Центральный Дом Знаний - РЕФОРМЫ ПЕТРА‭ ‬I В РАЗВИТИИ АБСОЛЮТИЗМА В‭ РОССИИ

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

РЕФОРМЫ ПЕТРА‭ ‬I В РАЗВИТИИ АБСОЛЮТИЗМА В‭ РОССИИ

Восстания крестьян,‭ ‬выступления низов посадского населения,‭ ‬борьба угнетённых народов-‭ ‬всё это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии,‭  ‬при которой он мог эффективней подавлять любые выступления народа.‭”‬1
10‭ ‬История государства и права.‭ ‬Под ред.Ю.П.Титова,‭ ‬часть1,‭ ‬Москва,‭ ‬1988г.0‭ ‬В‭ ‬XVII веке народные движения получили широкое распространение на территории России.‭ ‬После издания Соборного Уложения‭ (‬1649г.‭)‬,‭ ‬которое прикрепляло посадских людей к городам без права перехода в другие местности,‭ ‬вспыхнуло восстание в Пскове и Новгороде‭ (‬1650‭ ‬год‭)‬,‭ ‬затем в Москве‭ (‬1662г.‭)‬.‭ ‬В этот период Россия испытало две грандиозные крестьянские войны под руководством Степана Разина‭ (‬1670-1671г.г.‭) ‬и Кондрата Булавина‭ (‬1707-1709г.г.‭) ‬Получили широкое распространение‭  ‬городские движения в Астрахани,‭  ‬Гурьеве,‭ ‬Красном Яре.‭ ‬В‭ ‬20-е годы‭ ‬XVII века крепостной гнёт вызвал невиданное бегство крестьян на окраины‭ (‬1719-1727‭ ‬г.г.‭ –‬около‭ ‬200‭ ‬тысяч человек‭)‬1
11‭ ‬Всемирная история.‭ ‬Т.5,‭ ‬под ред.‭ ‬Я.Я.Зутиса,‭ ‬Издательство социально-экономической литературы,‭ ‬Москва,‭ ‬1958г.1‭ ‬.‭ ‬Ширилось‭ "‬разбойное‭” ‬движение,‭ ‬имевшее также антикрепостнический характер.‭ ‬Очень разнообразен социальный и национальный состав участников восстаний и крестьянских войн:‭ ‬холопы,‭ ‬крестьяне,‭ ‬гулящие люди,‭ ‬стрельцы,‭ ‬посадские люди,‭ ‬низшие слои служилых людей.‭ ‬Среди них:‭ ‬русские,‭ ‬татары,‭ ‬мари,‭ ‬мордва и др.‭ "‬Таким образом и в ходе крестьянской войны,‭ ‬когда антифеодальная направленность её основных сил являлась определяющей,‭ ‬снова мы наблюдаем вспышку социальной борьбы в городе и деревне,‭ ‬обусловленной расслоением крестьян и посадских людей‭”‬.1
12‭ ‬Буганов В.И.‭ ‬Крестьянские войны в России‭ ‬XVII-XVIIIвека.,‭ ‬Москва,‭ ‬Наука,‭ ‬1976г.2‭ ‬Иными‭  ‬словами,‭ ‬обострение классовой борьбы было обусловлено не только сдвигами в экономике и общественном строе,‭ ‬но и социальными противоречиями внутри сословия:‭ ‬между дворянством и боярством,‭ ‬между светскими и духовными феодалами,‭ ‬а также внутри городского сословия.‭ ‬Показательно Московское восстание‭ ‬1648‭ ‬года,‭ ‬когда посадские люди,‭ ‬стрельцы и солдаты выступали против угнетавшей их приказной администрации и членов привилегированных торговых корпораций.‭ ‬Народные движения‭ ‬XVII-‭  ‬XVIII веков бросили в объятия царизма нарождающийся‭  ‬класс буржуазии.‭ ‬Русское купечество и промышленники требовали защиты у правительства,‭ ‬им приходилось примеряться и с дворянством-‭ ‬главной опорой абсолютной власти царя.‭ ‬Непрерывная классовая борьба в России в‭ ‬XVII-XVIII веках способствовала эволюции страны в буржуазном направлении.
Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами:‭ ‬необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны,‭ ‬за выход к морю.‭ ‬Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач,‭ ‬нежели сословно-представительская монархия.‭ ‬Так,‭ ‬двадцатилетняя Левонская война‭ (‬1558-1583‭ ‬г.г.‭) ‬закончилась поражением России,‭ ‬а абсолютная монархия в результате Северной войны‭ (‬1700-1721‭ ‬г.г.‭) ‬блестяще справилась с решением этой проблемы.
Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы,‭ ‬начальной целью которых было укрепление класса феодалов,‭ ‬а затем установления крепостного строя.‭ ‬Представляется‭  ‬интересным рассмотреть роль Земского собора как основного сословно-представительского института.‭ ‬земский собор представлял систему,‭ ‬состоящую из царя,‭ ‬боярской думы,‭ ‬духовенства‭ (‬Освящённого собора‭) ‬в полном составе.‭ ‬Земский собор представлял временное совещание для обсуждения,‭ ‬а чаще всего для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства.‭ ‬Кроме Боярской Думы и верхушки духовенства в земские соборы входили представители дворянства и посадских верхов.
Следует помнить,‭ ‬что‭ "‬появление земских соборов означало для России сословно-представительской монархии,‭ ‬характерной для большинства западноевропейских государств.‭ ‬Спецификой сословно-представительных органов России было то,‭ ‬что роль‭ "‬третьего‭  ‬сословия‭” (‬городских буржуазных элементов‭) ‬в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов‭ ( ‬парламент в Англии,‭ "‬генеральные штаты‭” ‬во Франции,‭ ‬кортесы в Испании‭) ‬земские соборы не ограничивали,‭ ‬а укрепляли власть монарха.‭ ‬Представляя более широкие,‭ ‬чем Боярская дума,‭ ‬слои господствующих верхов,‭ ‬земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей.‭ ‬В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили‭  ‬орудием укрепления самодержавия‭”‬.1
13‭ ‬Черепнин Л.В.‭ ‬Земские соборы русского государства в‭  ‬XV-XVII веках.-М.,‭ ‬1978.-с.893‭ 
Но в тоже время,‭ ‬как считает,‭ ‬Д.Н.‭ ‬Альшиц‭ "… ‬само существование земских соборов,‭ ‬как и Боярской думы,‭ ‬означало известную слабость не только носителя верховной власти-‭ ‬царя,‭ ‬но и государственного аппарата централизованного государства,‭ ‬в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада‭”‬.1
14‭ ‬Альшиц Д.Н.‭ ‬Н ачало самодержавия в России:‭ ‬государство Ивана Грозного.-‭ ‬М.,‭ ‬1988.‭ –‬с.‭ ‬714‭ 
Первая половина‭ ‬XVII века явилась периодом расцвета сословно-‭ ‬представительской монархии,‭ ‬когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов.‭ ‬В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса,‭ ‬поэтому земские соборы заседали почти непрерывно‭ ‬:‭ ‬с‭ ‬1613‭ ‬года по конец‭ ‬1615‭ ‬года,‭ ‬в начале‭ ‬1616-1619‭ ‬годах,‭ ‬в‭ ‬1620-1622‭ ‬годах.‭ ‬На этих соборах основными вопросами были‭ ‬:‭ ‬изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
Примерно с‭ ‬20-х годов‭ ‬XVII века государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали собираться реже.‭ ‬Соборы‭ ‬30-х годов также связаны с вопросами внешней политики:‭ ‬в‭ ‬1632-1634‭ ‬годах в связи с войной в Польше,‭ ‬в‭ ‬1636-1637‭ ‬годах в связи с войной с Турцией.‭ ‬На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.
Одним из важнейших земских соборов был собор,‭ ‬собравшийся в условиях городских восстаний летом‭ ‬1648‭ ‬года.‭ ‬На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян‭ ( ‬сыска из без урочных лет‭); ‬посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые‭ ( ‬т.е.‭ ‬не обложенные налогами и сборами‭) ‬слободы,‭ ‬жаловались на непорядки в управлении и в суде.
Что касается,‭ ‬формы права,‭ ‬в которую облачались решения Земского собора,‭ ‬то следует выделить,‭ ‬что‭ "…‬они представляли собой,‭ ‬так называемый соборный акт‭ –‬протокол за печатями царя,‭ ‬патриарха,‭ ‬высших чинов и крестоцелованием чинов пониже‭”‬.1
15‭ ‬Черепин Л.В.‭ ‬Земские соборы русского государства в‭  ‬XVI-XVII веках.-М.,‭ ‬1972.-‭ ‬с.915
Исходя из исторических и политических условий правительство сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы,‭ ‬а затем на свёртывание их деятельности.
Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-экономическими сдвигами,‭ ‬произошедшими в Русском государстве к середине‭ ‬XVII века.‭ ‬Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией,‭ ‬бюрократическим аппаратом приказов и воевод.‭ ‬Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке‭ "‬всей земли‭” ‬своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний.‭ " ‬Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян,‭ ‬поместное дворянство охладело к земским соборам.‭ ‬С‭ ‬60-х годов‭ ‬XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания‭”‬.1
16‭ ‬История государства и права СССР‭ ( ‬под ред.‭ ‬О.И.Чистякова,‭ ‬И.Д.Мартысевича‭)‬.‭ –‬часть1.6
Царь приобрёл значительную финансовую самостоятельность,‭ ‬получая доходы от своих вотчин,‭ ‬сбора подати с покорёных народов,‭ ‬от таможенных сборов,‭ ‬возросших в связи с развитием торговли.‭ ‬Важное значение имели налоги‭ (‬стрелецкие,‭ ‬ямские и т.д.‭)‬,‭ ‬царская монополия на изготовление и продажу водки,‭ ‬пива,‭ ‬мёда.‭ ‬Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.
‭              ‬Одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства является бюрократизация государственного аппарата.‭ ‬Складывание бюрократического аппарата имело два направления:‭ «‬1‭) ‬Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений,‭ ‬строгим разделением функций управления,‭ ‬единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки‭; ‬системы,‭ ‬приводившей к господству канцелярии,‭ ‬в котором главным было бумажная переписка,‭ ‬а не само дело‭ … ; ‬2‭) ‬Создание привилегированного круга,‭ ‬осуществляющего это управление,‭ ‬то есть слоя чиновничества,‭ ‬подчиненного только верховной власти,‭ ‬целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении.‭ ‬Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов,‭ ‬однако,‭ ‬после своего оформления не входила в их состав,‭ ‬так как не состояла во главе производства.‭ ‬Это придавало бюрократическому аппарату видимость надклассовости‭»‬.1
17‭ ‬Демидова Н.Ф.‭ ‬Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в‭ ‬XVII-XVIII веках.//‭ ‬Абсолютизм в России.‭ (‬сборник статей‭)‬,‭ ‬М.,‭ ‬1963‭ ‬г.7
Бюрократизация управленческого аппарата России на протяжении‭ ‬XVI-XVIII вв.‭ ‬шла параллельно с перерастанием централизованного государства в абсолютистское и зависела от этого процесса.‭ ‬Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения,‭ ‬с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства,‭ ‬из состава которого обособлялась бюрократическая группа.
Итак,‭ ‬с середины‭ ‬XVII века сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную,‭ ‬что отражает вступление феодализма в новую стадию.‭ ‬В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное.‭ ‬Сословный строй приобретает черты замкнутости,‭ ‬консерватизма.‭ ‬Форма правления при абсолютизме остается прежняя—монархия,‭ ‬но содержание и внешние атрибуты её меняются.
Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениями в государственном механизме.‭ ‬Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы,‭ ‬создается сложная,‭ ‬разветвленная,‭ ‬дорогостоящая система органов,‭ ‬наполненных чиновниками-дворянами.
Но говоря о становлении абсолютизма в России,‭ ‬нельзя не заметить одну особенность:‭ ‬если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнёта,‭ ‬то в России наблюдались обратные процессы.
Черепнин Л.В.‭ ‬анализируя становление абсолютизма в России,‭ ‬отметил некоторые особенности складывания данной формы правления:
Слабость сословно представительных учреждений‭;
Финансовую независимость самодержавия в России‭;
Наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов,‭ ‬их самостоятельность в отправлении властных полномочий‭;
Складывание новой правовой системы‭;
Формирование института неограниченной частной собственности‭;
Беспрерывное ведение войн‭;
Ограничение привилегий даже для господствующих сословий‭;
Особую роль личности Петра‭ ‬I.
Идеология абсолютизма складывалась под воздействием западноевропейской литературы(Гуго Гроций,‭ ‬Томас Гоббс,‭ ‬Готфрид Вильгельм Лейбниц,‭ ‬Христиан Вольф‭)‬,‭ ‬а идеологом политического учения,‭ ‬который в‭ "‬Праве воли монаршей‭” ‬восхвалял‭ "‬богоугодную‭” ‬роль царя,‭ ‬его политику как‭ "‬общее благо‭” ‬и преобразования для‭ "‬всенародной пользы‭”‬,‭ ‬был Феофан Прокопович.
‭____________________________________________________________
1‭ ‬Ред.‭ ‬Прохорова А.М:‭ ‬Советский энциклопедический словарь.-‭ ‬М.:Советская энциклопедия.‭ ‬1985.‭ 
2‭ ‬Сахаров А.Н:‭ ‬История России.‭ –‬М.:‭ ‬А.С.Т.,‭ ‬1997
3Ред.‭ ‬Павленко Н.И:‭ ‬Россия в период реформ Петра‭ ‬I-‭  ‬М.:‭ ‬Наука,‭ ‬1973‭ 
4‭ ‬Черепнин Л.В:‭ ‬К вопросу о складывание абсолютной монархии в России‭ ‬XVI-XVII ве
ках.-‭ ‬М.:‭ ‬МГУ,1957
5‭ ‬ред.‭ ‬Поляка Г.Б:‭ ‬Всемирная история‭ ‬/Учебник для ВУЗов/‭ ‬-‭ ‬М.:‭ ‬Культура и спорт ЮНИТИ,1999‭ 
6‭ ‬ред.Титова Ю.П:‭ ‬История государства и права СССР‭ –‬М.:‭ ‬Наука.‭ ‬1998‭ 
7‭ ‬Степашенко Л.А.,‭ ‬Софроненко К.А:Государственный строй в России в первой четверти‭ ‬XVIII‭ ‬века.‭ ‬Цитата В.И.Ленина.,‭ ‬М.:‭ ‬Наука,‭ ‬1973.
8‭ ‬ред.‭ ‬Поляка Г.Б:‭ ‬Всемирная история‭ ‬/Учебник для ВУЗов/‭ ‬-‭ ‬М.:‭ ‬Культура и спорт ЮНИТИ,1999‭ ‬.
9‭ ‬Ключевский В.О:‭ ‬Сочинения в‭ ‬9‭ ‬т.‭ ‬Курс русской истории‭ ‬/т.4/-М.:Мысль,‭ ‬1989.
10‭ ‬ред.Титова Ю.П:‭ ‬История государства и права.‭ –‬М.:‭ ‬Мысль,1988г.
11‭ ‬ред.‭ ‬Зутиса Я.Я:‭ ‬Всемирная история.‭ ‬Т.5.-М.:‭ ‬Издательство социально-экономической литературы,‭ ‬1958.
12‭ ‬Буганов В.И:‭ ‬Крестьянские войны в России‭ ‬XVII-XVIIIвека.-‭ ‬М.:‭ ‬Наука,‭ ‬1976г.
13‭ ‬Черепнин Л.В:‭ ‬Земские соборы русского государства в‭  ‬XV-XVII веках.-М.:‭ ‬МГУ,‭ ‬1978
14‭ ‬Альшиц Д.Н:Начало самодержавия в России:‭ ‬государство Ивана‭  ‬Грозного.-‭ ‬М.:Наука,‭ ‬1988.
15‭ ‬Черепин Л.В:‭ ‬Земские соборы русского государства в‭  ‬XVI-XVII веках.-М.:‭ ‬МГУ,1972.
16‭  ‬ред.‭ ‬Чистякова О.И,‭ ‬Мартысевича И.Д:‭ ‬История государства и права СССР.-‭ ‬М.:Наука,‭ ‬1996.
17‭ ‬Демидова Н.Ф:Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в‭ ‬XVII-XVIII веках.//‭ ‬Абсолютизм в России.‭ (‬сборник статей‭)‬,‭ ‬-М.:‭ ‬1963‭ ‬.
II ГЛАВА‭ РЕФОРМЫ ПЕТРА‭ ‬I В РАЗВИТИИ АБСОЛЮТИЗМА В‭ 
РОССИИ.

Как уже было сказано выше‭ –‬время возникновения абсолютной монархии‭  ‬на территории России-‭ ‬вторая половина‭ ‬XVI века,‭ ‬а окончательное её оформление‭ –‬первая четверть‭ ‬XVIII века.‭ 
В России в‭ ‬XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя,‭ ‬происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии,‭ ‬затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны.‭ ‬В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений,‭ ‬начавшихся ещё в‭ ‬XVII веке.‭ ‬Кульминацией этого процесса являлась,‭ ‬конечно же,‭ ‬эпоха Петра‭ (‬1672-1725‭ ‬г.г.‭)‬.‭ ‬Пётр‭ ‬I правильно понял и осознал сложность тех задач,‭ ‬которые стояли перед страной и приступил к их осуществлению.
‭«‬Ðåôîðìû Ïåòðà áûëè ïîäãîòîâëåíû ñâåé ïðåäøåñòâóþùåé èñòîðèåé íàðîäà,‭ ‬òðåáîâàëèñü íàðîäîì‭»‬.1
1‭ ‬Соловьёв С.М.,‭ «‬Публичные чтения о Петре Великом‭»‬,‭ ‬Москва,‭ ‬Право,‭ ‬1990г.‭ ‬Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа,‭ ‬во многом совпадавшая с реформами Петра,‭ ‬в ином шедшая даже дальше‭  ‬их.‭ ‬Подготавливалось преобразование вообще,‭ ‬которое при мирном ходе дел могло продлиться длительное время.‭ ‬Реформа‭ ‬,‭ ‬как она была исполнена Петром,‭ ‬была его личным делом,‭ ‬делом беспримерно насильственным и,‭ ‬однако,‭ ‬непроизвольным и необходимым.‭ ‬Внешние опасности государства опережали естественный рост народа,‭ ‬закостеневшего в своём развитии.‭ ‬Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени,‭ ‬не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и‭  ‬русского народа,‭ ‬однако к основным из них следует отнести следующие реформы:‭ ‬военную,‭ ‬органов власти и управления,‭ ‬сословного устройства‭  ‬русского общества,‭ ‬податную,‭ ‬церковную,‭ ‬а также в области культуры и быта.
Следует отметить,‭ ‬что‭  ‬основной‭  ‬движущей‭  ‬силой петровских реформ стала Северная война.
На первый‭  ‬взгляд‭  ‬преобразовательная‭   ‬деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности.‭ ‬Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя,‭ ‬коснулась самых различных сторон народной жизни.‭ ‬Но ни одна часть не перестраивалась сразу,‭ ‬в одно время и во всем своем составе.‭ ‬Каждая реформа подступала по несколько раз,‭  ‬в разное время касаясь‭  ‬ее по частям,‭  ‬по мере надобности.‭  ‬Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке,‭ ‬в каком вызывали их потребности,‭ ‬навязанные войной.‭ ‬Она поставила на первую очередь преобразование военных сил‭  ‬страны.‭  ‬Военная реформа повлекла за собой два рядя мер,‭  ‬из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной‭  ‬армии‭  ‬и‭  ‬ново созданного флота,‭  ‬а другие на обеспечение их содержанию.‭  ‬Меры того и другого‭  ‬порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий,‭ ‬усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода.‭ ‬Нововведения военные,‭ ‬социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы,‭ ‬ставили ему такие сложные и непривычные задачи,‭ ‬какие были ему не под силу при его прежнем‭  ‬строе‭  ‬и составе.‭  ‬Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла‭  ‬постепенная перестройка‭  ‬управления‭  ‬всей‭  ‬правительственной машины,‭ ‬как необходимое общее условие проведения прочих‭  ‬реформ.‭ ‬Другим‭  ‬таким‭  ‬общим‭  ‬условием была подготовка дельцов и умов к реформе.‭ ‬Для успешного действия нового управления,‭ ‬как‭  ‬и других нововведений,‭  ‬необходимы были исполнители подготовленные к делу,‭  ‬обладающие нужными для того знаниями,‭  ‬необходимо было и общество,‭ ‬готовое поддерживать дело преобразования,‭  ‬понимающие его‭  ‬сущность‭  ‬и‭  ‬цели.‭ ‬Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания,‭ ‬о заведении общеобразовательных и профессиональных,‭ ‬технических школ.
Таков общий план реформы,‭  ‬ее порядок,‭ ‬установленный не‭  ‬наперед обдуманными предначертаниями Петра,‭  ‬а самим ходом дела и гнетом обстоятельств.‭ «‬Война была‭ ‬главным движущим рычагом преобразовательной деятельности,‭  ‬военная реформа‭ ‬-‭ ‬ее начальным моментом,‭  ‬а‭  ‬устройство‭  ‬финансов‭ ‬-‭ ‬ее конечной целью‭»‬.2
2‭ ‬В.О.Ключевский,‭ ‬Курс русской истории.‭ ‬Часть‭ ‬IV,‭ ‬сочинения,‭ ‬Москва,‭ ‬Мысль,‭ ‬1989‭ ‬г.
О.А.‭ ‬Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I.
Первый‭ (‬1699-1709‭\‬10гг.‭) ‬-‭ ‬изменения в системе государственных учреждений и создание новых‭; ‬перемены в системе местного самоуправления‭; ‬установление рекрутской системы.‭ 
Второй‭ (‬1710‭\‬11-1718‭\‬19гг.‭) ‬-‭ ‬создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений‭; ‬первая областная реформа‭; ‬проведение новой военной политики,‭ ‬широкое строительство флота‭; ‬учреждение законодательства‭; ‬перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.‭ 
Третий‭ (‬1719‭\‬20-1725‭\‬26‭) ‬-‭ ‬начало работы новых,‭ ‬уже созданных учреждений,‭ ‬ликвидация старых‭; ‬вторая областная реформа‭; ‬расширение и реорганизация армии,‭ ‬реформа церковного управления‭; ‬финансовая реформа‭; ‬введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы.3
3‭ ‬Омельченко О.А.,‭ ‬Становление‭  ‬абсолютной монархии в России,‭ ‬Учебное пособие,‭ ‬Москва,‭ ‬1986‭ ‬г.‭ ‬Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась‭  ‬в форме уставов,‭ ‬регламентов,‭ ‬указов,‭ ‬которые имели одинаковую юридическую силу.
1.‭ ‬СТАТУС‭  ‬РОССИЙСКОГО‭  ‬МОНАРХА

При Петре‭ ‬I в России окончательно утвердился абсолютизм.‭ ‬22‭ ‬октября‭ ‬1721‭ ‬года Петру‭ ‬I был присвоен титул Отца Отечества,‭ ‬Императора Всероссийского,‭ ‬Петра Великого.‭ ‬Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии.‭ 
Один из принципов абсолютизма‭ –‬расширение полномочий императора.‭ ‬Императоры обладали более широкими полномочиями,‭ ‬чем цари периода сословно-представительной монархии.‭ ‬Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления.‭ ‬Власть императора в такой мере была широка и сильна,‭ ‬что Пётр‭ ‬I приступал сложившиеся обычаи,‭ ‬касавшиеся персоны монарха.‭ ‬В толковании к‭ ‬20‭ ‬артикулу Воинского устава‭ ‬1716‭ ‬года и в Морском уставе‭ ‬1720‭ ‬года провозглашалось:‭ « ‬Его Величество есть самовластный монарх,‭ ‬который никому в своих делах ответа дать не должен,‭ ‬но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь‭   ‬по своей воле и благомнению‭  ‬управлять‭»‬.4
4‭ ‬Б.Б.Кафенгауз,‭ ‬Россия при Петре‭ ‬І,‭ ‬учпедгиз,‭ ‬Москва,‭ ‬1955г.‭ ‬В регламенте духовной коллегии‭ (‬1721‭ ‬год,‭ ‬январь‭) ‬говорилось:‭ «‬Монархова власть есть власть самодержавная,‭ ‬которой повиноваться сам бог за совесть повелевает‭»‬.5
5‭ ‬Н.И.Павленко,‭ ‬Петр Великий,‭ ‬Москва,‭ ‬Мысль,‭ ‬1990г.‭ ‬Монарх был главой государства,‭ ‬церкви,‭ ‬высшим судьёй,‭ ‬верховным главнокомандующим,‭ ‬в его исключительной компетенции было объявление войны,‭ ‬заключение мира,‭ ‬подписание договоров с иностранными государствами.‭ ‬В законодательной власти только императору принадлежало право издания законов.‭ ‬Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления.‭ ‬Император также был главой судебной власти.‭ ‬Все приговоры и решения судов выносились от его имени.‭ ‬Ему принадлежала высшая церковная власть,‭ ‬которую он осуществлял через специально созданное учреждение‭ –‬Синод.
Петр‭ ‬I‭  ‬внёс изменения в порядок наследования императорского престола.‭ ‬До него царский престол переходил от отца к сыну.‭ ‬В‭ ‬XVII веке,‭ ‬если не было законного наследника,‭ ‬то царя мог избрать Земский собор.‭ ‬Однако,‭ ‬Петр считал такой порядок несоответствующим идеи неограниченной монархии и полагал,‭ ‬что если наследник не достоин престола,‭ ‬то император может назначить своим преемником лицо‭ «‬усмотря достойного‭»‬.‭ ‬Пётр воплотил эту идею в‭ «‬Уставе о наследовании престола‭» (‬1722‭ ‬год‭)‬.‭ ‬Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.
Таким образом,‭ ‬стремления монархов Российского государства‭ ‬XVI-XVII веков к‭ «‬самовластию и полновластию‭»‬,‭ ‬в первой четверти‭ ‬XVIII‭  ‬века получили окончательные оформление в виде абсолютной монархии.‭ ‬При чём были ликвидированы учреждения‭ (‬патриаршество и боярская дума‭)‬,‭ ‬в которых так или иначе могло проявляться противодействие самодержавию государя.
2.‭ ‬РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
Переход к абсолютизму не сводится лишь а освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил.‭ ‬Переход к абсолютизму,‭ ‬его расцвет означали перестройку государственного аппарата.
Вместо Боярской думы указом‭ ‬22‭ ‬февраля‭ ‬1711‭ ‬г.‭ ‬был учрежден новый государственный орган‭ ‬-‭ ‬Правительствующий сенат.‭ ‬Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения‭ (‬первоначально‭ ‬-‭ ‬8‭ ‬человек‭)‬.‭ ‬В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени.‭ ‬Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам.‭ ‬Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом.‭ ‬Сенат учреждался в качестве коллегиального органа,‭ ‬в компетенцию которого входило:‭ ‬отправление правосудия,‭ ‬решение финансовых вопросов,‭ ‬общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.‭ ‬Таким образом,‭ ‬Сенат был высшим судебным,‭ ‬управленческим и законосовещательным учреждением,‭ ‬которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.‭ ‬Указом от‭ ‬27‭ ‬апреля‭ ‬1722г.‭ "‬О должности Сената‭" ‬Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената,‭ ‬регламентируя состав,‭ ‬права и обязанности сенаторов,‭ ‬установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями,‭ ‬губернскими властями и генерал-прокурором.‭ ‬Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона.‭ ‬Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона.‭ ‬Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.‭ ‬Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.‭ ‬Структура Сената складывалась постепенно.‭ ‬Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии,‭ ‬позднее в его составе сформировалось два отделения:‭ ‬Расправная палата‭ ‬-‭ ‬по судебным делам‭ (‬существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии‭) ‬и Сенатская контора по вопросам управления.‭ ‬Сенат имел свою канцелярию,‭ ‬которая делилась на несколько столов:‭ ‬секретный,‭ ‬губернский,‭ ‬разрядный,‭ ‬фискальный и приказный.‭ ‬До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената.‭ ‬Определялось отделение канцелярии от присутствия,‭ ‬которое действовало в трех составах:‭ ‬общее собрание членов,‭ ‬Расправная палата и Сенатская контора в Москве.‭ ‬В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи,‭ ‬которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах,‭ ‬штрафах и розысках.‭ ‬Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената.‭ ‬Ее компетенцию определил Сенатский приговор‭ (‬4.09.1713г.‭)‬,‭ ‬в которую входило:‭ ‬рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.‭ ‬Сенатская контора в Москве учреждена‭ ‬12‭ ‬января‭ ‬1722г.‭ "‬для управления и исполнения указов‭"‬.‭ ‬В ее состав входили:‭ ‬сенатор,‭ ‬два асессора,‭ ‬прокурор.‭ ‬Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату,‭ ‬а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов,‭ ‬контроль исполнения указов,‭ ‬посылаемых Сенатом в губернии.‭ ‬Сенат имел вспомогательные органы,‭ ‬в составе которых не было сенаторов,‭ ‬такими органами были рекетмейстер,‭ ‬герольдмейстер,‭ ‬губернские комиссары.‭ ‬9‭ ‬апреля‭ ‬1720‭ ‬г.‭ ‬при Сенате была учреждена должность ради‭ "‬приема челобитен‭"‬,‭ ‬получившая‭ (‬1722г.‭) ‬название рекетмейстера,‭ ‬в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии.‭ ‬Если жаловались на волокиту‭ ‬-‭ ‬рекетмейстер самолично требовал ускорения дела,‭ ‬если были жалобы на‭ "‬неправосудие‭" ‬коллегий,‭ ‬то рассмотрев дело он докладывал его Сенату.‭ ‬В январе‭ ‬1722‭ ‬г.‭ ‬последовало назначение на должность герольдмейстера,‭ ‬в обязанности которого входило составление списков всего государства,‭ ‬дворян,‭ ‬наблюдением за тем,‭ ‬чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более‭ ‬1/3.‭ ‬16‭ ‬марта‭ ‬1711г.,‭ ‬в связи с перераспределением компетенции органов государственного управления‭ (‬после губернской реформы‭)‬,‭ ‬Сенат ввел должность губернских комиссаров,‭ ‬которые следили за поместными,‭ ‬военными,‭ ‬финансовыми делами,‭ ‬набором рекрутов,‭ ‬содержанием полков.‭ ‬Они занимались непосредственно отправлением указов,‭ ‬присылаемых Сенатом и коллегиями.‭ ‬Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма.‭ ‬Сенат являлся послушным орудием самодержавия:‭ ‬сенаторы были лично ответственны перед монархом,‭ ‬а в случае нарушение присяги,‭ ‬наказывались смертной казнью,‭ ‬опалой,‭ ‬отрешением от должности,‭ ‬денежными штрафами.‭ 
2.3.‭ ‬ИНСТИТУТ ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ
Одновременно с Сенатом,‭ ‬для тайного надзора за исполнением указав,‭ ‬был учреждён институт фискалов
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVIII в.‭ ‬было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма.‭ ‬Указами от‭ ‬2‭ ‬и‭ ‬5‭ ‬марта‭ ‬1711г.‭ ‬предполагалось‭ "‬учинить фискалов во всяких делах‭"‬.‭ ‬Фискалитет создавался как особая отрасль сенатского управления.‭ ‬Глава фискалов‭ (‬обер-фискал‭) ‬состоял при Сенате,‭ ‬который‭ "‬ведал фискалов‭"‬.‭ ‬Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя.‭ ‬Последний назначал обер-фискала,‭ ‬который приносил присягу царю и был ответственен перед ним.‭ ‬Указ от‭ ‬17‭ ‬марта‭ ‬1714‭ ‬г.‭ ‬наметил компетенцию фискалов:‭ ‬проведывать про все,‭ ‬что‭ "‬ко вреду государственному интересу быть может‭"; ‬докладывать‭ "‬о злом умысле против персоны его величества или измене,‭ ‬о возмущении или бунте‭"‬,‭ "‬не вкрадываются ли в государство шпионы‭"‬6
6‭ ‬Н.И.Павленко.‭ ‬Пётр Великий.‭ ‬М.‭ ‬Мысль‭ ‬1990,‭ ‬а также борьба со взяточничеством и казнокрадством.‭ ‬Основной принцип определения их компетенции‭ ‬-‭ "‬взыскание всех безгласных дел‭"‬.‭ ‬Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства:‭ ‬территориальный и ведомственный.‭ ‬Указом‭ ‬17‭ ‬марта‭ ‬1714г.‭ ‬предписывалось в каждой губернии‭ "‬быть по‭ ‬4‭ ‬человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно,‭ ‬также и из купечества‭"‬.‭ ‬Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год‭ "‬учинял‭" ‬контроль за ними.‭ ‬В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор,‭ ‬в епархиях‭ ‬-‭ ‬провинциал-фискалы,‭ ‬в монастырях инквизиторы.‭ ‬Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.‭ ‬После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената,‭ ‬а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему.‭ ‬В‭ ‬1723г.‭ ‬был назначен генерал-фискал,‭ ‬который был высшим органом для фискалов.‭ ‬В соответствии с указами‭ (‬1724‭ ‬и‭ ‬1725гг.‭) ‬он имел право требовать к себе любое дело.‭ ‬Его помощником был обер-фискал.‭ ‬На практике фискалы не всегда выполняли свои задачи,‭ ‬т.к.‭ ‬сами они были частью бюрократического аппарата.‭ 
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от‭ ‬12‭ ‬января‭ ‬1722г.:‭ "‬быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору,‭ ‬также во всякой коллегии по прокурору...‭"‬.‭ ‬А указом от‭ ‬18‭ ‬января‭ ‬1722г.‭ ‬учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.‭ ‬Если фискалы находились частично в ведении Сената,‭ ‬то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора.‭ ‬Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.‭ ‬Указ от‭ ‬27‭ ‬апреля‭ ‬1722г.‭ "‬О должности генерал-прокурора‭" ‬устанавливал его компетенцию‭ ‬,‭ ‬в которую входило:‭ ‬присутствие в Сенате‭ ("‬смотреть накрепко,‭ ‬дабы Сенат свою должность хранил..‭")‬,‭ ‬осуществление контроля за фискалами,‭ "‬и ежели что худо будет немедленно доносить Сенату‭"‬7
7‭ ‬В.И.Буганов.‭ ‬Пётр Великий и его время.М.Наука.1989‭ ‬.‭ ‬Генерал прокурор имел право:‭ ‬ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения,‭ ‬представляемого императору на утверждение,‭ ‬выносить протест и приостанавливать дело,‭ ‬сообщая об этом императору.‭ ‬Прокурор коллегии присутствовал на заседаниях коллегий,‭ ‬чтобы‭ "‬в судах и расправе правильно и нелицемерно поступали‭"‬,‭ ‬осуществлял надзор за работой учреждения,‭ ‬контролировал финансы,‭ ‬рассматривал донесения фискалов,‭ ‬проверял протоколы и другую документацию коллегии.‭ 
Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24