|
Изучение особенности систем образования в различных странах мира 2Экзамен состоит из двух частей: по результатам первой определяют общий образовательный уровень, вторая часть экзамена – тестирование по предметам выбранного абитуриентом направления – гуманитарного или естественного. Оценка выставляется по 10-тибалльной шкале, но получается она как среднее арифметическое за ответы по вопросам. А в сертификате выставляется суммарный результат, в котором учитывается также и средний балл из школьного аттестата. Selectividad гарантирует поступление в госуниверситеты, но чем престижней университет, тем выше проходной балл. Для россиян существует несколько способов подготовки к сдаче экзамена Selectividad: 1. обучение в испанской средней школе (только не в государственной – туда иностранцев не принимают) по двухгодичной программе Bachillerato с последующей сдачей экзамена в той же школе; 2. обучение по одногодичной программе ускоренной подготовки к сдаче Selectividad в частных испанских школах или школах-пансионах после окончания российской школы; 3. обучение в Испании на долгосрочных языковых курсах с посещением занятий по подготовке к экзамену Selectividad в вечернее время. Помимо сдачи экзамена Selectividad иностранные абитуриенты должны также документально подтвердить свой уровень знания испанского языка. Официальным экзаменом является DELE (Diploma de Español como Lengua Extranjera), подготовиться к нему можно во многих языковых школах в Испании и России. Экзамен можно сдавать только два раза в год – в мае и ноябре, регистрация кандидатов проводится заблаговременно, в установленные сроки и по определенным правилам. В Москве DELE можно сдать в Instituto Cervantes. Сертификат, подтверждающий сдачу экзамена, как правило, высылается по почте, и ждать его приходится от 5 до 8 месяцев, поэтому нужно заблаговременно начать готовиться к поступлению в испанский вуз, чтобы не опоздать с подачей документов. Также следует иметь в виду, что российским гражданам для подачи документов в высшие учебные заведения Испании (как на программы высшего, так и послевузовского образования) требуется пройти процедуру признания полученного образования (homologacion) в Министерстве образования Испании (Ministerio de Educacion, Cultura y Deportes, MECD). Это процедура длительная, которая может занимать до полугода, поэтому подготовку к поступлению в университет нужно начинать заблаговременно. Учебный год продолжается с октября по июнь. Бакалавриат охватывает 2 курса (как правило, предоставляется возможность подготовки в Университет по гуманитарным предметам, социальным наукам). После прохождения бакалавриата, студенты могут поступать в Университет. Следует иметь в виду, что в некоторых Университетах недостаточно подобной двухгодичной подготовки; здесь требуется пройти дополнительную годичную подготовку (COU) - курс ориентированный на университет- аналог нашим подготовительным курсам при университетах. (Обычно COU необходим для поступления в медицинские, математические ВУЗы). В состав испанских университетов входят четыре типа учебных подразделений: - университетские факультеты (facultades universitarias) - высшие учебные заведения, где изучаются не технические теоретические дисциплины. Обучение на них охватывает все три цикла высшего образования. - высшие технические училища (escuelas tecnicas superiores) имеют, наоборот, техническую ориентацию, но так же предусматривают все три цикла высшего образования. - университетские школы (escuelas universitarias) имеют определенную профессиональную ориентацию и способны довести студента только лишь до первой ступени высшего образования. университетские колледжи (colegios universitarias) так же как и школы, осуществляют обучение только по программам первого уровня. Эти программы обычно аналогичны традиционным университетским и не дают профессиональной ориентации. Высшее академическое образование в Испании Высшее образование в Испании можно получить как в государственных, так и в частных университетах или бизнес-школах. На сегодняшний день в Испании существует 47 государственных и 10 частных высших учебных заведений. Испанские университеты имеют богатую историю: первый университет был основан в Саламанке в 1218 году, Барселонский университет – в 1450 году, а Гранадский – в 1526 году. Образовательный процесс в испанских университетах включает в себя три цикла. Первый – Diplomatura – продолжается 3 года и ведет к получению квалификации Diplomado, или Arcquitecto Tecnico, или Ingeniero Tecnico (две последние относятся к архитектуре и техническим специальностям). Содержание обучения в этот период характеризуется практической направленностью и позволяет в дальнейшем работать в качестве специалистов-практиков среднего звена. Например, менеджером в турфирме, преподавателем младших классов, работником социальной службы. По окончании второго цикла – он длится 2–3 года – присваиваются квалификации Licenciado, Arquitecto или Ingeniero. К специальностям, получаемым по завершении Licenciatura (первый плюс второй цикл обучения), относятся юриспруденция, управление бизнесом, экономические и инженерные специальности, фармация, математика, педагогика и другие специальности. Программы Licenciatura могут предлагаться либо как отдельные двухлетние курсы обучения второго цикла, либо как пятилетние программы, охватывающие как первый, так и второй цикл обучения. Третий – двухгодичный – цикл готовит к получению степени Doctorado и его можно соотнести с магистратурой и докторантурой, хотя точные аналогии с российским образованием провести сложно. В структуру университетов обычно входит большое число профессиональных школ различной специализации (дизайн, гостиничный бизнес, искусство и т.д.). Можно выделить четыре типа учебных подразделений, входящих в состав университетов: • университетские факультеты (facultades universitarias) - вузы, где изучаются не технические теоретические дисциплины. Обучение на них охватывает все три цикла высшего образования; • высшие технические училища (escuelas tecnicas superiores), которые имеют, наоборот, техническую ориентацию, но так же предусматривают все три цикла высшего образования; • университетские школы (escuelas universitarias), имеющие определенную профессиональную ориентацию и способные довести студента только лишь до первой ступени высшего образования (хотя в них могут предлагаться и программы второго и третьего циклов, по которым они выдают диплом Университета, при котором аккредитованы); • университетские колледжи (colegios universitarias), как и школы, осуществляют обучение только по программам первого уровня. Эти программы обычно аналогичны традиционным университетским программам и не дают профессиональной ориентации. Плата за обучение в государственных университетах Испании в большинстве крупных автономий устанавливается местными властями и колеблется обычно от 700 до 2000 евро в год, редко поднимаясь выше 4000 евро. В частных университетах стоимость в год колеблется от 4000 до 10000 евро в год. Помимо государственных и частных университетов, Испания располагает большим числом известных бизнес-школ, таких, как ESADE Escuela Superior de Administracion y Direccion de Empresas, IEDE, Institute for Executive Development и т.д., качество обучения в которых находится на уровне мировых стандартов. Обычно бизнес-школы предлагают ряд программ на английском языке, что позволяет получить в Испании качественное образование не только студентам, свободно владеющим испанским языком. Профессиональное образование в Испании Для студентов, нацеленных на практическую деятельность и на возможность получения прикладной специальности, существует возможность получить профессиональное образование. В Испании существует четырёхступенчатая структура профессионального образования. 1-й уровень
соответствует двум старшим классам
школы (после получения обязательного
среднего образования, в возрасте от 16
до 18 лет), после него выдается свидетельство
об общем среднем образовании. В отличие
от школы, в колледже изучают не все
предметы в полном объеме, а в первую
очередь те, которые необходимы для
данной специальности. Студент колледжа
имеет право выбирать предметы - минимум
пять в триместре. Это подготовительный
уровень, который пока еще не дает
профессионального сертификата. На 3-м уровне колледжа учатся один год. Сюда поступают молодые люди, стремящиеся дорасти до менеджеров и руководителей первого звена. На этот уровень идут также те, кто хочет повысить квалификацию или поменять профессию на смежную. 4-й уровень. После года учебы вручается диплом бакалавра, который дает право занимать руководящие должности среднего звена или управлять небольшой фирмой. Например, юрист может открыть свою контору, а медик - процедурный кабинет. Что касается вопросов трудоустройства, то студентам в Испании разрешается работать только после 3-го уровня. Система образование в Италии Дошкольное образование: С трёх лет маленьких итальянцев отдают в детские сады ( scuola maternal ), где в течение трёх лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15-30 человек по методу знаменитого педагога Марии Монтессори. После детского сада детей отдают в среднюю школу. Сначала маленькие итальянцы ходят в то, что в России называется детским садом, а в Италии "la scuola Materna". Там дети играют, учатся общаться друг с другом, закладывая основы для того, чтобы пойти в школу в будущем. Нередко такие детские сады находятся при церквях и монахини выполняют роль воспитателей, закладывая в детях основы христианства и миропонимания. В эти детские сады ходят маленькие итальянцы с трех до шести лет; Начальное и среднее образование: Начальная школа: с 6 до 11 лет Начальная школа подразделяется на 2 ступени - scuola elementare 1 и scuola elementare 2. Обе эти ступени являются бесплатными для всех. По окончании начальной школы учащиеся сдают письменный и устный экзамены. По их результатам выдаётся аттестат об окончании начальной школы ( diploma di licenza elementare ). В начальную школу (la scuola Elementare) дети начинают ходить, когда им исполняется шесть лет и учаться там пять лет до тех пор, пока им не стукнет одиннадцать. На этом этапе дети учат основополагающие предметы: математику, историю, итальянский язык, географию, иностранный язык, науку, а также ходят на физкультуру, которую очень любят; Средняя младшая школа ( scuola media ) : с 11 до 15 лет. На этом этапе школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство и музыку. С 11 до 13 лет итальянцы ходят в среднюю школу (la scuola Media), которая подразделяется на:
Средняя старшая школа: с 15 до 18-19 лет На данном этапе учащиеся решают, учиться ли им по обычной программе и готовиться к поступлению в ВУЗ, либо совмещать свое обучение с профессиональной подготовкой. Выбирая тот или иной профиль, ученик фактически определяется со своей будущей профессией.Как правило, большинство выпускников лицеев поступают в ВУЗ. После этого идет высшая школа (la scuola Superiore), в которую ходят итальянцы с 14 до 18-19 лет. Эта школа отличается от всех предыдущих, потому что с этого этапа происходит существенное разделение в обучении детей. Существуют вот какие школы:
Высшее образование: Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Первая ступень высшего образования – C . D . U . ( Corsi di Diploma Universitario ) – аналог степени бакалавра. Обучение длится 3 года и состоит из обязательных, дополнительных предметов и практики. Вторая ступень высшего образования – C . L . ( Corsi di Laurea ). Длится от 4 до 5 лет, в зависимости от специальности. Медицину и фармацевтику изучают 6 лет. Третья ступень высшего образования – Corsi di Dottorato di Ricerca , DR и Corsi di Perfezionamento – исследовательские докторские программы и курсы постдипломной специализации, или профессионального мастерства. Ее можно пройти как в Университетах, так и в специализированных учебных заведениях – Scuole di Specializzazione . По окончании выдается диплом специалиста или степень доктора. Система образования в Новой Зеландии. Школы. В школе обычно идут с пяти-шести лет. Обучение в начальной школе продолжается 8 лет – с первого класса по восьмой. В возрасте 13 лет дети переходят в одну из средних школ, которые иногда называют «колледжи» или «школами высшей степени». В 9-13 классах ребят готовят к поступлению в университет и политехнических институты. В старших классах школьникам предстоит выбрать шесть профилирующих предметов. Полный список дисциплин насчитывают до 30 позиций и утверждается Новозеландской организацией по признанию квалификаций. В конце 11 класса ученики, успешно сдавшие экзамены, получают аттестат о среднем образовании. 12-й класс заканчивается экзаменами на сертификат, а в конце 13 класса ученики сдают выпускные экзамены, которые одновременно являются вступительными экзаменами – по сути, они являются аналогом британского – осуществляется проверка знаний по 4-6 профилирующим предметам. В 2000 году в школах высшей ступени в Новой Зеландии училось более 6000 иностранных школьников (3%). Многие из них делают это для того, чтобы получить возможность продолжить образование в вузах англоязычных стран. Чтобы поступить в новозеландскую школу, достаточно представить справку об оценках из российской школы и пройти тестирование по английскому языку. Приемлемым считается уровень, позволяющий кандидату бегло читать английскую газету и понимать смысл прочитанного. Иногда ученикам из-за рубежа рекомендуют пройти интенсивный курс английского и только после этого разрешают приступить к занятиям по школьной программе. Колледж. Большой популярностью среди молодежи Новой Зеландии пользуются профессионально-технические учебные заведения- «политехи». В них можно получить профессиональную квалификацию или степень бакалавра. В 25 «политехах» Новой Зеландии ежегодно обучается более 30 тыс. студентов. Учеба в колледже продолжается от шести месяцев до двух лет. Занятия проводятся в небольших группах. После прохождения каждой ступени студент получает соответствующий сертификат. Помимо традиционных программ по гостиничному менеджменту, туризм, информационным технологиям, некоторые учебные заведения предлагают менее распространенные варианты. Например, в Восточной технологическом институте можно прослушать курс «Виноградарство и виноделие». Поступление в «политех» требует наличия аттестата зрелости и хорошего знания английского – на уровне 550 баллов по TOEFL или 6,0 баллов по IELTS. Некоторые «политехи» предлагают подготовительные курсы для абитуриентов. Система образования в Японии Дошкольное образование Дошкольное воспитание в Японии представлено в основном детскими садами «ётиэн». В них принимаются дети в возрасте от З до 5 лет. В соответствии с Законом о школ ном образовании детские сады имеют программы подготовки (продолжительностью от 1 до 3 лет), имеющие цель воспитание детей, оказание им помощи в развитии умственных и физических способностей в условиях благоприятной окружающей среды, привитие повседневных необходимых привычек для здоровой, безопасной и счастливой жизни опыта жизни в коллективе, воспитание зачатков самостоятельности и внутренней самодисциплины, правильного понимания соотношения личного и общественного, адекватного отношения к общественным явлениям. Большое внимание детских садах уделяется развитию разговорных навыков, правильному употреблению слов. Прививается интерес к сказке, книге, музыке, играм (спорту), рисунку и другому способам творческого выражения личности. В настоящее время дошкольным воспитанием охвачены 60% детей соответствующего возраста. В.связи с попытками перехода на более ранние сроки начала школьного обучения наметилась тенденция к достижению полного охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 4 – 5 лет и созданию на этой базе школ для малышей. В 1990 г. в 15,1 тыс. детских садов Японии воспитывалось более 2 млн. детей.[2] Школьное обучение
В начальную школу «сёгакко» принимаются
дети в возрасте 6 лет. Срок обучения -
6 лет. Начальная школа предполагает
решение следующих задач: - в процессе
отношений между людьми на основе практики
общественной жизни в школе и вне ее
воспитывать правильное восприятие
событий и стремление к сотрудничеству,
независимости, а также прививать правовое
осознание своих поступков; - развивать способности правильно понимать и использовать возможности родного языка в повседневной жизни- воспитывать правильное понимание экономических отношений в повседневной жизни и способности к ведению дел; - развивать способности к научному анализу естественных процессов, происходящих в повседневной жизни; - стремиться к гармоничному развитию личности, воспитывать привычки, навыки для здоровой, безопасной и счастливой жизни; - развивать основы понимания и способности в области музыки, искусства, литературы.[3] Реализация учебных целей достигается разработкой и очным исполнением учебных планов и программ подготовки по конкретным учебным предметам. Неполная средняя школа «тюгакко» предполагает 3 года обучения, имея целью духовное развитие личности, и является заключительной фазой обязательного среднего образования. На этой ступени обучения даются основы знаний и навыки трудовой деятельности, полезной для общества, воспитывается уважение к труду и индивидуальности, формируется правовое сознание, а также способность выбирать правильный путь в будущем. В качестве предметов по выбору предлагаются иностранный язык, технология, домоводство, дополнительные занятия по музыке, физкультуре, искусству. Недельная нагрузка в неполной средней школе – 30 часов. Неполная средняя школа завершает обязательное бесплатное образование. Полная средняя школа «кото-гакко» рассчитана на детей в возрасте 15 – 18 лет. Срок обучения – 3 года. Средняя школа, являясь продолжением неполной средней школы, формально не входит в систему обязательного образования. Обучение в ней платное. Переход из низшей ступени средней школы в высшую осуществляется на основе вступительных экзаменов. Поступает около 94% выпускников неполной средней школы. Широкое распространение полного среднего образования объясняется потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства выпускников неполных средних школ, престижем образования в обществе. Обучение в полной средней школе ведется на двух отделениях: общеобразовательном и профессиональном. Общеобразовательное отделение имеет потоки, предназначенные для учеников, которые решили ограничить свое образование полной средней школой. В рамках этих потоков возможны варианты учебных планов с уклоном в гуманитарные и естественно-научные предметы. Основная масса учеников полной средней школы (более 70%) обучается на общеобразовательном отделении. Основными потоками профессионального отделения являются: коммерческое (более 40% учеников), промышленное (более 30%), сельскохозяйственное и водного хозяйства (более 10%), домашней экономики и ухода за больным (около 3%). Всего обучение на профессиональном отделении ведется по 90 направлениям профессиональной деятельности. Выбор программ в каждой школе ограничен двумя-тремя. На профессиональном отделении 40% времени отводится на специальные предметы, а общеобразовательные даются в сокращенном объеме и по упрощенным программам. Низкий уровень общеобразовательной подготовки не дает возможности его выпускникам продолжать образование в высшей школе. Окончание профессионального отделения не фиксируется. присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получение работы. Все это привело к падению престижа профессиональных отделений, удельный вес которых в общей численности учеников имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на настойчивые попытки их расширения. В Японии имеются и полные средние школы вечернего заочного обучения. Срок обучения в них – 4 года. Выпускники этих школ получают дипломы об окончании, эквивалентные дипломам выпускников обычных полных средних школ. В полной средней школе Японии введена система зачетных единиц. Каждая зачетная единица соответствует 45 часам школьных занятий. Продолжительность школьного занятия – 45 мин. Для окончания полной средней школы учащийся должен получить 30 или более зачетных единиц. |
Loading
|