Центральный Дом Знаний - Русская игрушка как часть культурного наследия русского народа

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Русская игрушка как часть культурного наследия русского народа

Скачать иллюстрации к работе

1. Культура русского народа многогранна, многолика и этим интересна. Она передает дух эпохи. Я хочу познакомить вас с русской народной игрушкой, как частью русской культуры.

Сила культурной традиции сохранила русскую народную игрушку и центры ее производства до сих пор. Во многих краях и областях нашей страны живут и работают мастера- игрушечники. Их творчество основано на животворной памяти того, что было веками родственно и любимо русским человеком, во что вкладывалось чувство жизни, мира, красоты. Все это делает изделия современными. Созданные мастерами игрушки дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей как хранители опыта прошлого в настоящим. Нас покорят в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденная живительным источником народного творчества, исторической памяти народа.

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Как символы они участвуют в праздниках и обрядах, в международных фестивалях и чемпионатах. На городских улицах наше внимание привлекают игрушки- рекламы, а в салонах автомобилей, самолетов, кораблей можно увидеть занимательные игрушки- талисманы. Мы дарим их как сувениры, памятные подарки, украшаем ими интерьер. В тесном, повседневном общении с ними мы забываем о том, что игрушки существуют с незапамятных времен, являясь частью народной культуры.

В игрушке по- своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, техники и искусства.

2. Какими же были игрушки Древней Руси?

Материалы археологических раскопок дали много интересных сведений о памятниках культуры. На территории России раскрыто множество былых поселений и городищ, где жили славяне и их предки. Из толщи земли археологами были извлечены бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших времен, в том числе и игрушки. Древнейшие из них относились ко 2-му тысячелетию до нашей эры: маленькие глиняные топорики, горшочки примитивной ручной лепки и первые игрушки детства- погремушки. Игрушка служила охранительницей рода, «оберегом» ребенка.

Археологические находки немногочисленны. Игрушки из нестойких материалов утрачены навсегда. До наших дней сохранились в основном только глиняные игрушки, которые были найдены в славянских погребениях 6-8 веков нашей эры и при раскопках древних русских городов 10-14 веков- Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Радонежа, Коломны и др. игрушки в большинстве своем плохо сохранились, но настолько выразительны, что легко узнаются: фигурки людей, свистульки- кони, птицы, бараны(Рисунок 1, Рисунок 2)… Какие же темы и сюжеты выбирали мастера игрушечники старой Москвы? Уже знакомые шары- погремушки, фигурки людей, кони, птицы, бараны- свистульки. Можно только удивляться живучести этих традиционных образов, их постоянству, особенно в наши дни, когда предметный мир вокруг человека так многообразен и изменчив. В игрушках уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность русской культуры- обобщенный и выразительный образ птиц, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя- тремя характерными деталями. При этом черты деятельности, жизненный достоверности или преувеличенны и заостренны до гротеска, или поэтизированы, что в обоих случаях не лишает

Образы будничности, ординарности и как бы вводит в особый мир, где быль и вымысел слиты воедино.

Игрушки, с которыми я хочу познакомить вас выполнены из глины и дерева: это дымковская игрушка, филимоновские свистульки (Рисунок 3), выполненные из глины; русская матрешка, изготовленная из дерева. По красочной росписи наиболее известны полхов- майданская (Рисунок 4), семеновская (хохломская, Рисунок 5), сергиев- посадская (загорская, Рисунок 6) матрешка. Богородская игрушка также вырезалась из дерева (Рисунок 7).

  1. Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка (Рисунок 8), русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слава Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию- игрушки лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Дымково.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что- то есть от радость,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость- изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем- светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

(Фофанов)

Возникновение промысла.

Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященным солнцем. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культурное значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 в.

В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 века производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именем- А.А.Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А.И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

Особенности изготовления дымковской игрушки.

Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нижнюю форму из раскаленных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенном на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня при росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти (Рисунок 9). Использование широкой гаммы- до десяти цветов- придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность(Рисунок10). Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Организация артели и мастерской.

Стараниями А.И.Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организованна артель «Вятская игрушка», где сначала работали лишь несколько мастериц: А.А.Мезрина, О.И.Коновалова, Е.А.Кошкина, Е.И.Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой частицей всех выставок и фестивалей народного искусства. А.И.Мезриной в 1934 было присвоено звание герой труда.

За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусель, ярмарки. В 1948 году в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е.И.Колос- Деньшина, З.В.Пенкина, Л.С.Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной(Рисунок 11).

  1. Филимоновские свистульки.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ


А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки.

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша!


Свистят свистульки- утки,

Свистит петух- проказник.


Ой, вы, гости дорогие!

У нас игрушки расписные

Веселые и яркие,

Примите их в подарки!

Т.Петухова


Недалеко от города Тулы есть деревня Филимоново. Она прославилась тем, что делали глиняные свистульки.

Филимоновская игрушка.

Филимоновская игрушка- русский художественный промысел (Рисунок 12), сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промысла игрушки возникло в середине 19 века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Особенности производства на внешним облике игрушки отразились природные свойства местной глины- «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Изображения людей- монолитные, скупые на детали- близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка- колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку- свистульку. Кавалеры, похожи на дам, только вместо юбки, у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпы с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота»- сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову (Рисунок 13). Только форма головы да наличие лил отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога- круглые завитки- баранки, у коровы- полумесяцем торчат вверх. У оленя- как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры- малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета- игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских игрушек сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой- крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, броский пестрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но осталось несколько мастериц, не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

  1. Матрешка.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

И вся семья

В матрешке

Как в доме деревянном.

Открой- увидишь чудо:

Матрешенька- детеныш.

А там еще!

А там опять…

Найденыш!


Умыты ручки- ножки

У каждой у матрешки.

Поглажены одежки,

Почищены сапожки…

Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

В.Приходько

Веселая игрушка- расписная матрешка- родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика- мудреца Даруму. Это была игрушка- неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая игрушка Дарума, только поменьше.

И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще…

С.В.Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой- синий с цветочками, у третьей- малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой- яблоки на переднике.

Как же назвать красавицу? И назвали Матреной, старым русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка- разъемная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.

Настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад- крупнейший центр по производству игрушек в России (Рисунок 14). Троице- Сергиев монастырь был центром художественных ремесел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки о одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с 16 века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли еще русских царевичей.

Матрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале 20 века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспомнил, как его отец в 1902 году привез в Москву матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стояла очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартмана стоимость матрешки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги. Впоследствии многие иконописцы занялись росписью матрешек, среди них А.И.Сорокин., Д.Н.Пичугин, А.И.Токарев, а также мастерские Р.С.Бусыгина, братьев В.С. и П.С.Ивановых и другие. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись «тычком», «контуровка», тщательная прорисовка лица. Заготовки для росписи доставлялись в посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые была налажена промысловая выточка матрешки. Подольским мастерам в токарном искусстве не было равных.

В 1891 году в Сергиев Посад по инициативе земства была открыта учебно- показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно- промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек (ныне фабрика игрушек №1). Там и стали изготавливать матрешек после закрытия в Москве мастерской «Детское воспитание». В 1905 году в Сергиевскую мастерскую В.И.Боруцкий пригласил токаря В.П.Звездочкина, который обучил сотни учеников. В 30-х годах в Загорск (так переименовали Сергиев Посад в 1930 году) приехали подольские токари Ромахины, Кузнецовы, Березины, Белоусовы, Нефедовы, Новизенцевы. Мастера С.Ф.Нефедов, Д.И.Новизенцев, В.Н.Кожевников до сих пор остаются лучшими изготовителями матрешек.

Матрешка пользовалась большим спросом не только в России, но и за границей. После Всемирной Выставки в Париже (1900г.) земская мастерская получила на нее заказы, ежегодно игрушка появлялась на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщили в Санкт- Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюргбергская фирма «Альберт Лерх»). Постепенно ассортимент в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники. Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрешки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии «Ревизор». В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрешек на темы басен и сказок: «Репка», «Квартет», «Золотая рыбка», «Конек- Горбунек», «Иван- царевич», «Жар- птица». Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но это игрушки не нашли спроса, их производство прекратили. Надо заметить, что матрешками называют не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга.

В 1911 году Сергиевская земская учебно- показательная мастерская выпустила двадцать один вид 2- 24- местных матрешек. Самые ходовые были 3-, 8- и 12- местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выпущена 48- местная матрешка бабенским токарем Н.Булычевым.

В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии (сейчас Горьковская область) в городе Семенове, деревне Меринове, в селе Полхов- Майдан (. Мастер А.Ф.Майоров (1885- 1937) привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек: расписывать по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивался анилиновыми красками (Рисунок 15). Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы (Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18). Загорская (Сергиевская- в 1991 г. Загорску было возвращено старое название- Сергиев Посад) матрешки расписывались гуашью, иногда покрывалась лаком.

В 1918 году в Москве был создан музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 году музей игрушки переехал в Загорск. В 1932 году в Загорске был открыт первый в мире научно- экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов игрушек была выточена 42- местная матрешка к 42 году Советской власти. При содействии института игрушки производство матрешек разошлось по многим городам СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик, так кировская матрешка отделывалась соломкой, матрешка из Уфы (предприятие «Агидель») сохраняла башкирский национальный колорит.

4) Богородская игрушка.

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне… забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское (Рисунок 19).

Легенды и традиции села Богородское.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиево Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уж к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревне Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

А если серьезно, промысел зародился под влиянием Троице- Сергиева монастыря- одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка- это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина (Рисунок 21, Рисунок 22). Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в различных сюжетных постановках (Рисунок 20), первой из которых стала подвижная игрушка «Кузнецы».

Фабрика деревянных игрушек.

В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство- кустарно- игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название «Богородский резчик ». В советское время промысел процветал, в артели, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразился- в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.

«Рождение» игрушки.

Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще- детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые «чураки» самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике- женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами- стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров- дело привычное. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сделать 120- 130 изделий.

3. Заключение.

Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Сегодня мы особенно остро понимаем, как важно сберечь для современной культуры историческое прошлое, как необходимо сохранить традиционное народное творчество.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24