что еще в 2006 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом разработали «Национальную программу поддержки и развития чтения». Правительству было поручено к маю 2007 года разработать комплекс мер по реализации этой программы, но, к сожалению, программа до сих пор осталась нереализованной [22]. И количество литературно – художественных журналов для подростков в Комсомольской библиотеке тому прямой пример.

К тому же, если рассматривать местную Кунгурскую общественно-политическую газету «Искра», то можно заметить, что творчество читателей всего лишь четыре раза в год печатается в приложении, и только там можно увидеть детский уголок «Ивушка».

Наша страна находится на пороге культурной катастрофы, считает главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин, подтверждая наши выводы. Миллионы граждан, живущих вне крупных городов, отрезаны от всякого представления о современном литературно-художественном процессе. Яков Гордин предложил инициировать данную программу в рамках национального проекта «Образование», обеспечивающую возможность подписки на основные толстые литературные журналы провинциальных школьных библиотек. В свою очередь, журналы могли бы взять на себя обязательства по созданию специальных рубрик, ориентированных на нужды школ, отметил главный редактор журнала «Звезда» [25]. Однако все эти меры остались пока только на бумаге и нужны совместные усилия, для того чтобы изменить ситуацию.          

Таким образом, главный вывод, который можно сделать из представленной информации: издатели не рискуют браться за подростковые журналы. Такое происходит в связи с оценкой рыночной ситуации – число рекламодателей ограничено, госорганы сужают возможности для публикаций, запроса на новые журналы у подростков нет – есть интернет-ресурсы. А те журналы, которые «остались на плаву» всеми правдами и неправдами привлекают к себе молодежь, при этом, к сожалению, используют рейтинговые «желтые» темы и пропагандируют подмену ценностей. А ведь были и остаются мизерные тиражи таких неплохих изданий для подрастающего поколения, как журнал «Мы», «Детская роман-газета» и прочие мало коммерческие, но такие нужные для молодежи «островки их печатного мира».

2.3. Права человека в области СМИ

Конвенция о правах ребенка признаёт в статье 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении ребенка к доступу информации и материалам из различных национальных и международных источников, только к таким информациям и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью Конвенция ориентирует государства на поощрение разработки «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию...» [26].

В статье 13 Конвенции о правах ребенка, указано, что «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» [26]. Но в то же время статья устанавливает, что осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые необходимы для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Статья 14 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривают принятие органами власти РФ мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение», а также установление на законодательном уровне нормативов распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования [26].

Статья 4 Закона РФ о средствах массовой информации запрещает использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах использование приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.

В Конституции РФ, статья 29, п. 4 сказано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» и в п. 5 указано, что «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Таким образом, казалось бы, с точки зрения закона все необходимые меры приняты, ограничения установлены. Почему же тогда со страниц «желтых изданий» на подростков как из ушата льются потоки пошлости, примитива и сексуальной разнузданности? Почему фраза «Цензура запрещена», воспринимается, как формула вседозволенности? Не потому ли, что государство на многие годы отмахнулось от своей молодежи, родители зачастую перестали контролировать, что смотрят, читают (и читают ли вообще) их дети, а получение прибыли на дутых сенсациях и «горячих темах» стали первоочередными для большинства современных СМИ. Ведь, на самом деле, большая часть постановлений и пунктов Конвенций уже приняты, нужна лишь воля государства для их строгого выполнения и наказания тех, кто эти условия нарушает, как это принято на Западе и в США. И вроде бы, первые сдвиги последних лет (определенные ограничения, наложенные на рекламодателей, доработка законов в Госдуме и прочее) дают нам некую надежду на дальнейшее изменение ситуации в данной сфере. Но ждать нельзя! Ведь мы ― подростки ― это и есть будущее! Сегодня промедлим, а завтра потеряем очередное поколение. Вот и приходится родителям, школам, заинтересованной общественности самим искать выход и самоорганизовываться для защиты своих детей.

2.4. Организации в защиту детей, личности

Ощутив всю остроту того, что проблема воспитания молодого поколения, сохранение его духовно-нравственного и физического здоровья – одна из важнейших задач общества, люди объединяются в общественные организации и движения.

Например, в 2000 г. было создано Некоммерческое партнёрство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», которое занимается обобщением информации по проблемам семьи и детства. Эта организация уже заявила о себе, выходя с конкретными требованиями и предложениями на властные структуры, участвуя в судебных процессах и создании проектов федеральных законов на благо детей. Первоочередными задачами организации являются [24]:

— сохранение и укрепление нравственных устоев семьи;

— содействие охране прав детей и родителей в области образования, здравоохранения, средств массовой информации и рекламы;

— охрана и обеспечение условий, гарантирующих соблюдение достоинства личности, прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией РФ.

В целях выполнения своих задач НП «Родительский комитет» собирает и обобщает информацию о случаях нарушения прав и свобод граждан в сфере образования, здравоохранения, в области средств массовой информации; осуществляет профессиональную защиту нарушенных прав; реализует различные проекты, направленные на защиту семьи и детства, укрепление нравственных устоев общества.

Так в поддержку акции «Родительского комитета» 13 апреля 2008 года родители за права детей в СМИ призвали всех поддержать эту инициативу и провести двухмесячный мониторинг СМИ с точки зрения вреда, причиняемого детям с направлением жалоб на деятельность СМИ в компетентные органы [24].

В рамках мониторинга необходимо:

1) Выявить в вашем регионе факты нарушений права детей на защиту от вредной для них информации.

2) Зафиксировать данный факт.

3) Написать и направить сообщение об установленных вами фактах нарушений прав детей в СМИ в 5 адресов: в Областную или городскую прокуратуры, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и в НП «Родительский комитет»

4) Указать конкретные нарушения: пропаганда жестокости и насилия, порнография, эротика, пропаганда преступлений, наркотиков, антиобщественного поведения, подрыв авторитета родителей, иная вредная информация для детей.

Почему же так важно вести активную борьбу за охрану прав и свобод детей в области средств массовой информации? Как считают специалисты, детская психика наиболее уязвима и не готова к восприятию многих взрослых проблем. То, что взрослые воспринимают как иллюзию, иносказание или иронию, не обладающий жизненным опытом ребёнок может понять буквально, как руководство к действию.

К сожалению, у нас в стране общественных организаций в защиту детей немного. К тому же для них законом не разработана система полномочий и государственной поддержки. Все это создает трудности в принятии реальных мер по регулированию нарушений прав детей.

2.5. Постановка проблемы, цели, гипотеза и задачи исследования

На наш взгляд, проблема информационной пропаганды, негативно влияющей на воспитательный процесс, является актуальной. Под воздействием изменившихся социально-экономических условий жизни существенно изменился нравственно-социальный облик современного подростка. По замечанию А.И.Солженицына, произошел слом психологии подростков, нарушение нравственных основ [19]. Свойственное этому возрасту стремление к самоутверждению, определению своего места в жизни часто принимает уродливые формы. Нарушается естественный процесс самопознания, самооценки, самовоспитания. Отрицательно влияет на внутренний мир подростков окружающая действительность: угнетает негатив и декларируемая свобода «ОТ». Не имеющий жизненного опыта подросток плохо понимает, что происходит вокруг. Вышеперечисленные нарушения психологического взросления происходят с подростками не без участия СМИ.

Современные юноши и девушки воспринимают мир во всем его огромном многообразии. Их восприятие не ограничивается лишь теми аспектами действительности, с которыми хотели бы их познакомить взрослые. Это связано главным образом с коренным изменением средств коммуникаций, через которые подросток воспринимает мир. Сегодняшние школьники живут в окружении техносферы, которую они осваивают уже в детстве. СМИ выполняют совершенно определенные функции в процессе собственного развития подростка.

Проблема адекватности информации реалиям взрослой жизни сказывается на формировании личности подростка, на его желании общаться со взрослыми. Таким образом, эта проблема напрямую связана с развитием общества.

Целью данного исследования является изучение влияния СМИ (молодежная пресса) на формирование образа взрослого у подростков.

Гипотеза исследования состоит в том, что информация подростковых журналов, которые в настоящее время подчинены товарно-денежным отношениям (получение максимальной прибыли) приводит к искажению образа взрослой жизни.

Задачи исследования:

    1. Изучение научной литературы по теме исследования.

    2. Отбор диагностического инструментария.

    3. Проведение необходимых исследований.

    4. Выявление особенностей влияния СМИ на формирование образа взрослого у подростков.

Глава 3. Организация и методы исследования

Исследование проводилось в Комсомольской средней школе Кунгурского района Пермского края.

В начале работы исследовалась теоретическая основа представления о взрослых с помощью СМИ. Мы изучали вопросы о формировании чувства взрослости у подростков с точки зрения возрастной и социальной психологии, роль периодических изданий в формировании моделей взрослости подростков, а также раскрыли некоторые проблемы распространения массовой информации в обществе. Теоретическая часть также включала постановку проблемы, цель, гипотезу и задачи исследования.

Затем было проведёно само исследование, которое включало в себя два этапа:

1 этап – анализ представлений подростков о взрослых и взрослости с помощью авторского опросника- анкеты (Приложение 1). Выборку составили 50 учащихся 8-10 классов.

2 этап – изучение информации подростковых периодических изданий с точки зрения формирования образа взрослого с помощью контент- анализа. Выборку составили 8 журналов, наиболее востребованных для старшеклассников МОУ «Комсомольская СОШ».

Следующий этап работы – интерпретация полученных данных, по которым можно сделать вывод по гипотезе исследования.



Глава 4. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ представлений подростков о взрослых и о взрослости

По данным анкетирования, мы получили следующую картину организации и проведения свободного времени старшеклассниками Комсомольской средней школы:

  • гуляние на улице с друзьями –69%;

  • прослушивание музыки и просмотр ТВ – 60%;

  • компьютерные игры и интернет –46%;

  • посещение кружков и секций –44%;

  • работа по дому –21%;

  • чтение–15%;

  • путешествия – 2% .

Таким образом, посредством теле- и видеоканалов, компьютерных технологий, периодической и художественной литературы, т.е. с использованием СМИ подростки любят проводить своё свободное время (Приложение 2).

На формирование образа взрослого у анкетируемых подростков больше всего влияют все же родители (63%). Также основными носителями образа взрослого являются: СМИ (44%), друзья (37%), педагоги (35%), кумиры, виртуальные герои (14%) (Приложение 3).

Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей. Огромное влияние на развитие подростка оказывает пропаганда массовой культуры. Он подражает поведению тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.

На вопрос «Какие телевизионные передачи ты смотришь регулярно?» подростки отвечают: комедии (24%), телесериалы (21%), Comedy Club (17%), новости, вести (17%), битва экстрасенсов (14%). Всего было названо 36 разных передач, среди которых истинными информационно-познавательными являются всего лишь 6.

Молодежные периодические издания читают 48% всех анкетируемых подростков. Среди них 30% являются читателями журнала «OOPS». 20% читают «Попурри», «Мне 15», «Маруся». 15% читают «Yes». 8% - это читатели «Молотка», «Хулигана», «Ровесника» и 4% - «Glamur», «Girl», «Дом 2», «Штучка», «Cosmopolitan» ,«За рулем».

Со словом «взрослый» у подростков возникают различные ассоциации: самостоятельность – 33%, ответственность – 19%, умный и успешный человек – по 15% и образованность – 13% опрошенных детей. Также у учащихся возникают ассоциации, которые не несут качественного значения для понятия «взрослость» – это человек старше 18 лет (17%), обеспеченный или состоятельный (4%), высокий и сильный (по 2%) и имеет больше возможностей (тоже 2%) (Приложение 4,5). В то же время ассоциации со словом «взрослый», которые на наш взгляд важны, такие как: заботливый, отзывчивый, родители, работает и имеет семью назвали лишь 2% всех детей. Можно сделать вывод, что подростки придают большое значение далеко не всем ценным качествам и важным ролям взрослых.

Следующее задание заключалось в свободном описании Идеального Взрослого. Подростки охарактеризовали его ниже приведёнными определениями: образованный – 62%, целеустремленный – 58%, ответственный – 52%, умный и самостоятельный – по 44% , терпеливый – 40%, надежный –33%, независимый, отзывчивый и порядочный – по 21% всех опрошенных.

Опрос старшеклассников МОУ «Комсомольская СОШ» о профессиональной принадлежности успешного взрослого дал следующие результаты:

57% - бизнесмен;

26% - адвокат, юрист;

17% - банкир;

16% - творческая личность;

13% - учитель;

7% - врач;

3% - спортсмен;

3% - рабочий.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24