Центральный Дом Знаний - Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников

Скачать работу "Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников"

Введение

Психологическая служба, все активнее внедряемая сейчас в систему образования, соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современной школы и современной жизни вообще.

Поскольку в последнее время система образования претерпела серьезные изменения, учебный процесс неуклонно интенсифицируется, усложняется система обучения, то проблем у учащихся возникает весьма значительное количество. Поэтому первоначальной целью данной работы было выявление мотивов поступления старшеклассников в профилированный лицей, определение того, чем руководствовались учащиеся при выборе той или иной профессии и какие проблемы у них при этом возникали.

Приступив же к работе мы однако поняли, что столь «простыми» задачами дело не ограничится. Сразу же возник вопрос о некоторых особенностях личности старшеклассников, которые мешают их успешной адаптации к условиям учебного заведения нового типа, затрудняют межличностные отношения и со сверстниками, и с педагогами, зачастую искажают привычные формы эмоционального реагирования, даже нарушая при этом психическое здоровье учащихся.

Поскольку все эти проблемы «замыкаются» на одном психологическом феномене, называемым личностью, мы решили идти к своей цели, по возможности решая задачи, связанные с влиянием некоторых личностных качеств на мотивацию обучения, выбора профессии, общения, эмоционального реагирования и адоптации в целом.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1989) подчеркивал, что при изучении личности нужно ответить на три вопроса. Когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, мы прежде всего должны выяснить, чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. Этот вопрос о направленности личности, ее потребностях, интересах, установках и идеалах. Вслед за этим встает естественно второй вопрос: а что он может? Другими словами каковы его способности? И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Этот вопрос о характере или устойчивых «стержневых» свойствах личности, а так же о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности.

Все эти стороны личности взаимосвязаны. Так, интерес направляет деятельность, в этой деятельности достигаются определенные успехи и развиваются способности, кроме того, усиливается исходная мотивация, появляется чувство компетентности, что влечет за собой повышение самооценки и уверенности в своих силах. Таким образом, личность представляет собой единое целое.

Итак, первоначально поставленная нами цель состояла не столько в получении информации об учащемся, сколько в стимулировании его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Для нас гораздо важнее оказалось формирование готовности человека к размышления о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных позиций и ориентацией человека).

Очень важным представлялось также в случае выбора массовых профессий (т.е. пригодных для большинства людей, как это имело место в нашем случае) не отбор и «отсев», а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности.

Поэтому в самом начале обследования мы применили активизирующие опросники, своеобразную «игру в тесты», важным условием проведения которых является понимание того, что это не настоящая психодиагностика, а именно «игра», причем понимание это идет как со стороны испытуемых, так и со стороны самого психолога. Естественно, говоря об игре, мы вкладывали в это слово глубокий смысл, т.к. известно, что игра является одним из сложнейших феноменов и еще не понятным до конца методом работы практического психолога. При определенном направлении воображения игра может обнаружиться в самых неожиданных местах, даже в таком строгом и «солидном» направлении работы, каким является профессиональная психодиагностика.

Уже экспресс диагностика с помощью опросника личностной перспективы обнаружила массу дополнительных ( и, возможно , даже более важных) проблем , на которые совершенно необходимо было обратить самое пристальное внимание, если мы хотели оказать действительно эффективную практическую помощь учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.

Прежде всего выяснилось, что к числу важнейших условий сохранения эмоционального благополучия и психического здоровья школьника в условиях интенсификации и усложнения учебного процесса, вызванных требованиями научно-технического прогресса, относится учет особенностей личности испытуемых.

При всем разнообразии подходов к разработке проблемы структуры личности все исследования отечественных специалистов объединяет представление о личности как некотором целостном образовании, включающем в себя отдельные элементы, определенным образом связанные. Так, В.В. Ковалев (1979) считает, что духовный облик человека определяется синтезом сложных структур, к которым относятся темперамент, характер, способности и направленность.

Практика показывает, что трудности адаптации, лежащие в основе психосоматической патологии, зачастую обусловлены теми «внутренними условиями, через которые преломляются все внешние воздействия » (С.Л. Рубинштейн, 1957). К таким «внутренним условиям» (т.е. факторам риска) относится прежде всего тревожность – качество, повышающее индивидуальную восприимчивость человека к неблагоприятным воздействиям извне (Е.А. Рождественская, 1988).

Психогенные заболевания могут возникать и протекать по- разному в зависимости от психологических особенностей личности: специфических свойств мыслительной деятельности, черт эмоционально- волевого склада, характерологических свойств, т.е. от всех основных компонентов личности; поэтому профилактика требует знания индивидуально- психологических особенностей человека. Как показала определенная экспресс- диагностика, среди наших испытуемых более 70% требовали в первую очередь решения своих личностных проблем.

В связи с этим мы решили переменить свои первоначальные планы и попытаться уточнить структуру тех личностных черт учащихся, которые мешают полноценной адаптации и их личностно- профессиональному самоопределению. На наш взгляд, сложное диалектическое взаимодействие между личностными чертами и возникающими нарушениями в адаптации и эмоциональном благополучии необходимо учитывать, тем более, что, как отмечает Г.К. Ушаков (1978), в болезненно измененной личности обнаруживаются характерологические особенности, аномалии того же радикала, который свойственен преморбиду. На наш взгляд, сложное диалектическое взаимодействие между личностными чертами и возникающими нарушениями в адаптации и эмоциональном благополучии необходимо учитывать, тем более, что, как отмечает Г.К. Ушаков (1978), в болезненно измененной личности обнаруживаются характерологические особенности, аномалии того же радикала, который свойственен преморбиду.

Разработка дифференцированной программы психогигиенических мероприятий должна основываться на глубоком анализе особенностей и закономерностей личности (или искажений в ее развитии) и взаимодействия ее сохранных и нарушенных структур, что позволит определить рациональные пути психолого-педагогических (а при необходимости иногда и медицинских) воздействий.

Вопрос о психологической сущности изменений личности школьника при различных психосоматических и эмоциональных расстройствах не получил еще своего полного разрешения. Роль психологического исследования велика, в первую очередь при дифференцировании пограничных состояний психики от нормы, тем более что по сравнению с остальными психически больными для группы неврозов, психогенных реакций, патологического развития личности и других пограничных нарушений наиболее причинное значение имеют социально-психологические факторы (И.В. Давыдовский, А.В. Снежневский, 1975).

Известно также, что в основе патогенеза неврозов у детей и подростков лежит деформация системы отношений личности, что приводит ее к невротическому развитию (В.Н. Мясищев, 1960). Особенностью патогенеза неврозов у лиц этого возраста является то, что именно в этот период формируется система отношений. Из преморбидных характеристик детей с неврозами В.Н. Мясищев выделяет те, которые затрудняют благополучное разрешение травмирующей ситуации. К ним он относит перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим с относящимися сюда чертами импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сенситивности, а также перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, создающей вязкие доминанты болезненных переживаний Г.Е. Сухарева и Л.С. Юсевич (1965) подчеркивают впечатлительность, возбудимость, пугливость детей-невротиков.

В связи с тем, что практически все обследованные нами старшеклассники обнаружили проблемы личностного, эмоционального, коммуникативного планов, которые способствовали у них затруднениям адаптации и личностно-профессиональному самоопределению, встал вопрос о предотвращении нарушений у них психического здоровья. Этим, на наш взгляд, определялась актуальность и важность вставшей перед нами задачи.

Исходя из этого, новизна исследования связана с попыткой проследить и выявить особенности проявления некоторых личностных качеств старшеклассников, мешающих эффективной адаптации и успешному обучению.

Целью настоящей работы явилось изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников и ее влияния на профессиональное и личностное самоопределение. А так же разработка психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Для ее достижения были поставлены следующие конкретные задачи.

Оценка роли и места тревожности в структуре личности старшеклассников, ее значения для адаптации и личностно-профессионального самоопределения.

Оценка роли тревожности в возникновении у испытуемых проблем, эмоционального, коммуникативного и мотивационного планов.

Определение роли тревожности в прогнозировании успешности обучения, мотивация выбора будущей профессиональной деятельности и адаптации старшеклассников в целом.

Обоснование дифференцированного подхода к разработке психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с учетом тревожности как одного из облигатных свойств личности изучаемых испытуемых.

В основу данного исследования легко предположение (рабочая гипотеза), что личностная тревожность в определенной степени ее выраженности затрудняет (и даже нарушает) адаптацию испытуемых, создает у них множество проблем самого различного плана и тем самым значительно препятствует успешному личностному и профессиональному самоопределению.

Предмет исследования определен нами как тревожность в ее связи с некоторыми другими свойствами в структуре личности старшеклассников, выраженная в такой степени, которая мешает успешной адаптации учащихся и создает многочисленные проблемы, затрудняющие личностно-профессиональное самоопределение.

В качестве испытуемых экспериментальной группы выступили учащиеся трех девятых классов Сибирского муниципального лицея (завуч – З.Т. Поликарпова; психолог лицея – Н.А. Старова) в количестве 82 человека (40 девушек и 42 юноши), обучающихся по программе с различным профессиональным уклоном. Возраст всех испытуемых – 14-15 лет. Для сравнения была использована контрольная группа, состоявшая из 50 не самоопределившихся старшеклассников (30 девушек и 20 юношей) школы-гимназии № 3.

Объектом исследования явились индивидуально-психологические особенности, определяющие выбор той или иной профессии.

Основными методами исследования послужили опросник темперамента Г. Айзенка. Характерологический диагностический опросник (ХДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. Шкала реактивной личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, тест ресуночной фрустрации С. Розенцвейга, просник ''Личная профессиональная преспектива'' (ЛПП), ''За и против – 1 (Кем?)'', ''За и против – 2 (Каким?)'', ''За и против – 3 (Зачем?)'', М. Люшер (1984).

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами и педагогами для решения проблем старшеклассников различного плана, мешающих им полноценно адаптироваться, успешно учиться и адекватно выбрать себе будущую профессию. Кроме того, полученные данные позволят составить дифференцированные психокоррекционные программы по снятию (или, по крайней мере, смягчению) высоких степеней личностной тревожности. В результате будет иметься реальная возможность для выработки профилактических воздействий для сохранения эмоционального благополучия, психического здоровья и личностно-профессионального самоопределения.

Настоящая работа является частью проводимых в лицее комплексных мероприятий, направленных на изучение роли личностных факторов, влияющих на мотивацию обучения и выбор соответствующей по всем параметрам старшеклассников профессии.


I. Личностные особенности старшеклассников и их связь с адаптацией в ситуации профессионального самоопределения.(обзор литературных данных)

1.1. Содержание понятия «тревожность» и его связь с профессиональным самоопределением старшеклассника

Ситуация, определяемая комплексом социально-психологических условий существования человека у нас в стране, привела к тому, что резко возросло число дезадаптированных детей, а так же детей, имеющих высокий потенциал приобретения самых разнообразных социальных проблем. В условиях реформируемого общества социальный кризис наиболее драматично сказывается на судьбах подростков и детей в период ранней юности, которые пытаются самостоятельно без помощи психологов профессионально и личностно самоопределиться.

Ведущая деятельность в ранней юности – профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свое место и назначение в жизни.(Психологический словарь, 1990)

По мнению Л.М.Митиной, основными факторами профессионального самоопределения являются активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде. От того, на сколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения, во многом зависит жизненный путь личности в дальнейшем. (психологическое сопровождение выбора профессии-под ред. Л.Н. Митиной, 1998). Так, по С.Л. Рубинштейну проблема самосознания есть прежде всего проблема определения своего способа жизни. Обобщая, он выделил два способа существования человека. Первый способ – это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводят человека за его приделы, он связан с появлением ценностно – смыслового определения жизни. (С.Л.Рубенштейн, 1989).

А личностное самоопределение – это нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среды окружающих людей. (психологическое сопровождение выбора профессии-под ред. Л.Н. Митиной, 1998).

Искаженные восприятие и незнание действительности в первую очередь сказываются, конечно, на детях и подростках, т.е. на формирующейся личности. С сожалением приходится констатировать, что пограничные расстройства в России значительно «помолодели» и в настоящее время широко охватили даже контингент дошкольников.

По данным Е.А.Рождественской (1988), тревожность как свойство личности является одним из самых основных и важных особенностей, способствующих возникновению множество личностных проблем и нарушениям психического и соматического здоровья.

В психологии термин «тревожность» используется в двух основных значениях: как преходящее состояние и как устойчивое личностное свойство. Такое разделение не является необходимым, а проводится в целях научного анализа. Отечественный психолог Н.Д.Левитов (1964,1967,1969) указывает, что формирование новых черт характера осуществляется через переходной этап психических состояний. Повторяясь, то или иное психическое состояние закрепляется становясь таким образом новой чертой личности. Тревожность он рассматривает как особое состояние, связывая его с такими явлениями как стресс, фрустрация, психическая напряженность.

Т.А. Немчин (183) считает, что при высокой степени выраженности имеет место определенная инертность психофизиологических функций , т.к. снижается их подвижность из-за жесткой структуры связей, что препятствует реализации наиболее оптимальных и адекватных способов адаптации. В.К.Вилюнас (1976) отмечает, что тревожность, возникающая как состояние (например, как реакция на неуспех), приводит к фиксации, т.е. ригидному повторению одних и тех же способов действия, «прилипанию» к деталям ситуации , которые вновь и вновь воспроизводятся при повторном столкновении с «тревожащими» ситуациями. Взаимно дополняя, тревожность и ригидность усиливают друг друга, делая поведение менее «адекватным и экономным».

Несмотря на популярность понятия «тревожность», единой интерпретации этого феномена в литературе до сих пор нет. Еще С.А.Суханов в 1907 году обратил внимание на то, что больным с навязчивыми явлениями свойственно чувство беспокойства и тревоги. Он отмечает, что тревожно-мнительные и сенситивные особенности характера включают тревожность как обостренную впечатлительность, аффективную окраску представлений, склонность к самоанализу и анализу внешних впечатлений, чему сопутствует чувство недовольства собой. Тревожно-мнительным личностям присущи такие черты как «мания к порядку», стремление все регламентировать, создавать для себя правила и запреты, особая строгость в суждениях и действиях, скупость. Позднее П.Б.Ганнушкин (1933), описывая психастенический характер, выделил такие особенности как крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям, робость, тревога за будущее, страх перед вероятными, существующими только в воображении опасностями и неприятностями, склонность непрерывно обдумывать тревожащие мысли и образы, чтобы удостовериться в правильности сделанного и отсутствии ошибок и упущений.

Современные ученые говорят о «свободноплавающей» и «связанной» тревожности (Ф.Б.Березин, М.П.Мирошников, Р.В.Рожанец, 1976), как о двух видах тревожности, которые могут иметь различные проявления и различную степень выраженности у одного и того же человека. Некоторые авторы отождествляют тревожность с реакцией стресса, другие рассматривают ее как форму страха, третьи – как составную часть депрессии. Бихевиористы не разделяют нейротизма и тревожности, рассматривая их как нерасчленимые понятия. Ряд зарубежных исследователей употребляют термины «тревога», «страх», «беспокойство», «напряженность» как синонимы и относят эти состояния к астеническим и неприятным по окраске эмоциям.

Нам представляется наиболее удачным и точным определение тревожности, предложенное американским психологом Ч.Д. Спилбергером (1983). Автор подчеркивает необходимость понимания взаимосвязи между тремя видами тревожности: как преходящего состояния, как сложного процесса и как личностного свойства. По его мнению, состояние тревожности возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, имеет ли место объективная опасность. Состояние тревожности Ч.Д.Спилбергер считает негативным по окраске эмоциональным состоянием, включающим чувство напряжения, опасности, беспокойства и сопровождаемое повышением активности вегетативной нервной системы. Интенсивность и длительность состояния тревожности определяется величиной воспринимаемой угрозы. Состояние тревожности исследователь включает в сложный процесс, делая основной акцент на такие понятия как стресс, угроза, когнитивная оценка и переоценка, механизмы психологической защиты и перекрытия и поведение избегания. Ч.Д.Спилбергер также использует термин «тревожность» для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий склонности человека испытывать это состояние. Главными характеристиками личности тревожного склада он считает высокое чувство ответственности и долга, добросовестность, совестливость, преданность делу и окружающим людям, бдительность, умение предусмотреть опасность, умелое планирование своей деятельности.

Таким образом, в современной психологической литературе можно выделить два основных подхода к пониманию тревожности. Психологи определяют этот феномен как эмоционально-психическое напряжение, включающее эмоции страха, страдания, стыда, а физиологи – как интенсивные изменения в вегетативной нервной системе, иными словами, как совокупность информационных характеристик и информационных действий.


1.2. Нарушение адаптации у старшеклассников с точки зрения выраженности тревожности в структуре личности

Среди личностных особенностей, способствующих возникновению невротического способа реагирования у детей и подростков, В.В.Ковалев (1979) выделяет ряд акцентуаций и патологических черт характера: тревожно-мнительные, повышенную тормозимость и склонность к страхам, демонстративно-истероидные, проявления психического инфантилизма.

По мнению А.И.Захарова (1982), наиболее выделяющуюся особенность преморбидного развития при неврозах представляет эмоциональная чувствительность, которая является предпосылкой для возникновения чувства беспокойства в ответ на действие неблагоприятных факторов. Существенной преморбидной особенностью служит и ранее развитие ощущения «Я», которое проявляется в подчеркнутом чувстве собственного достоинства, повышенной чувствительности к порицаниям и похвале, неудачам и ошибкам. Тенденция к внутреннему способу переработки и выражения эмоций, сосредоточенность на своих ощущениях при сдерживании внешнего выражения чувств – также важные особенности невротической личности. Противоречие между внутренним и внешним планом реагирования может быть вызвано, по мнению автора, трудностями в сочетании контрастных черт темперамента, например флегматического и холерического. Как указывает А.И.Захаров, в динамике психического развития существенным является несколько замедленный темп выявления возможностей и способностей, что обусловлено интенсивно накапливаемы и нескрываемым внутренним потенциалом развития. Другая особенность развития заключается в его противоречивости: трудносовместимых сочетаниях различных характеристик личности, облегчающих появление в дальнейшем внутреннего конфликта. Часто это противоречие в развитии волевой и эмоциональной сфер психики, гармонии которых можно достичь только при благоприятных внешних условиях, обеспечивающих безопасность и творческий рост.

Согласно концепции формирования невротических характерологических радикалов (В.И.Гарбузов, 1977), из врожденных типов реагирования – темпераментов (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический) – под воздействием различных биосоциальных факторов, особенно неадекватного воспитания, формируются преневротические характерологические радикалы, проявляющиеся в тенденциях к агрессивности (конфликтное поведение с проявлениями ауто- и гетероагрессивности), «принятию» (конформность, следование поощряемым или требуемым поведенческим стереотипам), «сверхзащите» (сложные оборонительно-агрессивные комплексы, проявляющиеся преимущественно на символическом уровне – игры, фантазии и др. – с тенденцией к образованию защитных привычек, движений и действий). Таким образом, формируются наиболее часто наблюдающиеся предневротические характерологические радикалы: агрессивность и честолюбие, педантичность, эгоцентричность, благоразумность, тревожная синтонность, инфантильность и психомоторная нестабильность, тревожная мнительность и замкнутость, конформность, зависимость и контрастность. Они, во-первых, отражают готовность личности к невротическому реагированию и, во-вторых, определяют направление развития невроза в случае воздействия психотравмирующих факторов. Заметим в скобках, что для школьника, не самоопределившегося в профессиональном плане, выбор подходящей профессии сам по себе является психотравмирующей ситуацией.

Э.М.Александровской было проведено изучение личностных особенностей младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах. Адаптированный автором вариант 16-факторного личностного опросника Р.Кэттелла позволил выделить следующие типы личности у детей этого возраста: гармоничный, конформный, доминирующий, чувствительный, тревожный, интровертированный, инфантильный. Как следует из полученных автором данных, тип личности младшего школьника определяет избирательную чувствительность к различным психогенным факторам и обуславливает особенности клинической картины. Установленна зависимость между типом формирования личности и клинической картиной заболевания: невротические растройства возникают чаще всего при тревожном типе; нарушения поведения-при доминирующем и интровертированном; задержка психического развития- при инфантильном. Перечисленные типы личности, по мнению автора, наиболее угрожаемы по отношению к погранично нервно-психической патологии.

Актуально в детской пограничной психиатрии изучение нарушений поведения, часто связанных с аномальными становления характера. Медико-психологические исследования в этих случаях должны способствовать правильному ограничению психопатий, т.е. патологических аномалий характера, формирование которых приходится, как правило, на подростковый возраст, от внешне с ними сходных, ситуативно обусловленных, транзиторных нарушений поведения. Последние чаще всего возникают на фоне акцентуаций характера, являющихся крайними вариантами характерологической нормы (А.Е.Личко, 1983).

Психологическое исследование детей с психопатическими проявлениями (Г.К.Ушаков, 1978) позволило выявить своеобразные расстройства психики у возбудимых психопатов, характеризующиеся повышенной раздражительностью, вспыльчивостью, несдержанностью, склонностью к агрессии. У психастенических психопатов это проявляется в мнительности, тревожности, нерешительности, в стремлении проверять и анализировать свои поступки, повышенном чувстве долга и ответственности. По данным автора, клинические проявления психопатий в различные возрастные периоды неодинаковы. В детском и раннем подростковом возрасте(до 10-12 лет) обычно наблюдаются лишь отдельные психопатические реакции, черты, качества. В большинстве случаев они нестойки, парциальны и сравнительно легко поддаются лечебным и воспитательным воздействиям. Появление психопатических черт в этом возрасте не всегда означает начало формирования психопатии. У подростков ее клинические признаки усиливаются, становятся более постоянными и дифференцированными.

Изучению психологических механизмов, лежащих в основе нарушений поведения у подростков, способствует использование Характерологического диагностического опросника (в дальнейшем мы будем употреблять сокращенное название этой методики - ПДО), предназначенного для определения типов акцентуаций характера и типов психопатий (А.Е.Личко, Н.Я.Иванов, 1976). Тип психопатии или акцентуации указывает на уязвимые черты характера, что позволяет предвидеть факторы, способные вызвать тяжелые декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

Обследование подростков, которые педагогами и воспитателями характеризовались как трудные, постоянно нарушавшие дисциплину и режим, склонные к грубостям, прогулам, безделью и употреблению спиртных напитков, показало, что значимыми для трудных мальчиков-подростков оказались следующие свойства: положительный показатель психологической склонности к делинквентности; резкое преобладание черт мужественности над чертами женственности в системе личностных отношений. Эти признаки указывают на вероятность формирования психопатий при данном типе акцентуации характера. Значимыми для трудных девочек-подростков установлены следующие признаки: истероидный тип акцентуации характера в чистом или смешанном виде, положительный показатель психологической склонности к делинквентности и алкоголизации, а так же признаки, указывающие на вероятность формирования психопатий (А.Е.Личко, Н.Я.Иванов, 1984).

В группе подростков с непсихотическими нарушениями поведения и реактивными состояниями чаще, чем среди здоровых, выявлялись меланхолические и астено-невротические черты, а так же признаки неустойчивого типа (А.А.Александров, А.А.Ьогдановская, 1976).

Подростки с криминальным поведением отличаются преобладанием эпилептоидного и шизоидного типов, а так же частым проявлением неустойчивых и истероидных черт при других типах личности (Л.О.Михайлова, 1976).

В группе трудных подростков, объединенных на основании критериев неуспеваемости и недисциплинированности, выражающейся в разного рода отклонениях в поведении (упрямство, негативизм, агрессивность, несдержанность, конфликтность), наиболее распространенными оказались конформный и неустойчивый типы личности (Г.Л.Исурина и др., 1976).

По данным А.Е. Личко, отдельным типам акцентуаций характера свойственны определенные черты невротических расстройств: астеноневротический тип акцентуации характера предрасполагает в соответствующих условиях к возникновению неврастении, сенситивный и психастенический – служат благоприятной почвой для развития невроза навязчивых состояний. Подчеркивая значение понятия акцентуации характера, автор отмечает, что от типа акцентуации зависит избирательная чувствительность к разным психогенным факторам, поскольку очевидно, что невротическая декомпенсация может быть связана с психотравматизацией.

Изучение связей нарушений адаптации подростков с расстройствами психического здоровья, проведенное М.С.Логиной и С.А.Лебедевым (1982), показало, что для школьников с астеническими и обсессивно-фобическими нарушениями характерны периодические конфликты с преподователями, обусловленные низкой успеваемостью этих подростков, и со сверстниками. Конфликты с одноклассниками были обусловлены желанием отгородиться от них, что вызывало в свою очередь негативную реакцию с их стороны. У этих подростков доминировали характерологические реакции компенсации и гиперкомпенсации.

У подростков истероидного круга часты систематические конфликты с преподавателями в связи с нарушениями поведения в школе, что обусловлено понижением у них аффективного контроля и нежеланием выполнять дисциплинарные нормы при сравнительно высоких показателях успеваемости.

В группе подростков с отклонениями поведения, представлено преимущественно делинквентными проявлениями, т.е. правонарушениями, наблюдалась практически полная дезадоптация как в школьной группе, так и в семье.<.......>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24