Центральный Дом Знаний - Кинофильмы, анекдоты и литературные произведения на уроках биологии 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Кинофильмы, анекдоты и литературные произведения на уроках биологии 1

«Робокоп II». Завязка всех фильмов про Робокопа - борьба робота-полицейского с преступниками всех мастей. В одном из эпизодов он вместе с другим роботом - плохим - падают с крыши небоскрёба, пробив мостовую и повредив коммуникации. Но ведь у обоих роботов ведь внутри механического тела находится человеческий мозг! При таком ударе может уцелеть стальной череп, но то, что внутри превратится в кисель!

«Годзилла». Завязка: огромнейший ящер вылез из моря и пошёл, и пошёл... Вот только выглядит это вопреки классическим законам биологии. Во-первых, колоссальные размеры никак не вяжутся с поразительной подвижностью гада. В этом случае скелет его должен обладать фантастической прочностью, которую никак не могут обеспечит природные материалы на основе солей кальция. Во-вторых, у ящера, вышедшего из воды, повадки, форма тела и конечностей типичного наземного хищника. И так далее...

«Дорогая, я уменьшил детей!» и «Дорогая, я увеличил детей!». Завязка: некий учёный изобрёл прибор, способный уменьшать и увеличивать объекты. По случайному стечению обстоятельств в первом фильме оказались уменьшены до размеров муравья несколько подростков, а во втором - увеличен до размеров дома трёхлетний ребёнок. Снято интересно, однако... Пока сантиметровые крохотные дети пробирались по джунглям газона к дому, им встретилось поразительно мало живых организмов. А муравья, который подвёз из на манер пони, ужалил скорпион, почему-то соизмеримый по размеру с добрым перепончатокрылым. Во втором фильме десятиметровый малыш увидел, как падает маленькая (по его меркам) машинка, в которой сидели его родственники, подбежал и подхватил её. Похоже, режиссёр забыл, что с координацией движения и реакцией в таком возрасте проблемы.

«Внутренний космос». Как и в предыдущем фильме сюжет связан с уменьшением объектов. Но теперь аппарат типа батискафа с пилотом внутри уменьшают до размеров пылинки и вводят в организм человека. Очень эффективный момент, когда пилот помогает своему «носителю-хозяину» разозлиться, раздражая током его надпочечники.

«Чужой». Завязка: на одной планете обнаружены яйца существ, обладающих способностью к сверхвыживаемости, хищников-паразитов, необычайно опасных для человека. Здесь очень наглядно можно проследить смену хозяев этого чудища.

«Чокнутый профессор». Завязка: один учёный (Эдди Мерфи), необычайно толстый, создал лекарство, способное за считанные секунды избавить любого толстяка от лишнего веса. Вот только... на время. Через несколько часов вес возвращается. Правда, совершенно непонятно: куда исчезают и откуда берутся лишние десятки килограммов жира?


Путь третий: литературные произведения

Вы говорите, нынешние школьники мало читают? Полностью с вами согласен. Можете спросить любого человека, прошедшего закалку старой доброй застойной школой. И убедитесь, сколько много в то время задавали читать на дом. А сколько учили стихотворений! А ещё раньше? Ведь выпускник дореволюционной гимназии был обязан знать наизусть не менее 76 отрывков из произведений классики. Ради смеха можете опросить на этот счёт нынешних отличников.

Но на самом деле глупо говорить, что всё прошлое всегда лучше всего нового. И если уж мы горюем, что книга как единственный источник знаний постепенно уходит на второй план, это может показаться ужасным только тем, кому есть с чем сравнивать. Вот сейчас скажи мне, что может быть жизнь вообще вез книг - и я скажу, что это ужасно, что я наверное вообще не смог бы без книг нормально существовать. Но ведь живём же мы не то что без книг - без целых цивилизаций (например, майя). И ничего! Не чувствуем себя плохо, потому что не знаем, чего лишились.

Но довольно философствовать. Давайте подумаем, как же привлечь внимание ребёнка к книге, как помочь ему заинтересоваться её содержанием. Не секрет, что у многих дома имеются богатые библиотеки. Но вот знают ли дети, что за сокровища возможно хранятся у них под боком? Ведь даже их родители далеко не всегда читают то, что покупают, надеясь, что это потом пригодится будущему поколению. Иногда бывает и так: ребёнок прочитал книгу, но на элементарные вопросы по её содержанию ответить затрудняется. Как у Жванецкого: «Что поел - что газету прочитал, всё равно».

Когда я объясняю ту или иную тему, практически всегда возникает возможность проведения аналогий между научно изложенной информацией и каким-нибудь эпизодом из художественной литературы. И самое интересное, что порой эти произведения дети уже читали, но для них является полным откровением, что в каком-нибудь романе или повести можно найти информацию по анатомии, физиологии, химии, физике, генетике и т.д.

Вы прочитали книгу и весьма кстати приводите тот или иной эпизод, отрывок из неё. Конечно же, нужно сделать ссылку на источник (очень хорошо было бы, если б дети записали автора и название книги на полях в своих тетрадях). Но элемент интриги заключается в следующем: на самом интересном месте вы прерываете рассказ репликой: «Впрочем, что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав эту книгу». А можно этого и не говорить. Но всё же...

Предлагаю вашему вниманию малую толику тех литературных примеров, которые я с успехом использую на своих уроках биологии. В приведённом списке заведомо отсутствуют такие корифеи профессионального жанра, как Джеральд Даррелл, Айвен Сандерсон, Джеймс Херриот и многие другие, так как взяты преимущественно художественные произведения небиологической направленности.

Тема: «Строение головного мозга».

В романе А.Насибова «Возмездие» описывается секретная лаборатория, в которой гитлеровские учёные готовят диверсантов для совершения спецзаданий. Чтобы превратить их в совершенно безропотных и беспрекословно подчиняющихся солдат, им проводят операцию по лоботомии - иссечению лобных участков коры головного мозга, где находятся отделы, отвечающие за чувство самосохраниния и воли. После этого человек повинуется любому приказу, может спокойно сесть на управляемую торпеду и подорвать себя вместе с кораблём противника.

Кстати, лоботомию проводили и с целью снижения интеллектуальной активности некоторых душевных больных. Об этом очень хорошо написано в романе Кэна Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». В психбольнице, куда попадает умственно полноценный главный герой, царят ужасные порядки, против которых он и восстаёт. В конце концов, строптивого пациента подвергают операции, превращая его фактически в полуидиота.

Тема: «Опорно-двигательная система»

В фантастическом романе Герберта Уэллса «Пища богов» рассказывается об особом пищевом продукте, оказывающем влияние на рост организма. Люди, принимающие его, вырастали до гигантских размеров. Но что интересно, пропорции тела сохранялись. А это уже повод для размышления: можно ли увеличить длину и толщину кости пропорционально, не боясь понизить её прочность? Оказывается, используя «естественный природный материал» - пропитанные соединениями кальция кости - это сделать не удастся.

Тема: «Торможение рефлексов»

История Римской империи знает такой пример. Когда враги осадили Рим, юноша Гай Муций, после долгой обороны, решил пробраться в стан неприятеля и убить их предводителя. Но случилось так, что вместо военачальника он убил казначея. Муция схватили и потребовали, чтобы он выдал все секреты осаждённых римлян, пригрозив ему страшными пытками. В ответ Муций подошёл к жертвеннику, положил правую руку в огонь и спокойно смотрел, как она обгорает. «Ты поступил с собой более сурово, чем мы хотели поступить с тобой!» - воскликнул поражённый военачальник. Муция отпустили, преклоняясь перед его мужеством, а осаду сняли, поняв, что такой народ не победить. Героя же щедро наградили. С тех пор Муций и его потомки носят родовое имя Сцевола - левша.

Другой пример. Рассказывают, однажды шах решил посмотреть, кто из его подданных сумеет за год лучше всех откормить кошку. Для этого к кошке давалась корова, молоком которой и надо было кормить подопытное животное. Ходжа Насреддин решил попытать счастья. Однако он поступил так: нагрел молока и сунул кошку мордой в горячую жидкость. Разумеется, с тех пор только при виде миски с молоком кошку сразу как ветром сдувало. А Насреддин весь год кормил семью молоком коровы. Через год шах возмутился, увидев среди раскормленных кошек одну тощую и ободранную. А Ходжа заявил: «А что за животное ты мне дал? Она же не пьёт молока! Попробуй, покажи ей молоко!»

И сюда же можно вспомнить русскую пословицу: «Обжёгшись на молоке, дуют и на воду».

Тема: «Пресмыкающиеся».

В повести М. Булгакова «Роковые яйца» одному учёному удалось создать аппарат, в котором под действием лучей особого спектра многократно ускорялся процесс роста и развития яйцеклеток различных организмов. Решено было направить в деревню аппарат вместе с партией куриных яиц для скорейшего выведения из них полноценных кур и петухов. Но случайно на станции перепутали партии товара и в деревню отправили не куриные, а крокодильи и змеиные яйца. От расплодившихся в провинции гадов нельзя было спастись ничем. И только зимние морозы положили конец победному шествованию пойкилотермных по нашей земле.

Тема: «Газообмен и регуляция дыхания»

В романе Жюля Верна «20000 льё под водой» описана сложная ситуация, в которой оказался «Наутилус», путешествующий подо льдами Арктики. Тогда лодка не смогла всплыть на поверхность, чтобы проветрить отсеки. Но ведь капитан Немо имел возможность производить из воды сколь угодно много кислорода! Однако, на борту не были предусмотрены аппараты для удаления из воздуха углекислого газа, повышение концентрации которого делало воздух непригодным для дыхания.

Тема: «Железы внутренней секреции»

В фантстическом романе А.Беляева «Человек, нашедший лицо» рассказывается про одного карлика-клоуна от рождения обладавшего уродливой внешностью. Оказалось, что недоразвитие частей тела и их гротескную форму объясняет недостаточная работа некоторых эндокринных желёз. После того, как некий доктор прописал герою чудодейственные гормональные препараты, к нему вернулась нормальная внешность. А своим врагам он отомстил потом, подмешав в пищу те же гормоны, от которых одни ожирели, а другие вытянулись, как жердь.

Тема: «Ожоги и обморожения»

В романе К.Симонова «Живые и мёртвые» есть эпизод, в котором описывается пленение группы немцев в ходе Сталинградского сражения. На лютом морозе из развалин выгоняют гитлеровцев. Один из них, выбираясь из подвала, опирается голыми руками о заледеневшие камни. Обмороженные пальцы у него отламываются и отлетают, как фарфоровые.

Классическое описание обморожения жидким кислородом можно встретить и в романе С.Лема «Солярис», когда воскрешённая планетой его покойная жена выпивает смертоносную жидкость.

Тема: «Сравнительная анатомия»

В последнем «Путешествии Гулливера» в страну гуигнгмов Джонатан Свифт довольно остро высмеял те условности, которыми человек стремится огородить себя от остальной природы - в частности, одеждой. Когда разумная лошадь случайно увидела Гулливера спящим без традиционного одеяния, она поразилась, насколько тот похож на местных полуживотных-полудикарей - йэху. И в принципе внешние различия заключаются лишь в наличии или отсутствии рубашки, панталон, камзола...

А о принципиальном сходстве внутреннего строения всех хордовых заявлял ещё Базаров в романе И.Тургенева «Отцы и дети», когда отвечал крестьянскому мальчику, для чего он будет резать лягушек.

Тема: «Экологическая взаимосвязь между организмами»

Фантастический рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» переносит нас в далёкое будущее, когда при помощи машины времени люди стали снаряжать охотничьи экспедиции в эпоху динозавров. Убивать разрешалось только тех особей, которые и так должны были бы неизбежно погибнуть под обвалом, падающим деревом, в трясине или упав со скалы. Это необходимо было для того, чтобы никоим образом не повлиять на эволюционные процессы. Но однажды один человек на охоте прошлого испугался и побежал, раздавив какую-то бабочку. А когда экспедиция вернулась в будущее, там всё изменилось. Ведь этой бабочки не хватило для выживания какой-нибудь птичке, а коли она умерла с голоду, её не съел возможный предок приматов и тоже изменил своё поведение и так далее... Короче, это повлекло за собой цепь событий, изменивших будущее.

Тема: «Пищеварение в кишечнике»

Книга Стивена Каллахэна «В дрейфе» рассказывает о трагическом путешествии автора через тихий океан. Потерпев крушение он был вынужден более семидесяти суток болтаться по волнам на надувном плоту практически без запасов пищи. Пресную воду он добывал из океанской при помощи опреснителя из комплекта спасения. Там приводится интересный момент, когда опреснитель наполовину вышел из строя, выдавая пресную, но загрязнённую частицами полимерной ядовитой краски воду. И путешественник, используя опыт своих предшественников, нашёл выход: он не стал её пропускать через всю пищеварительную систему, а сделал клизму. Ведь жидкость довольно активно впитывается в организм через стенки прямой кишки.

Тема: «Речь и мышление»

Мог ли Маугли из одноимённой сказки Р.Киплинга научиться говорить на языке животных? А спустя нескольких лет пребывания в джунглях овладеть человеческим языком? Автор утверждает, что люди не слышат и не могут издавать очень высокие звуки только потому, что не привыкли к этому. Но ведь есть физические ограничения, связанные со строением нашего слухового и голосового аппарата. К тому же, участки мозга, отвечающие за развитие речевых способностей, развиваются до определённого возраста, после чего, если человека не научили языку до этого, сделать это будет крайне сложно.

Тема: «Эволюционные взгляды Жана Батиста Ламарка»

Аналогичная ситуация складывается и с Тарзаном, героем одноимённой эпопеи Э.Берроуза. Но тут ещё несколько курьёзных моментов. Напомню: семья английского офицера погибает в джунглях Африки. Младенца выкармливает гигантская человекообразная обезьяна, обучая его всем премудростям жизни в лесу. Человекообразный отрок находит хижину своего отца и матери, видит там диковинные книги с картинками, непонятными значками-буквами под ними и... учится английскому языку по этим картинкам. Автор делает упор на то, что кровь потомственного джентльмена, лорда, берёт своё и побуждает человека делать неосознанные, но врождённые поступки: стремиться к знаниям, учению, интересоваться книгами, отвергать каннибализм как нечто противоестественное потомку знатного рода и так далее. Не правда ли, классический случай ламарковского упражнения? Если вы - учитель в десятом поколении, то ваш ребёнок будет стремиться учить других даже будучи лишённым всяческого воспитания.

Тема: «Деятельность бактерий»

Помните захватывающую повесть Майн Рида «Всадник без головы»? Сколько дней пробыл обезглавленный бедняга привязанным к седлу лошади? Ведь он должен был разложиться, распасться по костям, ведь казалось бы, в жарком климате благодать для деятельности гнилостных микроорганизмов. Но оказалось, что в этой стране не только жарко, но и очень сухо. Поэтому труп потерял много влаги и бактерии просто не успели разрушить ткани. Аналогичные случаи бывали и раньше с похороненными в песчаных или известковых почвах - они мумифицировались естественным образом.

Тема: «Экологические факторы»

В романе Станислава Лема «Фиаско» наша экспедиция прибывает на далёкую планету, населённую разумными существами, напрочь отказывающимися вступать в контакт с землянами. После ряда безуспешных попыток люди решаются на крайние меры, продемонстрировав силу: кавитировать (попросту уничтожить, заставить исчезнуть) местную луну. Здесь можно задаться вопросом: а что для нас вообще значит Луна? Только ли блестящий месяц на ночном небе? Дети должны перечислить все последствия исчезновения нашего спутника с орбиты.

Тема: «Органы чувств. Анализаторы»

В нескольких произведениях братьев Стругацких («Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Малыш», «Жук в муравейнике» и т.д.) в качестве персонажей фигурируют некие прогрессоры - люди, выполнявшие особую миссию: ускорять ход прогресса на обитаемых разумными существами планетах. У них, как упоминается (причём, вскользь), есть органы чувств, реагирующие, например, на радиационное излучение. Возможно, это результат естественной эволюции. Но возможно - и рукотворной.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24