Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ
был принят новый Трудовой кодекс
Российской Федерации, установивший с
1 февраля 2002 г. новые основы трудового
законодательства Российской Федерации.
Согласно ТК РФ государство перестает
рассматриваться как основной работодатель,
и ему предоставляются только функции
арбитра в отношениях между работодателями
и наемными работниками. Тем самым в
Российской Федерации установлены новые
основы трудовых отношений.
Среди положений, введенных ТК РФ,
можно выделить следующие нормы:
установление минимальной заработной
платы на уровне не ниже прожиточного
минимума (при этом переход на новые
правила установления минимальной оплаты
труда должен быть определен отдельным
федеральным законом);
установление ответственности работодателей
за несвоевременную выплату заработной
платы: за все время задержки должны
уплачивать пени (работник, в свою очередь,
имеет право отказаться от работы на
пятнадцатый день задержки выплаты
заработной платы за соответствующий
период с сохранением заработной платы
за все время отказа от работы);
изменение продолжительности основного
ежегодного отпуска, который после 1
февраля 2002 г. составляет 28 календарных
дней, а также изменения порядка его
предоставления (в частности, отпуск за
первый год работы может быть использован
работником по истечении шести месяцев,
а не одиннадцати, как было ранее);
обязательная компенсация за установление
работнику режима ненормированного
рабочего дня: в любом случае должен быть
предоставлен дополнительный отпуск
или предусмотрена дополнительная оплата
за переработку сверх нормальной
(сокращенной) продолжительности рабочего
времени;
изменение условий труда и оплаты труда
совместителей (совместительство может
иметь место у неограниченного числа
работодателей, но у каждого из них не
более четырех часов в день и шестнадцати
часов в неделю);
определение новых основ привлечения
работников к сверхурочным работам
(такие работы могут иметь место, в
частности, с письменного согласия самого
работника);
изменение правил предоставления
отдельных гарантий и компенсаций;
регулирование труда отдельных категорий
работников непосредственно ТК РФ.
При применении ТК РФ следует
иметь в виду, что Кодекс не исключает
возможности применения в некоторой
части ранее действовавшего законодательства.
При этом согласно ст.423 ТК РФ изданные
до 1 февраля 2002 г. законы и иные правовые
акты Российской Федерации, а также
законодательные акты бывшего Союза ССР
могут применяться только в той части,
в которой они не противоречат Кодексу.
Поэтому аудит расчетов по оплате
труда является одним из наиболее сложных.
Целью данной курсовой работы: изучения
аспектов аудита операций по оплате
труда.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
изучение и ознакомление с
трудовым законодательством и нормативной
базой расчетов по оплате труда и
налогообложению физических лиц;
проверка расчетов по оплате труда со
штатным и внештатным персоналом, в том
числе по прочим операциям с персоналом
и расчетам по возмещению материального
ущерба и операциям займа;
проверка правильности начисления и
уплаты налогов и внебюджетных платежей
по расчетам с физическими лицами.
В результате проведенного
аудита могут быть выявлены ошибки и
нарушения в учете расчетов по оплате
труда. Аудитору следует обратить внимание
администрации на выявленные нарушения
и дать рекомендации по их устранению.
Аудит операций по оплате
труда будет проводиться на материалах
ООО «111», сферой деятельности которого
является производство. Предприятие
относится к малым, среднесписочная
деятельность которого 60 человек.
Предприятие материалоемко, поэтому
расходы на оплату труда составляют не
более 1.5 процентов в себестоимости
продукции. Несмотря на это фонд оплаты
труда может влиять на финансовый
результат деятельности предприятия.
Поэтому проведение аудита позволит на
основании выявленных нарушений и
недостатков дать рекомендации, которые
будут иметь практическое значение для
проверяемого предприятия и позволят
определить степень их влияния на
достоверность бухгалтерской отчетности.
Теоретические аспекты аудита
операций по оплате труда
1.1. Цели и задачи аудита.
Целью аудита является установление
соответствия применяемой в организации
методики учета и налогообложения
операций по оплате труда и расчетов с
персоналом, действующим в Российской
Федерации в проверяемом периоде
нормативным документам, для того чтобы
выявить имеющиеся ошибки или нарушения
и степень их влияния на достоверность
бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита:
оценка существующей в организации
системы расчетов с персоналом и ее
эффективности;
оценка состояния синтетического и
аналитического учета операций по оплате
труда и расчетов с персоналом организации
в проверяемом периоде;
оценка полноты отражения совершенных
операций в бухгалтерском учете;
проверка соблюдения организацией
налогового законодательства по
операциям, связанным с расчетами по
оплате труда;
проверка соблюдения организацией
законодательства по расчетам с
внебюджетными фондами, по социальному
страхованию и обеспечению.
1.2. Программа аудита.
Аудиторская проверка должна быть
спланирована на основе достигнутого
аудиторской организацией понимания
деятельности экономического субъекта.
Целью планирования является организация
эффективной и экономически оправданной
проверки. На этапе планирования необходимо
определить стратегию и тактику аудита,
сроки его проведения; разработать общий
план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении
вышеуказанных работ должна руководствоваться
правилами (стандартами) аудиторской
деятельности: «Понимание деятельности
экономического субъекта» и «Планирование
аудита». В последнем пункте (2.2)
предусмотрено, что планирование, являясь
начальным этапом проведения аудита,
состоит в разработке общего плана аудита
с указанием ожидаемого объема, графиков
и сроков проведения аудита (табл.1), а
также в разработке аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур,
необходимых для формирования объективного
и обоснованного мнения о бухгалтерской
отчетности организации (табл.2).
Таблица 1
Общий план аудита операций по оплате
труда и расчетам с персоналом организации
Планируемые виды работ
Период проведения
Исполнитель
1. Аудит оформления первичных
документов
2. Аудит системы начислений
заработной платы
3. Аудит обоснованности льгот
и удержаний из заработной платы
4. Аудит тождественности
показателей бухгалтерской отчетности
и регистров бухгалтерского учета
5. Аудит расчетов по начислению
платежей во внебюджетные фонды
Таблица 2
Программа аудита
Перечень аудиторских процедур
Период проведения
Исполнители
Проверяемые документы
1. Аудит оформления первичных
документов
1.1 Определение степени
унификации первичных документов по
учету персонала и рабочего времени
Приказы о приеме на работу,
увольнении, перемещении, табели учета
использования рабочего времени,
личные карточки, коллективный договор
1.2 Проверка правильности
учета рабочего времени
Табели учета использования
рабочего времени, график – календарь
1.3 Проверка правильности
оформления расчетно-платежных
документов
2.5 Проверка правильности
расчета пособий, выплачиваемых за
счет средств ФСС РФ
Заявления работников на
выплату пособий, листки нетрудоспособности,
путевки на санаторно-курортное
лечение, счета организаций, оказывающих
услуги, расчетно-платежные ведомости,
личные карточки
2.6 Проверка правильности
определения совокупного дохода для
целей налогообложения физических
лиц
Личные карточки,
расчетно-платежные ведомости, сведения
о полученных доходах работников,
подаваемые в налоговую инспекцию
2.7 Проверка правильности
образования и корректировки резервов:
на предстоящую оплату отпусков
работников; на выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу лет; на
выплату вознаграждений по итогам
года
4.3 Проверка правильности
отнесения страховых взносов во
внебюджетные фонды на себестоимость
продукции (работ, услуг)
Журналы – ордера № 9, 10, 10/1,
10а, Главная книга
4.4 Проверка обоснованности
расходов организации по подготовке
и переподготовке кадров, правильности
отнесения таких выплат на себестоимость
продукции (работ, услуг)
Журналы – ордера № 10, 10/1,
10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная
книга, приказы, первичные документы
(договоры на обучение, акты о выполненных
работах)
5. Аудит расчетов по единому
социальному налогу и платежам во
внебюджетные фонды
5.1 Проверка правильности
исчисления единого социального налога
и страховых взносов во внебюджетные
фонды и своевременность их перечисления
по назначению
Разработочная таблица
«Сводка начисленной заработной платы
по составу и категориям работников,
учета расчетов с работниками по
страхованию и распределение заработной
платы (с вкладным листом)», журналы –
ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13,
15, отчетные декларации по расчетам с
органами социального страхования и
обеспечения
1.3. Подготовка рабочей
документации аудита.
Цель подготовки рабочих документов
– это документальное подтверждение
того, что проверка была должным образом
спланирована, реализация плана аудиторами
ежедневно контролировалась и в ходе
аудита подвергалась рассмотрению, что
при необходимости выполнялись
соответствующие исследования.
Правилом (стандартом) аудиторской
деятельности «Документирование аудита»
(п. 2.1б) предусмотрено описание
использованных аудиторской организацией
процедур и их результатов. На аудит
операций по оплате труда составим
описание аудиторских процедур (табл.
3).