Центральный Дом Знаний - Разработка подходов и направлений развития стратегии управления муниципальным образованием

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 862



Разработка подходов и направлений развития стратегии управления муниципальным образованием

Введение

Переход страны к рыночной экономике вызвал резкое увеличение потребности и интереса к методам управления в условиях рынка. Переходное состояние будет продолжаться еще определенное время и должно учитываться практически на всех фазах осуществления проектов.

Одним из определяющих процессов является разгосударствление и приватизация основной массы государственной собственности, что приводит к созданию независимых владельцев и инвесторов. В то же время в качестве инвесторов останется много государственных и территориальных органов, организаций и предприятий. Анализ государственных планов развития народного хозяйства показывает, что примерно 80% осуществляемых в ближайшее время проектов будут финансироваться федеральными или местными властями. Государственный сектор экономики уменьшится, однако еще значительное время он будет основным, особенно в базовых отраслях экономики.

Изменяется роль государственных органов управления экономикой, где преобладающими становятся макроэкономические методы (путем регулирования цен, налогов, кредитов, лицензий и т.д.). Это касается как государственных предприятий, получающих большую хозяйственную самостоятельность, так и предприятий частного сектора. В то же время еще практически не начался процесс демонополизации промышленности и создания на этой основе эффективных конкурентных механизмов развития экономики.

Созданные на базе бывших отраслевых министерств и ведомств различные государственные и смешанные корпорации, концерны и т.д. на практике остаются монополистами и их трансформация в эффективные рыночные структуры займет определенное время. Централизованные структуры планирования, управления, материально-технического снабжения упразднены, а рынок и его структуры только формируются.

В процессе становления находятся такие важнейшие элементы рыночной системы, как коммерческие банки, биржи, налоговая система, правовое обеспечение предпринимательства, регулирование деятельности иностранного капитала внутри страны и внешнеэкономической деятельности отечественных юридических и частных лиц. Только начинает создаваться сеть консультационных и посреднических фирм, рекламных агентств, информационная система по обслуживанию рынка.

Состояние экономики страны сложное. Производство только-только начинает оживать, продолжающаяся инфляция, невосполняемая утечка основных средств, ухудшение финансового состояния многих предприятий, срыв взаимных обязательств. Структурная перестройка экономики и, в частности, конверсия оборонных отраслей находятся в самом начале. Увеличивается социальная напряженность в обществе из-за резкого понижения уровня жизни, национальных и политических неурядиц.

Вместе с тем очевидно, что в сложившейся социально-экономической ситуации велика потребность в самых разнообразных проектах, связанных с выходом из нынешнего кризисного положения.

Учитывая вышесказанное, тема дипломной работы весьма актуальна, так как в ней рассматривается проект развития города на примере предприятия смешанной формы собственности в сложившихся социально-экономических условиях при поддержке местных органов власти.

Цель дипломной работы состоит в разработке новых подходов и направлений развития стратегии управления муниципальным образованием.

Объектом исследования в работе является муниципальное образование г. Киселевск. Предметом исследования является система управления социально-экономическими процессами в муниципальном образовании.

Основными задачами работы являются:

  • оценка социально-экономического положения города Киселевска;

  • определение нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, отвечающего современным условиям жизнедеятельности города;

  • анализ производственной и инвестиционной деятельности объекта исследования и определение перспектив его развития;

  • определение социально-экономических ресурсов роста результативности предпринимательства предприятия и возможностей их использования;

  • определение социально-экономического эффекта развития города от использования социально-экономических ресурсов роста градообразующего предприятия;

  • определение стратегии муниципального управления развитием города на примере объекта исследования.

Предметом исследований в работе является социально-экономическое развитие градообразующего предприятия, как фактор и условие развития города в целом.

Структурно работа построена соответственно очередности решения поставленных задач.

В первой главе определяется новый подход к управлению социально-экономическими процессами. Во второй главе осуществляется анализ производственной и инвестиционной деятельности ОАО «Знамя» и определяются перспективы его развития.

В третьей, заключительной главе дипломной работы определяется социально-экономический эффект развития города от использования ресурсов градообразующего предприятия, а также определяются стратегические направления муниципального управления городом.

1. Формирование нового качества управления социально-экономическими процессами

1.1 Необходимость повышения роли муниципального управления социально-экономическими процессами

В последние годы российская наука уделяет все большее внимание не только подъему различных отраслей российской экономики, повышению уровня благосостояния граждан, социальной защите населения, но и тому, как эти процессы сделать сопредельными, т.е. чтобы рост экономики сопровождался улучшением социальной ситуации, а социальная обстановка эффективно воздействовала бы на протекание экономических процессов. Другими словами, в настоящее время все большее значение приобретают макроэкономические процессы, в частности сбалансированность производства и потребления как на национальном, так и на региональном уровне.

Острота данной проблемы связана с макроэкономическим противоречием в хозяйственной системе, когда темпы экономического роста, роста производительности и эффективности общественного труда, фондоотдача и т.п. не сопровождаются аналогичным ростом уровня и качества жизни населения.

Рассмотрим данную проблему на примере города Киселевска.

Киселевск - город областного подчинения. Расположен в предгорьях Салаирского кряжа, в верховье р. Аба, в 240 км к югу от Кемерово и примерно в 15 км от Прокопьевска. Образован в 1936 году. Возник как поселок в 1932 году на месте деревень Черкасово и Афонино, но через 4 года преобразован в город.

Население - 120 тыс. человек.

Это самый крупный в Кузбассе центр машиностроения. В городе действует завод угольного машиностроения, заводы металлоконструкций и горных машин, другие предприятия. Киселевск - центр добычи каменного угля. Здесь имеется 10 крупных угольных шахт, а также угольные карьеры, ведущие открытую добычу. Действует железнодорожная станция на линии Артышта - Абакан, в 58 км к северо-западу от Новокузнецка.

На протяжении почти трех лет основные показатели экономического развития Кемеровской области и города Киселевска характеризуют устойчивую тенденцию муниципального хозяйства к подъему. Об этом, в частности, свидетельствуют такие показатели, как рост объемов промышленного производства, который за 1999-2000 гг. составил 12%, увеличение объема инвестиций в экономику, составившее за тот же период 115%. Эти показатели характеризуют так долго ожидаемую тенденцию – подъем российской провинции.

Однако рост экономики области не привел к адекватному улучшению уровня и качества жизни населения города, т.е. к росту его благосостояния. Более того, целый комплекс процессов и выражающих их показателей рисует обратную картину, когда рост в экономике сопровождается спадом в уровне благосостояния населения.

Действительно, если рассмотреть социально-экономическую ситуацию 1999 г., то объем промышленной продукции возрос на 20%, производство потребительских товаров – на 21%, продукция сельского хозяйства – на 2%, объем работ, выполняемых по договорам строительного подряда, - на 9%, номинальная среднемесячная зарплата одного работника выросла на 46,8%. В то же время индекс потребительских цен на товары и услуги увеличился в 1,4 раза, индекс цен на промышленную продукцию – также в 1,4 раза, оборот розничной торговли сократился на 15%, реальная заработная плата одного работника – на 18, а реальный среднедушевой денежный доход населения – на 10%.

Отмеченная несогласованность протекания экономических и социальных процессов в регионе не могла не привести к ухудшению жизни населения и деформациям в его денежных доходах и расходах.

Так, в 1999 г. при прожиточном минимуме трудоспособного населения области в 844,9 руб. ряд отраслей народного хозяйства имел среднемесячную зарплату ниже этого уровня:

  • сельское хозяйство – 785,5 руб.;

  • здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение – 658,7 руб.;

  • образование – 634,0 руб.;

  • культура и искусство – 562,7 руб.

Однако взаимосвязь экономического и социального процессов изменилась в 2000 г., что подтверждается следующими данными.

Так, из четырех указанных выше отраслей, где среднемесячная заработная плата была ниже прожиточного минимума, в 2000 г. только две отрасли находились ниже черты бедности (образование – 884,9 руб., культура и искусство – 801,9 руб. при величине прожиточного минимума трудоспособного населения в 935,1 руб.).

Улучшение взаимосвязи экономических и социальных процессов в основном связано с увеличением объемов промышленного производства и, следовательно, с ростом заработной платы, которая увеличилась как в номинальном (на 45%), так и в реальном (на 22%) выражении, а также с ростом размеров пенсионного обеспечения и ряда других факторов.

В то же время сохраняется негативная тенденция в использовании денежных доходов населения: неумолимо растет доля расходов на продукты питания и соответственно уменьшается расход на другие нужды. Это связано с тем, что в декабре 2000 г. стоимость потребительской корзины (продуктового набора) составила 68,7% прожиточного минимума, в котором расходы на непродовольственные товары составляли 19,2%, оплата услуг – 7,5%, расходы на налоги и обязательные платежи – 4,6%. И, как результат, - население области осуществляло свои расходы в следующем отношении (рис.1.1.1).<......>

Причинами, объясняющими нескоординированность экономического роста и благосостояния людей, являются следующие.

Во-первых, рост производства носит компенсационный характер, так как уровень его сегодняшнего развития составляет только 60% уровня 1991 года.

Во-вторых, такие показатели, как динамика номинальной и реально заработной платы, лишь отчасти могут свидетельствовать о реальных располагаемых денежных доходах населения.

В-третьих, увеличение прожиточного минимума в регионе повысило порог бедности, что увеличило долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В-четвертых, экономическая неопределенность в стране и регионах, порожденная тем, что государство чрезмерно вмешивалось в те сферы, где его контроль не нужен, и не осуществляло контроль там, где он необходим.

В-пятых, капитуляция перед действиями естественных монополий.

При росте номинальной и реальной заработной платы в городе такой показатель, как реальный располагаемый денежный доход населения, имеет в последние годы тенденцию к понижению. Причину данного явления можно видеть в том, что именно на эти годы приходится активный рост обязательных платежей населения. Сюда относятся налоги, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Так, при среднегодовом росте объема промышленного производства за 1996-2001 гг. в 105,3% и росте реальной заработной платы промышленно-производственного персонала в 103,2% реальный размер среднедушевого денежного дохода снижался в среднем за год на 4,2%.

Приведенная рассогласованность процессов производства и потребления свидетельствует о том, что в обществе нет экономической стабильности. Под экономической стабильностью, или законом стабильности, принято понимать такие требования, когда «в рамках рыночно-экономического порядка одновременно должны быть достигнуты стабильность цен, высокий уровень занятости, равномерный рост, а также внешнеэкономическое равновесие».

Выполнение сразу четырех требований закона стабильности – задача, практически нерешаемая, поэтому муниципальные органы власти в каждый данный момент могут решить две-три задачи, которые, по их мнению, являются наиболее актуальными.

В нашем примере с городской экономикой мы имеем ситуацию высоких темпов экономического роста и сокращение уровня безработицы, т.е. фактически две задачи экономической стабильности решаются. Однако экономический рост вызывает рост цен и желание производителей больше вывозить товаров, чем ввозить. В данном случае эти две цели из четырех остались не достигнутыми.

Действительно, как показывают расчеты ряда областных экономистов, ежегодная инфляция (рост цен) в Кемеровской области составляет 68-70%, а экспорт продукции продовольственного комплекса региона, к примеру, по отдельным товарным группам колеблется от 20 до 60%.

В этом случае, на вопрос «что делать?» должны давать органы управления и Центробанк. Банк должен повысить ставку рефинансирования и уменьшить кредитные вливания в экономику, что приведет к некоторому спаду объемов производства, стабилизации цен, но в то же время к росту числа безработных и уменьшению экспорта региональной продукции. Другими словами, роль муниципальных органов как на региональном, так и городском уровне в решении задач экономической стабильности подобна роли жонглера, который, умело манипулируя четырьмя элементами экономической стабильности, обеспечивает эффективное воспроизводства всех сторон жизни города.

Решение задачи обеспечения сопряженности, сбалансированности процессов производства и потребления – достаточно сложное управленческое действие. Истории известно не так уж много вариантов решения данной задачи. В качестве примера можно привести административное решение Людвига Эрхарда, первого послевоенного канцлера ФРГ, который, провозгласив построение социальной рыночной экономики в побежденной Германии требовал, чтобы каждый процент роста производительности труда немецких рабочих обязательно сопровождался либо ростом их заработной платы, либо снижением цен. Эффект этой меры был поразительным: за полтора года Германия вышла на уровень экономического подъема. К сожалению, этого нельзя сказать о России и ее региональных экономиках, в одной из которых (Кемеровской области) за 10 лет достигнутый объем производства составляет только 60% к докризисному уровню 1991 г.

По мнению директора Института проблем глобализации М.Г.Делягина, правительство мало что делает, чтобы определить экономическую стратегию на ближайшие 3-5 лет. Вот что он писал в 2001 году о будущем (т.е. о сегодняшней ситуации): «Не разрабатывается адекватная экономическая политика. И нет никаких признаков, что в 2001г. государство начнет энергично решать "проблему 2003-2005 годов”. Эта трехлетка крайне опасна, некоторые уже называют ее апокалипсисом. Настанет пик кризиса внешнего долга, износа основных мощностей в электроэнергетике и промышленности, и примерно к тому же времени резко упадут цены на нефть. Государство окажется безоружным, если оно будет продолжать сегодняшнюю политику».

Для повышения уровня жизни населения необходимо:

  • обеспечить верховенство закона на едином хозяйственном пространстве;

  • сформировать инфраструктуру инвестиционного процесса;

  • создать условия для воспроизводства рабочей силы нового качества.


1.2 Социально-трудовые отношения в свете перспектив развития города Киселевска

Сложная экономическая ситуация в стране, характеризующаяся многолетним спадом производства, постоянным переделом собственности, снижением уровня жизни наиболее многочисленных групп населения, в аспекте социально-трудовых отношений характеризуется низкой долей оплаты труда в структуре производственных затрат. Именно величина заработной платы традиционно рассматривается как главный источник противоречий между основными сторонами социально-трудовых отношений. Однако в течение нескольких лет страну поражал бич неплатежей (т.е. принудительный заем без процентов и компенсаций); едва ли не в первую очередь это относилось к невыплатам заработной платы за реально затраченный наемных работником труд. Сочетание этого фактора с дефицитом денежных средств в стране и задержкой заработной платы бюджетникам, усиленное общим недовольством ходом реформы экономики, вызвало к жизни довольно своеобразное явление: единение работников и работодателей в их претензиях к центральной власти.

Лабораторией социально-психологических проблем хозяйственной проблемы Института проблем занятости РАН проведен анализ годовых отчетов 341 промышленного предприятия Кемеровской области за 2001 г. По данным балансов были рассчитаны 49 показателей.

В таблице 1.2.1 приведены лишь значимые коэффициенты, имеющие прямое отношение к проблеме социально-трудовых отношений (при коэффициенте достоверности t=2, что соответствует вероятности сохранения знака корреляционной связи не менее 0,95).

Таблица 1.2.1

Коэффициенты корреляции для проведения типологического анализа промышленных предприятий города Киселевска*


Показатель

Зарплата начислен-ная /выплаченная

Оплата задолженности

Длитель-

ность задолжен-ности по зарплате

Оплата труда

Соци-

альные затраты

Матери-альные затраты

Аморти

зация

Фондовооружен-ность

-

-0,25

-0,25

-

-

-

Длительность цикла оборота оборотных средств

-0,35/

-0,34

-

-

-0,34

0,4

-

Поступление денежных средств / чел.

0,54 /

0,65

-0,41

-0,39

0,48

-0,31

-

Общая дебиторская задолженность / выручка

0,27 /

0,25

-0,35

-0,34

0,17

-

-

Общая кредиторская задолженность / выручка

-0,3/

-0,3

-

-

-0,2

0,29

-

Фондоотдача

0,31 /

0,27

-

-

0,3

-0,38

-

Производительность труда

0,6 /

0,69

-0,52

-0,49

0,54

-0,33

-

Начисленная заработная плата

x /

0,79

-0,19

-0,18

0,28

0,44

-0,23

Выплаченная заработная плата

079 /

x

-0,28

-0,25

0,34

-0,32

-

Доля материальных затрат в себестоимости

0,28 /

0,34

-0,68

-0,66

x

-0,52

-

Доля оплаты труда в себестоимости

-0,19 /

-0,28

x

0,91

-0,68

-

-

Доля социальных затрат в себестоимости

-0,18 / -0,25

0,91

x

-0,66

-

-

Доля амортизационных отчислений в себестоимости

-0,32 / -0,32

-

-

-0,52

x

-

Удельная прибыль на одного человека

0,44 / 0,46

-0,24

-0,22

0,3

-0,22

-

Рентабельность

0,3 / 0,29

-

-

0,18

-0,27

-

Длительность задолженности по заработной плате

-0,23 / -

-

-

-

-

x

*Статистические данные за 2001 г. (выборка – 341 предприятие)


На основании таблицы можно сделать следующие выводы.

Величина заработной платы (как начисленной, так и выплаченной) положительно связана с итоговыми показателями хозяйственной деятельности, в числе которых рентабельность, удельная прибыль (т.е. в расчете на одного работника), производительность труда, фондоотдача, поступление денежных средств. Соответственно связь заработной платы с кредиторской задолженностью (в долях от годовой выручки) имеет отрицательный характер.

Доля оплаты труда (как и доля затрат на социальные цели) в себестоимости продукции, наоборот, имеет отрицательную корреляционную связь с показателями эффективности; связь с рентабельностью незначима, однако другими методами обнаружено, что рост доли оплаты труда приводит к снижению рентабельности.<.......>

Loading

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей